Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемivgazheeva.narod.ru
2 Меценаты России История в лицах Автор: © Гажеева И.В., 2007 год Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение Библиотечный колледж 58
3 История вопроса "Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего." Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин Понятие "меценат" пришло к нам из Древнего Рима. В I в. до н. э. у императора Августа был приближенный, выполнявший его дипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально, его звали Меценат. Со временем это имя стало нарицательным. Понятие "меценат" пришло к нам из Древнего Рима. В I в. до н. э. у императора Августа был приближенный, выполнявший его дипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально, его звали Меценат. Со временем это имя стало нарицательным. Надо отметить, что понятие "меценат" часто соседствует с понятием "благотворительность". Благотворительность - это оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так и организациям, она может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности. Меценатство, более узкое понятие, это покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворительной деятельностью. Надо отметить, что понятие "меценат" часто соседствует с понятием "благотворительность". Благотворительность - это оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так и организациям, она может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности. Меценатство, более узкое понятие, это покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворительной деятельностью.
4 История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старались перещеголять друг друга в поощрении художественных затей. История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старались перещеголять друг друга в поощрении художественных затей. Подлинного расцвета традиции меценатства достигли в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков. Это время действительно можно назвать "золотым веком русского меценатства". Дворянство стало постепенно терять в этой деятельности свою ведущую роль, крупные состояния мельчали, дробились, происходило оскудение дворянства. В эти годы на сцену истории все более уверенной поступью выходит новое сословие, торгово-купеческое, класс предпринимателей, громко заявляя о себе и в меценатстве. Это были в своей массе выходцы из крестьянства и городских низов, а также провинциального купечества. Большинство из них стали поддерживать национальную традицию в искусстве и культуре, впоследствии ряд представителей не уступали по своему образованию выходцам из дворянства и проявили немало вкуса и эрудиции при оценке новейших направлений современного западного искусства. По своему характеру это были фигуры трагические: передача огромных сумм из коммерческого сектора в некоммерческий бросала вызов миру капитала, а это неизбежно влекло за собой непонимание, гонения со стороны партнеров, а иногда и разорение. Даже мир культуры и искусства не всегда правильно принимал эти жертвы. Подлинного расцвета традиции меценатства достигли в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков. Это время действительно можно назвать "золотым веком русского меценатства". Дворянство стало постепенно терять в этой деятельности свою ведущую роль, крупные состояния мельчали, дробились, происходило оскудение дворянства. В эти годы на сцену истории все более уверенной поступью выходит новое сословие, торгово-купеческое, класс предпринимателей, громко заявляя о себе и в меценатстве. Это были в своей массе выходцы из крестьянства и городских низов, а также провинциального купечества. Большинство из них стали поддерживать национальную традицию в искусстве и культуре, впоследствии ряд представителей не уступали по своему образованию выходцам из дворянства и проявили немало вкуса и эрудиции при оценке новейших направлений современного западного искусства. По своему характеру это были фигуры трагические: передача огромных сумм из коммерческого сектора в некоммерческий бросала вызов миру капитала, а это неизбежно влекло за собой непонимание, гонения со стороны партнеров, а иногда и разорение. Даже мир культуры и искусства не всегда правильно принимал эти жертвы.
