Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемaeer.cctpu.edu.ru
1 SADT-МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дворецкий С.И., Муратова Е.И., Федоров И.В. У А Р Р1 У2 Р2 У3 Р3 С1 С2 С У21
2 Содержание доклада 1.Подготовка к инновационной деятельности – почему это важно? 2.Взаимосвязь понятий «компетенция», «компетентность» и «готовность к профессиональной деятельности». 3.SADT-методология – краткая информация. 4.Два подхода к построению функциональных моделей подготовки специалистов инновационного типа. 5.Примеры IDEF0-диаграмм различных уровней. 6.Оценка возможностей SADT-методологии повышении качества подготовки специалистов.
3 Определение инновационной деятельности «Инновационная деятельность – процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности». Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» (1999 г.)
4 Определение понятия «инновационная деятельность» для различных ступеней подготовки Бакалавр техники и технологии деятельность по изучению, поиску, апробации, внедрению и распространению технических и технологических инноваций. Специалист деятельность по изучению, поиску, конструктивной и технологической разработке, апробации, внедрению и распространению технических и технологических инноваций. Магистр техники и технологии деятельность по изучению, поиску, апробации, внедрению и распространению технических и технологических инноваций, коммерциализации результатов выполненной НИР. деятельность по изучению, разработке и внедрению педагогических инноваций и трансферу результатов НИР в учебный процесс.
5 Взаимосвязь понятий «компетенция», «компетентность» и «готовность к профессиональной деятельности» Компетенция – способность и готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетенция – подтвержденная готовность индивида (специалиста) использовать весь свой потенциал (знания, умения,опыт и личные качества) для успешной деятельности в определенной области, сознавая свою ответственность за ее результаты. Компетентность – сочетание производственной квалификации с социальным поведением. Готовность – практико-ориентированная компетентность. Готовность к инновационной деятельности – сформированность у выпускников технического вуза системы мотивов, знаний, умений, навыков, профессионально и личностно значимых качеств, необходимых для разработки и внедрения технических (педагогических) инноваций.
6 SADT (Structured Analysis and Design Techique) – методология структурного анализа и проектирования Функциональный блок (Activity Box) Интерфейсная дуга (Arrow) Декомпозиция (Decomposition) Туннелирование (Arrow Tunnel) Глоссарий (Glossary) Функциональный блок АО Выход Вход Управление Механизм IDEF0 (Integration DEFinition) – методология функционального моделирования
7 IDEF0-диаграмма процесса формирования компетентности будущих специалистов в области инновационной деятельности (ИД ) ГОС ВПО Специалист инновационного типа Потенциал конкретного вуза Абитуриент Сформировать профессиональную компетентность будущих специалистов в области ИД АО
8 Профессиональная компетентность Базовые (ключевые) компетенции Общепрофессиональные компетенции Профессионально-профилированные компетенции Специальные компетенции Профессиональная компетентность
9 IDEF0-модель формирования отдельных типов профессиональных компетенций У3У4 Сформировать базовые (ключевые) компетенции 1 Сформировать общепрофес- сиональные компетенции 2 У1У2 Р4 А С2, С3 С1 Сформировать профессионально- профилированные компетенции 3 Сформировать специальные компетенции 4 Р3Р2Р1
10 Взаимосвязь компетенций бакалавра, специалиста и магистра Кластер специальных компетенций бакалавр Кластер общепрофессиональных компетенций Компетенции специалиста Компетенции бакалавра Компетенции магистра Кластер специальных компетенций специалиста Кластер общепрофессиональных компетенций Кластер ключевых (базовых) компетенций Кластер специальных компетенций магистра
11 IDEF0-модель формирования блока специальных компетенций магистра техники и технологии У1 А1 У2 У3 С3.1 Сформировать компетентность в области менеджмента ИД 1 3 Сформировать компетентность в области технических и технологических инноваций 2 Сформировать компетентность в области педагогических инноваций 3 С3.2 Р3 Р2 Р1
12 Модель формирования кластера компетенций менеджмента инновационной деятельности С3 Уметь принимать решения и управлять инновационными процессами в условиях неопределенности 1 Уметь разрабатывать программы организации ИД 2 Уметь организовывать коллектив исполнителей для выполнения инновационных проектов 3 Уметь позиционировать и коммерциализировать новый продукт (технологию) 4 У1У2У3У4 Р1Р2Р3Р4
13 IDEF0-модель формирования готовности бакалавров, дипломированных специалистов и магистров к ИД Сформировать готовность бакалавра к ИД Сформировать готовность инженера к ИД Сформировать готовность магистра к ИД У У1 А Р Р1 У2 Р2 У3 Р3 С1 С2 С
14 Готовность к инновационной деятельности Эмоционально- волевой Когнитивный Информационный Операциональный Мотивационный Компоненты готовности к инновационной деятельности
15 Модель формирования компонентов готовности будущих специалистов к инновационной деятельности Сформировать мотивационный компонент готовности к ИД 1 Сформировать эмоционально- волевой компонент готовности к ИД 2 У1 У2 А Р1 С2 Сформировать когнитивный компонент готовности к ИД 3 Сформировать информационный компонент готовности к ИД 4 Сформировать операциональный компонент готовности к ИД 5 Р5Р2Р3Р4
16 Декомпозиция функционального блока «Сформировать операциональный компонент готовности» IDEF0-модели формирования компонентов готовности к ИД Сформировать умение генерировать новые идеи 1 Сформировать умение планировать и выполнять НИОКР 2 Сформировать умение доводить результаты НИОКР до нового продукта (технологий) 3 Сформировать умение и навыки коммерциализации результатов НИОКР 4 Р1Р2Р3Р4 У1У2У3У4
17 IDEF0-диаграмма процесса формирования готовности к проведению инженерного эксперимента (ИЭ) У1 Умение планировать ИЭ и корректировать план и ход эксперимента 1 А1 Умение проводить монтаж и наладку экспериментальной установки 2 Умение организовывать ИЭ с учетом правил техники безопасности 3 Умение вести учет, контроль, обработку и анализ результатов ИЭ 4 У2У3У4 С2.1 Р1Р2Р3Р4
18 Моделирование дидактической системы подготовки к инновационной деятельности на основе SADT- методологии позволяет выделить основные функциональные блоки в системах различного иерархического уровня и сформулировать функции в формате компетенций и готовности к инновационной деятельности; выявить связи между отдельными функциональными блоками IDEF0- диаграмм и определить характер их взаимовлияния; определить структуру основных управляющих и ресурсных потоков для моделей различных уровней; определить механизмы формирования инновационной культуры в системе многоуровневой подготовки инженерных и научно-технических кадров.
