Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемpedsovet.org
1 В. В. Кучурин, к. и. н., ведущий научный сотрудник НИЦ ЛОИРО
2 Важно ! Образовательный стандарт не регламентирует процессуальный аспект образования. Что это означает ? Образовательный стандарт не дает ответов на вопросы : как и в какой тематической последовательности будет происходить усвоение предмета ? каковы должны быть содержание и объем программы ? какие способы, приемы и методы обучения использовать ? какова должна быть степень интеграции, обобщенности, преемственности в образовательных программах, особенно в инновационных учебных заведениях ? и др. Кто и как отвечает на эти вопросы ? Ответы на эти вопросы – компетенция образовательного учреждения и самого педагога.
3 Примерная учебная программа – документ, рекомендательного характера, который детально раскрывает обязательные ( федеральные ) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения.
4 Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса ( группы ), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п. Рабочая программа – это нормативно - управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
5 фиксирует содержание образования на уровне учебного предмета ; направляет деятельность учителя и учащихся, а также служит средством контроля за их работой ; Программа должна занять свое определенное место, способствуя обеспечению целостности образования. Отсюда общее требование к программам – их единство. программа должна быть процессуально и технологически обоснована.
6 Программы нового поколения проектируются на основе отбора задач, ориентированных на достижение школьниками ключевых компетентностей ( УУД ) или способностей решать учебно - познавательные и учебно - практические задачи. Совокупность сведений ( предметное содержание ) Процедуры усвоения способов деятельности школьниками ( условия усвоения предметного содержания ) и
7 Характеристика компетентностей ( способностей ) как целей - результатов программы Способы их формирования у учащихся Отбор информации, которая способствует решению конкретных учебно - познавательных и учебно - практических задач и развивает компетентности ( способности ) ЛОГИКА УСВОЕНИЯ УСЛОЖНЯЮЩИХСЯ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8 четко обозначенные цели - результаты преподавания предмета, включая предполагаемые в ходе курса изменения в характеристиках школьников ; отбор изучаемого материала, структурированный под процесс решения различных задач и проблем ; ожидаемую учебную деятельность со стороны школьников и особые виды деятельности для приобретения опыта решения задач в условиях реальных ситуаций ; применяемые средства обучения ; специальные требования к оценке уровней конкретных компетентностей и вопросы - задания для диагностики, оценки.
9 Зачем?Цели-результаты образования – структурированные ключевые и предметные компетентности школьника, личностные, метапредметные и предметные результаты с учетом специфики учебного предмета. Что?Содержание учебного материала, его структурированный образ для решения задач разного типа. Дидактические единицы содержания обучения и логика усвоения учебного материала в контексте деятельности. Как?Виды деятельности учащихся при работе с учебным материалом для достижения образовательных целей- результатов, диагностические материалы.
10 Закон « Об образовании »; Федеральный государственный образовательный стандарт ; Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта ; Базисный учебный план общеобразовательных учреждений ; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных ( допущенных ) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования ; Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
11 Рабочая программа проектируется и разрабатывается (1) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и (2) на основе примерной программы по учебному предмету ( курсу ).
12 Начальная школа 1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; 2. общую характеристику учебного предмета, курса; 3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 6. содержание учебного предмета, курса; 7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Основная школа 1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2. общую характеристику учебного предмета, курса; 3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5. содержание учебного предмета, курса; 6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
13 Титульный лист Пояснительная записка общая характеристика учебного предмета ( курса ) цели и задачи изучения учебного предмета ( курса ) описание места учебного предмета ( курса ) в учебном плане личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета ( курса ) Основное содержание Тематическое планирование Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
14 наименование образовательного учреждения ; гриф утверждения программы ( с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения ); название учебного курса, предмета, дисциплины ( модуля ); Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину ( модуль ); классы ( параллель ), которым изучается учебный курс, предмет, дисциплина ( модуль ); год составления программы.
