Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.oprf.ru
1 Вовлечение общественности в процесс экологической оценки – важный элемент сохранения степных экосистем О.А. Разбаш, эксперт по экологическому праву Общественная палата РФ Круглый стол «Роль общественности в сохранении степных экосистем в условиях развития инвестиционных мегапроектов» 21 марта 2012 года Общественная палата Российской Федерации
2 Хорошая новость – Кремль «позеленел» ! ? г. Правительство РФ одобрило проект указа президента "Об основах госполитики в области экологического развития РФ до 2030 года". Документ декларирует возвращение в повестку дня необходимости разработки и обновления обязательных инструментов природоохранной политики и одновременно переориентацию экономики к "зеленому росту" в соответствии с требованиями ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития Главным же замечанием экспертов и экологов к документу является отсутствие плана действий по его реализации. Его должно разработать и утвердить уже новое правительство до 1 декабря 2012 года. Надо использовать ситуацию и пытаться всеми доступными способами включить в План действий рекомендации по сохранению степных экосистем.
3 Российское законодательство Конституция РФ – ст. 42 ФЗ «Об охране ОС» ФЗ «Об экологической экспертизе» Положение об ОВОС Земельный кодекс РФ - ст Градостроительный кодекс РФ ЛК, ВК Проч. законы, где есть процедуры общественного участия
4 Российское законодательство право на информацию об ОС и ОУ ФЗ об охране окружающей среды ФЗ об экол. экспертизе/ Положение об ОВОС 2000 г. ФЗ о сан-эпид. благополучии ФЗ об информации и информатизации ФЗ о промышленной безопасности предприятий ФЗ об ООПТ, ЛК, ВК, ГрК ФЗ об общественных объединениях ФЗ об ОМС КоАП РФ
5 ФЗ «Об охране ОС» в ФЗ об ООС закреплена обязанность - юридических лиц - индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды по вовлечению общественности
6 Положение об ОВОС ОВОС (включая материалы ОУ) – неотъемлемая часть проектной документации ! НЕ ОТМЕНЕНО НЕОБХОДИМО для обращения за кредитами МФО (ЕБРР, ВБ, МФК, АБР) Базовые принципы ОУ закреплены в российском законодательстве. НУЖНЫ БОЛЕЕ ДЕТАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, основанные на международных стандартах (см. ниже)
7 Сближение российского законодательства с европейским В основе природоохранных мероприятий в странах ЕС 12 лет использовалась Директива ЕС 96/61 от 1996 года о комплексном контроле за загрязнением окружающей среды. 2 года действует новая Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2008/1/EC от 15 января 2008 г. о комплексном предотвращении и контроле загрязнений. Целью настоящей Директивы в Государствах-членах ЕС является обеспечение комплексного предотвращения и контроля загрязнений, вызываемых всеми видами негативного воздействия хозяйственной деятельности. В соответствии со статьей 55 Базового Соглашения между ЕС и РФ, наша страна обязалась гармонизировать российское законодательство с европейским.
8 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ -большая инвестиционная привлекательность России для иностранных инвесторов -ОУ - инструмент для улучшения управления и процесса принятия эффективных и адекватных эколого-значимых решений – особенно в условиях ВТО -улучшение правоприменительной практики -улучшение международного информационного обмена = улучшение инвестиционного климата - расширение рынка рабочих мест для российских специалистов
9 Международные принципы, соглашения – элементы ОУ Всеобщая Декларация прав человека Принцип 10 Декларации Рио 1992 Конвенции ООН по климату, по биоразнообразию, Базельская конвенция, Конвенция по СОЗам Конвенции ЕЭК ООН - Эспо, Орхусская Протоколы ( СЭО; по воде и здоровью – определение общественности – в рос. зак-ве !!!
10 ВСЕМИРНЫЙ БАНК ПОЛИТИКА ВСЕМИРНОГО БАНКА В ОТНОШЕНИИ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ 2002 год 1818 H Street, N.W. Washington, D.C Телефон
11 ВСЕМИРНЫЙ БАНК Экологические стандарты и стандарты ОУ – в новой версии (апрель 30, 2007) Руководство ВБ охране ОС, здоровья и безопасности - the World Bank Group Environmental, Health, and Safety Guidelines ( 'EHS Guidelines')
12 Международная финансовая корпорация ( МФК/ВБ – IFC) Политика и Стандарты деятельности по социальной и экологической устойчивости 30 апреля 2006 года Вопросы ООС, предоставления информации
13 Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) Новая «Социальная и экологическая политика ЕБРР», принятая в 2008 году: для получения кредита обязателен План проведения консультаций с заинтересованными сторонами и их информирования (ПКИ/ PCDP) 10 международных стандартов для инвестиционных проектов, в т.ч. активное «консультирование с общественностью» Т.е. (своевременное вовлечение на самых ранних стадиях проекта, обсуждение, учёт комментариев и проч.)
14 ЕБРР : международно - признанные принципы ОУ Заблаговременность уведомлений всех заинтересованных сторон Прозрачность процедур Документирование процесса ОУ Подготовка отчетных документов английском и русском языках Подготовка документов в форме, облегчающей их понимание – нетехническое резюме проекта; Легкий доступ для соответствующих заинтересованных лиц как к письменной информации, так и к процессу консультаций через специальный сайт электронной почты, вебсайт заявителя; Выработка простого механизма информирования о результатах консультаций с общественностью.
15 Сближение законодательств неизбежно: ЕС у границ России все страны ВЕКЦА - Стороны Орхусской и Эспо Конвенций ( кроме Узбекистана и России) подписали Протокол по РВПЗ подписали протокол по СЭО
16 Развитие процедур ОУ неизбежно Экополитики МФО ( ЕБРР, ВБ / МФК, Принципы Экватора), Принципы прозрачности ВТО Государственно-частное партнёрство Международные стандарты корпоративной отчётности, КСО ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП = ПРОЗРАЧНОСТЬ!!!
17 Пренебрежение ОУ – неизбежный рост правового нигилизма Судебные «экологические» процессы – недоверие к власти, к правосудию
18 Общественное участие в 21 веке В 21 ВЕКЕ - в эпоху : роста конфликта интересов в условиях нарастающей уплотнительной застройки в городах, бурного развития транспортных коридоров и трубопроводов...
19 Значимость ОУ/ОЭК для самого бизнеса (цивилизованного) ОУ - это : источник альтернативной, более объективной информации; инструмент управления рисками (материальными, имиджевыми, проч.) и снижения социальной напряжённости инструмент для принятия обоснованных, справедливых = рентабельных и устойчивых решений (!)
20 Рекомендации Усиление роли государства: - продуманная политика в области экологической оценки мегапроектов и приоритета сохранения степных экосистем. Механизмы поощрения «продвинутого» бизнеса - усиление ответственности за загрязнение ОС - отмена «экологических индульгенций» (ВСВ, ВСС) Усиление роли гражданского общества : - развитие и законодательное закрепление процедур общественного участия (сбор информации, учёт общ.предпочтений); -развитие роли местного самоуправления - финансовая и методическая поддержка НКО со стороны Государства * Роль экологических НПО, занимающихся сохранением степных экосистем : инициаторы и локомотивы в сохранении степных экосистем на федеральном уровне и в регионах * Роль общественных палат в России : Обладая огромным потенциалом в сфере налаживания взаимодействия между различными секторами общества, в организации межсекторального диалога, ОП РФ может и должна стать локомотивом в решении указанных вопросов. - Инициирование процесса широкого обсуждения «степных» проблем в региональных Общественных палатах. Привлечение внимания СМИ, ассоциаций малых коренных «степных» народов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.