Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.novsu.ru
1 СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕТА КАЧЕСТВА (СМК). ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ. Тема 3.
2 Поровский Г.С., НовГУ.2 «Вступление РФ в ВТО – позитивный шаг» заместитель председателя комитета госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков Вступление РФ в ВТО - это вызов российским предприятиям, которые теперь должны модернизировать свое производство и качество управления, чтобы стать более конкурентоспособными.
3 Поровский Г.С., НовГУ.3 МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ИСО 9001:2008 СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ТРЕБОВАНИЯ. 0.1 Общие положения. Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации
4 Поровский Г.С., НовГУ.4 Мероприятие 5.1. Создание и развитие эффективной системы управления в вузе Проект «Разработка, внедрение и совершенствование системы менеджмента качетства НовГУ» Стратегический план развития НовГУ на период до 2015 г. Совершенствование организационной структуры вуза и повышение эффективности управления Формирование классического адаптивного университета. Внедрение процесса непрерывных улучшений Переход к управлению на основе качества
5 Поровский Г.С., НовГУ.5 Система менеджмента качества (СМК) Понятия и определения; Условия создания; Основные модели и принципы СМК;
6 Поровский Г.С., НовГУ.6 Система менеджмента качества (СМК) Основные понятия и определения. Менеджмент качества. (ISO9000:2008, п. 3.1) Качество? Менеджмент? Система ? Качество – степень с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования; Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией; Система - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов; Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству
7 Поровский Г.С., НовГУ.7 Система менеджмента качества Основные понятия и определения. Менеджмент качества. (ИСО 9000:2008, П. 3.1) Менеджмент качества - это менеджмент применительно к качеству. Управление качеством – часть менеджмента качества. Об этом четко говорит стандарт ИСО 9000:2008.
8 Поровский Г.С., НовГУ.8 Менеджмент качества (в соответствии с международным стандартом ИСО 8402) «Метод управления организацией, основанный на сотрудничестве всех ее работников, ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребите- лей, достижение целей долговремен- ного предпринимательского успеха и выгоды для всех работников организации и хозяйства в целом»
9 Поровский Г.С., НовГУ.9 Менеджмента качества (ИСО 9000:2008, П )
10 Поровский Г.С., НовГУ.10 Система менеджмента качества (общая схема)
11 Поровский Г.С., НовГУ.11 Система качества ОУ Под Системой качества образовательного учреждения понимается «система для разработки политики и целей гарантий качества и достижения этих целей». В узком смысле управление качеством образования это управление качеством образовательного процесса и других видов деятельности, обеспечивающих формирование компетенций обучаемых и выпускников ОУ. (Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования. Санкт-Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», с.)
12 Поровский Г.С., НовГУ.12 Система качества образовательного учреждения Система качества ОУ является частью системы менеджмента организации, и направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования потребителей и других заинтересованных сторон. Цели в области качества дополняют другие цели ОУ, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью жизнедеятельности. Различные части системы менеджмента ОУ могут быть интегрированы вместе с СК в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Система качества ОУ является основой постоянного улучшения процессов ОУ и предназначена для практической реализации стратегии ОУ по улучшению качества образования и других видов деятельности с целью повышения удовлетворенности потребителей: обучаемых, их семей, работодателей, государства и общества в целом.
13 Поровский Г.С., НовГУ.13 Система менеджмента качества УСЛОВИЯ создания. Условие первое: поддержка руководства; Условие второе: назначение ответственного в области качества; Условие третье: создание рабочей группы и активное участие сотрудников; Условие четвертое: составление и соблюдение плана действий; Условие пятое: планирование и обес- печение всего необходимого для реализации проекта средства.
14 Поровский Г.С., НовГУ.14 Методологические основы построения системы менеджмента качества 1. Принципы Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management - TQM) (Ивановский энергетический университет); 2. Критерии модели EFQM (Европейский фонд по менеджменту качества), (Ярославльский госуниверситет им. Демидова); 3. Модель отраслевого конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» (Ухтинский гостехуниверситет); 4. Оценочный метод - SWOT-анализ (Петрозаводский государственный университет и Новосибирский государственный технический университет); 5. Модель национальной американской премии по качеству «Baldrige National Quality Award» в области образования. 6. Требования и рекомендации международных стандартов серии ИСО 9000; (МИСИС, Новосибирская академия ВТ….; 7. Стандарты и директивы ENQA. 8. Интегрированные модели СМК. Требования ИСО серии стандарты и директивы ENQA (Новгородский госуниверситет им. Ярослава мудрого)
15 Поровский Г.С., НовГУ.15 Всеобщий менеджмент качества (TQM) Всеобщий менеджмент качества (Total Quality Management - TQM) : подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии ее членов и направленный на достижение долго- срочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества». (ISO 8402:1994)
16 Поровский Г.С., НовГУ.16 Совершенствование управленческой деятельности в ВУЗе Основные принципы всеобщего управления качеством (TQM) Менеджмент процессов Вовлечение, участие и мотивация сотрудников Уверенное руководство Ответственность перед обществом Развитие корпоративного сотрудничества Ориентация на результат и на достижение целей Постоянное обучение сотрудников, инновации Ориентация на потребителя
17 Поровский Г.С., НовГУ.17 Структура модели EFQM (модель делового совершенства, 1999 г.) Управление процессами Результаты- потребители Влияние на общество Политика и стратегия Потенциал персонала Лидерство руководства Ключевые результаты работы Результаты- сотрудники Ресурсы и партнеры В о з м о ж н о с т иР е з у л ь т а т ы Анализ, постоянное улучшение и инновации
18 Поровский Г.С., НовГУ.18 Принципы модели EFQM (модель делового совершенства) Ориентированность на конечный результат; Сосредоточенность на интересах потребителя; Лидерство и постоянство целей; Управление на основе объективной информации о состоянии организации; Развитие персонала и его вовлеченность в дела организации; Непрерывное обучение, инновации и усовершенствования; Развитие партнерства; Социальная ответственность.