15 В « Пояснительной записке » : дается общая характеристика рабочей программы, раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования ; дается общая характеристика курса, его вклада в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования ; определяются цели и задачи изучения курса ; характеризуется место учебного предмета в учебном плане ; указываются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
17 Программа по _________________ для основной школы предназначена для учащихся ______ классов МОУ ____________, изучающих предмет _______________ … Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по ________________. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.
18 Программа включает четыре раздела : « Пояснительная записка », где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования ; сформулированы цели и основные результаты изучения предмета ________________ на нескольких уровнях личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса, его места в примерном учебном плане. « Основное содержание », где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки. « Примерное тематическое планирование », в котором дан примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий ). « Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса », где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания _____________ в современной школе.
19 Например : Литература – это один из ведущих гуманитарных учебных предметов школе. Он содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Общение школьника с литературными произведениями дает ему опыт коммуникации, диалога с писателями разных стран и эпох, приобщает к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе. Знакомство с произведениями словесного искусства нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
20 Фиксируется главная цель и задачи изучения учебного предмета При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования ФГОС, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Цели и задачи должны быть однозначно понимаемыми и диагностируемыми. При разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики ( оценки ) степени достижения целей и задач.
21 Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если : дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности ; описан способ, « инструмент » для однозначного выявления диагностируемого качества личности ; возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля ; существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
22 Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей ( подцелей ). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач ( в общей их постановке ) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.
23 Представляет собой описание целей - результатов обучения, выраженных в действиях учащихся ( операциональных ) и реально опознаваемых с помощью какого - либо инструмента ( диагностичных ). Данный перечень целей - результатов обучения включает личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы учебного курса по годам обучения и в целом. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает ФГОС, примерная основная образовательная программа и примерная программа учебного предмета, на базе которой разрабатывается рабочая программа.
24 описываться через действия учащихся (« научиться » и « получить возможность научиться »); обозначать определенный уровень достижений ; быть достижимыми и подлежащими оценке ; описываться понятным для учащихся языком.
25 Например : Неравенства Выпускник научится : понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств ; решать линейные неравенства с одной переменной и их системы ; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления ; применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса. Выпускник получит возможность научиться : разнообразным приёмам доказательства неравенств ; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики ; применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
26 Например : История Древнего мира Выпускник научится : определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов ( тысячелетие, век, до н. э., н. э.); использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий ; проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира ; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры ; рассказывать о событиях древней истории ; раскрывать характерные, существенные черты : а ) форм государственного устройства древних обществ ( с использованием понятий « деспотия », « полис », « республика », « закон », « империя », « метрополия », « колония » и др.); б ) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах ( правители и подданные, свободные и рабы ); в ) религиозных верований людей в древности ; объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры : архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства ; давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Выпускник получит возможность научиться : давать характеристику общественного строя древних государств ; сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия ; видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде ; высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
27 Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно - тематическим планом. При разработке учебной программы следует опираться на фундаментальное ядро содержания общего образования. При описании содержания тем рабочей программы рекомендуется такая последовательность изложения : название темы с указанием количества часов, необходимых на ее изучение ; содержание учебного материала.
28 Основное содержание по темамХарактеристика основных видов деятельности ученика Восточные славяне. Расселение, занятия, верования, общесвенное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Предпосылки и причины обраования государства у восточных славян. Ва центра славянской государственности – Новгород и Киев. Фомирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь и дружина. Полюдье. Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия Описывать жизнь и быт, верования славян. Объяснять смысл понятий князь, дружина, государство, полюдье. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.
29 Библиотечный фонд ( нормативные документы, программы, учебники, учебные пособия, научная, научно - популярная литература, справочные пособия, методические пособия для учителя ) Печатные пособия ( таблицы по предмету, портреты и др.) Информационные средства ( мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, электронные базы данных и др.) Технические средства обучения ( компьютер, проектор, интерактивная доска и др.)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.