Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемbakalavr.ntf.ru
1 Развитие регионального сегмента национальной системы оценки и сертификации квалификаций Организация взаимодействия государственной и корпоративной систем подготовки кадров
2 Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 1 декабря.2007г. 307-ФЗ Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г р; Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г р; Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. АФ-318/02. Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. АФ-317/03. Нормативная база. Основные документы.
3 Руководство ИСО/МЭК 2 "Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности". Руководство ИСО/МЭК 16 "Свод правил по Системам сертификации третьей стороной на основе соответствующих стандартов". Руководство ИСО/МЭК 39 "Общие требования к приемке Органов контроля". Руководство ИСО/МЭК 40 "Общие требования к приемке Органов по сертификации". Руководство ИСО/МЭК 56 "Орган по сертификации, методика оценки внутренней системы обеспечения качества". Стандарт ИСО (ч.1) "Общие руководящие указания по проверке систем качества." Стандарт ИСО "Качество. Словарь". ГОСТ Р (ЕМ 45013) "Общие критерии для органов, проводящих сертификацию персонала".. ГОСТ Р "Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знака соответствия". EN ISO/IEC 17024:2003 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по сертификации персонала». Нормативная база. Российские и международные стандарты в области стандартизации и сертификации.
4 Регламент Общественно-государственного совета Системы независимой оценки качества профессионального образования (протокол 1 от 20 октября 2010 г.) Состав Общественно-государственного совета Системы независимой оценки качества профессионального образования (протокол 1 от 20 октября 2010 г.) Состав Комиссий Общественно-государственного совета Системы независимой оценки качества профессионального образования (протокол 1 от 20 октября 2010 г.) Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол 2 от 15 декабря 2010 г.) Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол 2 от 15 декабря 2010 г.) Порядок наделения организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол 2 от 15 декабря 2010 г.) Общие требования к экспертам системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол 2 от 15 декабря 2010 г.) Типовая конкурсная документация для проведения открытого публичного конкурса по отбору организации для наделения полномочиями экспертно-методических центров (протокол 3 от 12 апреля 2011 г.) Типовой договор на выполнение функций центра оценки и сертификации квалификаций (протокол 3 от 12 апреля 2011 г.) Положение о квалификационном сертификате (протокол 5 от 20 июля 2012 г.) Рекомендации по расчету тарифов на выполнение работ по оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол 5 от 20 июля 2012 г.) Нормативная база. Документы, принятые Общественно-государственным советом независимой оценки качества профессионального образования.
5 Перечень Поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по формированию резерва управленческих кадров 23 июля 2008 г. Перечень Поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам социального положения рабочих и развития профессионально-технического образования, 27 апреля 2011г. Перечень Поручений, данных Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным во время совещания по вопросу «О подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике» 23 декабря 2011 г. в г. Санкт – Петербурге Перечень Поручений по реализации положений статьи Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» от 13 февраля 2012 г. ВП-П от 27 марта 2012 г. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на годы (заключено 29 декабря 2010 года, протокол N 11 заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) Нормативная база. Иные документы.
6 Соискатели Регистр Базовая организация Регистр Экспертно- методические центры Центры оценки и сертификации квалификаций Организации - партнеры Общественно-государственный совет Положением об оценке и сертификации квалификации определена организационная структура системы оценки и сертификации квалификаций, которую образуют следующие элементы: общественно-государственный совет; базовая организация; экспертно-методические центры; центры оценки и сертификации квалификаций. Базовой организацией управляется единая информационная среда системы – регистр. Организационная структура опирается на сетевой принцип организации управления с использованием договорных отношений, механизмов бизнес-менеджмента.