5 Славные имена России В рассматриваемое время в России появилось огромное количество отдельных меценатов и целые династии. Масштабы, этапы и тенденции меценатской деятельности отчетливо прослеживаются на примере истории города Москвы. Крупнейшая сокровищница русской живописи - Третьяковская галерея братьев Павла и Сергея Третьяковых; Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, деньги на постройку которого выделил Ю.С.Нечаев-Мальцов и куда вошли коллекции И.А. и М.А.Морозовых, С.М.Третьякова, Д.И. и С.И.Щукиных; Театральный музей, который основал А.А.Бахрушин, он носит теперь его имя; Московский художественный театр имени А.П. Чехова, деньги на постройку здания выделил С.Т.Морозов, кроме этого сам принимал участие в строительстве. И это только самые крупные деяния, дошедшие до нашего времени. К сожалению, многие здания, построенные для музеев, театров, библиотек либо не сохранились, либо выполняют теперь не те функции, которые предусматривались при их строительстве, но хотелось бы, чтобы сохранилась память о людях, бескорыстно служивших общественной пользе. В рассматриваемое время в России появилось огромное количество отдельных меценатов и целые династии. Масштабы, этапы и тенденции меценатской деятельности отчетливо прослеживаются на примере истории города Москвы. Крупнейшая сокровищница русской живописи - Третьяковская галерея братьев Павла и Сергея Третьяковых; Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, деньги на постройку которого выделил Ю.С.Нечаев-Мальцов и куда вошли коллекции И.А. и М.А.Морозовых, С.М.Третьякова, Д.И. и С.И.Щукиных; Театральный музей, который основал А.А.Бахрушин, он носит теперь его имя; Московский художественный театр имени А.П. Чехова, деньги на постройку здания выделил С.Т.Морозов, кроме этого сам принимал участие в строительстве. И это только самые крупные деяния, дошедшие до нашего времени. К сожалению, многие здания, построенные для музеев, театров, библиотек либо не сохранились, либо выполняют теперь не те функции, которые предусматривались при их строительстве, но хотелось бы, чтобы сохранилась память о людях, бескорыстно служивших общественной пользе.
6 Третьяковская галерея Музей изобразительных искусств им. Пушкина
7 Театральный музей им. Бахрушина МХАТ им. Чехова Худ. рук. Олег Табаков
8 Никита Акинфиевич Демидов(1724 – 1789) Два века семья Демидовых, предпринимателей- горнозаводчиков и меценатов, оказывала огромное влияние на культурную и экономическую жизнь России, а также Италии, Франции, Англии. С ней связаны многие достижения отечественной промышленности. Значителен вклад Демидовых в развитие культуры и просвещения. Демидовы были одними из первых предпринимателей, которые ввели традицию социальных институтов: при их заводах располагалась целая сеть школ, больниц, приютов, домов престарелых, а работники их получали пенсионное обеспечение. Два века семья Демидовых, предпринимателей- горнозаводчиков и меценатов, оказывала огромное влияние на культурную и экономическую жизнь России, а также Италии, Франции, Англии. С ней связаны многие достижения отечественной промышленности. Значителен вклад Демидовых в развитие культуры и просвещения. Демидовы были одними из первых предпринимателей, которые ввели традицию социальных институтов: при их заводах располагалась целая сеть школ, больниц, приютов, домов престарелых, а работники их получали пенсионное обеспечение. Главным продолжателем дела Демидовых в третьем поколении стал Никита Акинфиевич Демидов. Построил Нижнесалдинский (1760), Висимо-Уткинский (1771) и Верхнесалдинский (1775) заводы, владел 9 заводами (вместе с полученными по наследству от отца), которые в конце XVIII в. выплавляли 734 тыс. пудов чугуна. Собрал библиотеку, книги хранились в Суксуне, Москве, Санкт-Петербурге; по каталогу 1806 имелось 686 книг и рукописей по различным отраслям знаний, в т.ч. латинская Библия XIII в. (ныне в фонде редких книг Московского университета им. М.В. Ломоносова). Покровительствовал ученым и художникам, жертвовал на Московский университет и Академию художеств. В 1779 учредил в Академии художеств медаль «За успехи в механике». Автор журнала «Путешествия в чужие края» (1786). Главным продолжателем дела Демидовых в третьем поколении стал Никита Акинфиевич Демидов. Построил Нижнесалдинский (1760), Висимо-Уткинский (1771) и Верхнесалдинский (1775) заводы, владел 9 заводами (вместе с полученными по наследству от отца), которые в конце XVIII в. выплавляли 734 тыс. пудов чугуна. Собрал библиотеку, книги хранились в Суксуне, Москве, Санкт-Петербурге; по каталогу 1806 имелось 686 книг и рукописей по различным отраслям знаний, в т.ч. латинская Библия XIII в. (ныне в фонде редких книг Московского университета им. М.В. Ломоносова). Покровительствовал ученым и художникам, жертвовал на Московский университет и Академию художеств. В 1779 учредил в Академии художеств медаль «За успехи в механике». Автор журнала «Путешествия в чужие края» (1786).
