Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемedu24.info
1 Роман « Дубровский » ( анализ содержания ) Александр Сергеевич Пушкин Материалы к урокам литературы в 6- м классе
2 История романа Роман не был завершён автором. А. С. Пушкин работал над ним с 21 октября 1832 по 6 февраля 1833 года. Незаконченный роман он не опубликовал. Уже после смерти писателя издатели выпустили роман в свет, дав название по фамилии главного героя – « Дубровский ».
3 Сообщение П. В. Нащокина В основу романа легло сообщение Нащокина Пушкину « об одном небогатом дворянине по фамилии Островский …, который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сперва подьячих, а затем и других ». Нащокин видел Островского в тюрьме, и, возможно, он сам рассказал свою историю. Пушкин крайне заинтересовался рассказом Нащокина и почти сейчас же принялся за составление планов, а вскоре и за написание романа. Первоначально герой фигурирует под фамилией Островского, изменённой затем на Андрея Зубровского, и наконец назван Дубровским.
4 Другие источники … Псков Болдино Известно, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Пушкин слышал псковские предания о бунте крестьян помещика Дубровского, оказавших вооружённое сопротивление присланной воинской команде и заявивших, что по наказу Дубровского они будут бить помещиков. Таким образом, в основу романа легли подлинные факты, жизненные обстоятельства.
5 Теория литературы: Роман ( фр. Roman – повествование ) – большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. Сюжет ( фр. Sujet – предмет, содержание ) – последовательность и связь событий в художественном произведении. Действие романа происходит в ые годы, т. е. в годы молодости Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо знает, его волнует.
7 Беседа по вопросам : 1) Что значит – Троекуров имел « большой вес в губерниях, где находилось его имение »? 2) Что давало ему такую власть ? 3) Как относились к Троекурову соседи и губернские чиновники ? 4) Почему Троекуров был так груб и своенравен ? Чем занимался Троекуров, как проводил время ? 5) Почему Троекуров, « надменный в сношениях с людьми самого высшего звания », уважал Дубровского ? 6) Как характеризует Дубровского случай на псарне ? 7) Как Троекуров отнёсся к исчезновению Дубровского ? Хотел ли Троекуров обидеть своего приятеля ? 8) Какое обстоятельство сделало примирение невозможным ? 9) Какой способ мести избирает Троекуров ? 10) Как Троекуров обращается с Шабашкиным ? Как действует Шабашкин, выполняя желание Троекурова ? 11) Как проявляет себя Дубровский, получив письмо из суда ?
8 Характеристика Троекурова Кирила Петрович Троекуров имел власть над людьми, мог поступать, как ему заблагорассудится. Такую власть ему давали « богатство, знатный род и связи ». Соседи и губернские чиновники относились к нему льстиво, подобострастно, « рады были угождать малейшим его прихотям »; « губернские чиновники трепетали при его имени ».
9 Забавы владетельного барина Троекуров пользовался всеми правами владетельного барина, не знающего ни в чём отказа. Он был « необразован », избалован, своеволен, при « довольно ограниченном уме ». Время проводил в шумных, а иногда и буйных увеселениях, пировал, « страдал от обжорства », пил, ежедневно изобретал « проказы », жертвами которых становились его знакомые – он по существу издевался над ними.
10 Уважение к Дубровскому « Некогда они были товарищами по службе »; « Будучи ровесниками, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти в характерах, и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова : оба женились по любви, оба скоро овдовели ». Андрей Гаврилович Дубровский был горд и независим, хотя и беден, « прямо высказывал своё мнение »; Дубровский был « опытным и тонким ценителем псовых достоинств », « горячим охотником » - всё это вызывало уважение Троекурова.
11 Случай на псарне … Дубровский « не мог удержаться от некоторой зависти » при виде великолепной псарни богатого соседа. Дерзкая выходка псаря, чувствовавшего свою безнаказанность, вывела Дубровского из себя – он « побледнел » и вскоре « скрылся » незаметно : он был глубоко оскорблён и не мог стерпеть унижения.
12 Действия и поступки Троекурова : « велел точас его догнать и воротить непременно », « вторично послал », за соседом. Получив письмо оскорблённого Дубровского : « Я не шут, а старинный дворянин », Троекуров « загремел », « вскочил », потом « разбранил гостей », « нарочно поехал полями Дубровского », « без него скучал ». Вывод : обидеть Дубровского Троекуров не хотел.
