Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.schsite.ru
3 8 (19) – 4 (15) Первый русский учёный- естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, основоположник молекулярно- кинетической теории. В его честь назван Московский государственный университет. Первый русский учёный- естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, основоположник молекулярно- кинетической теории. В его честь назван Московский государственный университет.
4 Биография
5 М.В. Ломоносов родился в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в довольно зажиточной семье крестьянина- помора Василия Дорофеевича и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор Елены Ивановны Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но "в крайнем невежестве воспитанный". Мать Ломоносова умерла очень рано, когда Ломоносову было девять лет. После смерти жены отец женился дважды. Последняя жена оказалась для Ломоносова «злой и завистливой мачехой» Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но "в крайнем невежестве воспитанный". Мать Ломоносова умерла очень рано, когда Ломоносову было девять лет. После смерти жены отец женился дважды. Последняя жена оказалась для Ломоносова «злой и завистливой мачехой»
6 В начале XVIII века семья Ломоносовых имела средний достаток. Она располагала сравнительно крупным земельным наделом - около 67 кв. сажен, но главным источником благосостояния являлся морской промысел.. Лучшими моментами в детстве Ломоносова были его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом Ломоносов ходил как в дальние плавания - в Северный Ледовитый океан - к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние - до Соловецких островов. Нередкие опасности, плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: "вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше - всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора". Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых и доселе немало сохранилось на севере.
7 Ещё от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению; позднее она, по-видимому, была поддержана в нём поморами-старообрядцами. Рано зародилось в Ломоносове сознание необходимости "науки", знания. "Вратами учёности" для него делаются откуда-то добытые им книги: "Грамматика" Смотрицкого, "Арифметика" Магницкого, "Стихотворная Псалтырь" Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.
8 Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. Получив паспорт 18 декабря (7 декабря по старому стилю) 1730 года, молодой помор в начале января 1731 прибыл в Москву.
10 Обучение Ломоносова
11 Ломоносов скрыл свое крестьянское происхождение и поступил в "Спасские школы" - так называлась в то время Славяно-греко-латинская академия. Благодаря природному уму, большому таланту и огромному трудолюбию, Ломоносов, несмотря на тяжелое материальное положение и настоятельное требование отца вернуться обратно, смог за время пребывания в академии овладеть точными и гуманитарными науками.
12 В ноябре 1735 среди лучших учеников он отправился в Петербургскую Академию наук, а в 1736 в Марбургский университет (Германия) для дальнейшего обучения горным наукам и металлургии. 3 года в Марбурге Ломоносов учился у знаменитого в то время в Европе ученого- энциклопедиста Христиана Вольфа, познакомился с математическим методом, в это же время изучал химию и физику, и не оставлял и своих литературных занятий.
13 В 1739 для продолжения обучения горным наукам Ломоносов прибыл во Фрайбург к И.Ф. Генкелю. Здесь же, узнав о победе русских войск над Турцией, написал большое литературное произведение - "Оду на победу над турками и на взятие Хотина 1739 года", которая, по словам Белинского, положила начало русской литературы. Однако пребывание во Фрайбурге осложнялось нерегулярной отправкой из Петербурга средств на содержание русских студентов. Мелочная опека и слежка за перепиской со стороны Генкеля привели Ломоносова к решению вернуться на родину. Сразу сделать это ему не удалось, и он почти год скитался по Германии и Голландии. Только в июне 1741 Ломоносов прибыл в Петербургскую Академию наук.
14 Академия наук
15 30-40 года были самым неустойчивым и противоречивым временем в истории Академии, когда интересы науки приносились в жертву частным интересов людей, возглавляшим ее. Многие видные ученые покинули Академию, а всеми делами заправлял правитель Канцелярии И.Д. Шумахер, борьба с которым, видимо, подорвала здоровье Ломоносова.
