Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.irex.ru
1 Болонский процесс с точки зрения качества и эффективности высшего образования: взгляд из деканата Гладких Борис Афанасьевич Томский государственный университет
2 Основной тезис Реальный эффект от Болонского процесса для российской высшей школы будет состоять не столько в выходе на международный рынок квалифицированной рабочей силы, сколько в возможности использовать международный опыт организации учебного процесса для повышения качества и эффективности подготовки специалистов, прежде всего для своей страны
3 Содержание доклада Предпосылки Болонского процесса в России –Цели и ограничения двух моделей высшего образования –Логика советской модели высшего образования –Логика рыночной модели высшего образования –Кризис советской модели при переходе к рынку Болонский процесс с точки зрения организации учебной работы –Место Болонских соглашений в рыночной модели –Двухуровневые индивидуализированные учебные планы –Асинхронная система обучения –Накопительная кредитная система –Расширенная шкала оценивания знаний –Активизация самостоятельной работы студентов Влияние Болонского процесса на функции и структуру подразделений вуза
4 Подготовка специалистов для планового народного хозяйства Ограниченность бюджетных средств Удовлетворение личных потребностей в образовании Ограниченность личных средств Предпосылки Болонского процесса в России Цели и ограничения систем высшего образования Советская модельРыночная модель
5 Плановое народное хозяйство Бесплатность образованияПриоритет производства Готовность к работе Стандартный учебный план 1-уровневая система Ориентация на аудиторную работу Узкий профиль Синхронный учебный процесс Государственное распределение Привязка к вузу Минимизация расходов Учебный процесс Ослабленная мотивация Предпосылки Болонского процесса в России Логика советской модели высшего образования
6 Рынок образовательных услуг Платность образованияПриоритет личности ГибкостьНепрерывностьМобильность Индивидуа льные учебные планы Многоуровневое образование Расширенная шкала оценивания знаний Кредитная система Асинхрон- ный учебный процесс Мотивированность Ориентация на само- стоятельную работу Конкурен- ция в вузе Учебный процесс Предпосылки Болонского процесса в России Логика рыночной модели высшего образования
7 Государственное плановое управление Бесплатность обучения Одноуровневое однократное образование Узкопрофильное обучение Жесткий учебный план Синхронное обучение Привязка к вузу Рынок образовательных услуг Платность обучения Многоуровневое непрерывное образование Широкопрофильное обучение Гибкий учебный план Асинхронное обучение Академическая мобильность Предпосылки Болонского процесса в России Резюме: Существенные отличия
8 Предпосылки Болонского процесса в России Кризис советской модели при переходе к рынку Противоречие между свободным рынком труда и системой узких специальностей (около половины выпускников не находят работу по специальности) Противоречие между спросом на высшее образование и возможностями государственного финансирования Болонский процесс в широком смысле, как творческая адаптация международного опыта функционирования высшего образования в рыночных условиях Внедрение элементов рыночных отношений в высшую школу Болонский процесс в узком смысле, как реализация направлений Болонской декларации
9 Рынок образовательных услуг Платность образованияПриоритет личности ГибкостьНепрерывность Мобильность Кредитная система ECTS Асинхрон- ная система обучения Двухуровневые индивидуали- зированные учебные планы Двухступенная система образования Расширен- ная шкала оценивания знаний Европейское приложение к диплому Накопи- тельная кредитная система Болонский процесс с точки зрения учебной работы Место Болонских соглашений в рыночной модели Мотивированность Активизация самосто- ятельной работы студентов Критерии качества образования Учебный процесс Болонские соглашения
10 Болонский процесс с точки зрения учебной работы Двухуровневые индивидуализированные учебные планы Повышение эффективности за счет более тонкого учета запросов потребителя при фиксированных затратах Повышение успеваемости за счет активного отношения студента к учебному процессу, уменьшения числа неинтересных и бесполезных с его точки зрения дисциплин Нестыковка с существующей системой подготовки дипломированных специалистов Неготовность рынка труда к нашествию бакалавров Отсутствие системы непрерывного послевузовского образования Более сложная организация учебного процесса Ожидаемая пользаПроблемы
11 Болонский процесс с точки зрения учебной работы Асинхронная система обучения Ликвидация понятий «академическая задолженность» и «неуспевающий студент». Каждый учится как может Уменьшение отсева за счет учета материальных и иных обстоятельств обучающихся Нивелирование очной и других форм обучения Необходимость радикальной перестройки сложившегося учебного процесса Нестыковка с действующими правилами обучения (особенно для бюджетных студентов) Проблема нормативного срока обучения в связи с отсрочкой от военной службы Ожидаемая пользаПроблемы
12 Болонский процесс с точки зрения учебной работы Накопительная кредитная система Облегчение учета содержания полученного образования при гибком учебном плане и асинхронной системе обучения Содействие академической мобильности Возможность введения дифференцированной оплаты за образовательные услуги Нестыковка с существующими государственными образо- вательными стандартами и механизмом проверки соответствия учебных планов стандартам Перестройка сложившейся системы управления учебным процессом Ожидаемая пользаПроблемы
13 Болонский процесс с точки зрения учебной работы Расширенная шкала оценивания знаний Более дифференцированная оценка знаний Создание дополнительных стимулов для регулярной работы путем введения накопительных и рейтинговых систем оценивания Обеспечение возможности перевода оценок в европейскую шкалу ECTS Нестыковка с существующими правилами и практикой заполнения документов об образовании Нестыковка с ограничениями числа экзаменов и зачетов в сессию Необходимость привыкания к новой системе со стороны студентов и преподавателей Ожидаемая пользаПроблемы
14 Болонский процесс с точки зрения учебной работы Активизация самостоятельной работы студентов Радикальное повышение эффективности образования за счет улучшения качества при неизменных затратах Экономия непроизводительного труда преподавателей, удешевление образования Развитие дистантных и иных нестандартных форм обучения Смена менталитета студентов Смена менталитета преподавателей, переориентация их работы с аудиторной на научно- методическую работу Необходимость улучшения материальной базы учебного процесса (комплектация библиотек, написание и издание учебных пособий, развитие компьютерных информационных систем, создание электронных образовательных ресурсов и др.) Ожидаемая пользаПроблемы
15 Влияние Болонского процесса на функции и структуру подразделений вуза Форма определяет содержание. Перенимая логику американской модели обучения в ходе Болонского процесса, административная система российского вуза вынужденно начнет приобретать черты, типичные для американского университета и сформировавшиеся там в ходе длительной эволюции Появятся новые структуры (например, служба тьюторов или служба вузовского Регистра), изменится перераспределение функций между существующими подразделениями Организация учебного процесса в новых условиях потребует развития автоматизированных информационных систем на всех уровнях
16 Выводы Болонский процесс – объективная историческая необходимость для российской высшей школы Болонский процесс можно понимать в узком и широком смысле, как творческую адаптацию международного опыта функционирования высшего образования в рыночных условиях Понимаемый в широком смысле, Болонский процесс благотворно повлияет на качество и эффективность учебного процесса в вузе Болонский процесс неизбежно приведет к изменению функций и структуры подразделений вуза. Усилится роль компьютерных систем Успех Болонского процесса невозможен без смены менталитета. Задача состоит в том, чтобы вместе с формальными элементами Болонского процесса перенести в нашу высшую школу дух самостоятельности, предприимчивости и состязательности, характерный для зарубежных вузов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.