13 Примирение невозможно … Обида … На Кистенёвку !.. Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова – « известных разбойников ». Троекуров « вышел из себя », « хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвку, разорить её дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Такие подвиги были ему не в диковину » - в Троекурове вспыхивает жажда мести.
14 Способ мести Договорились … Троекуров выбрал самый подлый способ мести – он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища : « В том - то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение ». Причём сделать это под видом законности, чужими руками.
15 Характеристика Шабашкина Об этом человеке говорит уже его фамилия. Внешность : « Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели ». Поведение : отвешивает « поклон за поклоном », « с благоговением ожидая » приказаний Троекурова, « поклониться до земли » - он готов с рвением выполнить противозаконные замыслы Троекурова, то есть нарушить закон, представителем которого сам являлся.
16 Общение с Троекуровым Кирила Петрович общается с Шабашкиным с пренебрежением – он знает, что ему подчиняются все, в том числе и « законники »: « Как бишь тебя зовут ? Зачем пожаловал. Выпей водки да выслушай ». Обращается к заседателю на « ты ». Шабашкин хлопотал за Троекурова, « действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы ».
17 Письмо из суда … Дубровский « изумлён », он не допускает мысли, что кто - то может посягнуть на его законную собственность. Шабашкин понимает, « что Дубровский мало знает толку в делах » и « что человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение ».
19 Задание : выбрать наиболее удачное заглавие II- й главы. 1.« Отравленное торжество » 2. « Сумасшествие Дубровского » 3. « Неправедный суд » 4. « Суд »
20 Беседа по вопросам : 1) Как были встречены в суде Дубровский и Троекуров ? 2) Как вели себя чиновники после оглашения решения суда ? 3) Как вели себя участники тяжбы ? 4) Почему судьи не получили от Троекурова ожидаемой благодарности ? 5) Зачем Троекурову нужен был суд ? Какую цель он преследовал ? 6) Какие чувства вызвала у вас сцена в уездном суде ?
21 В суде … Троекурова встретили « с изъявлениями глубокого подобострастия », усадили в кресло. На Дубровского « никто не обратил внимания », он « стоя прислонился к стенке ».
22 После оглашения решения суда … « Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову », « Троекуров вышел … сопровождаемый всем судом ». Судьи рассчитывали на благодарность Троекурова.
23 Поведение главных героев во время судебного заседания Совершенное удовольствие …- Прочь ! Хамово племя !.. « Торжествующий Троекуров … подписал под решением суда совершенное своё удовольствие ». « Дубровский стал неподвижен, потупя голову ». Несправедливое, преступное решение суда привело Дубровского к внезапному сумасшествию.
24 Отравленное торжество « Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его ( Троекурова ) воображение и отравило его торжество ». Троекуров понял, что зашёл слишком далеко. В нём заговорила совесть. Вся затея с судом обернулась настоящей бедой для Дубровского – у него помутился разум. Троекуров вовсе не хотел этого. Кирила Петрович хотел наказать своего непокорного соседа. Кистенёвка не была ему нужна, ему хватало собственных имений, собственного богатства. Он желал сломить гордость и независимость Дубровского, растоптать его достоинство. Но довести противника до сумасшествия он, конечно, не хотел.
26 Беседа по вопросам : 1) Как изменился Андрей Гаврилович Дубровский со времени суда ? 2) Какова была жизнь сына Дубровского в Петербурге ? 3) Каковы были отношения отца и сына Дубровских ? 4) Как воспринял Владимир известие о болезни отца ? 5) Как крепостные Троекурова и Дубровского относятся к своим хозяевам ? 6) Как сами Дубровские относятся к своим крепостным ? 7) Какими предстают имения Троекурова и Дубровского ? 8) Как встретились отец и сын ?
27 Состояние Дубровского после суда « Здоровье было плохо », « силы ослабевали ». « Был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях ».
28 Жизнь сына в Петербурге Владимир « был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста », « воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию ; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги ».
29 Отношения между отцом и сыном Владимир « лишился матери с малолетства », к отцу был « романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями ».