7 ЭМЦ (в области (виде) деятельности – ВЭД, ОПД, ВТД) Общественно – государственный совет Формирует требования Центры оценки и сертификации квалификаций Оказывает методическую поддержку, участвует в отборе Проводит обучение Эксперты Разрабатывает критерии оценки и сертификации квалификаций в соответствующих областях (видах) деятельности, основанные на НРК, ОРК и ПС Разрабатывает требования к порядку и процедуре сертификации для различных профессий и уровней квалификации Разрабатывает регламенты и организационно- методические документы в соответствующих областях (видах) деятельности Регистр Разрабатывает измерительные материалы (оценочные средства) по соответствующим областям (видам) деятельности Участвует в разработке / разрабатывает профессиональные стандарты (ПС), проводит адаптацию международных ПС Работодатели и органы гос.власти Проводит взаимодействие по вопросам экспертного и методического сопровождения оценки и сертификации Экспертно-методический центр (функционал)
8 Деятельность национальной системы оценки и сертификации квалификаций в Российской Федерации носит регионально-отраслевой характер, т.е. система включает отраслевые и региональные сегменты (составляющие). ЭМЦ в соответствии со своими целями, задачами и функциями должны, как правило, формироваться по виду экономической деятельности и не иметь региональной привязки, то есть носить отраслевой характер. Возможное позиционирование ЭМЦ: отраслевой ЭМЦ (отраслевой сегмент Системы) – например, металлургия, железнодорожный транспорт ЭМЦ по отдельным видам профессиональной деятельности в рамках отрасли (отраслевой сегмент Системы) – например, сварочное производство, гостиничный бизнес, технологии сухого строительства межотраслевой ЭМЦ по сквозным / надпрофессиональным видам деятельности ((меж- ) отраслевой сегмент Системы) – например, управление организацией, управление персоналом, IT, нанотехнологии региональный или межрегиональный ЭМЦ по массовым и/или регионально-значимым видам деятельности (региональный сегмент Системы) – например, сервисное обслуживание на автомобильном транспорте, сельское хозяйство временно региональный ЭМЦ с перспективой перехода в отраслевой сегмент по видам деятельности, уникальным / преимущественным для отдельных регионов в масштабе России (региональный сегмент Системы) – например, производство на основе нанополимерных пленок, технологии добычи и переработки никелевых руд
9 Организация Экспертно- методический центр Базовая организация Общественно-государственный совет Заявка на участие в конкурсе Конкурсная документация Копии документов, справки, сведения о возможностях подготовки экспертов и наличии методических материалов Рекомендации работодателей и подтверждающие материалы Договор Реестр Экспертно- методических центров Регистр Утверждение Информация об условиях конкурса Конкурсная комиссия Утверждение Списка победителей Итоги конкурса Интернет - сайты, СМИ Процедуры конкурсного отбора ЭМЦ
10 В августе 2012 года по решению ОГС объявлен первый конкурс по отбору ЭМЦ
11 определение стратегии развития системы; использование результатов деятельности системы при разработке нормативно- правовых документов, формировании госпрограмм; участие в отборе и аудите деятельности центров - определение стратегии развития системы; - формирование общих требований к функционированию центров; - организация конкурсного отбора ЭМЦ, отбора ЦОСК; Компании отрасли (Работодатели) -- определение стратегии развития региональных сегментов системы; - использование результатов деятельности системы при разработке нормативно-правовых документов, формировании региональных программ; - участие в отборе и аудите ЦОСК для региональных и межрегиональных отраслевых кластеров - определение стратегии развития системы; - участие в отборе и аудите центров по направлениям (отраслям); - разработка проф. стандартов - заказчики и потребители услуг по оценке и сертификации; - обратная связь о процедурах сертификации - реализация процедур оценки и сертификации квалификаций; - выдача сертификатов - консультационно-методическая поддержка ЦОСК; - разработка процедур, методов и оценочных средств; - обучение экспертов по оценке и сертификации квалификаций; - экспертное участие в отборе и аудите ЦОСК Государственные органы исполнительной власти РФ в т.ч. в образовании Объединения работодателей: -.общероссийские (общероссийские, межотраслевые, отраслевые); - межрегиональные (межотраслевые и отраслевые); - региональные (региональные, межотраслевые и отраслевые) Профессиональные сообщества Общественно-государственный совет (ОГС) ЦОСК Экспертно-методические центры (ЭМЦ) по направлениям (отраслям) Физические лица Учреждения профессионального образования Региональные органы государственной власти Ведущие компании отрасли (Работодатели) - предоставление ресурсов и услуг для оценки; - заказчики и потребители услуг по оценке и сертификации; - участие в работе комиссий ЦОСК; - обратная связь о процедурах сертификации - аудит центров; - организация обеспечения едиными формами документов; - ведение регистра Системы (реестров выданных сертификатов и баз данных) базовая организация - использование результатов деятельности системы при оценке качества проф. образования, формировании рекомендаций по ФГОС и образовательным программам; в государственных процедурах, при разработке нормативно-правовых документов, формировании госпрограмм Центр оценки и сертификации квалификаций: функционал и взаимодействие с участниками и партнерами системы
