Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемraymsdod.taba.ru
2 Образовательная программа дополнительного образования детей Автор: Кухаренко Лариса Юрьевна педагог дополнительного образования детей Центра дополнительного образования детей городского округа города Райчихинска
3 1Образовательная область (направленность программы) Эколого- биологическая 2Направление образовательной деятельности Биология 3Срок реализации программы 3 года обучения 4Целевое направление программы Образовательное 5По уровню развитияСогласно психолого- физиологических особенностей возраста учащихся 6По форме реализацииИндивидуально- групповая 7Статус программыМодифицированная 8Возрастной составУчащиеся 1 – 6 классов
4 Актуальность данной программы основывается на сложившейся экологической ситуации в нашей области: Вовлечение территорий Амурской области в хозяйственное и иное использование; Нерациональное расположение промышленной, жилой, коммунальной, природной зон; Низкая экологическая культура школьников. Программа составлена для школьников, проживающих в городе. Учащиеся получают возможность вплотную соприкасаться с природой через проведение экскурсий в парк, лес, луг, на водоем, через наблюдения за растительным и животным миром нашей местности, проводя работу в уголке живой природы и на учебно–опытном участке. Учитывая то, что познавательный интерес у учащихся к окружающей природе начинает возрастать, программа предусматривает поэтапное ознакомление учащихся с неживой и живой природой, явлениями в окружающем мире. В объединении предусматривается обучение учащихся, увлекающихся предметами эколого-биологического цикла, стремящихся к развитию своего кругозора. Занятия в объединении «Азбука природы» ориентированы на углубление знаний школьников об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов; значении растений и животных в жизни человека, народном хозяйстве; роли растений и животных в биоценозах и биосфере, охране растительного и животного мира; расширение представлений учащихся о многообразии дикорастущих и культурных растений, о многообразии диких и домашних животных; овладение практическими умениями по выращиванию растений и животных, проведению опытов и наблюдению за жизнью растений и животных уголка живой природы и в природе, распознаванию и определению их видов.
5 Цель: формировать у школьников научное мировоззрение и экологическую культуру на основе представлений о мире растений и животных. Задачи: вооружить учащихся знаниями о строении и жизнедеятельности растительных и животных организмов, многообразии и значении растительного и животного мира; стимулировать познавательную активность школьников, потребности в исследовании и охране флоры и фауны родного края; подготовить обучающихся к практическому использованию знаний о растениях для обоснования агротехнических и природоохранных мероприятий, объяснения причин сезонных явлений, ведения здорового образа жизни.
6 Образовательная программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Звено: Начальное - учащиеся 7 – 10 лет Среднее - учащиеся 11 – 13 лет Рассчитана на 3 года обучения. Всего: 1 год обучения часа; в неделю – 4 часа; 2 год обучения – 216 часов; в неделю – 6 часов; 3 год обучения – 216 часов; в неделю – 6 часов. Плановых обобщающих занятий, викторин, игровых конкурсов, тестов и т.д. : 1 год обучения – 24 часа; 2 год обучения – 36 часов; 3 год – 36 часов. Административных контрольных занятий – 24 ч. Образовательная программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Звено: Начальное - учащиеся 7 – 10 лет Среднее - учащиеся 11 – 13 лет Рассчитана на 3 года обучения. Всего: 1 год обучения часа; в неделю – 4 часа; 2 год обучения – 216 часов; в неделю – 6 часов; 3 год обучения – 216 часов; в неделю – 6 часов. Плановых обобщающих занятий, викторин, игровых конкурсов, тестов и т.д. : 1 год обучения – 24 часа; 2 год обучения – 36 часов; 3 год – 36 часов. Административных контрольных занятий – 24 ч.
8 Занятие объединения состоит из трех ключевых моментов: теоретической, практической и занимательной. Как бы поднимаясь по ступеням интеллектуальной активности и самостоятельности, ребенок идет от восприятия и усвоения готовой учебной информации (объяснительно-иллюстративный метод) - через воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности (репродуктивный метод), через знакомство с образцами научного решения проблем (метод проблемного изложения) и участие в коллективном поиске, в эвристической беседе (поисковый и эвристический метод) к овладению методами научного познания, к самостоятельному и творческому применению, которое выражает и внутреннюю потребность, и общественную направленность личности учащегося (исследовательский метод). Как бы поднимаясь по ступеням интеллектуальной активности и самостоятельности, ребенок идет от восприятия и усвоения готовой учебной информации (объяснительно-иллюстративный метод) - через воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности (репродуктивный метод), через знакомство с образцами научного решения проблем (метод проблемного изложения) и участие в коллективном поиске, в эвристической беседе (поисковый и эвристический метод) к овладению методами научного познания, к самостоятельному и творческому применению, которое выражает и внутреннюю потребность, и общественную направленность личности учащегося (исследовательский метод).
