Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемpolitpriklad.net.ru
2 Лекция 3. Научное чтение темы А.Сунгуров. Курс «Технология научной деятельности»
3 September 26, Вчитываться в область интереса 4 Вполне возможно, что вы сначала сочтете интересной тему 4 Которая при более глубоком занятии ею 4 Покажется вам неинтересной 4 Так как она слишком скучна или недоступна 4 Выбор темы – это процесс поиска, 4 В ходе которого происходит процесс медленного приближения к самой теме 4 Ограничивает ее и постепенно конкретизирует
4 September 26, Чтение - важнейшая предпосылка этого процесса 4 Но чтение занимает время, а его так мало! 4 Поэтому нужно использовать определенные стратегии чтения 4 Очень важно научиться отличать важное от неважного 4 Важно научиться ставить вопросы, на которые ищите ответы в книге 4 Научиться делать быстрый обзор 4 Пробегать глазами тексты
5 September 26, Структура презентации 4 1. Предварительная проверка книг 4 2. Изучающее чтение Достижение понимания аргументации Интенсивная проработка важных частей текста Закрепление результатов
6 September 26, Предварительная проверка книг 4 Прежде чем взяться за основательную проработку книги, 4 Следует составить представление как об содержании, 4 так и ожидающих вас трудностях 4 Важную информацию можно получить из следующих данных и составных частей книги
7 September 26, Заголовки и подзаголовки 4 Так как издательства хотят продавать книги, заголовки формулируются и с учетом их продажи 4 Подзаголовок может компенсировать дезинформацию в названии Автор (авторы) 4 Если читатель как то ориентируется в сфере исследования 4 Имена авторов должны характеризовать содержание книги, теоретические подходы 4 И политические позиции автора
8 September 26, Тип книги 4 Сборники или монографии 4 Часто сборники статей являются сборниками материалов конференций 4 Как правило, эти статьи различаются по качеству Издательство 4 Некоторые издательства имеют определенную политическую ориентацию 4 Лишь немногие концентрируются на политологической литературе 4 И еще меньше- могут быть гарантами качества
9 September 26, Серия 4 Если книги издаются в рамках определенных серий 4 То их качество может зависеть от редакторов серий 4 Можно учитывать также, что редакторы символизируют определенную научно- теоретическую или научно-политическую ориентацию Год издания 4 Если вам важны исторические события или теоретические циклы, то дата издания важны 4 Важно также отметить время первой публикации
10 September 26, Тираж 4 Политологическая литература обычно выходит малыми тиражами – до 1000 эк. 4 Большой тираж и переиздания свидетельствуют, что книга читаема, может служит образцом, или является научно-популярной 4 При критическом анализе и цитировании стоит пользоваться новейшей публикацией – могут быть сделаны изменения
11 September 26, Текст на суперобложке 4 Можно найти написанную автором, то есть правдивую краткую информацию 4 О теме книги, обсуждаемых вопросах и об авторе Оглавление 4 Дает информацию о структуре книге и о ее тематических направлениях 4 Часто можно понять и методический подход
12 September 26, Предисловие (аннотация) 4 В них также должно быть отражено содержание книги 4 Иногда предисловие пишет кто-то из известных ученых, «представляя автора» Введение 4 Вов ведении должна обсуждаться постановка проблемы. То есть и ограничение темы, объяснение научно-методологического подхода, структуры книги 4 Так как введение может занимать несколько страниц, 4 К нему обращаться стоит, если есть подтвержденное предположение о интересе книги для вас.
13 September 26, Выводы 4 Выводы, если они есть, следует прочитать прежде всего 4 Знание намерений автора способствует целенаправленному и 4 Быстрому, схватывающему смысл, чтению Указатель имен и понятий 4 Быстрое ознакомление с указателем дает представление о темах (понятиях) и авторах. 4 Указатель очень полезен для целенаправленного поиска 4 Например, имена или темы
14 September 26, Аппарат примечаний 4 Можно сделать вывод. На какие материалы опирается автор (первичные источники, вторичный анализ) 4 Учитывается ли новая литература, прежде всего иностранная? 4 Знакома ли мне цитированная литература? 4 Используются ли неизвестные источники и документы? 4 Насколько надежны источники, на которые ссылается автор? 4 Наличие примечаний – как правило индикатор качества публикации
15 September 26, Указатель литературы 4 Справедливо все, что для примечаний 4 Однако, сегодня при помощи компьютера легко составить обширные списки 4 Но они не всегда значат, что автор с ними действительно имел дело.
