Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователем19591957.ucoz.ru
2 Выполнили: Выполнили: ученики 10Б класса МОУ Лицей 18 Овчинников Сергей и Иванов Максим Проверил: Офёркина М. П. Проверил: учитель истории Офёркина М. П.
3 1. Представить учащимся основные мифологические теории. 2.Познакомить учащихся с главными европейскими мифологемами и «иерофаниями» (терм. М.Элиаде). 3. Научить учеников определять и анализировать структуру мифа, раскрывать наиболее фундаментальные принципы и структуры архаического сознания, выделять основные вне исторические и вненациональные модели. 4. Показать на данном материале процесс идентификации и индивидуализации национального и личностного самосознания. Мы имеем в виду эволюцию образа героя от мифологических первопредков - демиургов и культурных героев до персонажей средневековых легенд, исторические и мифопоэтические корни которых обнаруживаются в ранних средневековых источниках.
4 В данном курсе последовательно будут рассмотрены важнейшие теории мифа XIX-XX веков (символическая, ритуально-мифологическая, структурная и психоаналитическая), классические формы мифа, свойства мифологического мышления и семантика мифологических систем. В заключительной части курса мы обратимся к мифам и легендам, связанным с поэтическим творчеством и с образами поэта-творца Особое внимание к данной теме объясняется тем, что в европейской мифологической традиции жертвоприношение воспринималось как сопричастность к космогоническому мифу Творения, а творческая или поэтическая деятельность как элемент трагического жертвоприношения.
5 1. Теория и история мифа. 2. Общие свойства мифологического мышления (единство вещи и имени, пространственно-временной синкретизм, фетишизм, тотемизм и т.д.). Функциональная направленность. Миф как Первообраз и «Великий Архетип». 3. Мифология народов Западной Европы 4. «Иерофания» творчества. Модели поэтической инициации. 5. Древние алфавиты – символы Божественного создания Вселенной.
7 Теория основного мифа Теория основного мифа Теория основного мифа была создана лингвистами В. Н. Топоровым и Вяч. Вс. Ивановым в 60-ые 70-ые годы XX века. Теория основного мифа «Основной миф» ИндрыВритрой Был сконструирован «Основной миф» на основе сопоставления ведийского мифа о поединке Индры с Вритрой и сюжетов балтийской мифологии о Перкунасе и Вельнясе. Змей-демон Вритра, скрывающий воды, авторами прямо отождествляется с Валой, названием олицетворённой скалы, скрывающей коров. ИндрыВритройИндры с Вритрой этого мифа На основе этого мифа было введено понятие добра и зла, светлого и темного…
8 Теория «основного мифа теория в области индоевропейской мифологии, суть которой заключается в выделении основного её мифологического сюжета сюжета борьбы Громовержца со Змеем. Теория «основного мифа теория в области индоевропейской мифологии, суть которой заключается в выделении основного её мифологического сюжета сюжета борьбы Громовержца со Змеем. Авторы теории считают, что «основной миф» стал основой для формирования мифологических систем всех индоевропейских народов. В частности, он нашёл своё отражение в восточнославянских сказках о борьбе богатыря со змеем авторы проводят параллель между Ильёй Муромцем, Ильёй-пророком Основной миф - представляет собой реконструкцию, созданную на основе мифологических реконструкций. Он представляет собой сюжет змееборчества, противопоставление, оппозицию двух антагонистов антропоморфного божества-Громовержа и его противника хтонического Змея. Основной миф - представляет собой реконструкцию, созданную на основе мифологических реконструкций. Он представляет собой сюжет змееборчества, противопоставление, оппозицию двух антагонистов антропоморфного божества-Громовержа и его противника хтонического Змея.