16 В результате интриг Шумахера Ломоносов был арестован и отправлен под 8-месячный арест ( ), где серьезно заболел. Однако, несмотря на тяжелое материальное положение, болезнь и моральные унижения, он продолжил свои научные занятия и подготовил несколько работ, в которых развивал свои естественнонаучные и философские взгляды. Он также собрал материалы для написания "Риторики" и приступил к составлению ее первого варианта.
17 В середине 40-х, когда Ломоносов стал известен в правительственных кругах как авторитетный эксперт по проведению серьезных аналитических исследований, он смог наконец получить звание профессора химии, представив на суд академиков диссертацию "О металлическом блеске" (1745). С упрочением материального положения Ломоносов обзавелся наконец собственным домом и участком (на набережной Мойки), где построил мозаичную лабораторию, небольшую астрономическую обсерваторию и лабораторию для химических исследований (1757).
18 Работая в химической лаборатории, Ломоносов достиг значительных успехов в изготовлении прозрачных стекол и добился разрешения на постройку в окрестностях Ораниенбаума (совр. Ломоносов) в деревне Усть-Рудица специальной фабрики цветного стекла (1752)[8]. Несмотря на то, что слава Ломоносова, как ученого и поэта, росла, его материальное положение всегда оставалось тяжелым.
19 Педагогическая и общественная деятельность Став адъюнктом, Ломоносов уже в стал выступать с публичными лекциями по естественной истории, физике и химии, причем с на русском языке. Он также предложил увеличить число учащихся гимназии при Академии за счет студентов семинарий, которые потом могли бы стать слушателями Университета.
20 Идея университета
21 В 1754, опираясь на поддержку фаворита императрицы Елизаветы мецената графа И.И. Шувалова, Ломоносов выступил инициатором создания русского университета, предполагая возможность поступления в университет представителей податных сословий. Глубоко продумал он и систему обучения в университете, предусматривая организацию трех факультетов (философского, юридического и медицинского) без включения богословского, настаивая на невмешательстве церковных властей в преподавание и обсуждение научных трудов профессоров и студентов.
22 5 мая (26 апреля по старому стилю) 1755 был открыт Московский университет. Заветным желанием Ломоносова-педагога было создание независимого от Академии наук Петербургского университета. Он разработал структуру и систему управления университета: расширил программу университетского преподавания, ввел новые предметы, а необходимым условием успешной деятельности считал автономное правление во главе с проректором, избираемым из числа профессоров. Однако его усилия оказались тщетными и только в 1819, через 54 года после смерти ученого, состоялось открытие университета в Санкт-Петербурге.
23 Последние годы жизни
24 В 1758 Ломоносову было поручено заведование Географическим департаментом, Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией при Академии наук. Географический департамент занимался составлением "Атласа Российского", и Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для его составления.
25 Другим значительным вкладом в науку можно считать сочинение Ломоносова "О сохранении и размножении российского народа" (1761), где ставился вопрос о ряде законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство. В 1760 Ломоносов был единогласно избран почетным членом Шведской академии наук.
26 Но несмотря на то, что его научные успехи получили признание не только в России, но и за границей, положение ученого в Академии оставалось чрезвычайно тяжелым. Его смелые начинания вызвали недовольство чиновников Академии и высокопоставленных вельмож. Большие страдания приносила и обострившаяся болезнь. Поэтому в июле 1762 года Ломоносов подал прошение об отставке. Отставку приняли, но тут же отменили, и до конца жизни, несмотря на происки врагов, ученый сохранял за собой руководство Географическим департаментом.
27 В середине 1764 незадолго до смерти Ломоносов написал "Краткую историю о поведении Академической канцелярии в рассуждении ученых людей и дел с начала сего корпуса до нынешнего времени", в которой раскрыл причины неудовлетворительного состояния Петербургской академии. Огромная научная и организационная деятельность, постоянная борьба и тяжелая болезнь истощили силы ученого и 15 апреля (4 апреля по старому стилю) 1765, в 5 часов вечера, простившись с женой и дочерьми, Ломоносов скончался на 54-м году жизни.
28 Могила М.В. Ломоносова
29 «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник» А.С. Пушкин
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.