Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемevents.bfm.ru
1 Михаил Помазанов Оценка и управление кредитными рисками, ценообразования с учетом рисков Вице-Президент Русского общества управления рисками «Русриск» Генеральный директор, ООО Риск Рейтинг Групп Зам. нач. Управления кредитными рисками, ОАО "Банк Зенит Доцент ГУ-ВШЭ К.ф.-м.н.
2 Объекты кредитного риска Кредитный риск присутствует во всех сделках, за которыми могут последовать потери, связанные с дефолтом либо снижением кредитоспособности партнера Отношения кредитор-заемщик(дебитор) Отношения поставщик (исполнитель) – заказчик Отношения лизингодатель – лизингополучатель Отношения страховщик – страхователь финансовых рисков Отношения фактор – уступщик прав требований Кредитными рисками необходимо управлять: сумма под риском превышает или сравнима с чистыми активам, годовой прибылью Управлять системно, с использованием внутренних рейтингов IRB: ключевых, независимых источников риска более Кредитными рисками необходимо управлять: сумма под риском превышает или сравнима с чистыми активам, годовой прибылью Управлять системно, с использованием внутренних рейтингов IRB: ключевых, независимых источников риска более 10-20
3 Оперативный учет данных клиентов Клиенты Внутренний оборот согласования по рангам ответственности. Процедура принятия решений Обеспечение Рыночных данных Аналитика. Рейтингование клиентов, сделок. Заключения, обоснования. Риск-доходность Контроль ответственных руководителей. Мониторинг сделок Отчетность. Управленческая, аналитическая. Официальная, РСБУ, МСФО. Функции единой системы поддержки бизнес процесса
4 Рейтинговый процесс IRB - система внутренних рейтингов Бизнес - подразделение (middle) Риск- менеджмент Оценка рисков Коллегиальный орган Отчетность, резервы Базовые параметры IRB Предложения и обоснования Информация и заключения о клиенте, сделке, обеспечении Информация о клиенте, сделке, обеспечении заключения Согласование Первичная оценка рейтинга, ежеквартальный мониторинг Коррекция рейтинга, оперативный мониторинг Согласованные параметры Решение Окончательный рейтинг заключения Параметры сделок IRB – Internal Rating Based
5 Технологическая схема построения кредитного рейтинга Финансовые показатели Качественные показатели (отрасль, бизнес, акционеры) Behavioral- показатели ( обороты, платежи) Веса Ограничение на рейтинговую группу (не выше B-, CC и т.д.) Индивидуальные факторы риска Базовый балл кредитного рейтинга Коррекция базового балла (штраф или бонус) Факторы защиты от риска Рекомендация рейтинга защиты Веса Вероятность дефолта заемщика Веса Итоговый рейтинговый балл или рейтинговый разряд
6 Отраслево-целевые классы систем внутренних рейтингов Разделение внутренней рейтинговой системы на отраслевые блоки Корпоративные клиенты, стандартные формы кредитования Банки Федеральные и муниципальные органы власти Малый и средний бизнес Инвестпрое кты (строительс тво и проч.) Другие (депозитарии, страховые, биржи Блок преобразования балла кредитного рейтинга в ожидаемую частоту дефолтов Среднегодовая вероятность дефолта заемщика
7 ROC-кривые идеальной (perfect), стандартной и неэффективной (случайной) рейтинговых систем. Показатель AR (Accuracy Ratio, Gini коэффициент) Верификация рейтинговой модели среднего качества Пример: Цель рейтинговой системы однозначно разделить клиентов на потенциально проблемных и добросовестных Отклонить ! Принять ! Качество и верификация внутренних рейтингов
8 Критерии допуска рейтинговой системы в бизнес-процесс Критерии допуска рейтинговой системы в бизнес-процесс Рейтинг позволяет «автоматически» принимать решение Рейтинг является основным аргументом в решении Рейтинг рассматривается как справочный Рейтинг не рассматривается Повышение эффективности оценки рисков введение нескольких горизонтов рейтингования (краткосрочный, долгосрочный) обоснованный выбор риск-доминирующих факторов регулярная верификация и калибровка по текущим историческим данным внутренним и внешним оперативная фиксация данных мониторинга в рейтинге унификация требований к учету параметров, повышение качества данных обеспечение подразделений высокоэффективными инструментами рейтингования, требований к качеству и полноте информации, АВТОМАТИЗАЦИЯ Б-П. Цель: повысить качество внутренних рейтингов 50% корпоративные 60% банки 70% ритейл с учетом инф. Бюро кредитных историй