9 Александр Сергеевич Строганов ( ) Заслужил благодарность современников и потомков как известнейший меценат, покровитель и щедрый благотворитель искусства и науки. Он много путешествовал по странам Западной Европы, блестяще владел несколькими языками. Австрийская императрица Мария Терезия в 1761 году пожаловала ему титул графа Римской империи. Это был человек абсолютно светский, но вместе с тем прекрасно образованный, остроумный и добросердечный. Как писал о нем известный русский поэт К.П. Батюшков, Александр Сергеевич Строганов был «остряк, чуда», но все это было приправлено редкой вещью добрым сердцем». При всей своей удачливости в светской жизни и прекрасных душевных качествах Александр Сергеевич Строганов в личной жизни был несчастлив.В 1800 году Строганов стал президентом Академии художеств, и для нее настало поистине золотое время. Строганов щедро помогал молодым талантам, финансируя их образование за границей в значительной степени из собственных капиталов. Заслужил благодарность современников и потомков как известнейший меценат, покровитель и щедрый благотворитель искусства и науки. Он много путешествовал по странам Западной Европы, блестяще владел несколькими языками. Австрийская императрица Мария Терезия в 1761 году пожаловала ему титул графа Римской империи. Это был человек абсолютно светский, но вместе с тем прекрасно образованный, остроумный и добросердечный. Как писал о нем известный русский поэт К.П. Батюшков, Александр Сергеевич Строганов был «остряк, чуда», но все это было приправлено редкой вещью добрым сердцем». При всей своей удачливости в светской жизни и прекрасных душевных качествах Александр Сергеевич Строганов в личной жизни был несчастлив.В 1800 году Строганов стал президентом Академии художеств, и для нее настало поистине золотое время. Строганов щедро помогал молодым талантам, финансируя их образование за границей в значительной степени из собственных капиталов. Александр Сергеевич Строганов был одним из тех редких людей, кому удавалось, находясь в самой гуще придворной жизни, не участвовать ни в каких политических интригах. Благодаря доброжелательному характеру ему удалось сохранить свое положение при дворе при очередной смене правительства, когда на престол взошел император Павел. В 1798 году Строганов получил от Павла 1 титул графа Российской империи. И в царствование Александра 1 Строганов пользовался благосклонностью императора.Последние десять лет жизни Александра Сергеевича Строганова были посвящены строительству Казанского собора в Петербурге, в которое было вложено немало и его собственных средств. Такая широкая благотворительная деятельность, требовавшая огромных денежных затрат, расстроила капитал Строганова, и сыну его в наследство достались значительные долги. Александр Сергеевич Строганов был одним из тех редких людей, кому удавалось, находясь в самой гуще придворной жизни, не участвовать ни в каких политических интригах. Благодаря доброжелательному характеру ему удалось сохранить свое положение при дворе при очередной смене правительства, когда на престол взошел император Павел. В 1798 году Строганов получил от Павла 1 титул графа Российской империи. И в царствование Александра 1 Строганов пользовался благосклонностью императора.Последние десять лет жизни Александра Сергеевича Строганова были посвящены строительству Казанского собора в Петербурге, в которое было вложено немало и его собственных средств. Такая широкая благотворительная деятельность, требовавшая огромных денежных затрат, расстроила капитал Строганова, и сыну его в наследство достались значительные долги.
