Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемshimarova.ucoz.ru
1 Стилистические фигуры речи – особые синтаксические построения, веками отшлифованные в языке, используемые для усиления образно- выразительной функции художественной речи АнафораЭпифораАнтитезаУмолчаниеГрадацияПараллелизм Инверсия Риторический вопрос Риторический вопрос Риторическое обращение Риторическое обращение Бессоюзие Многосоюзие Эллипсис
2 Инверсия – расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики. Так, в русском языке существует определенный (прямой) порядок следования членов предложения: подлежащее – сказуемое – обстоятельство определение – определяемое слово Обратное их расположение является инверсией. Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор. А.С.Пушкин А.С.Пушкин
3 Риторические вопросы Вопросы могут способствовать отражению тайных глубин человеческих чувств и ощущений, помочь разобраться в них, выразить сомнение, неуверенность, раздумье. Они активизируют внимание читателя, заставляют сопереживать вместе с лирическим героем Плачет и смеется песня лиховая. Плачет и смеется песня лиховая. Где ты, моя липа? Липа вековая? Где ты, моя липа? Липа вековая? Ах ты, ночь! Что ты, ночь, наковеркала? Ах ты, ночь! Что ты, ночь, наковеркала? Снежная равнина, белая луна, Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. Саваном покрыта наша сторона. И березы в белом плачут по лесам. И березы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? С.Есенин С.Есенин
4 Риторические восклицания, риторические обращения (высказывание обычно адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу) Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А.Пушкин) Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А.Пушкин) Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой! (А.Пушкин) Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой! (А.Пушкин) Женщина, безумная гордячка! Мне понятен каждый ваш намек, белая весенняя горячка всеми гневами звенящих строк! (З.Гиппиус) Женщина, безумная гордячка! Мне понятен каждый ваш намек, белая весенняя горячка всеми гневами звенящих строк! (З.Гиппиус)
5 Особую экспрессивность тексту придает диалогизация, помогая в то же время передать разговорный колорит речи. Футбол Двадцатый век принес игру – футбол. - Скорей на стадион! – Как мне охота! - А что, билеты есть? – Я приобрел! - А ты? – Я нет! Но я куплю у входа… - Скорей! Пора! Скорей! Сорвавшись с мест, Мчит город. Гомон. Гул. Автомобили. …Игра! Вскочил один в пенсне и в шляпе – жест Отчаянья: - Промазали! Забили? - Бей по воротам! Эй, на мыло! Бей! - Но тишина. Вдруг вздрогнули знамена, - И вверх метнулась стая голубей. - Вздох стадиона. Выдох стадиона. Е.Винокуров Е.Винокуров
6 В этом стихотворении наблюдается явление синтаксического сгущения, когда широко и свободно употребляются в одном тексте разные средства экспрессии. Так, помимо уже отмеченной диалогичности, текст насыщен восклицательными предложениями, назывными предложениями, встречаются недоговоренность, умолчание (выражаются многоточием), а также эллиптические конструкции.
7 Бессоюзие - намеренный пропуск соединительных союзов. Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов. Если первая фигура придает впечатление стремительности, быстрой смены картин, то вторая, напротив, замедляет движение, подчеркивает смысл соединяемых союзами однородных членов. Проанализируйте данные отрывки, чтобы увидеть различие между многосоюзием и бессоюзием Швед, русский – колет, рубит, режет, Швед, русский – колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон…. Гром пушек, топот, ржанье, стон…. А.Пушкин А.Пушкин Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. В.Короленко В.Короленко
8 Эллипсис – пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося. Вставьте намеренно пропущенные автором слова: Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом. М.Лермонтов М.Лермонтов Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня, и тотчас на коня, И рысью по полю при первом свете дня. при первом свете дня. А. Пушкин А. Пушкин Заунывный рев мотора. Сумасшедший звон жары. Задыхаясь – в гору, в гору, И – зажмурившись – с горы! Р.Рождественский Р.Рождественский Вышли Вышли Садимся Садимся Скачем Скачем Тащимся, ползем, скатываемся Тащимся, ползем, скатываемся
9 Прочитайте отрывок из стихотворения Б.Пастернака «Вальс с чертовщиной». Проследите, с помощью каких синтаксических средств имитируется ритм вальса (размер «три четверти») и изменение темпа движения (сначала темп спокойный, затем ускоряется, потом вновь замедляется). Великолепие выше сил Туши, и сепии, и белил, Синих, пунцовых и золотых Львов и танцоров, львиц и франтих, Реянье блузок, пенье дверей, Рев карапузов, смех матерей, Финики, книги, игры, нуга, Иглы, ковриги, скачки, бега. В этой зловещей сладкой тайге Люди и вещи на равной ноге. Этого бора вкусный цукат К шапок разбору рвут нарасхват. Душно от лакомств. Елка в поту Клеем и лаком пьет темноту.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.