30 Помещики и их крепостные ТроекуровДубровский «Троекуров с крепостными и дворовыми обходился… строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе много в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство». Старый кучер Антон о троекуровских крепостных восклицает: «Господь упаси и избави: у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерёт». Крепостные Дубровских к своим хозяевам относятся по-другому, искренне преданно: «Не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем». Когда Владимир приехал в Кистенёвку, «дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу он смог продраться сквозь их усердную толпу». Дубровские к своим крепостным относятся по-человечески, не презирают их, не грабят. Крестьяне понимали, какая участь их ждёт, окажись они у Троекурова.
31 ТроекуроваДубровского Холопы
32 Имение Троекурова Кистенёвка Дубровского Всё в имении Троекурова масштабно, основательно, говорит о его богатстве: «широкое озеро», «речка… вдали извивалась», «густая зелень рощи», «огромный каменный дом», «пятиглавая церковь». Именьице Дубровских противопоставлено размаху троекуровских владений: «серенький домик с красной кровлей» стоит на «открытом месте», рядом с берёзовой рощей, «бедный дом» кажется беззащитным. Имения коснулось запустение: «Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был в некошеный луг».
33 Встреча Владимир « с жаром обнял отца своего ». « Радость произвела в больном слишком сильное потрясение, он ослабел, ноги под ним подкосились, и он бы упал, если бы сын не поддержал его ». Старику стало хуже. « Владимир поражён был его состоянием ».
35 Отец и сын Дубровские встретились при драматических обстоятельствах. Налаженная, беззаботная в общем - то жизнь рушилась на глазах. Четвёртой главе предпослан эпиграф : « Где стол был яств, там гроб стоит ». Он взят Пушкиным из оды Державина ( вспомним, какую роль сыграл Державин в судьбе Пушкина ) « На смерть князя Мещерского ». Заметим, что остальные главы эпиграфа не имеют. Значит, этой главе придаётся особое значение.
36 Беседа по вопросам : 1) Как развивались события по приезде молодого Дубровского в родное имение ? 2) Какие чувства испытывает Троекуров при сообщении о том, что хозяин Кистенёвки теперь он ? Как эти чувства становятся понятны нам, как их изобразил Пушкин ? 3) Почему Владимир велел выгнать Троекурова ? 4) Перескажите эпизод « Троекуров во дворе Дубровских ». 5) Как вы понимаете смысл эпиграфа к IV главе ?
37 Потеря имения Владимир не мог разобраться, что же на самом деле произошло и какую роль играет во всём деле Троекуров – отец был не в состоянии сделать это, поверенного у них не было. Кистенёвка официально отошла Троекурову. Дубровские уже не были хозяевами в своём имении.
38 Смятение Троекурова « Кирила Петрович смутился. От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала … Победа не радовала его сердца ». Смятение Троекурова показано так : он « стал расхаживать взад и вперёд, насвистывая « Гром победы раздавайся », что всегда означало в нём необыкновенное волнение мыслей ». Троекуров хочет выместить необычное для него состояние смущения, недовольства собой на других : « Он грозно взглянул на Шабашкина, ища, к чему привязаться, чтоб его выбранить …». « Удовлетворённое мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали. В конце концов Троекуров решает помириться с соседом и « возвратить ему его достояние ».
39 Троекуров во дворе Дубровских Владимир велел выгнать Троекурова, так как он увидел, что отец « с видом ужаса и гнева » показывает на Троекурова и падает без чувств. Младший Дубровский понял, что виновником бед является Троекуров. « Слуга радостно побежал исполнять приказание своего барина » и при всей дворне, сбежавшейся посмотреть на Троекурова, объявил, что барин велит тому убираться или он велит « выгнать его со двора ». На лицах крепостных видна затаённая радость. Мгновенно изменилось выражение лица Кирилы Петровича : лицо « стало мрачнее ночи, он с презрением улыбнулся, грозно взглянул на дворню и поехал шагом около двора ».
40 Смерть старого Дубровского Эпиграф : « Где стол был яств, там гроб стоит ». Эпиграф имеет прямое значение – он описывает смерть старого Дубровского. Его положили на тот самый стол, за которым столько лет он сидел, принимал гостей, обедал … Другое значение эпиграфа более общее, более глубокое : вот так проходит жизнь, её радости мгновенно сменяются горем, сила человека ничто перед торжеством смерти. Озаглавим IV главу « Смерть старого Дубровского ».
