Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемlyceum50.ru
1 Детская одарённость и проблема жизненной успешности Педагог-психолог МОУ «СОШ 50» Горбунова И.В. 28 сентября 2010 г.
2 Куб личности (Люшер) Эмоционально- волевая компонента Интеллектуально -продуктивная компонента Физическая компонента Социальная компонента
3 Одарённость Художественная Общая Интеллектуальная и академическая Творческая одаренность Социальная
4 Классификация одарённости (Н.С. Лейтес) дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью
5 Классификация одарённости(М.А. Холодная) "сообразительные"; "блестящие ученики"; "креативы"; "компетентные"; "талантливые"; "мудрые".
6 Лица с показателем общего интеллекта более единиц; лица с высоким уровнем академической успешности; лица с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей в виде быстроты мышления и оригинальности порождаемых идей; лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных видов деятельности; лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями; лица с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей.
7 КАТЕГОРИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ПЕРВАЯ КАТЕГОРИЯ ОДАРЕННЫХ - ДЕТИ С ВЫСОКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПО УРОВНЮ ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ. Вторая группа одаренных- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены (талантливые). Третья категория одаренных детей - хорошо обучающиеся в школе ("академическая одаренность").
8 Кризисы детской одаренности 1. Утрата творческого потенциала: ребенок прекращает создавать особые, свойственные его одаренности творческие продукты - кризис креативности; 2. Снижение интеллектуальной продуктивности - кризис интеллектуальности; 3. Снижение или полная потеря интереса к процессу и результатам своего труда - кризис мотива достижений
9 Проблемы кризиса креативности: Утрата творческого потенциала ребенка через олимпиады, конкурсы, фестивали, конференции ожидания и надежда на взрослых, которым ребенок пытается соответствовать. Развитие воображения, фантазии ребенка может иметь не творческое, а невротическое начало, выполняя функцию психологической защиты от тревожности,, вызванной каким-либо внутренним конфликтом личности, что приводит к неврозу и дезадаптации.
10 Проблемы кризиса интеллектуальности: Перегруженность заданиями без учета индивидуальных познавательных потребностей ребенка Интеллект ребенка развивается в ущерб его физическому, эмоциональному, личностному развитию Защитный механизм личности, как интеллектуализация, может принимать форму умствования
11 Кризис мотива достижений При доминировании личностной рефлексии над интеллектуальной происходит формирование негативного «образа Я» в следствие чего, тормозится развитие одаренности. Интеллектуальную рефлексию можно расценивать как фактор положительной обратной связи, а личностную рефлексию - как фактор отрицательной обратной связи в механизме саморегуляции системы детской одаренности.
12 Процент одаренных (с точки зрения психологов) Процент одаренных (с точки зрения психологов) Процент одаренных к семнадцати % Процент одаренных к четырнадцати годам %. Процент одаренных в десятилетнем возрасте %,
13 Дифференциация видов одаренности степень одаренности вид деятельности форма проявления широта проявления особенности возрастного развития
15 Дифференциация по виду деятельности и обеспечивающих её сфер психики академическая интеллектуальная творческая художественная коммуникативная лидерская спортивная (двигательная)
19 Уровни успешности деятельности быстрое освоение и высокая успешность выполнения; использование и изобретение новых способов в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление на первый взгляд неожиданных путей и решений.