19 Поровский Г.С., НовГУ.19 Модель отраслевого конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» Удовлетворен- ность ППС и сотрудников работой в вузе 80 баллов (8%) Удовлетворенност ь студентов уровнем качества и содержанием подготовки 80 баллов (8%) Влияние ИЭУ на общество 120 баллов (12%) Результаты, которых добился вуз в отношении заплани- рован- ных целей повышения качества подготовки выпуск- ников 120 баллов (12%) Политика и стратегия в области обеспечен ия качества подготовки выпуск- ников 150 баллов (15%) Использование потенциала ППС, сотрудников, обучаемых для обеспечения качества подготовки 100 баллов (10%) Рациональное использование ресурсов (материальных, финансовых и людских) 100 баллов (10%) Управле- ние процес- сами обеспе- чения качества подго- товки выпуск- ников 150 баллов (15%) ВОЗМОЖНОСТИ 500 БАЛЛОВ (50 %) %) РЕЗУЛЬТАТЫ 500 БАЛЛОВ (50%) Удовлетвор енность работодате лей качеством подготовки выпускни- ков ИЭУ 100 баллов (10%)
20 Поровский Г.С., НовГУ.20 «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» В соответствии с приказом от года 389 Федеральной службы по надзору в сфере образова- ния и науки (Рособрнадзор) объявляется в 2009 году конкурс «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» Главная задача конкурса – стимулировать вузы и ссузы к поиску современных методов управления, установить ориентиры в области развития систем обеспечения качества подготовки специалистов.
21 Поровский Г.С., НовГУ.21 Критерий 7б. Показатели работы вуза по повышению удовлетворенности студентов обучением в вузе Оцениваются внутренние показатели деятельности, обеспечивающие удовлетворенность студентов: Как используются результаты опросов студентов для совершенствования деятельности?; Как совершенствуется система содержания образования и методов обучения?; Какова система мотивации студентов?; Как строятся взаимоотношения студентов с преподавателями, администрацией?; Как строятся взаимоотношения администрации с профкомом студентов?.
22 Поровский Г.С., НовГУ.22 Метод SWOT - анализа Цель SWOT - анализа: исследование сильных и слабых сторон деятельности ИЭУ и определение возможностей успешного функционирования института в сложившихся и прогнозируемых условиях рынка. Задачи SWOT – анализа: 1. Определить сильные и слабые стороны института. 2. Провести анализ внешней среды (определить внешние возможности и угрозы). 3. Выяснить в какой мере сильные стороны института позволяют ей воспользоваться открывающимися возможностями и противостоять угрозам (защищаться от них). 4. Определить какие стратегии следует реализовывать при том или ином сочетании сил, слабостей, возможностей и угроз. Объект SWOT-анализа: анализ проводится по вузу в целом.
23 Поровский Г.С., НовГУ.23 Модель управления, основанная на оценочном методе (SWOT – анализ) Предполагает систематическое проведение самооценки для выявления сильных и слабых сторон деятельности вуза, а также положительных и отрицательных факторов его развития. На этой основе вырабатываются и предлагаются меры для разрешения проблемных ситуаций и улучшения деятельности вуза. Такая модель управления используется в Новосибирском государственном техническом университете, Ивановской государственной текстильной академии, Петрозаводском государственном университете и ряде других вузов.
24 Поровский Г.С., НовГУ.24 Таблица SWOT -анализа Strenghts (Сильные стороны) Weakness (Слабые стороны) Opportunities(Возможности)Threats (Угрозы) (Угрозы)
25 Поровский Г.С., НовГУ.25 Модель СМК ИЭУ на основе SWOT – анализа и процессного подхода
26 Поровский Г.С., НовГУ.26 Модель американской премии по качеству «Baldrige National Quality Award» в области образования.