16 September 26, В итоге вы должны смочь дать оценку книге с точки зрения того 4 1. Рассматриваются ли в ней интересующие вас вопросы так, что ее предстоит прочитать внимательно 4 2. Имеются ли указания и сведения, которые следовало бы использовать, а для этого занести в письменном виде в свою картотеку
17 September 26, Список приоритетов 4 Беритесь за чтение и проработку книги 4 Только при условии, что вы полностью убеждены в ее полезности и нужности 4 В ином случае лучше расширить спектр книг, проверенных с содержательной точки зрения, 4 Чтобы вы смогли из ряда бегло просмотренных книг выбрать то, что вам действительно нужно. 4 А для этого полезно составить приоритетный список из возможных вариантов
18 September 26, Изучающее чтение состоит из трех этапов обработки Достижение понимания аргументации автора Интенсивная проработка важных частей текста Результаты этой работы с тестом фиксируются письменно.
19 September 26, Достижение понимания аргументации Реконструкция аргументации 4 Начинаете с курсорного чтения, пробегая книгу глазами 4 При этом смутно понимаете или вообще не понимаете ее содержание 4 Вы хотите получить ответы на такие вопросы, как: 4 Что тает текст для понимания моей проблемы, для постановки вопросов? 4 Насколько труден текст? (слишком ли он прост или слишком труден?)
20 September 26, Каково соотношение между степенью трудности и значимости темы? 4 Слишком трудные тексты стоит «прогрызать» только в особых случаях 4 Как правило иногда стоит начать с более простого текста 4 Здесь поможет ваш список приоритетов – беритесь за следующую позицию 4 Возможно, повезет больше
21 September 26, В чем центральная идея текста? 4 Представляется ли она хорошо обоснованной? 4 Какой теоретико-методический подход избрал автор? 4 (Изучение текста будет очень трудным, если до сих пор не был накоплен опыт теоретической работы и овладения специальными методами исследования) 4 Какую политическую позицию занимает автор? 4 Если после предварительной проверки и курсорного чтения еще нельзя ее определить, следует привлечь словарь или справочник «Кто есть кто?»
22 September 26, Интенсивное чтение 4 Это процесс усвоения изложенного материала 4 Так как материал может быть 4 Простым, прозрачным и красочным 4 Или тяжелым, однотонным и громоздким 4 То следует соответственно варьировать и поведение в качестве читателя 4 Здесь стоит учитывать два правила
23 September 26, Чем менее вы знакомы с предметом и избранной темой 4 Тем шире и обстоятельней вы должны изучать избранные тексты 4 Если вы сконцентрируетесь на небольшом фрагменте, 4 от вас могут ускользнуть важные теоретические и методические предпосылки эмпирические детали 4 Именно начинающим стоит прорабатывать важные книги целиком
24 September 26, Чем больше вы вошли в тему 4 И чем яснее ваши постановки вопросов, тем более целенаправленно, учитывая только отдельные главы, вы можете и должны читать 4 Но и на продвинутой стадии обучения 4 Существуют книги, которые стоит прорабатывать целиком
25 September 26, В процессе интенсивного чтения рекомендуется ставить такие вопросы: (Фон Алеман, Фордран, 1990) 4 Какое решение проблемы предложил бы я? 4 Стал бы я аргументировать точно также, как это делает автор? 4 Что я уже знаю о рассматриваемой проблеме? 4 Совпадает ли сформулированный тезис с моими прежними знаниями? 4 Как следовало бы продолжать аргументацию? 4 Какое значение имеет этот тезис для других тем?