42 Владимир в Кистенёвской роще - Какие чувства испытывает герой ? - Как эти чувства изображает автор ? Владимир пытается « заглушить душевную скорбь », он « шёл не разбирая дороги », « он ничего не замечал », « мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его … Сильно чувствовал он своё одиночество. Будущее … являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия ». « Долго сидел он неподвижно …, взирая на тихое течение ручья ». Душевному состоянию героя соответствует состояние природы : осень, холодный день, полуобнажённые деревья, « сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте », « сел на холодный дёрн ». Метафора « грозные тучи » соединяет эти состояния человека и природы. Ручей, уносящий поблёклые листья, представился Владимиру « верным подобием жизни ». Он « долго блуждал по незнакомому лесу » - метафора, передающая внутреннее « блуждание » героя, не знающего ещё, что предпринять.
43 Приезд приказных чиновников
44 Беседа по вопросам : 1) Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие отнимать имение ? 2) Как ведёт себя Шабашкин в начале и в конце сцены ? 3) Как нарастало возмущение крестьян ? 4) Как ведёт себя Владимир Дубровский ? Как его это характеризует ?
45 Передача имения Исправник при виде Дубровского всё же волнуется, он прекрасно понимает, что отбирают имение незаконно : увидя приближающегося Дубровского, крякнул и произнёс охрипшим голосом …», Но, чувствуя за собой покровительство Троекурова, нагло заявляет : « Мы приехали вводить во владение сего Кирилу Петровича Троекурова и просить иных прочих убираться подобру - поздорову ». « Кто там смел рот разинуть ?», « слышите ли, олухи ?» Исправник чувствует себя уверенно, знает, что хозяин положения он.
46 Поведение Шабашкина Сначала Шабашкин « стоял подбочась и гордо взирал около себя ». Когда толпа крестьян взбунтовалась и двинулась на чиновников, Шабашкин с другими бросился в сени и запер за собой дверь. После он « тихонько отпер двери … и с униженными поклонами стал благодарить Дубровского за его милостивое заступление ». Шабашкин трус и подлец, он боится силы, готов унижаться и угодничать.
47 Возмущение крестьян Крестьяне сначала возражали исправнику, потом « поднялся ропот » в рядах крестьян, потом дворовые закричали : « Ребята ! Долой их !... Вязать !» - и едва не схватили чиновников.
48 Реакция Дубровского Владимир останавливает взбунтовавшихся крестьян, вразумляет их, обещает просить милости у государя. Дубровский по существу спасает чиновников от расправы, поступает благородно. Он с презрением наблюдает за униженно благодарящим его Шабашкиным.
50 Беседа по вопросам : 1) Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные ? 2) Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом ? 3) Что затевал кузнец Архип ? 4) Хотел ли Дубровский смерти приказных ? 5) Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку ?
51 Прощание с родным гнездом Владимир понимает, что жизнь его сломана : « Всё кончено ». Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. « Страшные мысли рождались в уме его », но он ещё не решил, что делать.
52 Мысль сжечь дом Владимир увидел портрет матери и представил, какая судьба его ждёт при новом хозяине. « Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня », - подумал он. Разбирая бумаги, Владимир зачитался перепиской отца и матери, « погрузясь душою в мир семейственного счастья, и не заметил, как прошло время ». Опомнившись, он, видимо, принял окончательное решение, « положил письма в карман, взял свечу и вышел из кабинета ». Эти письма были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.
53 Убийство приказных Владимир встретил кузнеца Архипа в тёмной зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих. Дубровский отговаривал кузнеца убивать их : « Не приказные виноваты »; он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Уехав, Дубровский не застал сам пожар и не сразу узнал о гибели приказных.
54 Поведение Архипа во время пожара Архип « со злобной улыбкой » взирал на пожар, ему не жаль было « окаянных » подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой. Архип же спасает кошку – беспомощное существо, оставить погибать « Божию тварь », с точки зрения Архипа – грех.
55 Работа с иллюстрациями Рассмотрите иллюстрации художников Б. Кустодиева и Б. Шмаринова « Пожар усадьбы Дубровского ». Опишите оба рисунка, сопоставьте их и ответьте на вопросы : 1) Чем отличаются эти изображения ? 2) Какое чувство вызывает каждый из рисунков ?
