Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемipk.zabedu.ru
1 Воронцов А.Б. г. Москва
2 П.Г.Нежнов (научный руководитель) Б.Д.Эльконин (соруководитель группы) А.Б.Воронцов (координатор Проекта) Г.А.Цукерман (работа с информационными текстами- грамотность чтения) Б.И.Хасан (анкетирование) С.Ф.Горбов (математическая грамотность) Е.В.Чудинова (естественнонаучная грамотность) Г.Н.Кудина, З.Н. Новлянская (грамотность чтения художественного текста) Соколова О.В.,Рябинина Л.А.
3 Всемирный банк (2006) Федеральная программа развития образования в рамках проекта «G-8» Министерства образования и науки РФ (2007) Центр международного сотрудничества развития образования АНХ при правительстве РФ (2008) в рамках международной программы повышения качества базового образования (далее - ПКБО) в странах СНГ, Азии и Африки. Разработка ФГОС
4 Компетентностный подход - вовсе не готовый «золотой ключик» к педагогическому успеху, а проблема. Два «минуса» в разработке компетентностного инструментария, который выступает как некий образец для всеобщего подражания ( PISA): Первый – отсутствие теоретического обоснования тестовых разработок, а именно, развернутого психолого-педагогического осмысления предмета оценивания. Как следствие – обоснованного выдвижения критериев, позволяющих констатировать уровень достижений. Второй – вынужденное смещение тестирования в сторону количественного аспекта и преимущественной опоры на формально-эмпирические методы отбора тестовых содержаний, а также математические методы обработки получаемых данных.
5 Основание для разработки инструментария: психолого-педагогическое представление об этапах присвоения предметных содержаний, опирающееся на теоретическую модель «культурного развития» Л.С. Выготского.
6 «Конструктор» с помощью которого учитель сможет самостоятельно создать комплект тестовых заданий для диагностики индивидуального прогресса в освоении культурных средств (способов действий) в различных учебных дисциплинах. Шкала «слабый – сильный - продвинутый» должна одновременно прочитываться как последовательность закономерных этапов продвижения.
7 7 Пройденная часть учебной программы Внешнее освоение культурных средств/способов Освоение «внутренней формы» культурного образца («рефлексивный») Функциональное овладение средствами/способами действия («ресурсный»)
8 8 Функциональное овладение культурным образцом действия Освоение «внутренней формы» культурного образца действия Внешнее освоение культурного образца действия Пройденная часть учебной программы
9 Уровни решения задачиЧем обеспечивается? Критерии достижения 1 уровень (формальный) - овладение образцовым способом действия со стороны его внешней формы Формой образца (фиксируется правилом, схемой, алгоритмом действия) Умение реализовать образец (алгоритм, правило, схему) действия, опираясь на внешние признаки 2 уровень ( предметный ) - освоение предметного отношения, лежащего в основе культурного способа действия Моделью, фиксирующей существенное основание некоторой области предметных преобразований Действия в ситуации, где внешняя форма и конкретное содержание не обеспечивают ориентировку действия, а структура существенных отношений замаскирована посторонними деталями или находится в противоречии с формальной стороной ситуации 3 уровень (функциональный) - включение способа в состав психологических ресурсов индивида Набором «функциональных полей», которые обеспечивают свободу «маневра» при решении разнообразных задач Свободное (функциональное) владением неким культурным способом действия как ресурсом
10 Критериальные представления об уровнях опосредствования 1 уровень2 уровень3 уровень Общее определение для решения предметных задач Ориентация на внешние (формальные) признаки образца действия Ориентация на существенное (предметное) отношение, лежащее в основе образца действия Ориентация на внутреннюю границу образца действия (образец как предельный континуум возможных воплощений) Математическая грамотность Действие по правилу в стандартных условиях Действие при «зашумленности» существенного отношения ситуации при невозможности опоры на внешние признаки Действие при необходимости преобразования ситуации действия (условий, средств и способа). Выход за рамки образца в более широкий деятельностный контекст. Спонтанное применение способа.
11 1 уровень2 уровень3 уровень Языковая грамотность Учет единства формы и значения слова в простых случаях. Понимание предложения Учет единства формы и значения слова в сложных случаях. Понимание предложения в контексте Учет единства формы и значения слова за рамками правил. Преобразование содержания по форме Естестественно- научная грамотность Ориентация по схеме, иллюстративной по отношению к отображаемой реальности Ориентация по «ненатурально заданной» схеме Ориентация по схеме при необходимости ее преобразования Чтение художественных текстов Понимание моментов, явно выраженных в тексте (прямое цитирование) Понимание моментов, неявно выраженных в тексте (умозаключения, доказательства, обобщение прочитанного) Понимание моментов, противоречащих явно выраженному в тексте. Выход за пределы задачи или текста, создание созвучных художественных образов Чтение информационных текстов Реконструкция эмпирической картины Реконструкция логической схемы рассуждения по поводу эмпирии Использование авторской фактологии и логики для построения новой картины
12 Задача 1Задача 2Задача N … Задание 1.1 Задание 1.2 Задание 1.3 Задание 2.1 Задание 2.2 Задание 2.3 Задание n.1 Задание n.2 Задание n.3 Предмет тестирования – мера присвоения культурных средств и соответствующих им способов действия Содержательная основа теста – технологическая матрица (система средств/способов ориентировки действия в данной предметной области)
13 Предметно- содержательные линии Способы действияПонятийные средства Вычисления Алгоритмы выполнения действий; оценка результата; прикидка; элементы рационального вычисления Позиционный принцип записи чисел; свойства арифметических действий; четность-нечетность Измерение величин Прямое измерение; косвенное измерение; геометрические измерения (вычисление по формуле, измерение с помощью единиц, перекрой) Однородные величины; соотношение единиц; отношение между числом, величиной и меркой; отношение между целым и его частями; прямая пропорциональная зависимость (производные величины)
14 14 Прочитай задачу. Расставь числа из задачи на чертеже. Решать задачу не надо Велосипедист и пешеход начали движение из пунктов А и Б навстречу друг другу. Когда велосипедист проехал 30 километров, а пешеход прошел 5 километров, они встретились. Каково расстояние между пунктами А и Б? АВ
15 15 Прочитай задачу. Найди чертеж, который к ней подходит. Пометь этот чертеж. Решать задачу не надо. Велосипедист и пешеход начали движение из пунктов А и Б навстречу друг другу, встретились, продолжили движение и остановились, когда между ними было расстояние 10 км. Каково расстояние между А и Б, если известно, что велосипедист проехал 60 км, а пешеход прошел 15 км?