12 В региональный сегмент системы оценки и сертификации квалификаций включаются организационные единицы, которые осуществляют свою деятельность в субъекте Российской Федерации, отвечают требованиям Системы и добровольно принимают на себя ответственность по реализации «системных» функций. Элементами сегмента являются сеть ЦОСК и (возможно) региональных / межрегиональных ЭМЦ. Специализация ЦОСК возможна в нескольких отраслях экономики (областях профессиональной деятельности), поскольку в условиях совместной деятельности с работодателями они не должны иметь узкоспециализированных материально- технических, кадровых и других ресурсов. Возможное позиционирование ЦОСК: отраслевой ЦОСК на базе крупного предприятия (отраслевой сегмент Системы) – например, авиастроение, автомобилестроение, железнодорожный транспорт региональный отраслевой ЦОСК / ЦОСК по родственным группам отраслей (региональный сегмент Системы) – например, гостиничный, ресторанный бизнес и общественное питание, сельское хозяйство Оценки экспертов: низкая рентабельность моноотраслевых региональных ЦОСК !!! региональный многоотраслевой ЦОСК по различным регионально-значимым отраслям / видам деятельности (региональный сегмент Системы) межрегиональный многоотраслевой ЦОСК по массовым и/или регионально- значимым видам деятельности (региональный сегмент Системы)
13 Процедуры наделения полномочиями ЦОСК Организация Центр оценки и сертификации квалификаций Базовая организация Общественно-государственный совет Заявление о наделении полномочиями Справка-обоснование о наделении организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификации Копии документов, справки, сведения о квалификации экспертов Ходатайства работодателей и подтверждающие материалы Решение о наделении полномочиями Договор Реестр Центров оценки и сертификации квалификаций Регистр
14 Руководитель Центра оценки и сертификации квалификаций Совет Центра оценки и сертификации квалификаций Административная группа (отдел) Группы информационного и организационно- технического обеспечения, реестров и архивирования (отделы) Апелляционные комиссии Экзаменационные комиссии по областям (видам) деятельности Сертификационные комиссии по областям (видам) деятельности Структура Центра Финансовые, кадровые юридические и хозяйственные службы (отделы) Проверка документов и заключение договора с получателем услуги Обеспечение соискателя информационными материалами Определение графика оценки и сертификации Организация оценочных процедур и оформление экзаменационных протоколов Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата Выдача сертификата Рассмотрение и принятие решений по апелляционным вопросам Проведение оценки квалификации соискателя Выдача сертификатов, приостановление, прекращение или продление действия выданных сертификатов Подготовка предложений по актуализации профессиональных стандартов; по актуализации организационно-методических документов в области оценки и сертификации квалификаций Подбор и организация подготовки экспертов; представление отчетов о своей деятельности Формирование апелляционных комиссий Ведение реестра экспертов Консультирование работодателей, образовательных учреждений, других заинтересованных организаций и лиц в пределах своей компетенции Предоставление соискателям по их требованию необходимой информации в пределах своей компетенции Основные функции Центра Процедуры оценки и сертификации квалификаций Подходы к формированию структуры центра
15 Обеспечение работы регионального сегмента 1. Регламент « Организация и осуществление сертификации квалификаций выпускников образовательных организаций и персонала компаний»
16 Основные субъекты и партнеры взаимодействия в бизнес-процессе сертификации квалификаций выпускников и персонала компаний Региональные органы государственной власти Органы управления образованием Объединения работодателей: - региональные (региональные, межотраслевые и отраслевые) Общественно-государственные консультативные органы (советы, комиссии, рабочие группы) и общественные организации регионального уровня в области профессионального образования, кадровой политики, качества трудовых ресурсов Структурно-функциональные элементы национальной системы сертификации квалификаций Профессиональные сообщества (гильдии, ассоциации, партнерства) Профессиональные сообщества (гильдии, ассоциации, партнерства) Организации работодателей: - «Опора России», - «Деловая Россия» и др. Торгово-промышленные палаты Организации – партнеры и организации – посредники: методические и консультационные центры, институты исследования рынка