56 Рисунок Кустодиева Необыкновенно динамично изображён пожар в Кистенёвке на рисунке Б. Кустодиева. Сноп пламени рвётся в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах. Рисунок передаёт ощущение тревоги и напряжения.
57 Рисунок Шмаринова Б. Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая. На переднем плане он изобразил неподвижные фигуры Владимира Дубровского, няни Егоровны, Архипа - кузнеца, крестьян. Они стоят в отблесках огня. Их лица напряжены, гневны, печальны. Пожар остаётся где - то в стороне.
59 Беседа по вопросам : 1) Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником ? 2) Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским ? 3) Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе ? 4) Почему разбойники не трогали дом Троекурова ? 5) Сочувствуете ли вы Дубровскому ? Оправдываете ли то, что он совершил ?
60 Лишён всего … Дубровским двигало чувство мести, желание возмездия за несправедливость и жестокость, с какой он был лишён всего : семьи, состояния, карьеры, родного дома. Дубровский не призывал крепостных следовать за ним, но они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после всего, что случилось. Люди сказали : « Отец наш, кормилец, умрём, не оставим тебя, идём с тобою ». Владимир назначил местом встречи Кистенёвскую рощу и уехал. Таким образом, он взял на себя ответственность за людей, преданных ему. Так образовалась шайка разбойников.
61 Представление о разбойниках Разбойники « распространили ужас по всем окрестностям », они грабили путешественников, почту, помещичьи дома, предавали их огню. « Начальник шайки славился умом, отважностью и каким - то великодушием ». Все были уверены, что это Дубровский. Остаётся загадкой, почему разбойники не трогали дом Троекурова. Ведь Кирила Петрович ошибался, приписывая сохранность своих имений « страху, который он сумел внушить всей губернии … и хорошей полиции ». Дубровский должен был обязательно отомстить Троекурову.
63 Задание : выбрать наиболее удачное заглавие VIII- й главы. 1.« Одна из главных забав покровского помещика » 2. « Дефорж в медвежьей комнате » 3. « Наедине с медведем » 4. « Храбрый учитель »
64 Беседа по вопросам : 1) Какое значение имеет вступление к VIII главе ? 2) Какие отношения были у Маши и Кирила Петровича ? 3) Как характеризует Машу сам автор ? 4) Как отнёсся к появлению Дефоржа Троекуров ? 5) Почему Маша сначала не обратила внимания на учителя ? 6) Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа ? 7) О каких « благородных увеселениях » Троекурова мы узнаём из этой главы ? Как к ним относится автор ? 8) Как и почему изменилось отношение Троекуровых к Дефоржу ?
65 Вступление … Пушкин обращается к читателю, отдавая должное его проницательности : « Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича … есть героиня нашей повести ». Таким образом складывается впечатление достоверности описываемых событий и появляется доверительный тон повествования.
66 Отец и дочь « Отец любил её до безумия » - вспомним, что Троекуров, так же как и его товарищ Дубровский женились по любви и рано овдовели. Любовь к жене перенеслась на дочь. Из - за своего своенравного характера Троекуров неровно относился к Маше, то « стараясь угождать малейшим её прихотям, то, пугая её суровым, а иногда и жестоким обращением ». Маша « привыкла скрывать от него свои мысли и чувства », не доверяла отцу, так как не знала, чего от него ожидать.
67 Марья Кирилловна Маше было семнадцать лет, « красота её была в полном цвете ». « Она не имела подруг и выросла в уединении », много читала. Явная авторская симпатия по отношению к Маше.
68 Появление Дефоржа Троекурову учитель понравился « своей приятной наружностью и простым обращением ». Однако он в свойственной ему грубой манере сделал новому учителю внушение, которое Маша перевела на французский, смягчив бестактные выражения отца.
69 Поражён … Маша была воспитана в аристократических предрассудках, и « учитель был для неё род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною ». Маша явно поразила Дефоржа. Автор прямо не говорит о том, что Дефорж полюбил Машу, его чувства показаны опосредованно, через невнимательность Маши : она не заметила при этом « ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса ».