26 September 26, Вопросы в процессе инт. чтения 4 Употребляются ли понятия автора единообразно, и определены ли они ясно? 4 Какие методы исследования использовал автор? 4 Возможны ли были лучшие? 4 На какие вопросы не был дан ответ в результате изучения? 4 Какие элементы в структуре высказываний автора не были приняты мною и с каким обоснованием? 4 Возможны были бы и другие вопросы.
27 September 26, На первой ориентирующей фазе чтения следует обратить внимание 4 Что хотя вы и читаете активно, т.е. задавая вопросы к тексту 4 Вы не должны задерживаться на не вполне понятных разделах и высказываниях 4 Помечайте их маркером или мягким карандашом, чтобы потом их легко найти
28 September 26, Юнне (1976 г.) предлагает такие знаки для маркировки: 4 Важные понятия, высказывания или предложения следует подчеркивать или окрашивать 4 Неясные пункты – знак вопроса 4 Особо верные пункты – восклицат. знак 4 Расплывчатые, неясные формулировки, вызывающие несогласие – волнистая линия 4 Помечать крестом места, считающиеся ошибочными
29 September 26, Знаки для маркировки При необходимости уточнить стрелкой отношения участков текста друг к другу 4 Выделить важнейшие структурные пункты 4 Помечать фрагменты по краю и писать соответствующие заглавные слова 4 Нумеровать по краю перечисления аргументов 4 Текст в целом структурировать так, чтобы ход мыслей был по возможности более четким оптически ясным.
30 September 26, Интенсивная проработка важных частей текста 4 Работа с фрагментами теста, которые при первом чтении были не понятны или которые показались вам особенно важными и интересными 4 На этой фазе изучающего чтения вы должны прежде всего ставить такие критические вопросы ключевым частям текста
31 September 26, Ключевые вопросы, качающиеся 4 Точного определения и значения ключевых понятий (например, власти, легитимности, интересов, суверенитета) 4 Активных базисных элементов, которые могут быть определены, например, как конкретные личности, роли, позиции (классы) или коллективные субъекты (государство) 4 Важных гипотез, коль скоро имеется утверждение о взаимосвязи между базисными элементами
32 September 26, Ключевые вопросы, качающиеся 4 Оценивающих высказываний, которые могут быть сформулированы открыто или подразумеваемо и в этом случае только косвенно поняты из текста 4 Логических противоречий в аргументации – соответствует ли высказывание А высказыванию Б? 4 Достоверности гипотез и их обоснованности – существуют ли обратные примеры? 4 Следствия для запланированной темы домашней работы 4 Иногда стоит сделать вторую попытку понимания позже
33 September 26, Закрепление результатов 4 Две цели изучающего чтения: 4 1. Текст должен быть усвоен 4 2. Следует его критически осмыслить, и эти результаты снова могут быть применены в рамках научной работы 4 Для достижения первой цели раньше студенты выписывали важные фрагменты в блокнот иди конспектировали почти дословно 4 Ноутбуки и ксероксы принесли новые техники 4 Теперь главное – пометки и систематизация копий фрагментов текста 4 А также делать краткое резюме
34 September 26, При письменной фиксации результатов работы с текстом 4 Следует обратить внимание на 4 1. Критические замечания относительно теории, метода, эмпирического материала и его интерпретации, использованной литературы, способа аргументации 4 2. Побудительные мотивы к построению новых гипотез, структурированию собственной аргументации, запланированному методическому подходу 4 3. Указания на еще неизвестную литературу и источники
35 September 26, Следует делать пометки 4 Не только по важным словам, касающимся содержания и критики текста 4 Но также и о собственных идеях, ассоциациях и постановках вопроса, возникающих при чтении, 4 даже если они не имеют непосредственного отношения к данному тексту 4 Часто чтение эффективно не потому, что в тексте есть что-то важное для нас, 4 А потому, что чтение вызывает ассоциации и стимулы, образы, которые могут помочь читателю гораздо больше, чем сам текст
36 September 26, Следующая лекция этого цикла 4 Будет посвящена поиску литературы и материала 4 А пока – скалы над Катунью…
37 September 26,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.