труда, региональные агентства развития квалификаций Ресурсные центры профессионального образования Государственные образовательные организации, реализующие программы начального, среднего, дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки Предприятия самостоятельные и межотраслевых (холдинговых) и отраслевых компаний (Работодатели) Кадровые службы предприятий Учебно-производственные центры предприятий Межотраслевые (холдинговые) и отраслевые компании и корпорации (Работодатели) Службы управления персоналом Корпоративные университеты, тренинговые центры, центры подготовки кадров, НОУ Государственная региональная система профессионального образования и подготовки рабочих кадров Корпоративная система дополнительного профессионального образования и подготовки рабочих кадров Соглашение о сотрудничестве Стейкхолдеры и переговорные площадки Соглашение о сотрудничестве Положение, приказ, схема закрепления Экспертно-методический центр Центры оценки и сертификации квалификаций Дого воры
17 да Блок-схема бизнес-процесса «Организация и осуществление оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных организаций и персонала компаний» нет Заключениесоглашения осотрудничестве Разработка(корпоративных)профессиональныхстандартов Проведение PR-компании о запускерегиональногосегментаобщероссийскойсистемы оценки исертификацииквалификацийФормированиерегиональногосегментарегистрасистемыоценки исертификацииквалификацийОпределениесетирегиональныхцентровоценки исертификацииквалификаций Разработка иреализацияпрограммобученияэкспертов вобласти оценки исертификацииквалификаций нет да Определениерегиональногоэкспертно-методическогоцентра системыоценки исертификацииквалификаций Организациямониторингарегионального рынкатруда в разрезеактуальных ипрогнозныхпрофессиональныхквалификаций икомпетенций рабочихкадров отсутствие в субъекте РФ регионального сегмента общероссийской системы оценки и сертификации квалификаций отсутствие профессиональных стандартов и разработанных оценочных средств по востребованным областям (видам) профессиональной деятельности Разработка исогласованиеметодов,критериевоценки иверифицированныхоценочныхсредств Разработка(коррекция) исогласованиеобеспечивающих процедурыоценки исертификацииквалификацийорганизационно-методическихдокументов отсутствие или недостаточная разработанность действующих организационно- методических документов, обеспечивающих процедуры оценки и сертификации квалификаций да нет Мониторингактуальностиреализуемыхобразовательных программ ипериодическоеобновление ихна основепрофессиональных стандартов Регулированиеучастиявыпускниковобразовательных организацийсубъектаРоссийскойФедерации впроцедурахоценки исертификацииквалификаций
18 Проекты документов, формируемые в ходе апробации I. Формирование регионального сегмента Соглашение (соглашения) между государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и региональным, регионально-отраслевым объединением работодателей, организацией работодателей, компанией, корпорацией, имеющей структурные элементы корпоративной сети подготовки кадров на территории субъекта Российской Федерации, о сотрудничестве по вопросам организации и осуществлении сертификации квалификаций выпускников и персонала компаний. Положение о региональном экспертно-методическом центре системы оценки и сертификации квалификаций Приказ государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере профессионального образования, о проведении мониторинга регионального рынка труда в разрезе актуальных и прогнозных профессиональных квалификаций и компетенций рабочих кадров по областям (видам) профессиональной деятельности региональными ресурсными центрами профессионального образования. Положение о мониторинге регионального рынка труда в разрезе актуальных и прогнозных профессиональных квалификаций и компетенций рабочих кадров в области (виде) профессиональной деятельности. Регламент мониторинга в области (виде) профессиональной деятельности. Инструментарий мониторинга (анкеты, опросные листы, сводные таблицы). Договоры гражданско-правового характера об услугах по разработке профессиональных стандартов Договоры гражданско-правового характера об услугах по разработке организационно-методических документов Регламенты и организационно-методические документы в области осуществления деятельности региональных центров оценки и сертификации квалификаций Договоры гражданско-правового характера об услугах по разработке методов и критериев оценки; по разработке и верификации оценочных средств Договоры гражданско-правового характера об услугах по разработке программ подготовки экспертов Устав автономной некоммерческой организации «Центр оценки и сертификации квалификаций» Пакеты заявительных документов о наделении полномочиями центров оценки и сертификации квалификаций в Общественно-государственный совет независимой оценки качества профессионального образования Положение о региональном сегменте регистра общероссийской системы оценки и сертификации квалификаций (Конкурсная документация и) техническое задание на разработку информационной базы