11 Мифологическое мышление как таковое присуще всем народам, живущим собственной этнической традицией (или язычеством). Подчеркнём, что под этнической традицией и традиционной культурой в нашем случае следует понимать именно комплекс дохристианских верований, в котором кроются особенности духовного и этического самосознания любого народа. Именно на основе дохристианской традиции развивалась и развивается любая подлинно народная культура. «Вся жизнь ранних славян, их хозяйственная деятельность, быт, культура и искусство были неразрывно связаны со славянским язычеством, пронизаны языческим мировоззрением. Средневековая духовная культура славян и после принятия христианства в более или менее значительной степени была связана с язычеством, унаследованным от праславянского периода» Мифологическое мышление как таковое присуще всем народам, живущим собственной этнической традицией (или язычеством). Подчеркнём, что под этнической традицией и традиционной культурой в нашем случае следует понимать именно комплекс дохристианских верований, в котором кроются особенности духовного и этического самосознания любого народа. Именно на основе дохристианской традиции развивалась и развивается любая подлинно народная культура. «Вся жизнь ранних славян, их хозяйственная деятельность, быт, культура и искусство были неразрывно связаны со славянским язычеством, пронизаны языческим мировоззрением. Средневековая духовная культура славян и после принятия христианства в более или менее значительной степени была связана с язычеством, унаследованным от праславянского периода»
12 Мифология условно может быть разделена на три основные группы: Первичная мифология Первичная мифология Первичная мифология Первичная мифология Мифология второго плана Мифология второго плана Мифология второго плана Мифология второго плана Низшая мифология Низшая мифология Низшая мифология Низшая мифология
13 Первичная мифология: исходя из того, что мифологическое мышление базируется на осмыслении окружающего мира и, в частности, природы, к этой группе относится всё, имеющее непосредственное отношение к природным явлениям. Это различные мифы, связанные с природными явлениями, различные культовые действия (обряды и праздники), связанные с Годовым кругом и сопровождающие их мифологические сказания (кощуны), приуроченные к данному конкретному культовому действию. В группу Первичной мифологии также относятся Боги и сказания о них, основанные на природных явлениях, а также Мифы творения, рассказывающие о появлении какого либо природного объекта (например, птиц, зверей, определённых деревьев или лесов в целом).
14 Мифология второго плана. В эту группу относят все мифологические объекты и сказания, не имеющие непосредственного отношения к природным явлениям. Например, героические песни, мифологизированный народный эпос (в частности – былины) и многое другое, не имеющее непосредственной связи с природными явлениями. Мифология второго плана. В эту группу относят все мифологические объекты и сказания, не имеющие непосредственного отношения к природным явлениям. Например, героические песни, мифологизированный народный эпос (в частности – былины) и многое другое, не имеющее непосредственной связи с природными явлениями.
15 Эта группа включает в себя былички и поверья о низших мифологических существах – духах, домовых, леших и пр. Причём, рассматриваемые мифологические существа могут быть как связанными с природой (как например русалка или леший), так и не имеющими с ней прямой связи (домовой, амбарник и т.д.). Также в эту группу относят весь комплекс простонародных поверий и примет. Иными словами: «…низшая мифология (...) - тот уровень религиозно-мифологической системы, на котором находятся персонажи, не имеющие божественного статуса, фигурирующие не столько в эпоху мифологического первотворения, сколько в текущей повседневности, пребывающие в непосредственном, почти в постоянном контакте с человеком и, соответственно, являющиеся объектами изображения не в мифах, а в других, не сакрализированных жанрах фольклорной прозы (быличках, бывальщинах, преданиях и др.»
16 Безусловно, благодаря нестатичности любой мифологической системы, о чём уже сказано выше, эти три группы отнюдь не являются жёстко разделёнными, поэтому воспринимать данное разделение следует с определённой долей условности – какие то элементы «низшей мифологии» вполне могут классифицироваться как «первичная мифология» - хотя бы потому, что ряд исследователей рассматривает русалок или леших как духов природы; сюжеты «мифологии второго плана» могут нивелироваться до уровня простонародных быличек и поверий и т.д.
17 не статичных группы: Мифологические объекты так же составляют три не статичных группы: Боги Герои Духи
18 (Стоит отметить что с помощью трех групп создается образ Персонажа Мифа)Персонажа Мифа Если говорить конкретно о Богах то, например, функции Велеса - покровительство магии и целительству, знаниям и провидческому дару. Качества Велеса – мудрость, прозорливость и т.д. Облик Велеса – седобородый старец с посохом в руке. Перун покровительствует воинскому искусству и наделяет твёрдостью духа. Качества Перуна – сила и целеустремлённость. Внешний облик Перуна – зрелый муж с секирой, (либо мечом) и щитом в руках.