10 Николай Петрович Румянцев ( ) Граф, государственный деятель, дипломат, коллекционер и меценат. В министр иностранных дел, в председатель Государственного совета. Финансировал деятельность Румянцевского кружка, объединявшего видных историков и археографов, являлся его главой. Собирал древние отечественные рукописи и издавал их. Но особую известность приобрел устройством огромной библиотеки, которая была доступна для всех. По завещанию он передал ее, а также множество коллекций и разных редкостей, для учреждения музея, оцененного вместе со зданием в миллион рублей, который носит его имя. Позднее музей был переведен из Петербурга в Москву. Фонды Румянцевского музея послужили основой Российской государственной библиотеки. Граф, государственный деятель, дипломат, коллекционер и меценат. В министр иностранных дел, в председатель Государственного совета. Финансировал деятельность Румянцевского кружка, объединявшего видных историков и археографов, являлся его главой. Собирал древние отечественные рукописи и издавал их. Но особую известность приобрел устройством огромной библиотеки, которая была доступна для всех. По завещанию он передал ее, а также множество коллекций и разных редкостей, для учреждения музея, оцененного вместе со зданием в миллион рублей, который носит его имя. Позднее музей был переведен из Петербурга в Москву. Фонды Румянцевского музея послужили основой Российской государственной библиотеки.
11 Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) Самые известные Третьяковы – выходцы из крепостных крестьян Калужской губернии. Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович (1834–1892) Третьяковы наследники льняных и льнопрядильных фабрик не прекращая торгово- промышленной деятельности, занимались коллекционированием русского искусства, вкладывая доходы в произведения живописи и скульптуры. Самые известные Третьяковы – выходцы из крепостных крестьян Калужской губернии. Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович (1834–1892) Третьяковы наследники льняных и льнопрядильных фабрик не прекращая торгово- промышленной деятельности, занимались коллекционированием русского искусства, вкладывая доходы в произведения живописи и скульптуры. Павел Михайлович отдавал предпочтение художественным произведениям реалистического характера. В подборе картин руководствовался советами известных художников и критиков, посещал для пополнения коллекции частные собрания в России и Западной Европе, сам заказывал картины художникам, приобретал их живописные коллекции. Рассматривал свою меценатскую деятельность как часть общенационального дела, долгом русского патриота. Вместе с братом Сергеем, собиравшим западную живопись, вкладывал также значительные средства в материальную поддержку начинающих русских художников и скульпторов. В 1874 Павел Третьяков построил на собственные средства специальное здание в Москве для картинной галереи, открыв в ней в 1881 залы для посетителей и заложив основы Третьяковской галереи как общедоступного публичного музея. После смерти брата в 1892, завещавшего ему собственную художественную коллекцию (1276 картин и 471 рисунок общей стоимостью в 1 млн. 300 тыс. руб.), Павел Михайлович передал ее в дар Москве. После чего продолжил собирательство и пополнение коллекции за свой счет и оставался ее пожизненным попечителем. В 1893 был выбран в действительные члены Академии художеств. Павел Михайлович отдавал предпочтение художественным произведениям реалистического характера. В подборе картин руководствовался советами известных художников и критиков, посещал для пополнения коллекции частные собрания в России и Западной Европе, сам заказывал картины художникам, приобретал их живописные коллекции. Рассматривал свою меценатскую деятельность как часть общенационального дела, долгом русского патриота. Вместе с братом Сергеем, собиравшим западную живопись, вкладывал также значительные средства в материальную поддержку начинающих русских художников и скульпторов. В 1874 Павел Третьяков построил на собственные средства специальное здание в Москве для картинной галереи, открыв в ней в 1881 залы для посетителей и заложив основы Третьяковской галереи как общедоступного публичного музея. После смерти брата в 1892, завещавшего ему собственную художественную коллекцию (1276 картин и 471 рисунок общей стоимостью в 1 млн. 300 тыс. руб.), Павел Михайлович передал ее в дар Москве. После чего продолжил собирательство и пополнение коллекции за свой счет и оставался ее пожизненным попечителем. В 1893 был выбран в действительные члены Академии художеств.
12 Список источников Молева Н.М. Москва – столица. – М.: Олма- Пресс, с. Молева Н.М. Москва – столица. – М.: Олма- Пресс, с. Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I.- М.: Астрель, с. Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I.- М.: Астрель, с
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.