20 Особенности развития познавательной сферы Любопытство Любознательность Склонность к задачам дивергентного типа (допускающие множество правильных ответов) Оригинальностью мышления Гибкость мышления Лёгкость генерирования идей (беглость мышления) Лёгкость ассоциирования Способность к прогнозированию, предвосхищению Высокая концентрация внимания Отличная память Способность к оценке Интересы и склонности
21 Особенно сти развития познават ельной сферы Любопыт ство Любознат ельность Склоннос ть к задачам диверген тного типа Оригинал ьностью мышлени я Гибкость мышлени я Лёгкость генериро вания идей Лёгкость ассоциир ования Способно сть к прогнози рованию, предвосх ищению Высокая концентр ация внимания Отличная память Способно сть к оценке Интересы и склоннос ти
22 Особенности психосоциального развития Самоактуализация -стремление человека реализовать свои личностные возможности Перфекционизм - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям Социальная автономность (чем ниже уровень педагогической квалификации учителей, чем менее тактичны и внимательны родители, тем больше проблем) Эгоцентризм – неспособность встать на позицию другого человека. Познавательный эгоцентризм – отсутствие способности понять, почему то, что просто и понятно для них самих, не могут постичь окружающие
23 «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ: ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» (ПО А.И. САВЕНКОВУ) Моральный эгоцентризм – свойственен одарённому ребёнку в меньшей степени, чем «нормальным» детям Коммуникативный эгоцентризм – характерен для одарённых детей в меньшей степени, чем для их обычных сверстников Соревновательность, конкуренция – фактор развития личности, закалки характера (формируется собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретается уверенность в своих силах, приобретается первый опыт «разумного авантюризма»). Особенности эмоционального развития. Отмечается повышенная уязвимость, способность улавливать то, что осталось незамеченным другими.
24 Структура одаренности. Модель Дж. Рензулли 1-интеллектуальный компонент (уровень развития процессов внимания, памяти, мышления); 2-креативность, или творческость (уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность); 3- мотивационный компонент (познавательная и исследовательская активность).
25 Задатки Способно сти Деятельность Соотношение роли задатков, способностей и культурно- воспитательной среды
26 Регулятивные навыки в умственной деятельности одаренных детей (Ю.З. Гильбух) : осуществление по собственной инициативе тщательного анализа поставленной задачи с целью уяснения ее смысла; планирование предстоящих действий; использование при необходимости ограниченного числа манипуляций для осуществления целенаправленных поисковых проб; умение построить четкий образ цели, осознать критерии качества будущего продукта; неуклонное подчинение выполняемых действий этим ориентирам; непрерывный контроль за ходом познавательного процесса.
27 инструмент альные Признаки одаренности Д.Б.Богоявленская мотивационные
28 Инструментальные признаки одарённости индивидуальный стиль деятельности (склонность «все делать по-своему») и самодостаточная система саморегуляции высокая структурированность знаний, умение видеть в сложном простое, а в простом – сложное; особый вид обучаемости специфические стратегии деятельности: быстрое освоение, высокая успешность выполнения, использование новых способов деятельности, выдвижение новых целей
29 Мотивационные признаки одарённости повышенная избирательная чувствительность чрезвычайная увлеченность каким-либо делом повышенная познавательная потребность предпочтение парадоксальной и противоречивой информации неприятие стандартных заданий и готовых ответов высокая критичность и стремление к совершенству
30 Явная Скрытая Одарённость
31 Врождённая Воспитанная Одарённость
32 Общие особенности одаренных детей способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положении. Такая особенность требует широты тем, материала для обобщений. Прекрасные возможности в этом отношении представляет междисциплинарный подход; потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программам через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений; способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного; обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя, других, научиться выражать себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.