19 Проекты документов, формируемые в ходе апробации II. Реализация процедур оценки и взаимодействия сторон Соглашение (соглашения) между государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и региональным, регионально-отраслевым объединением работодателей, организацией работодателей, компанией, корпорацией, имеющей структурные элементы корпоративной сети подготовки кадров на территории субъекта Российской Федерации, о сотрудничестве по вопросам организации и осуществлении сертификации квалификаций выпускников и персонала компаний. Положение о мониторинге актуальности реализуемых основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, программ дополнительного профессионального образования Приказ государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, «О подтверждении соответствия профессиональной компетентности выпускников образовательных организаций начального и среднего профессионального образования субъекта Российской Федерации требованиям уровня квалификации выше установленного квалификационной характеристикой в 201__ году» Схема территориального закрепления образовательных организаций для подтверждения соответствия профессиональной компетентности выпускников образовательных организаций начального и среднего профессионального образования субъекта Российской Федерации требованиям уровня квалификации выше установленного квалификационной характеристикой в 201__ году Договоры гражданско-правового характера об оказании услуг по оценке и сертификации квалификаций
20 Обеспечение работы регионального сегмента 2. Профессиональные стандарты Национальный план развития профессиональных стандартов
21 Профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням: систематизирует представления о содержании профессиональной деятельности с опорой на основные бизнес-процессы описывает именно функционал, при этом с учетом возможностей карьерного роста работника осуществляет связь систем стандартизации и унификации сфер труда и подготовки кадров по видам экономической деятельности и областям профессиональной деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.) решает широкий круг задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры)
23 Профессиональные стандарты, разработанные в настоящее время - РСПП
24 Профессиональные стандарты, разработанные в настоящее время - Минпромторг
25 Вопросы и ответы Вопрос: В регионе при разработке профессиональных стандартов сделана попытка увязать привычную для работодателей разрядную сетку, применяемую на предприятиях (по ЕТКС) в соответствии с национальной рамкой квалификаций. Поясните, пожалуйста, статус национальной рамки квалификаций на сегодняшний день и перспективы приобретения им статуса нормативного документа для проведения, в том числе, сертификации квалификаций. Комментарий: Существенной проблемой содержания квалификационных характеристик (корпоративных стандартов), созданных на основе систем стандартизации и унификации сферы труда, является их оторванность от возлагаемого функционала работников в соответствии с основными производственными (бизнес-) процессами и технологическими циклами в отраслях. Объектами классификации ЕТКС, ЕКСД, КСД, ОКЗ являются однородные, с точки зрения содержания работ для целей статистики и тарификации, укрупненные группировки видов деятельности, т.е. разорваны квалификации, связанные общими производственными задачами. «слесарь - сборщик летательных аппаратов» = «слесарь – судоремонтник» «руководитель производственно-эксплуатационного подразделения на транспорте» = «руководитель производственно-эксплуатационного подразделения в связи и массовых коммуникациях» «главный врач» = «главный редактор» = «директора завода» Этих недостатков лишены профессиональные стандарты, созданные на основе системного анализа профессионально-квалификационной структуры отрасли, связанной с процессами формирования жизненного цикла продукции, детальной разработки отраслевой рамки квалификаций. Разработка ПС – это сложная работа, связанная с масштабным обследованием предприятий отрасли с привлечением организаций – лидеров рынка. Ответ: Основой формируемой в России Национальной системы квалификаций Российской Федерации является Национальная рамка квалификаций, представляющая собой организованные в единую структуру описания квалификационных уровней, признаваемых на национальном и международном уровнях и основных путей их достижения на территории России. Этот документ должен представлять собой результат договоренности государства, объединений работодателей и профессиональных сообществ. Сегодня проект НРК разработан РСПП, дальнейшее его согласование и утверждение Постановлением Правительства планируется в рамках реализации Национального плана развития профессиональных стандартов до 2015 года(во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 597 О мероприятиях по реализации государственной социальной политики (пункт 1, подпункты б, в, г). Проект НРК поддерживается РСПП, Минобрнауки и Минтрудом России.