10 Значение наблюдений за сезонными изменениями в природе. Правила поведения в природе. Природа окрестностей города. Знакомство с распространенными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Сезонные явления в природе осенью. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников и у одного дерева в разных частях кроны. Подготовка растений к зиме. Наиболее распространенные животные лесов, парков, лугов, водоемов. Подготовка животных к зиме. Сезонные явления в природе осенью. Осенний калейдоскоп.. Полезные ископаемые России. Чем богата Амурская область. Викторина «Юные геологи» Основные типы почв России, Амурской области. Основные виды работ осенью. Значение теплиц, оранжерей. Осенняя миграция птиц. Перелетные птицы Амурской области. Зимующие птицы Амурской области. Основные виды работ в уголке живой природы осенью. Животные уголка живой природы. Растения уголка живой природы. Правила выполнения проектов. Признаки осени. Осень в произведениях поэтов, художников, музыкантов. Осенний калейдоскоп. Жизнь животных и растений осенью. Понятие экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры. Значения овладения основами экологии, пропагандистская деятельность. Экология жилища, дворов, улиц. Природа - целостная взаимосвязанная динамическая система. Основные царства живой природы, их краткая характеристика. Значение растений в природе и в жизни человека. Растительный мир родного края. Редкие и исчезающие растения и их охрана. «Красная книга» растений. Лекарственные растения края и их использование.
13 Сезонные явления в зимнее время. Значение снегового покрова для растений и животных. Свойства воды, снега, льда, строение отдельных снежинок. Растения зимой. Жизнь животных зимой. Следы на снегу. Зимующие и перелетные птицы. Распознавание деревьев и кустарников в безлистном состоянии. История освоения Дальнего Востока. Чем славится Амурская область. Растения Амурской области. Животные Амурской области. Природа в жизни человека. Красная книга – книга печали и тревог. Редкие и исчезающие растения Амурской области, занесенные в Красную книгу. Редкие и исчезающие животные Амурской области, занесенные в Красную книгу Сезонные явления в зимнее время. Значение снегового покрова для растений и животных. Свойства воды, снега, льда, строение отдельных снежинок. Растения зимой. Жизнь животных зимой. Следы на снегу. Зимующие и перелетные птицы. Распознавание деревьев и кустарников в безлистном состоянии. История освоения Дальнего Востока. Чем славится Амурская область. Растения Амурской области. Животные Амурской области. Природа в жизни человека. Красная книга – книга печали и тревог. Редкие и исчезающие растения Амурской области, занесенные в Красную книгу. Редкие и исчезающие животные Амурской области, занесенные в Красную книгу
14 Сезонные явления в природе зимой. Растения зимой. Животные зимой. Основные виды зимующих птиц. Поведение птиц в природе. Охрана и привлечение птиц. Основные виды работ в уголке живой природы зимой. Значение проведения исследовательских и опытнических работ. Овощные и цветочно-декоративные культуры открытого грунта. Комнатные овощные и цветочные культуры. Интродукция. Цветочно – декоративные растения используемые в пищу.
15 Зима в природе, признаки зимы. Жизнь животных зимой. Жизнь растений зимой. Следы на снегу. Понятие «пропаганда». Основные принципы лесоохраной пропаганды. Методика отдельных видов пропаганды. Пути совершенствования пропаганды. Значение леса. Лес и охрана здоровья человека. Эстетическое значение леса (Лес в поэзии, музыке, живописи, литературе). Лес-кладовая природы. Восстановление и возобновление леса. Основные лиственные и хвойные культуры. Общие сведения о лесных пожарах. Правила пожарной безопасности в лесах РФ. Виды лесонарушений. Ответственность за лесонарушения. Здоровье ребенка - дело семьи и школы.Инфекционные заболевания. Вредные привычки. Организация спортивно-оздоровительной работы. Закаливание. Питание и здоровье учащихся. Обзор животного мира Амурской области. Декларация прав живых существ. Редкие и исчезающие животные Амурской области, Дальнего Востока. «Красная книга животных ». Обзор растительного мира Амурской области. Редкие и исчезающие растения Амурской области, Дальнего Востока. «Красная книга растений ».