70 « Благородные увеселения » Троекурова Троекуров стравливал медвежат с кошками и щенятами, держал зверей на цепи, развлекался тем, что доводил медведей до бешенства при помощи бочки, утыканной гвоздями. Ещё одной забавой было впрячь в телегу медвдей, волей или неволей посадить в телегу гостей и пускать их « скакать на волю Божью ». Но « лучшею шуткой » считалось у Троекурова втолкнуть гостя - новичка в комнату с привязанным медведем. Авторское отношение к « увеселениям » Троекурова – ироническое осуждение диких нравов, безнаказанности и самодурства барства вообще.
71 « Не струсил …» Дефорж проявил самообладание и храбрость в « медвежьей комнате », куда его затолкали, желая повеселить барина, - застрелил медведя. Кирила Петрович был « изумлён развязкою своей шутки », оценил учителя : « Каков молодец ! Не струсил, ей - богу, не струсил ! И « с той минуты он Дефоржа полюбил ». Маша тоже была изумлена. Воображение девушки было поражено : « она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часув становилось внимательнее »
72 Обращение автора В конце главы автор опять обращается к читателю : « Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности ; Дефорж вызвался давать ей уроки. После этого читателю уже нетрудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама ещё в том себе не признаваясь ».
74 Пересказ с изменением лица рассказчика : - от лица Марьи Кириловны - от лица Троекурова - от лица Дубровского - Дефоржа
75 От лица Марьи Кириловны Пересказ от лица Маши должен быть объективным ( Маша молча наблюдает за происходящим за обедом ), с романтическими подробностями : она внимательная, впечатлительная девушка, рассказ о благородном поступке Дубровского должен был произвести на неё сильное впечатление.
76 От лица Троекурова Пересказ от лица Троекурова должен отразить его самоуверенность : ведь даже обедню ( церковную службу ) не начинают без него. Кирила Петрович должен быть в хорошем расположении духа, он не подозревает, что Дубровский, которого он знал ещё ребёнком, сидит с ним за одним столом.
77 От лица Дубровского - Дефоржа Пересказ от лица Дубровского - Дефоржа должен быть сдержанно - торжествующим : он остался неузнанным, хотя приметы его были названы исправником. Он сидит на конце стола, делая « нравственные замечания » Саше. Разговор за обедом, длившимся около трёх часов, всё время крутился вокруг него. Дубровский сохранил самообладание, ничем не выдал своего естественного волнения, даже когда услышал рассказ Спицына, и сохранял спокойный и невозмутимый вид человека, не понимающего, о чём идёт речь за столом ( ведь он « француз »).
78 Подробности о неправедном суде За обедом Спицын подобострастно напоминает Троекурову : « Не я ли в удовольствие ваше, т. е. по совести и по справедливости, показал, что Дубровские владеют Кистенёвкой безо всякого на то права, а единственно по снисхождению вашему ». То есть Спицын прямо признаётся в лжесвидетельстве ; значит, он один из виновников разорения и смерти отца Дубровского.
80 Особенности композиции: В XI главе объясняется, как Дубровский попал в дом Троекурова. То есть хронологическая, временная последовательность событий нарушена. Композиция – это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Это сделано, чтобы заинтриговать, заинтересовать читателя, позволить ему понять, что Дефорж – это Дубровский, до пояснений автора. Части повествования А. С. Пушкин расположил в определённом порядке, который носит название композиция.
81 Беседа по вопросам : 1) Как объясняется появление Дефоржа - Дубровского в доме Троекурова ? 2) Как относились к « учителю » в доме Троекурова ? 3) Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекуровых ? Почему он не стал мстить своему врагу ? 4) Как относится к Дубровскому Марья Кириловна ? 5) Что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским ? 6) Как эти поступки характеризуют Марью Кириловну ?
82 Как Дубровский стал Дефоржем ? В XI главе автор продолжает разговор с читателем, объясняя « последние происшествия повести ». Действие происходит в доме станционного смотрителя. Случай свёл на почтовой станции француза Дефоржа, направлявшегося к Троекурову в качестве учителя, и Дубровского, который откупился от француза, взяв его документы, и явился с ними в дом Троекурова.
83 Отношение к « учителю » « Все любили молодого учителя : Кирила петрович – за его смелое проворство на охоте, Марья Кириловна – за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша – за снисходительность к его шалостям, домашние – за доброту и щедрость ».
