Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемabadaeva.aginskhost.ru
1 Ребенок Ученик Читатель Квалифицированный читатель
2 Процесс обучения чтению 1. Обучение чтению обучение чтению и восприятию художественного текста; формирование и совершенствование навыка чтения; формирование читательской самостоятельности. 2. Литературные знания
3 I – читатели научно-технической литературы. Выбирают книгу в зависимости от содержащейся в ней информации. Их интересует содержание. Отличаются автономностью и независимостью, берет только необ - ходимую информацию. II – читатели художественной литературы. Вживаются в мир книги, сопоставляют себя с героями, их поступками, внося себя в мир, о котором читают. Размышляют о прочитанном, а оценку книге дает их особенности восприятия.
4 Типы читателей ( по И.П. Павлову) личности Тип личности накладывает отпечаток на способ чтения, круг интересов, остроту восприятия. I. Разносторонних интересов, четко выраженный преобладающий интерес к книгам определенной отрасли знаний. II. Разносторонних интересов, но без ярко выраженного стержневого интереса. III. С узким кругом читательских интересов, но имеющий четкий профессиональный стержневой ориентационный интерес. IV. Нет определенного интереса к какой-либо области знания. Ему все нравится и он затрудняется сказать, что именно его интересует больше.
5 Читатель – человек, который умеет читать. (как?, способ чтения) Тип правильной читательской деятельности – это модель самостоятельной и в меру возможностей обучающихся полноценной деятельности с книгой и среди книг, формирующая у читателя устойчивую спонтанную потребность и способность в избиратель- ном общении с авторами книг – с целью осознания себя и осмысления окружающего мира. Квалифицированный читатель – это читатель, владеющий типом правильной читательской деятельности, т.е. осознающий мотив чтения, знающий книги и владеющий читательскими умениями, которые помогают выбрать нужную книгу и уяснить ее смысл.
6 «Просто чтение» взрослого вместе с детьми 1.Подлинно художественными (нравиться читающему взрослому). 2. Манера чтения не должна быть актерской, излишне театральной. Передать положительное отношение к улавливать настроение детей. Коротко читаемому. 3. Необходимо прокомментировать непонятное место. 4. Чтение сопровождать вопросами, формирующими умение вести диалог с текстом и направленными на прогнозирование ситуации (как вы думаете, что будет дальше? Что автор пишет дальше?
7 ТекстКомментарий учителя Ива - Вспомним, как выглядит это дерево. Обычно оно растёт у реки, у него тонкие, гибкие ветви, которые склоняются к воде. Плачет ива у обрыва. - Интересно, о чём же она может плакать: чем-то расстроена? Кто-то обидел её? О чём-то грустит? - Кем обижена ты, ива? - Действительно, кем же она быть обижена? Давайте выскажем предположения. Видно, ветер, по привычке, Дёрнул иву за косички. 1-й вариант (если предположения детей близки к ав торскому тексту): Мы догадались! Значит, автор в сти- хотворении выразил то, что мы увидели, почувство- вали. Он воссоздал в стихотворении знакомую нам картину. 2-й вариант (если дети не высказали близких к тексту предположений): Мы не догадались, не представили авторской картины. Автор помог нам по- новому, неожиданно увидеть иву у обрыва. 5. Чтение с комментариями читающего взрослого
8 6. Детям должна быть предоставлена возможность оставаться с прочитанным произведением наедине, для переживания прочитанного. 7. Соблюдение золотого правила «просто чтения» - завершать его, пока детям не надоело слушать и они хотят продолжать чтение.
9 Восполнение недостающих умений 1. Несовершенства навыка чтения. 2. Недостаточный опыт в умении получать из текста концептуальную информацию. 3. Отсутствие читательского кругозора. 4. Незнание литературы.