19 Также с точки зрения мифологического мышления многие Боги имеют конкретные проявления в природе. Проявления эти могут быть различного свойства и характера – как стихийные так и присущие определённому временному промежутку в разное время года и, собственно, сами времена года (такие проявления называются кологодными). К стихийным проявлениям относятся, например: у Перуна – гроза, у Стрибога – ветер и т.д. К кологодным проявлениям относятся, например, проявление Ярилы – весна и весеннее пробуждение природы, проявление Морены – зима и зимний сон природы и т.д.
20 Персонаж мифа – это более или менее устойчивый набор отличительных качеств и функций, скреплённый конкретным именем и имеющий собственный внешний облик (вернее, человеческое представление о таковом)
21 Несмотря на то, что мифологическое мышление является древнейшим способом осмысления окружающего мира, мифология в целом и мифологическое мышление в частности до сих пор является важнейшим, если не доминирующим, аспектом в рамках традиционной славянской духовной культуры.
23 (Их мифология представляет многочисленные образы мифических и загадочных существ) Самые встречающиеся из них в сказках, рассказах, былинах
24 Клабаутерман Анку Гиана Лауру Эльф
25 Клабаутерман - корабельный домовой балтийских флотилий. Клабаутерман - корабельный домовой балтийских флотилий. Анку - скелетоподобный вестник смерти в бретонском фольклоре Анку - скелетоподобный вестник смерти в бретонском фольклоре Гиана - в итальянской мифологии духи, живущие в лесах или пещерах; своими песнями завлекают людей, высасывают у них кровь и убивают Гиана - в итальянской мифологии духи, живущие в лесах или пещерах; своими песнями завлекают людей, высасывают у них кровь и убивают
26 Лауру - в низшей итальянской мифологии домовой, являющийся в виде маленького человечка, который соблазняет женщин и насылает кошмары Лауру - в низшей итальянской мифологии домовой, являющийся в виде маленького человечка, который соблазняет женщин и насылает кошмары Эльф - волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре, а также в многочисленных мирах фэнтези Эльф - волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре, а также в многочисленных мирах фэнтези Сиды - божественные существа, живущие внутри холмов Сиды - божественные существа, живущие внутри холмов Сатиры - демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа Сатиры - демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа Лемуры - духи умерших насильственной смертью, вернувшиеся ради мести Лемуры - духи умерших насильственной смертью, вернувшиеся ради мести
27 Сиды Сатиры Лемуры
29 (Модели поэтической инициации – это те образы которые подобны чудесным существам наделенным какими – либо магическими способностями.) Представители поэтической инициации. Представители поэтической инициации.
30 Жрецы Друиды Филиды
31 Жрецы - посредники между богами и людьми Друиды – верили в переселение душ после смерти. Филиды - хранители сакральной и исторической традиции и обрядов того времени
33 В древних культурах алфавит рассматривался как нечто целое. Почти все древние записи греческого, латинского и этрусского алфавитов обнаруживаются на вазах, урнах происходящих из захоронений. Это же относится и к германским рунам, которые записывались на дисках - брактеатах, служивших подвесками-амулетами. Тем самым объясняется первое назначение алфавита как целого: он рассматривался как средство, призванное отвести злых духов.
34 Особое положение центральной буквы как центральной точки алфавита ощущалось уже в древности. Одна из древних магических алфавитных формул, дошедших до наших дней - SATOR - применяется в народном обиходе Запада; амулеты с этой надписью привязывают коровам, овцам и т.д., чтобы скот не сглазили; подвешивают под крышу дома; бросают в огонь при пожаре. (Формула SATOR находится и в средневековой рукописи, на одном листе с изображением карты мира, mappaemundi - собрание Ю.Камаля. Прим. А.Б.) 2. Формула имеет такой вид (буква N занимает абсолютно срединное место, а остальные буквы, кроме Е, составляют вторую половину алфавита): S A T O R A R E P O T E N E T O P E R A R O T A S Первое место в древних алфавитах нередко отводится символу, представляющему какую-то особую ценность, символу божества,
35 Средневековая мифология помогла миру понять что есть добро и что есть зло, установила зависимости между мирами а так же указывает на жизнь после смерти и на существование магических существ наделенных божественной силой. Мифология сама по себе все это отобразила в былинах, сказках.
36 В начало
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.