Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемrudenisova.ucoz.ru
1 ( )
3 Цель урока - систематизировать представления о героях и персонажах романа; понять, почему он назван по имени Евгения Онегина, а не Татьяны Лариной, почему так трагически не сложились отношения между главными героями, какую роль в событиях сыграли Ленский и Ольга, почему стала возможной гибель Ленского и в какой степени виновен в этом, кроме Онегина, Зарецкий, как меняется Онегин; определить своеобразие отношений Автора со своими героями и его психологическое мастерство в изображении их переживаний и судеб.
4 Новаторство «романа в стихах» связано не только с жанром и композицией произведения, но и с новым типом главного героя - «героя времени», чьи проблемы, конфликты, слабости, пороки и достоинства обусловлены средой, исторической эпохой, становлением общественного сознания. Это и делает «Евгения Онегина» первым реалистическим романом в русской литературе. Социальная обусловленность характера Онегина - новое слово в русской литературе о зависимости человека от среды, ее этических норм и духовных приоритетов. В этом смысле Онегин - «герой века», одновременно и несущий в себе печать среды, и противящийся ей. С ним связаны все герои романа, так или иначе ищущие его внимания, дружбы или любви: Татьяна Ларина, Владимир Ленский, Ольга Ларина, Зарецкий, Автор, а в 8-й главе и муж Татьяны.
5 Художественное своеобразие характеров героев состоит в том, что Пушкин изображает их с разных точек зрения, меняя свои оценки и суждения. М.В.Добужинский. Татьяна и Онегин
6 Герои могут объединяться общей средой (Онегин - Ленский; Татьяна - Ольга; Автор - Онегин; Ленский - Зарецкий), при этом оставаясь антиподами (те же пары), обстоятельства могут их трагически разлучать (Ленский - Ольга; Татьяна - Онегин), но некая внутренняя нить так или иначе их соединяет. Это авторская воля, его «страстей единый произвол», благодаря которому в романе устанавливается зеркальная симметрия (две встречи героев, два письма и два объяснения, когда Татьяна и Онегин словно меняются местами). Единое пространство романа, благодаря непринужденности рассказа, на самом деле внутренне драматично. Все в жизни героев при кажущейся случайности закономерно.
7 П.Бунин. Онегин на балу
8 Враги-друзья, сестры-антиподы, приятели-клеветники (Автор об этом в XIX строфе 4-й главы), невеста-вдова, поэт-обыватель, провинциалка-светская дама, любовь- «наука страсти нежной», холодный франт- «неисправленный чудак», сон-жизнь, гаданья-очевидность, женат-рогат, хандра-страсть, романтик-реалист, стихи- проза («лед и пламень») - и можно продолжить этот ряд противопоставлений, который и есть правда жизни, психологии, характеров, судьбы. Благодаря пушкинскому дару конфликтный, драматический русский мир начала XIX века превращается в единое собранье «пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных». Это и есть система образов, связанная сложнейшими человеческими отношениями.
9 Онегин традиционно отнесен к типу «лишних людей», определение которым дал А.И. Герцен: «Печальный тип лишнего человека являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и городах». «Лишним» такой человек стал вследствие того, «что в своем развитии он идет дальше большинства, развиваясь в личность, что в условиях обезличенной действительности было одним из самых конфликтных и трагических положений в мире».
10 В первой главе мы видим эту «обезличенность», хотя Онегин и не сразу вступает в конфликт со своей средой. Это процесс стихийный, постепенный, но готовность к нему - следствие того, что Онегин - личность. Он ищет истину, место в мире, готов пересматривать свои прежние взгляды: Я думал вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан.
11 Можно ли считать, что герою в финале произведения открылась истина о себе и мире вокруг? Обрел ли он гармонию или хотя бы потребность в ней? Сравним описание Онегина в 1-й и 8-й главах. Автор использует прием антитезы, подчеркивая то, как изменился герой по отношению к любви, общественному мнению, своему месту и роли в прежней среде, цели жизни. Перемены очевидны и в отношении к общественному мнению, и в любви, и в восприятии жизни, когда дорого стало каждое мгновение. Заметим, что именно это не нравится окружающим, которые прежде считали, что Онегин «умен и очень мил». Более того, начало 8-ой главы описывает намечающийся конфликт между героем и средой.
