Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемkljajjnfelder.ucoz.ru
1 Не так далеко, у нас в России … Жизнь выдающегося лингвиста А.А.Шахматова
2 Удивительны и неповторимы места Саратовского края! Сколько в них красоты, простора и величия ! Но не только своей природой богат наш край. Богат он и выдающимися людьми, которые своей жизнью и деятельностью внесли огромный вклад в развитие русской науки. Есть в Татищевском районе маленькое село Губаревка. Связано оно с именем выдающегося лингвиста Алексея Александровича Шахматова
3 В 1864 г. родился в России великий филолог Алексей Александрович Шахматов. Что день этот, 5 июня 1864 г., подарит миру будущего великого ученого, никто, конечно, предполагать не мог. Но матери его, Марии Федоровне Шахматовой, привиделось во сне: у нее будет сын и он прославится на весь мир...
4 Местом его рождения была Нарва. Семья, в которой начинается жизнь Алеши, отличалась многими завидными качествами: в ней царили любовь и взаимное понимание. Мать Алеши, Мария Федоровна, очень воспитанная и образованная женщина, с раннего детства увлеченно изучала европейские языки. Отец будущего ученого, Александр Алексеевич, имел высшее юридическое образование и был горячим сторонником освобождения крестьян. Александр Алексеевич Шахматов
5 Первые годы жизни мальчика пробегают в частых переездах родителей. В связи служебных отъездов мужа Мария Федоровна с детьми Алешей и старшей дочерью Женей уезжает в село Губаревку Саратовской губернии на родину родителей мужа, в имение его брата Алексея Алексеевича Шахматова. Из 56 лет, прожитых Шахматовым, 47 связаны с Губаревкой.Губаревкой Ольшатник в долине с. Губаревка
6 Алексей Алексеевич, на редкость жизнерадостный человек, серьезно занимается музыкой, сам сочиняет романсы и с приездом племянников пишет для них шуточные музыкальные пьески. Это, несомненно, повлияло на формирование мировоззрения мальчика. А природа… она также благоприятно повлияла на него. Алёша очень многим интересовался, учился с громадным удовольствием, много читал и был развит не по годам. Кроме четырёх языков он изучал географию, историю и естественные науки. Ручей в балке с. Губаревка
7 В феврале 1875 года А. Шахматов поступает в Московскую частную гимназию Ф.И. Креймана. Но гимназическим стараниям А. Шахматова суждено было длиться недолго. Заболевшего корью, истосковавшегося по дому, мальчика уже в мае возвращают в Губаревку. Я вообще люблю, признается он в четырнадцать лет, всякое семейство, люблю эту семейную, блаженную гармонию, обожаю начала, на которых зиждется семья...
8 Летом 1876 года, взяв с собой крепко привязавшегося к нему за эти годы Алешу, А.А. Шахматов уезжает для лечения за границу. В Мюнхене мальчик не прекращает обычной напряженной работы. В январе 1879 года он переходит учиться в Московскую 4-ю гимназию. Юный А. Шахматов решает приняться за собственное исследование о происхождении индоевропейских слов. Ему представляется, что языковые процессы обусловлены преимущественно особенностями психики и быта древних носителей языка. Поэтому и названия главам своего труда гимназист 4-го класса дает особые: О человеке, О земле. Несколько наивные представления о языковых процессах совмещаются с серьезной попыткой обосновать истоки фонетических различий слов в различных языках. Законченный, что называется, на одном дыхании труд, А. Шахматов показывает учителю английского языка Ходжецу; он находит сочинение гимназиста весьма оригинальным и решает познакомить его автора с доктором истории всеобщей литературы Московского университета Н.И. Стороженко.
9 После беседы с гимназистом А. Шахматовым Н.И. Стороженко передает его ученое сочинение доктору сравнительного языковедения В.Ф. Миллеру. Пораженный серьезностью работы, В.Ф. Миллер, восклицает: Николай Ильич! И вы думаете, что все это написал мальчик? Никогда! Откуда это заимствовано, определить не могу, но пятнадцати-, даже двадцатипятилетний человек, уже кончивший университетский курс, и тот так не напишет... Миллер Всеволод Федорович
10 Летом 1879 года Шахматов изучает славянские языки, много читает по-санскритски, знакомится с произведениями Нестора. В.Ф. Миллер советует ему предпринять изучение языка только что переизданного несторовского произведения Житие Феодосия и сравнить этот язык со старославянским. Вскоре в ученых кругах начинают поговаривать о том, что издание Жития Феодосия 1879 года имеет довольно много неточностей и что будто бы (в это трудно поверить) к такому выводу пришел какой-то мальчик... Все проясняется, когда в 1881 году в берлинском журнале Архив славянской филологии семнадцатилетний гимназист А. Шахматов публикует свою первую научную работу К критике древнерусских текстов (о языке Жития Феодосия). Именно он сумел увидеть то, чего не дано было разглядеть в публикации памятника никому из маститых ученых. А. Шахматову удалось обнаружить более 600 случаев отступления от оригинала в печатной копии.
11 В напряженном труде быстро пробегают гимназические месяцы, и весною 1883 г. среди золотых памятных досок гимназии появляется еще одна: Шахматов Алексей. С серебряной медалью. Осенью 1883 года, его мечта сбывается. Став студентом историко- филологического факультета Московского университета, А. Шахматов получает возможность целенаправленно, систематически работать под руководством знаменитых ученых-филологов, которыми в тот период славилось на весь мир это учебное заведение: Ф.Е Корша, Н.С. Тихонравова, Н.И. Стороженко, Ф.Ф. Фортунатова.