10 Путь к воспитанию квалифицированного читателя про- ходит через анализ произведения, оттачивающий остроту познающей мысли, и через собственное творчество учащихся (М.А. Рыбникова). Читательские умения употребляются в широком и узком значении. В широком значении –охватывают всю литературно- учебную деятельность школьников (умения анализа и оценки произведения, речевые библиографические умения). В узком значении – трактуются как умения, необходи мые для восприятия художественного произведения. Целостный подход к анализу требуют изучения отдель- ных элементов художественного текста в их отношении к целому. Частные умения направлены на анализ языка, сюжета, композиции, системы образов в их взаимосвязи и способствуют постижению художественной идеи.
11 I. Умение воспринимать изобразительно- выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении. Научить школьника адекватно воспринимать вырази- тельные средства, с которыми он встречается при чтении, т.е. вникая в построение фразы, в выбор слова, задуматься над авторским выбором, воссоздавать в воображении картины жизни, образы героев, постигать авторскую позицию и т.д. Приёмы способствующие формированию умения: подбор синонимов с целью осмысления значения слова; сопоставление авторского текста с намеренно искаженным вариантом с целью оправдания авторского выбора; выделение изобразительно-выразительных средств языка с целью воссоздания картин природы, характеристики персонажей, выявление авторской позиции.
12 II. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем. Необходимо развивать активность воображения читателя и учить направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения. Формирование умения базируется на начальном пред- ставлении о соотношении литературы и действительно- сти, выраженном в доступной форме, и на понимании различия между оценкой прочитанного как произведения искусства и отображением отношения к жизни, описан- ной в произведении. Анализ должен быть направлен на изображение жизни автором, а не на саму жизнь. Воссозданию образов способствует анализ иллюстрации, словесное и графическое рисование, составление киносценария.
13 III. Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движения конфликта в драме. Умение направлено на постижение композиции. Композиция –последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Важно приучить читателей размышлять над «законом сцепления» эпизодов, прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Научить устанавливать связи между частями текста. Необходимо познакомить – с сюжетом, с элементами сюжета – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением и их ролью в раскрытии художественной идеи. Приёмы способствующие формированию умения: выразительное чтение, отражающее динамику эмоций. составление плана эпического произведения, основанного на вычленение сюжетных элементов;
14 IV. Умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи. Целостное восприятие персонажа предполагает, что у читателя возникает эмоциональное отношение к нему. Читатель соотносит мотивы, обстоятельства, последствия поступков героя. Сопоставляя переживания, размышления и поступки, видит развитие образа, становление характера персонажа. Приёмы: выявление мотивов, обстоятельств, последствий поступков героя; сопоставление размышлений, переживаний и поступков героя с целью воссоздания образа-персонажа; «расшифровка» мимики, жестов, интонации героя с целью выявления его внутреннего состояния; составление плана рассказа, чтение по ролям, составление рассказа от лица героя или о герое с целью осмысления его характера и идеи произведения.
15 Предметом анализа в лирике является переживание, размышление, чувство. Изображение поступков, отношений между людьми или отсутствуют, или не играют основной роли в лирическом произведении. Важно научить школьника не только видеть основной эмоциональный тон стихотворения, но и замечать смену эмоциональной тональности. Приёмы: стилистический анализ текста; прослушивание и сопоставление музыкальных интерпретаций стихотворения; анализ вариантов прочтения.
16 V. Умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех элементах художественного произведения. Авторская позиция в той или иной степени всегда присутствует в воссозданном читателе образе, т.к. она кроется и в выборе жизненного материала, положенного в основу произведения, и в языке, и в композиции, и в образе героя. Важно развивать у школьников представление об авторе как творце художественного произведения, учить их определять авторское отношение к изображаемому.
17 VI.Умение осваивать идею произведения. Осознание идеи приходит в результате анализа, это синтетический процесс. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается глубокое его восприятие. Предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции. Приёмы, позволяющие обобщить результаты анализа: сопоставление названий вариантов произведения; выражение собственного понимания идеи с помощью логической формулировки; составление киносценария, подбор мелодии, выразительное чтение, иллюстрирование.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.