33 Стратегии обучения одаренных детей ускорение обогащение
34 Формы ускорения обучения Раннее поступление в школу Ускорение в обычном классе «Перепрыгивание» через класс Профильные классы Радикальное ускорение(обучении тематически одаренных детей ) Частные школы Раннее поступление в высшее учебное заведение
35 Типы летних и зимних школ и программ ориентированные на расширение кругозора (посещения музеев, выставок, заповедников, знакомства с историческими достопримечательностями, культурными традициями). нацеленные на самопознание, на открытие в себе новых интересов, способностей и их граней углубленное изучение избранного предмета, возможность полностью погрузиться в него, разделить свои интересы с другими и поработать под руководством специалистов высокого класса
36 Организационные формы обучения Программы «вырывания»: специальные классы, специализированные школы и школы-интернаты, факультативы, внешкольные кружки и объединения, заочные школы, станции юных техников, биологов Для средних и старших классов - обучение в центре обогащения в местном институте (университете), вычислительном центре
37 Недостатки «программы вырывания» не отвечает полностью потребности особо продвинутых детей в постоянной работе на качественно ином уровне и по всем предметам; эта потребность признается во время занятий по программе «вырывания», а в остальное время она как бы забывается; создает в большинстве случаев трения с учителями в обычной школе, которые выдвигают дополнительные требования к одаренному (например, сделать все, чем занимался класс во время его отсутствия); требует больших затрат, чем полное обучение в специальных классах; трудно поддается последующей реорганизации
38 Формы стратегии обогащения обучения Обогащение познавательных процессов Дидактические подходы к обучению Миникурсы, кружки, факультативы, эллективные курсы Летние и зимние школы и программы
39 Принципы работы с одарёнными детьми Принцип опережающего обучения. Принцип комфортности в любой деятельности. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся. Возрастание роли внеурочной деятельности. Принцип развивающего обучения. Принцип добровольности.
40 Организация воспитательной работы в рамках программы: Воспитание учащихся по принципам общечеловеческих ценностей; Формирование духовной культуры, общекультурной компетенции; Формирование высокой речевой культуры; Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одарённых детей
41 Требования к педагогическим кадрам в реализации программы: Высокая профессиональная компетентность; высокий уровень теоретической подготовки; активна научно-методическая деятельность Владение возрастной психологией; стремление к самообразованию и самосовершенствованию; Требовательность и умение найти подход к нестандартным детям; Общекультурная эрудированность; доброжелательность, высокий педагогический такт; Наличие организаторских способностей; знание и применение здоровьесберегающих технологий.
42 Социально-психологическое обеспечение реализации программы: создание банка данных с содержательными характеристиками одарённых детей; Создание психолого-развивающего пространства, как наиболее благоприятствующего реализации программы; Обучение одарённых детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции; Формирование умение адаптироваться в социально значимой среде ( семье, среде сверстников, педагогов); Организация работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.
43 Материально-техническое обеспечение: Пополнение библиотечного фонда школы справочной, научно-популярной литературой, энциклопедиями, периодическими изданиями; Компьютеризации образовательного процесса; обеспечение необходимых оборудование и материалами дл организации работы кружков, клубов, секций; привлечение внебюджетных средств и спонсорского финансирования для материального поощрения одарённых детей
44 Проблемы одаренных детей, связанные с адаптацией (Лета Холлингуорт) Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы..
45 Проблемы одаренных детей, связанные с адаптацией (Лета Холлингуорт) Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
46 Модель одаренного ребенка: личность здоровая физически, духовно - нравственно и социально способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации способная осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности владеющая средствами и способами исследовательского труда способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры руководствующаяся общечеловеческими ценностями и нормами воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ
49 Индивидуальные психологические карты учащихся (ИПК) социальная часть (анкетные данные и дополнительные сведения о ребенке); аналитическая часть (медицинские сведения и особенности физического развития); психические и психологические особенности; характеристики учебной деятельности (уровень сформированности основных учебных действий); неучебная деятельность (предпочтения, увлечения, дополнительные занятия).
50 Исследование интеллектуального компонента одаренности изучение познавательных процессов школьников внимания и памяти (V–VII классах корректурная проба Бурдона, в VIII–X классах – методика Мюнстерберга на избирательность внимания) исследование особенности памяти модифицированная методика на выявление преобладающего типа запоминания методики, отражающие действие двух основных механизмов креативности: 1) интуиции, вдохновения, т.е. процессов неоперационных; 2) разного рода аналогий и ассоциаций, т.е. процессов операционных, с применением для творческого осмысления прямых символических и фантастических аналогий. (Методика Торренса, методика Гилфорда) Исследование мотивационного компонента в структуре одаренности по модели Дж. Рензулли.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.