Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемwww.yarcdu.ru
1 Формирование навыков исследовательской деятельности у обучающихся младшего школьного возраста Скибина Любовь Витальевна – руководитель сектора экологических проектов и исследований государственного образовательного автономного учреждения дополнительного образования детей Ярославской области «Центр детей и юношества»
2 «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой
3 Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий
4 Программы 1. «Любознайка», «Удивительный мир природы» - для детей 7-10 лет; 2. «Эрудит» - для детей 9-15 лет; 3. «Экология человека», «Биология с основами экологии», «Экологическая биология» - для обучающихся лет.
5 Программа «Удивительный мир природы» Содержание программы направлено на развитие познавательного интереса и овладение младшими школьниками простыми приемами и методами ведения исследований.
6 Инвариантная часть программы «Эрудит» Инвариантная часть программы по каждому году обучения включает 3 блока. 1 блок – «За страницами школьного учебника» - направлен на углубление и расширение знаний обучающихся в предметных областях: 2 блок – «Развивайка» - направлен на развитие интеллекта, внимания, памяти, мышления и речи. 3 блок «Я умею это сам» - направлен на овладение методиками ведения исследований
7 Вариативная часть программы «Эрудит» Вариативная часть программы предполагает разработку каждым ребенком совместно с педагогом индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), который включает в себя самостоятельное выполнение каждым обучающимся проекта или исследования, в соответствии со своими индивидуальными способностями, возможностями, интересами
8 Темы исследований, выполненные обучающимися 7-10 лет 1. Выявление зависимостей выгонки лука репчатого от массы луковицы и температуры; 2. Изучение поведения и взаимоотношения различных видов рыб в аквариуме; 3. Изучение особенностей поведения уток-крякв перед отлетом на зимовку; 4. Выявление оптимальных способов хранения хлеба; 5. Изучение поведения кошки домашней; 6. Изучение кормового рациона, особенностей поведения зимующих птиц, посещающих кормушку; 7. Изучение видового состава и численности птиц различных районов города Ярославля в зимний период; 8. Определение степени гармоничности развития учащихся 4 класса; 9. Изучение поведения хомячка сирийского в домашних условиях.
9 Темы исследований, выполненные обучающимися лет 1. «Изучение отношения населения города Ярославля к проблеме бездомных животных»; 2. «Определение качества и натуральности меда, реализуемого в торговых точках города Ярославля»; 3. «Изучение проблемы пивного алкоголизма среди обучающихся старших классов»; 4. «Изучение качества воды реки Норы»; 5. «Изучение информированности населения города Ярославля о правилах использования и утилизации энергосберегающих ламп»; 6. «Изучение влияния табачного дыма на развитие семян и проростков фасоли»; 7. «Оценка экологического состояния прудов на Ленинградском проспекте города Ярославля»; 8. «Изучение экологического состояния зеленых насаждений Дзержинского района города Ярославля».
10 Выбор темы исследования Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку; Правило 2. Тема должна быть выполнима; Правило 3. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам; Правило 4. Тема должна быть по возможности оригинальной; Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа по ней могла быть выполнена относительно быстро; Правило 6. Тема должна соответствовать возрастным особенностям детей; Правило 7. Выбирая тему, необходимо учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы; Правило 8. Выбирать тему нужно быстро, пока не угас интерес.
11 Дидактические задания, упражнения, игры Задания: Найди закономерность Придумай за 3 минуты как можно больше слов по схеме: ПО_ _ _ (пример: повар). Как можно быстрее вставьте в окружность пропущенные буквы и прочитайте слова.
12 Поддержание интереса к исследовательской деятельности - Проблемное обучение; - Использование познавательных игр; - Создание ситуации успеха - Использование методов стимулирования;
13 Методы стимулирования, используемые педагогами в процессе организации и ведения исследовательской деятельности Группы методовМетоды 1.Эмоциональные Поощрения Порицания Учебно-познавательные игры Создание ярких наглядно- образных представлений Создание ситуации успеха Стимулирующее оценивание Предоставляющие свободный выбор заданий Способствующие удовлетворению желания быть значимой личностью
14 2.Познавательные Опора на жизненный опыт Познавательные интересы Создание проблемных ситуаций Побуждение к поиску альтернативных решений Выполнение творческих заданий Предъявление заданий на смекалку Мозговая атака Развивающая кооперация
15 3.Волевые Предъявление учебных требований Информирование об обязательных результатах обучения Формирование ответственного отношения к учению Познавательные затруднения Рефлексия поведения успеха Прогнозирование будущей деятельности
16 4.Социальные Развитие желания быть полезным отечеству Побуждение подражать сильной личности Создание ситуации взаимопомощи Эмпатия, сопереживание Поиск контактов и сотрудничества Заинтересованность результатами коллективной работы Рецензирование
17 Тема занятия: «Витамины на окне»
18 Цель: формирование навыков исследовательской деятельности Задачи: способствовать формированию умений выявления проблемы, разработки гипотезы; постановки цели способствовать овладению навыками самостоятельного ведения наблюдений; способствовать воспитанию культуры общения на занятии. Ожидаемый результат: -демонстрация умений выявлять и формулировать проблему; -демонстрация умений разработки гипотезы; -наличие результатов самостоятельных наблюдений обучающихся; -демонстрация умений считаться с мнением других; При отборе содержания данного занятия учитывались следующие принципы: соответствия содержания возрастным особенностям; интереса; развивающего потенциала; практической значимости для ребенка
19 Открытие витаминов Казимир Функ
20 Для здоровья необходимы всем нам очень витамины
22 Выгонка Выгонка - растений - получение овощей (зелени петрушки, сельдерея, зеленого лука), цветов (розы, сирени, гвоздики, тюльпана), ягод (земляники,винограда) в несезонное для них время, напр., зимой.получениезеленицветовгвоздикивремязимой
23 Гипотеза Г ИПОТЕЗА – ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ВЫДВИГАЕМОЕ ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ КАКИХ-ЛИБО ЯВЛЕНИЙ, ИХ МОЖЕТ БЫТЬ НЕСКОЛЬКО ИЛИ НЕ БЫТЬ СОВСЕМ. г ИПОТЕЗУ МОЖНО СТРОИТЬ ПО СХЕМЕ «ЕСЛИ….,ТО». ТАК КАК…, ТО.
24 Цель ПРИ ФОРМУЛИРОВАНИИ ЦЕЛИ НУЖНО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС: «ЧТО ВЫ ХОТИТЕ ПОЛУЧИТЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИССЛЕДОВАЕНИЯ» ЦЕЛЬ – ЭТО ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. ЛУЧШЕ ЦЕЛЬ ФОРМУЛИРОВАТЬТ НЕ КАК ПРОЦЕСС (ИЗУЧИТЬ, ИССЛЕДОВАТЬ, РАССМОТРЕТЬ, А КАК РЕЗУЛЬТАТ _ ДОКАЗАТЬ, ОБОСНОВАТЬ ОПРЕДЕЛИТЬ,ВЫЯВИТЬ
25 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2023 MyShared Inc.
All rights reserved.