27 Поровский Г.С., НовГУ.27 Критерии в образовании для достижения превосходства (США) 1. Лидерство; 2. Стратегическое планирование; 3. Фокус на студентов, стейкхолдеров и рынок; 4.Измерения, анализ и менеджмент знаний; 5. Фокус на факультеты и персонал; 6. Менеджмент процессов; 7. Результаты.
28 Поровский Г.С., НовГУ.28 Модель СМК на базе стандартов ИСО серии 9000: 2008 ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования ИСО 9004:2008. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности ИСО 19011:2001. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента
29 Поровский Г.С., НовГУ.29 Восемь принципов менеджмента качества – основа ISO 9000:2008
30 Поровский Г.С., НовГУ.30 Европейские стандарты для внутреннего обеспечения качества в вузах. (стандарты ENQA) 1. Политика и процедуры для обеспечения качества (Кудряшова); 2. Утверждение, мониторинг и периодическая переоценка ООП (Окомина); 3. Оценка студентов (Шорохова); 4. Обеспечение качества преподавательского состава (Калина); 5. Ресурсы для обучения и поддержки студентов (Руденко); 6. Информационные системы (Кузьмин); 7. Информирование общественности (Сазонова).
31 Поровский Г.С., НовГУ.31 Стандарты ENQA и ИСО 9001:2008. (6.2 Человеческие ресурсы) 1.4 Обеспечение качества преподавательского состава (ENQA): Учебные заведения должны разработать способы и критерии оценки компетентности преподавателей, обучающих студентов. Данные критерии должны быть доступны организациям, осуществляющим внешнюю оценку, и прокомментированы в отчётах Компетентность, осведомленность и подготовка (ИСО 9000) Организация должна: а) определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции; б) обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия с целью удовлетворения этих потребностей; в) оценивать результативность предпринятых мер; г) обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества; д) поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте.
32 Поровский Г.С., НовГУ.32 Корреляция требований ИСО 9001 и ENQA Треб. ENQA Треб. ИСО Полити- ка и про- цедуры гарантии качества 1.2 Утвер ж- дение и мо- нито- ринг прог- рамм 1.3 Оцен- ка сту- ден- тов 1.4 Обес- пече- ние качест- ва препод. 1.5 Мате- риаль- ное обеспе -чение 1.6 Инфор- маци- онные сис- темы 1.7 Инфор- миро- вание общес- твен- ности 4. СМК. Общие требования 5. Ответствен. руководства 6.Менеджмен т ресурсов 7. Процессы ЖЦП 8. Измерение, анализ, улучше-ние
33 Поровский Г.С., НовГУ.33 Предпочтения вузов по выбору модели системы менеджмента качества (СМК)
34 Поровский Г.С., НовГУ.34 ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ СМК 1-й уровень Высшее руководство Принципы менеджмента качества (принципы TQM) Принципы Болонской декларации 2- й уровень: Менеджер по качеству Стандарт ИСО 9001:2000 Требования Стандарт SA 8000:2001 Методология управления социальной ответственностью Стандарты качества ENQA 3- й уровень: Уполномочен- ные по качеству Стандарт ИСО 9004:2000 Руководство по улучшению Директивы ENQA 4-й уровень Аудиторы Стандарт ИСО 19011:2002 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества Критерии (требова- ния) ENQA
35 Поровский Г.С., НовГУ.35 В чем состоят выгоды вуза, который внедряет СМК? Получение преимущества перед конкурентами при участии в конкурсах на получение грантов; Необходимое (?) условие для получения государственного заказа на подготовку специалистов; Упрощение и удешевление процесса получения лицензий, прохождения аттестации и аккредитации; Повышение имиджа ИЭУ в глазах иностранных и российских партнеров, инвесторов и потребителей; Снижение непроизводительных затрат на учебно- воспитательный процесс; Повышение качества образовательной деятельности и выпускников; Усовершенствование системы управления и повышение ее эффективности; Повышение ответственности и вовлеченности персонала.
36 Поровский Г.С., НовГУ.36 Что надо сделать для внедрения системы менеджмента качества и ее сертификации по ИСO 9001:2008? 1.Сформулировать политику и цели ИЭУ в области качества; 2.Определить специалистов, основной служебной обязанностью которых станет организация разработки и внедрения системы; 3.Обучить персонал (высшее руководство, руководителей подразделений, менеджеров по качеству и внутренних аудиторов); 4.Определить и описать основные бизнес - процессы ИЭУ; 5.Проанализировать организационную структуру, ответственность и полномочия руководителей подразделений организации при реализации бизнес-процессов; 6.Разработать или уточнить документы, на основе которых станет функционировать система менеджмента качества; 7.Внедрить документы в деятельность института при активном участии руководителей подразделений ИЭУ; 8.Провести внутренние аудиты системы качества ИЭУ; 9.Проанализировать результаты аудитов и внести необходимые изменения в систему; 10.Выбрать орган по сертификации и подать заявку на проведение сертификационного аудита;.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.