26 Вопросы и ответы Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о возможностях экспертизы региональных профессиональных стандартов и их признания на федеральном уровне. Ответ: Такая возможность сейчас существует: -экспертиза, обсуждение и регистрация ПС в рамках общероссийских отраслевых объединений работодателей - экспертиза и обсуждение ПС в рамках экспертного клуба Минпромторга России (для отдельных отраслей) -рассмотрение, экспертиза, обсуждение и принятия решений о введении в действие профессиональных стандартов, разработанных объединениями работодателей, профессиональными сообществами и отдельными организациями в рамках Комиссии РСПП по профессиональным стандартам В перспективе (2013 – 2014 гг) Постановлением Правительства в рамках реализации Национального плана развития профессиональных стандартов будет определено единое ведомство – регистратор ПС (вероятно, Минтруд России), а для экспертизы и утверждения ПС планируется создать отраслевые советы по развитию квалификаций. Вопрос: Какие существуют механизмы признания сертификатов одного региона в других регионах? Ответ: За исключением сертификации вендоров в сфере IT, навыков использования специализированных продуктов, технологий и услуг от частных производителей, при отсутствии национальной системы квалификаций такие механизмы в мире и в России отсутствуют. Выход один – начать организационные и нормативно-правовые мероприятия по приведению действующих региональных процедур, документов и структур по сертификации квалификаций в соответствии с принципами и требованиями национальной системы оценки и сертификации квалификаций, т.е. создать региональный сегмент национальной системы. Являясь частью системы квалификаций и занимая инфраструктурное поле, система оценки и сертификации квалификаций выполняет роль пользующегося доверием независимого и беспристрастного эксперта, профессионального посредника между заказчиками квалифицированных кадров, провайдерами образовательных услуг, стейкхолдерами различных уровней в сфере обеспечения качества трудовых ресурсов.
27 Вопросы и ответы Вопрос: Есть ли перспективы создания единого информационного ресурса, объединяющего региональные системы сертификации на переходный период, и единого реестра сертифицируемых специалистов? Ответ: Такой информационный ресурс разрабатывается в рамках проектов Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 гг. и других источников финансирования -Исполнитель госконтракта компания «Кацит» разрабатывает федеральную информационную базу (СУБД), в т.ч. по обработке персональных данных по вопросам сертификации квалификаций, к 2013 году будут завершены испытания и начата ее опытная эксплуатация. -Исполнители госконтрактов по разработке отраслевых моделей сети ЭМЦ и ЦОСК в 13 отраслях к 2013 году завершат формирование отраслевых баз данных для отраслевых ЦОСК (реестры и отчетность) -НАРК к 2013 году завершит формирование и запустит в эксплуатацию информационно-аналитическую базу данных (СУБД) по деятельности ЦОСК и ЭМЦ (реестры, отчетность, КИМ (КОС), документы) -Минтруд России совместно с НИИ труда и исполнителем госконтракта в рамках реализации Национального плана развития профессиональных стандартов в 2013 году завершат формирование и запустят в 2014 году в эксплуатацию информационный портал и СУБД по сопровождению разработки ПС и регистр ПС -НАРК в 2012 году вводит в эксплуатацию новый портал, разделы которого посвящены национальной системе оценки и сертификации квалификаций, и которые будут иметь ссылку на регистр. Все функциональные и технические требования к создаваемым по проектам информационным ресурсам согласованы. -В 2013 году планируется объединение созданных СУБД и порталов с выделением Регистра национальной системы оценки и сертификации квалификаций - систематизированной управляемой организацией-регистратором (базовой организацией) единой информационной сети, объединяющей информационные базы данных системы оценки и сертификации квалификаций и содержащей нормативные документы, реестры зарегистрированных лиц и организаций, а также материалы, имеющие учетное, правовое и организационно-методическое значение для функционирования системы