12 Автору пришлось прервать недоброжелательные вопросы: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем?» Каковы же причины перемен? К.И.Рудаков. Онегин
13 Что произошло с героем, способным забыть о «русской хандре», общественном мнении и вновь ощутить вкус к жизни? Вспомним, как описана жизнь героя в Петербурге: 8 лет метафорически уподоблены одному дню («И завтра то же, что вчера»), говорящей становится вещь-символ - «недремлющий брегет», т.е. часовой механизм вместо «юности мятежной», по ироническому замечанию автора. Н.В.Кузьмин. Онегин и Ленский
14 Однако Онегин смог устать от этой цикличности и разлюбить «и брань, и саблю, и свинец», разочароваться в такой любви, такой дружбе («Друзья и дружба надоели»), таком пространстве («Онегин был готов со мною // Увидеть чуждые страны»). Значит, он не один из многих, а другой. Почему разлюбил привычный уклад и людей своего круга? Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей. Ответ - «кто мыслил»… Онегин и Ленский. Художник Л. Тимошенко
15 Мода 20-х годов XIX века «Причудницы большого света» и «модные чудаки», «модные жены» и обманутые «почтенные супруги», «N.N. прекрасный человек» и «необходимые глупцы», «перекрахмаленный нахал» и «заслуживший известность низостью души» некий Проласов - вот петербургский высший свет, вот от кого бежит герой, хотя от «хандры, как от верной жены», не уйти.
16 До знакомства с Ленским, переросшим в дружбу, Онегин приятельствовал с Автором. Их общение было насыщено «язвительными спорами», желчными шутками и эпиграммами, признаниями и совместными планами, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Вот почему ничего странного нет в его интересе к юному соседу, к его «духу пылкому» и вечно «вдохновенному взору». Пушкин и Онегин
17 К.И.Рудаков. Ленский в гостях у Онегина При всем несходстве дружба Онегина и Ленского основана на общих интересах. Требовательность Онегина к другим вполне увязывалась с собственным «чувством превосходства», как окажется, мнимым. Дуэль с Ленским неотменима для человека, дорожащего общественным мнением («Но шепот, хохотня глупцов»), хотя Онегин считал себя независимым от него. В итоге - разочарование в себе: Пружина чести, наш кумир! И вот на чем держится мир!
18 Зарецкий. Художник П. Соколов. Важен образ Зарецкого (ум и образование не гарантируют нравственности!). Голос совести говорит о наличии ее у Онегина («Где окровавленная тень ему являлась каждый день»). В итоге - странствия, так похожие на бегство Чацкого («…как Чацкий, с корабля на бал»), скитания Печорина и рождающие прямую ассоциацию с реальным Чаадаевым («Второй Чадаев, мой Евгений»).
19 Встреча с Татьяной во время пребывания в деревне не стала событием для Онегина, а в Петербурге он смог увидеть ее в мире «ветоши и маскарада», что только добавило ей естественности и шарма. Все вокруг нее меняется, пошлость и заурядность тушуются: К ней дамы подвигались ближе; Старушки улыбались ей, Мужчины кланялися ниже Девицы проходили тише… Этому же влиянию, возможно, подвергается и Онегин, все наносное исчезает, неподдельная страсть делает его нелепым, неловким, открытым для недоброжелателей.
20 Письмо героя подчеркивает и его зависимость от Татьяны, и его эгоистическую сущность (он словно не заметил ее любви к себе - «Когда б вы знали, как ужасно томиться жаждою любви…»), и безрассудство, которое компрометирует героиню - но это все чувства - настоящие, жертвенные, искренние. Онегин читает письмо Татьяны.
21 Последнее объяснение Онегина и Татьяны Эволюция Онегина - в способности быть живым и искренним, а не жить по звонку «недремлющего брегета» или по законам «науки страсти нежной». Однако Онегин слишком требователен в чувстве, слишком бесцеремонен в своих признаниях, вызывая у Татьяны подозрение, что он может быть «чувства мелкого рабом». Он не способен помнить о другом человеке и понимать его душу: Случайно Вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверить не посмел…
22 Как не поверит герой и сейчас, услышав о супружеском долге, но это лишь наши предположения, ведь Блажен, кто праздник жизни рано Оставил Кто не дочел ее романа… И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим. Автор оставляет Онегина «в минуту, злую для него», оставив финал открытым, не завершив нравственного портрета героя.
23 На этом уроке вы поняли, что новаторство романа определено и новым типом героя, что реализм роману придают социальная и историческая обусловленность характера Онегина, что одна и та же среда рождает и героев двойников, и героев антиподов, что с Онегина начинается тип лишнего человека в русской литературе.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.