9 Нет разделения AR=0 «Слабый» отбор (AR=26%) «Рабочая» IRB (AR=51%) Средняя вероятность дефолта =4%/год Нет разделения AR=0 «Слабый» отбор «Рабочая» IRB Мощности «отбора» vs вероятность дефолта клиента
10 Прибыль = снижение потерь Оптимальный уровень отсечки [Доход]=[Потенциальный Доход] – [Упущенная выгода отсечки]- [Уровень дефолтов среди одобренных] Допущение: Исходя из своей чувствительности к кредитному качеству бизнес всегда выбирает оптимальное по прибыли соотношение одобрить/отклонить Допущение: Исходя из своей чувствительности к кредитному качеству бизнес всегда выбирает оптимальное по прибыли соотношение одобрить/отклонить P/M (%) - индекс дохода после отклонения x % «сомнительных» заявок M – процентная маржа банка
11 Средняя процентная маржа банка M=5% Потенциал размещения – 100 млн. $ «Слабая» рейтинговая система AR=26% «Улучшенная» рейтинговая система AR=51% На входе Ожидаемые потери- дефолтность по рынку 3% /год4% /год6% /год Доход оптимального портфеля «слабой» РС 2.09 млн. $1.45 млн. $0.64 млн. $ Доход оптимального портфеля «улучшенной» IRB 2.66 млн. $2.28 млн. $1.74 млн. $ Разница (отдача IRB) 570 тыс. $ 830 тыс. $ 1100 тыс. $ Отн. вклад IRB в доход %21%36%63% На выходе Эффективность для банка настройки рейтингового процесса
12 Трансфертная цена размещения с поправкой на кредитный риск ТЦР+ПКР Ставка фондирования с учетом срока Маржа кредитного риска Покрытие потерь PD потери после дефолта Стоимость доп. Требований к Капиталу + + 0, если CR минимальный CR%.
13 Две оптимальные стратегии ценообразования с учетом рисков, конкурентной среды и стоимости фондирования 1. Установление в соответствии с рынком единой цены кредитного продукта и введение уровней сегментации клиентов на «выгодных» по риску (принять) и «не выгодных» по риску (отказать) 2. Выбор адекватной цены для клиента с учетом рынка (определяет вероятность приобретения продукта) и кредитных рисков заемщика. Явного «отказа» нет. «Отказ» регулируется ценой. Что нужно для реализации: Данные маркетинга. Наиболее полные актуальные данные по ценам аналогичных продуктов; Данные фондирования с учетом процентных рисков и стоимости обслуживания; Эффективная внутренняя рейтинговая система и настроенный бизнес-процесс (проверка, стоп-факторы, оценка залогов, прочие службы) Алгоритмы оценки уровней принятия решения для оптимальных стратегий
14 Что нужно для внедрения работоспособных внутренних рейтинговых систем? Стремление к инновации Зрелость Топ-менеджмента Готовность к финансовым инвестициям Профессиональные кадровые ресурсы Подготовленные риск-менеджеры Организация подразделений для обслуживанию IRB Специалисты эксперты-андеррайтеры Опыт Наличие исторических данных по клиентам (финансовые, экспертные, счета, залоги и т.д.) Опыт андеррайтинга, скоринга Отлаженное взаимодействие с бизнес-подразделениями Автоматизация Отлаженная учетная система Программная синхронизированная среда внедрения IRB
15 Вышло в свет профессиональное издание. Помазанов М.В. Продвинутый подход к управлению кредитным риском в банке: Методология, практика, рекомендации. Издательство «Регламент», 180 стр. Издательство «Регламент», Информация о подписке On-line расчет ожидаемой прибыли от улучшения IRB: Эффективность внедрения IRB/Калькулятор прибыли от внедрения IRB Опубликовано: Помазанов М.В. Окупаемость инвестиций в повышение качества внутренней рейтинговой системы банка. Банковское дело. 9, 2010, с
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.