16 Рассмотри чертеж и прочитай начало задачи. Допиши вопрос к задаче так, чтобы все числа, которые есть на чертеже, использовались при решении задачи Велосипедист и пешеход начали движение из пунктов А и Б навстречу друг другу, встретились, продолжили движение и остановились, когда велосипедист проехал 60 км, а пешеход прошел 15 км. Какое расстояние _____________________________, если известно, что ___________________________ ? 16
19 Сравнение результатов тестирования май –сентябрь на лучших классах; Проведение экспертизы методики оценки; Разработка теста для оценки учебной грамотности; Формирование банка задач по предметам ; Описание «конструктора» по изготовлению задач; Компьютеризация тестирования и способов обработки результатов.
21 Задачный принцип построения образования Система учебных задач Система конкретно- практических задач Система проектных задач Общие способы решения большого круга частных задач Отработка отдельных операций входящий в способ Деятельностное содержание Перенос общих способов действия в реальную (модельную) жизнь
22 Описание квазижизненной, модельной ситуации Задание 1Задание 2Задание 3 Итоговое задание
23 Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом разрешения проблемных ситуаций и, как правило, включает в себя в качестве основных этапов этап анализа, моделирования и синтеза. Моделирование исходной ситуации позволяет провести анализ задачи и выделить в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. На этапе синтеза полученные результаты, касающиеся отдельных сторон рассматриваемой ситуации, объединяются в единый (цельный) «продукт». При этом нужно подчеркнуть, что на этапе синтеза вполне естественным является возврат к этапу анализа с целью коррекции полученных на этом этапе частных решений.
24 наличие квазижизненной (модельной) ситуации, сочетающей в себе множество отдельных предметных заданий, которая побуждает учащегося на основе известных ему способов действия по существу конструировать собственный новый способ действия; неопределенность относительно способа решения и конечного результата (отсутствия явной ориентации на определенную тему, область знания; результат, как правило, невыразимый конкретным числом, определенным, однозначным ответом и т.п.); значительный объем материал, включающий описание ситуации, которая может быть представлена как виде единого текста, так и отдельных отрывков зашумленных сведениями не относящимися к конкретной ситуации, отсутствие в описательной части всего объема необходимой информации, что требует самостоятельного обращения к дополнительным источникам, либо содержится в сопровождающей справочной информации
25 отсутствие жестко определенного «ответа» вызывает необходимость использования и особых форм представления результатов решения задачи в виде различных текстовых, знаковых и графических средств, причем важно не просто владение перечисленными средствами, но и умение выбирать из них наиболее подходящее для описания результатов работы.
26 Рассмотрение квазижизненных, модельных ситуаций (работа со способом в чистом виде) Рассмотрение реальных конкретно-практических ситуаций (перенос способа) Применение нескольких способов одного года обучения (итоговая задача) Использование способов из разных предметов (межпредметная задача) Применение способов из разных Классов (разновозрастная задача)
27 Комплексный подход к проблеме качества современного образования 27 через «призму» ученика: - Мотивы и учебно-познавательный интерес; - Время на выполнение домашнего задания; - Время на самостоятельное изучение учебного материала; - Развитие самооценки и самоконтроля (самооценка своих учебных возможностей и уровня знаний) Через «призму» учителя: - Время на подготовку к урокам; - Наличие и качество рабочей программы; - Формы организации ОП (их кол-во на единицу времени) - Наличие современных образовательных технологий и их эффективность; - Количество времени на изучение учебного предмета в форме урока
28 Комплексный подход к проблеме качества современного образования 28 Через «призму» родителей : - время, затрачиваемое родителями, на домашние уроки детей; - наличие полной (неполной) информации об образовательном процессе от ребенка; - самочувствие ребенка после школы (утомляемость, раздражительность и т.п); - принятие идеологии и технологии организации обучения в школе; Через «призму» работы администрации: - реализация образовательной программы школы; - уровень самостоятельности педагогов и наличие внутреннего аудита в школе; - подход к составлению расписания учебных занятий;
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.