19 Спасибо за внимание! Дворецкий С.И., проректор Тамбовского государственного технического университета, д.т.н., профессор Муратова Е.И., доцент Тамбовского государственного технического университета, к.п.н., доцент Тел. (4752) Факс (4752) е-mail: Федоров И.В., директор Института проблем развития ВПО Московского автомобильно- дорожного института (государственного технического университета), к.ф.н., профессор Тел.: (495) Факс: (495) Контактная информация:
20 Дополнительные слайды
21 IDEF0-диаграмма процесса выполнения дипломного проекта Руководитель проекта Д1 Выполнить проект График выполнения проекта Д2 Методические указания по выполнению проекта Д3 Научно- техническая литература Д4 Стандарты на разработку и оформление технической документации Задание на проект И1 С1 С2 Исполнитель проекта О1 Информа- ционное обеспечение О2 Программное обеспечение О3 Техническое обеспечение С3 Комиссия по приему проекта С4 Рецензент Р1 Р2 Расчетно- пояснительная записка Графическая часть проекта
22 IDEF0-диаграмма этапов выполнения дипломного проекта
23 IDEF0-диаграмма обеспечения качества сбивных конфет Обеспечить качество сбивных конфет Суммарный показатель качества Рецептура Технологические режимы ТехнологОТК ГОСТ Технологические инструкции 1
24 Декомпозиция IDEF0-диаграммы «Обеспечить качество сбивных конфет» Разработать новую рецептуру А0 Обеспечить орагнолеп- тичесие показатели качества А-02 Обеспечить физико- химические показатели качества А-01 Обеспечить микробио- логичесие показатели качества А-03 Технолог Технолог, лаборатория Дегустационная комиссия Лаборатория Технологические режимы ГОСТ (или ТУ) Новый технологический регламент ТУ Новая рецептура Условия хранения Физ-хим показа- тели качества Сенсорные характе- ристики в норме Суммарный показатель качества Показатели в норме Рецептура
25 Показатели готовности к инновационной деятельности Компо- ненты Показатели Мотива- цион- ный Интерес к ИД в области техники и технологии Интерес к развитию смежных предметных областей знаний и отраслей экономики Удовлетворенность процессом и результатом ИД Потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии для успешной ИД Когни- тивный Знание структуры и содержания инновационных процессов и ИД, основных этапов создания и распространения инноваций Владение методологией научного исследования и технического творчества Понимание особенностей технических и технологических инноваций, механизма ИД в области техники и технологии Владение системой базовых знаний по специальности, знание современного состояния и тенденций развития техники и технологии в предметной области и смежных областях Знание основ инновационного менеджмента Знание в области права интеллектуальной собственности, патентоведения, лицензирования
26 Показатели готовности к инновационной деятельности Компо- ненты Показатели Опера- циональ- ный Умение формулировать инновационные задачи и применять эвристические методы для их решения Умение планировать и выполнять НИОКР, обрабатывать, анализировать и представлять полученные данные, обосновывать предложенные решении на профессиональном уровне Умение оформлять материалы на участие в научных конкурсах, заявки на патенты, участие в грантах Умение доводить результаты научных исследований до нового либо усовершенствованного продукта (технологии) Умение принимать решения и управлять инновационными процессами в условиях неопределенности Умение самоорганизации и организации коллектива исполнителей для выполнения инновационных проектов
27 Показатели готовности к инновационной деятельности Компо- ненты Показатели Эмоцио- нально- волевой Директивность, настойчивость, мобилизация воли для достижения конечного результата Самоконтроль в процессе ИД, высокий уровень саморегуляции и саморефлексии Способность быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям Инфор- мацион- ный Знание современных ИКТ поиска, обработки и представления профессионально значимой информации Знание основных типов информационных систем, понимание закономерностей протекания информационных процессов Понимание границ возможностей использования ИКТ при решении профессиональных задач Умение разрабатывать и использовать программные продукты для выполнения инновационных проектов Владение навыками осуществления деловых коммуникаций с использованием ИКТ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.