12 Фортунатов Филипп Фёдорович Стороженко Николай Ильич Тихонравов Николай Саввич Корш Федор Евгеньевич
13 Именно А. Шахматову-студенту принадлежит честь первым в русской науке о диалектах составить и разослать на места такую программу. Благодаря этому у Шахматова накапливается вскоре богатый личный фонд диалектных явлений. Весной 1887 года Совет Московского университета, отмечая блестящие способности А. Шахматова и ценность его научного исследования, присваивает ему звание кандидата.
14 По традиции, с успешной сдачей магистерских экзаменов соискателю профессорского звания поручается чтение двух пробных лекций на историко- филологическом факультете университета. Ученый, не задумываясь, избирает темой первой лекции анализ состава Повести временных лет Успех пробных лекций окончательно определяет решение Московского университета с осени 1890 года оставить А.А. Шахматова в должности приват-доцента ( в дореволюционной России ученое звание внештатного преподавателя высшей школы) и предложить ему курс лекций по русскому языку.
15 В соответствии с указом правительства с лета 1891 года в русской деревне вводится особая должность земского начальника. В начале января Шахматов уезжает в Саратов, чтобы начать подготовку к новой должности. Прибыв в знакомую с детства губернскую столицу, Шахматов вскоре избирается в Саратовское уездное земское собрание в качестве земского начальника деревни Губаревка Вязовской волости. С увлечением Алексей стал изучать крестьянский быт и формы крестьянского землевладения. Пруд в с. Губаревка
16 1891 год оказался неурожайным, и для пострадавшего населения потребовалась продовольственная помощь. В 1892 году Саратовскую губернию посетила холера и там начались холерные беспорядки. Всецело отдаваясь сложным обязанностям земского начальника, Шахматов только осенью 1892 года нашёл время для написания диссертации, напечатанной в начале 1893 года в « Русском филологическом вестнике».
17 В декабре 1894 года Шахматов переехал в Петербург. Первые годы его академической деятельности были почти всецело посвящены работе над Словарем русского языка. В 1895 году изучал говоры Мещерского и Мосальского уездов Калужской губернии. 3 мая 1897 года избран экстраординарным академиком, а 4 декабря 1899 года – ординарным академиком. 16 ноября 1900 года был избран членом Археографической комиссии, где стал работать над изданием летописей.
18 В марте 1899 года Алексея Александровича назначили директором 1 отделения Библиотеки Академии наук. Для подготовки издания Двинских грамот ХV века ездил в Архангельск и Холмогоры. С 1905 по 1906 годы изучал мордовский язык в двух селах Саратовского уезда. В 1908 году был приглашен историко- филологическим факультетом Санкт- Петербургского университета читать лекции по русскому языку. 18 октября происходит первая встреча А.А.Шахматова со студентами. Вступительная лекция производит на слушателей захватывающее впечатление. Шахматов подчеркивает, что история языка в состоянии представить картину исторического развития народа, но решить эту задачу можно лишь при тщательных наблюдениях над говорами и памятниками письменности, а также современным живым языком.
19 В летний отпуск 1917 года Алексей, как всегда, ездит в деревню. Но неожиданно приходит телеграмма из столицы. Академия наук срочно требует его приезда в Петербург. 2 сентября 1917 года принимается решение об эвакуации рукописей древних книг и архивных материалов. Подготовка и организация вывоза этих фондов ложится на плечи Алексея Александровича. 10 октября пять вагонов с книгами отправляются «на родину» А.А.Шахматова – в Саратов. Научное сокровище надежно укрывается под крышей Саратовского университета, об открытии которого ученый в свое время так настойчиво хлопотал.
20 Летом 1919 года Шахматов приступил к написанию огромного труда Синтаксис русского языка, ставшего в дальнейшем выдающимся лингвистическим исследованием, без знания которого даже в наши дни невозможно научное изучение синтаксиса русского языка. В русской лингвистике до Шахматова не было подобного труда, в котором бы русский синтаксис представал перед читателем в таком разнообразии синтаксических конструкций. Синтаксис русского языка остался незаконченным.
21 Даже в последние часы перед смертью А. А. Шахматов проявляет поразительную силу воли. Истинно великий ученый, необычайно сильной воли человек, он в последние минуты жизни более всего стремится сохранить способность к ясному мышлению, активному восприятию мира. Но бушевавшие в этом человеке прежде, казалось, неисчерпаемые жизненные силы скоро совсем угасают: он умирает на рассвете, когда над любимой им Россией рождается новый день 16 августа 1920 года. Алексей Александрович Шахматов был похоронен на Волковском кладбище в Петрограде.
22 21 января 1921 года, с целью увековечения памяти Алексея Александровича Шахматова, Академия наук обращается в Совет Народных Комиссаров с ходатайством о национализации имения академика в селе Губарёвка и превращении его в дом отдыха для работников Академии. Мемориальная доска при въезде в с. Губаревка
23 Губаревка сегодня Не так далеко, у нас в России… Страничка истории прежних времен. И видишь ты небо, поля золотые И золото русских имен.
25 Наследие Шахматова продолжает служить российской науке, помогая ее развитию, движению вперед и в наши дни.
26 Литература и интернет - ресурсы 1.Letopisi.Ru 2.tatiskray.narod.rutatiskray.narod.ru 3.outdoors.ruoutdoors.ru 4.ccrussia.orgccrussia.org 5.Википедия 6.Энциклопедия Саратовского края. Саратов, Приволжское книжное издательство, 2002 г.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.