28 Вопросы и ответы Вопрос: Возможна ли в перспективе организация онлайн-тестирования по ряду специальностей с выдачей сертификата, подтверждающего теоретическую подготовку, с получением впоследствии отдельного сертификата, удостоверяющего профессиональные компетенции? Ответ: Принятые ОГС документы, в т.ч. от 20 июля 2012 г. «Положение о квалификационном сертификате» четко увязывают выдачу сертификата с готовностью его обладателя выполнять (целостно) трудовые функции, что исключает выдачу сертификата по отдельным составляющим компетенций, а также отдельно по когнитивным компетенциям. В предложенном случае возможна выдача иного документа (выписки из протокола заседания экзаменационной комиссии, справки), которая может быть в дальнейшем использована в составе портфолио соискателя. Комментарий Использование методов, направленных только на проверку знаний соискателя, в системе ОСК также не приветствуется. Методы должны: создавать условия для демонстрации владения видом трудовой деятельности / трудовой функцией (комплексность, компетентностный характер) давать возможность объективной оценки, независимой от частного мнения или отдельных суждений (объективность) обладать свойством относительной свободы от влияния субъективных и ситуативных факторов (помехоустойчивость) позволять проводить достоверную (валидную, надежную) оценку быть индивидуальными быть открытыми и понятными не только для экзаменаторов (экспертов), но и для наблюдателей и соискателей (транспарентность) Вопрос: Возможно ли формирование, например, на сайте НФПК, базы лучших практик по организации региональных систем сертификации? Ответ: 1.Это обязанность НФПК по госконтракту 2.Материалы будет предложено разместить на сайте НАРК в раздел «Региональная деятельность»
29 Вопросы и ответы Вопрос: Возможно ли предусмотреть в рамках реализации программ профессиональной подготовки и переподготовки проведение итоговой аттестации в форме сертификации, отразив это в рабочих учебных планах и учесть эту процедуру в стоимости обучения или предлагать слушателям вариативные формы итоговой аттестации? Разработку каких дополнительных нормативных документов это потребует? Ответ: В вопросе явно смешиваются понятия оценки и сертификации. При тождественности предмета рассмотрения (компетенций соискателя) в отличие от оценочных процедур, объектом которых выступает лично соискатель, сертификационные процедуры (признания квалификаций) оперируют документированной информацией, т.е. являются экспертно-бюрократическими, кроме того, внешними по отношению к обучению. Т.е., если подразумевается исключительно сертификация, то ответ – нет. Внутренняя по отношению к системе образования оценка квалификаций на основе профессиональных стандартов возможна в учебном процессе. Уровневый принцип профессиональных стандартов позволяет не только фиксировать наборы компетенций конкретного вида трудовой деятельности и квалификационного уровня, но и идентифицировать их приращение при переходе на последующие уровни, т.е. задавать образовательные результаты как для основных профессиональных образовательных программ, так и для дополнительных, что обеспечивает преемственность (непрерывность) обучения. В то же время эта внутренняя оценка может быть учтена в процедурах сертификации исключительно в составе портфолио соискателя, но заменить внешнюю оценку не может. Вопрос: Предусмотрено ли в других регионах или какими-либо нормативными документами участие в процедурах сертификации профсоюзов? Какие по этому вопросу существуют рекомендации? Ответ: Участие в процедурах не предусмотрено, равно как и институциональных представителей бизнеса, за исключением роли наблюдателей (документы ОГС). Оценка и сертификация – инфраструктурная функция независимых экспертов- профессионалов. На национальном уровне действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на годы: «3.4. Стороны считают необходимым осуществлять меры, направленные на улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности …, в том числе по развитию национальной системы квалификаций, включая предложения, направленные на совершенствование квалификационных характеристик (профессиональных стандартов), сближению их со стандартами Европейского Союза…совместная разработка предложений, законопроектов…»