17 Сезонные изменения в природе весной. Изменение жизни животных весной. Весенние первоцветы. Изменение в жизни растений весной. Признаки наступления весны. Появление насекомых. Знакомство с с/х растениями и домашними животными. Продукты, получаемые от с/х деятельности, их использование. Наиболее распространенные сорные растения. Распознавание их по внешнему виду. Способы размножения сорняков, меры борьбы с ними. Вредители огорода, вред, причиняемый ими овощным и цветочным растениям. Полезные животные на участке (жаба, лягушка, божья коровка), их образ жизни, питание и польза. Значение озеленения городов, парков, скверов и т.д. Многообразие декоративных деревьев и кустарников. Многообразие цветочно-декоративных растений. Многолетние растения. Однолетние растения. Причудливые деревья. Знакомство с приемами озеленения принятых в архитектуре.
18 Сезонные явления в природе весной. Приметы весны. Жизнь растений и животных весной. Основные виды работ в уголке живой природы весной. Поведение животных весной. Растения уголка живой природы весной. Значение подготовки почвы к посадке растений. Работа с посевным материалом. Многолетние растения участка. Виды и тапы семян. Глубина заделки семян. Семена овощных культур. Семена цветочно-декоративных растений. Значение охраны природы. Природа окрестностей города. Экологическое состояние города. Сезонные явления в природе весной. Приметы весны. Жизнь растений и животных весной. Основные виды работ в уголке живой природы весной. Поведение животных весной. Растения уголка живой природы весной. Значение подготовки почвы к посадке растений. Работа с посевным материалом. Многолетние растения участка. Виды и тапы семян. Глубина заделки семян. Семена овощных культур. Семена цветочно-декоративных растений. Значение охраны природы. Природа окрестностей города. Экологическое состояние города. Весна в природе. Признаки наступления весны. Сезонные явления в жизни растений и животных. Лес, как пример растительного сообщества. Лес – экологическая система. Знакомство с видовым составом леса. Значение леса (водоохранное, водорегулирующее, почвозащитное, полезащитное, климатическое, санитарно- гигиеническое, эстетическое, рекреационное). Саморегуляция в биоценозе.
19 Сезонные изменения в природе летом. Приметы лета. Правила поведения в природе. Экскурсии по экологическим тропам и участие в организации их работы. Осуществление локального мониторинга на маршрутах. Паспортизация объектов экологической тропы.
20 В результате обучения по данной программе у учащихся будут сформированы представления о: многообразии и уникальности растительного и животного мира планеты; единстве растительного мира на основе клеточного строения; основных жизненных функциях всех растительных и животных организмов: питании и передвижении веществ в растении; фотосинтезе; дыхании, размножении, росте и развитии растений и животных; природных сообществах, агроценозах и биоценозах; биологических ритмах в природе, методах фенологии; принципах рационального природопользования. Учащиеся овладеют следующими способами деятельности по: работе со световым микроскопом, изготовлению временных препаратов для микроскопического исследования; постановке простейших опытов с целью изучения процессов питания, дыхания растений; проведению работы по выращиванию животных и растений; выявлению причинно-следственных связей между особенностями внешнего строения растений и экологическими факторами среды; ведению фенологических наблюдений, их объяснению и обработке; изучению экологического состояния, оценке и описанию лесных, лечебных ресурсов окрестностей своего города;
21 определению и описанию животного мира своей местности; обоснованию агротехнических и природоохранных мероприятий; определению видов лекарственных, плодово-ягодных, дикорастущих растений; ядовитых растений; проведению сбора, хранения (сушки), применения лекарственных, съедобных растений родного края; работе с различными источниками информации, составлению кратких рефератов и докладов, их представлению на конференции; соблюдению правил поведения в природе. Учащиеся будут понимать: роль растений и животных в жизни человека, их значение в народном хозяйстве; взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных между собой и с другими компонентами природных сообществ; влияние экологических факторов окружающей среды на растительные и животные организмы, меру отрицательного воздействия антропологического фактора, длительность восстановления растительности и популяций животных; необходимость приобретения знаний о рациональном природопользовании для сохранения растительного мира, улучшения среды обитания человека, укрепления своего здоровья.
22 Оценка эффективности программы Образовательная программа «Азбука природы" предусматривает наблюдение за развитием личности воспитанников, осуществляющиеся в ходе анкетирования, тестирования, наблюдения и т.д.
23 Итогом программы каждого года обучения являются конкурсы, выставки, конференции, где видно достижение каждого воспитанника, поощрение дипломами, грамотами, подарками.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.