Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемart.ioso.ru
1 Автор: ученица 9 «Б» класса Мирошник Татьяна Научный руководитель: Вечерина Наталия Ивановна Средняя общеобразовательная школа с гимназическими классами 574 г. Москвы Москва 2011
2 Цель исследования: Экспериментальным путем изучить феномен «психологическое время» Задачи исследования: 1.Изучить теоретические источники по темам: Время, Психологическое время 2.Провести эксперимент 3.Проанализировать результаты эксперимента Объект исследования: Время Предмет исследования: Психологическое время Методы исследования: Эксперимент Гипотеза: При умственных нагрузках будет происходить недооценка временных интервалов
3 В своей речи мы довольно часто употребляем слово «время». При этом почти никогда не задумываясь о его значении в психологии человека. Мы можем, произнося это слово, подразумевать совсем разные значения.
4 Вот например, как трактуется это слово в словаре Ожегова: время это: 1.одна из форм существования бесконечно развивающейся материи – последовавательная смена её явлений и состояний 2.продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами 3.промежуток той или иной длительности, в которой совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет
5 4.определённый момент, в который происходит что-нибудь 5.период, эпоха 6.пора дня, года 7.подходящий, удобный срок, благоприятный момент 8.период или момент, не занятый чем- нибудь, свободный от чего-нибудь 9.в грамматике: категория глагола, специальными формами относящая действие в план настоящего, прошлого или будущего 10.в период во время существования кого- нибудь, чего-нибудь
6 Вот, сколько разнообразных значений таит в себе это, на первый взгляд абсолютно обыкновенное слово. Теперь я хочу точно знать, что же такое «психологическое время» и как оно отличается от ранее сказанных значений. Может, познав время, я смогу научиться им управлять…
7 Итак, психологическое время - это отражение в психике человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути.
8 Это оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени.
9 Осознание возраста, возрастных этапов (детства, молодости, зрелости, старости), представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений семьи, общества, человечества в целом.
10 Иллюстрируя теорию относительности, иногда в шутку говорят, что время течет по-разному для сидящего на раскаленной плите и для влюбленного в минуту свидания.
11 Время, заполненное интересными событиями, протекает быстро. Протекши же, мы о нем вспоминаем, как об очень длительном. Время, не заполненное ни какими событиями или заполненное скучными событиями протекает медленно. Протекши же, мы о нём вспоминаем, как об очень коротком.
12 О том, что движение минутной стрелки не соответствует психологическому ощущению времени, свидетельствует и не совсем обычный эксперимент, описанный советским ученым Г. Б. Борисовским. Он предлагал слушателям две записи "Пророка" Римского-Корсакова в исполнении Петрова и Шаляпина - и просил оценить время исполнения в обоих случаях.
13 Оказалось, что у слушателей Петрова психологическое время лишь немногим больше физического, а у Шаляпина - бесконечно больше. Слушатели даже приблизительно не смогли оценить, как долго звучал голос гениального певца, несколько минут превратились для них в неизмеримо больший интервал времени внутреннего, психологического.
14 Психологи установили, что, оценивая небольшие интервалы времени (в пределах нескольких минут) без часов, одни люди склонны переоценивать их длительность, другие же - недооценивать.
15 "Психологическая минута" оказывается короче или длиннее в зависимости от настроения человека - плохое настроение растягивает ее, кажется, что время тянется слишком долго. Но если мы увлечены интересным делом, то время как бы сжимается.
16 На психофизиологическом уровне выделяется проблема адаптации человека к системе текущего времени, что является необходимой предпосылкой для успешной ориентировки в окружающей среде. Подобного рода адаптация проявляется в различных формах.
17 По мнению ряда авторов, отсчет времени осуществляется с помощью сложной системы, в которой сочетаются эндогенные процессы организма в виде сердечных сокращений, дыхательного цикла, цикла обмена веществ и экзогенные влияния в виде циркадических ритмов, температурных изменений, изменения влажности и т.д. Связывают подобный отсчет времени с функционированием биологических часов.
18 По мнению Б.И. Цуканова, субъективный образ длительности в данном случае строится с опорой на четко определенный временной промежуток, который выполняет роль своеобразного индивидуального «шага» и совпадает с длительностью эндогенных изменений. Подобная субъективная единица восприятия объективного времени примерно равна 0,87 – 0,89 секунд.
19 Для изучения феномена «психологическое время» учащимся было предложено 4 вида заданий: ټ решение арифметических примеров ټ дописывание недостающих букв в словах текста ټ нахождение закономерности числовых рядов ټ подсчет треугольников в сложных геометрических фигурах Каждый вид заданий выполнялся в течение 180 секунд, но учащимся длительность работы не объявлялась. После выполнения задания каждый участник выборки записывал время, которое по его мнению он затратил на выполнение задания. Мы затронули три возрастные группы средней школы: 5, 8, и 10 классы
20 Вид деятельности Точное время Среднее арифметическоеРазница времени 5 «А»8 «Б»10 «А»5 «А»8 «Б»10 «А» 1.Решение арифметическ их примеров Дописывание недостающих букв в словах текста Нахождение закономернос ти числовых рядов Подсчет треугольников в сложных геометрическ их фигурах
21 В самом трудном задании я увидела закономерность, заключающуюся в том, что чем старше класс, тем меньше по их мнению времени затрачивалось на выполнение задания. Если 5-ому классу показалось, что они выполняли задание на минуту больше, чем в действительности, то уже 10-ый класс посчитал, что они затратили на пол минуты меньше, чем на самом деле.
22 Такая же закономерность просматривается и в остальных заданиях, за исключением первого. 5-ый класс переоценил время его выполнения почти на 3 минуты. 8-ой на пол минуты недооценил, а у 10-ого класса при выполнении этого задания психологическое время сошлось с астрономическим.
23 Наша гипотеза «При умственных нагрузках будет происходить недооценка временных интервалов» подтвердилась на выборке десятого класса. Гипотеза «При умственных нагрузках будет происходить недооценка временных интервалов» не подтвердилась на выборке пятых и восьмых. В основном, в пятых и восьмых классах происходило «растяжение» времени.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.