30 Вопросы и ответы (коротко) Вопрос: Какова роль государственных органов власти, профессиональных сообществ, работодателей, сферы профессионального образования и др. в формировании и функционировании системы независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций, в использовании результатов сертификации? Ответ: Участие всех заинтересованных организаций в формировании и поддержании системы независимой оценки и сертификации квалификаций реализуется через совместную скоординированную деятельность по выработке единых принципов и правил проведения оценки и сертификации квалификаций и обеспечивает: - объективность и качество результатов оценки и сертификации; - признание результатов оценки и сертификации в сфере труда и в сфере профессионального образования; - согласованность принципов и правил проведения оценки и сертификации квалификаций с действующим нормативным правовым регулированием в сфере труда и сфере профессионального образования. Вопрос: Кто будет нести финансовые расходы по проведению сертификации квалификаций? Это будет коммерческая или некоммерческая деятельность? Ответ: Финансовые расходы по проведению сертификации квалификаций будет нести «инициатор проведения сертификации» (работодатель, служба занятости, миграционная служба, образовательное учреждение, соискатель) Вопрос: Как формируется цена услуги «оценка и сертификация профессиональных квалификаций»? Кто определяет ее величину? Ответ: Цены по оценке и сертификации устанавливаются производителями услуг – центрами оценки и сертификации квалификаций и определяются балансом спроса и предложения на эти услуги. Общественно-государственное воздействие со стороны системы независимой оценки и сертификации квалификаций на их уровень и структуру будет осуществляться путем обеспечения методического единства в их установлении и применении. Подобные защитные меры (в т.ч. установление порога уровня рентабельности центров до 15%) по сдерживанию роста цен направлены в первую очередь на обеспечение финансовой доступности для граждан процедур оценки и сертификации квалификации. На величину цен влияют понесенные расходы центров, зависящие от рыночных региональных цен на товары (расходные материалы, лицензии на программное обеспечение) и услуги (аренда площадей, оборудования) для территории их нахождения и расходы, зависящие от области профессиональной деятельности (ресурсоемкость и сложность применяемого оборудования, уровень квалификации экспертов), по которым осуществляются процедуры оценки и сертификации квалификаций.
31 Вопросы и ответы (коротко) Вопрос: Можно ли будет обжаловать результаты сертификации? Ответ: Да. Для этого существует стандартная процедура подачи апелляций (жалоб, претензий, рекламаций) в независимую апелляционную комиссию центра оценки и сертификации квалификаций и жалоб в Общественно- государственный совет на действия центра Вопрос: Как часто надо будет проходить процедуру сертификации для подтверждения квалификации? Или это «одноразовая» процедура? Ответ: Частота прохождения процедуры сертификации определяется для каждого вида трудовой деятельности и фиксируется в профессиональном стандарте. Процедура прохождения сертификации не может быть «одноразовой», так как развитие производства, появление новых технологий требует от работников овладение новыми знаниями, умениями и навыками, что должно (может) быть подтверждено в ходе оценки и сертификации профессиональной квалификации. Вопрос: Какие преимущества дает сертификация: - работнику; - работодателю; -органам власти; -образовательному учреждению? Ответ: Работник: подтверждение своей квалификации, повышение уровня конкурентоспособности, трудовой мобильности признание квалификации независимо от способа их получения; расширение возможности трудоустройства; сокращение сроков профессиональной подготовки и обучения. Работодатели: подтверждение квалификации соискателей и работников, формирование программ адаптации, повышения квалификации, исходя из реальной квалификации работников Органы власти: формирование программ развития отраслей и регионов, опираясь на реальные данные о квалификации работников Образовательные учреждения: подтверждение качества подготовки по своим программам, рост конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. А как думаете Вы ?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.