84 Причины проникновения в дом Троекурова Об этом мы узнаём из объяснения Дубровского с Марьей Кириловной. Кажется, что молодой разбойник искал возможности отомстить Троекурову. Действительно, Дубровский строил планы мести, но, случайно увидев Машу, полюбил её, и сердце его смирилось : « Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения как от безумства ». Значит, любовь к маше, желание быть рядом с ней, постоянно видеть её – главная причина его рискованного поступка.
85 Чувства Марьи Кириловны Маша призналась себе, что её сердце « не было равнодушно к достоинствам молодого француза ». Она чувствовала, « что ей было бы неприлично слышать … объяснение от человека, который по состоянию своему не мог надеяться когда - нибудь получить её руку », ведь она – дочь богатого дворянина, аристократка. Узнав правду от самого Дубровского, она испугалась ещё больше своего чувства к нему. Брак с князем Верейским « пугал её, как плаха, как могила ». « Нет, нет, - повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского ». Выходит, возможный брак с Дубровским она рассматривает наравне с монастырём. На слова Дубровского : « Если насильно повезут вас под венец, чтоб навеки предать судьбу вашу во власть старого мужа », - Маша отвечает : « Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женою ».
86 Желание избежать брака с князем Верейским Маша попыталась умолить Верейского отказаться от брака с ней, объяснив, что не чувствует к нему ни малейшей привязанности, просила защитить её « от власти родителя ». Князя же не интересовали чувства Маши : « Он о любви не хлопотал, довольный её безмолвным согласием », а получив письмо Маши, показал его Троекурову. Тот взбесился и ускорил свадьбу, как ни умоляла его Маша пощадить её и не принуждать идти замуж : « Я знаю лучше твоего, что нужно для твоего счастия. Слёзы тебе не помогут ». Тогда Маша решилась на последнее средство : она пригрозила обратиться за помощью к Дубровскому, тогда Троекуров запер её. Теперь уже « участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготовленным ».
87 Заголовки глав XI - XVI XI – « Превращение Дубровского в Дефоржа » XII – « Объяснение Дубровского с Машей » XIII – « Ухаживания князя Верейского » XIV – « Сватовство Верейского » XV – « Дубровский предлагает Маше покровительство » XVI – « Маша под арестом »
89 Художественная деталь В XVII главе происходят важные события, повлекшие за собой известную вам уже развязку. Марья Кириловна ищет выхода из положения, хочет дать знать обо всём Дубровскому, и тут судьба посылает её брата Сашу. Всё как будто складывается хорошо, но - вмешивается случай и путает все планы. Важную роль в этой главе играет одна деталь, один маленький предмет – кольцо. Деталь в художественном произведении – это выразительная подробность, в данном случае её значение оказывается решающим для развязки романа. Кольцо надел Маше на палец Дубровский в знак любви и преданности. Кольцо должно было послужить условным знаком просьбы о помощи. Но в тайну Маши и Дубровского оказываются вовлечены другие люди, а значит, тайное становится явным. Эти другие люди вовсе не хотят быть помехой счастью героев, наоборот, они преданы им всей душой. Эти люди – два мальчика : брат Маши и дворовый мальчик Дубровского. Почему же не сработал такой простой и надёжный, казалось бы, способ связи между Машей и Дубровским ?
90 - Какими нам представляются мальчики, Саша и Митя ?
91 Сын Троекурова - Саша Саша – « шалун лет девяти », любимец Кирилы Петровича. Для него и нанят был учитель - француз. Маша знала привязанность к ней Саши и обрадовалась ему. Саша готов вопреки строгому запрету отца помочь сестре. « велите мне сделать, что вам угодно, и я для вас всё сделаю ». Саша проворен : « пустился бежать во весь дух », « быстрее белки »; увёртлив, не труслив : он борется с незнакомым мальчишкой, хотя тот старше и сильнее. Саша чувствует свою защищённость, он – хозяин, его должны слушаться, он кричит рыжему мальчишке, почти повторяя интонации отца : « Оставь это кольцо, рыжий заяц, или я проучу тебя по - свойски !»
92 Предательство … Саша уверен в себе, даже самоуверен и не очень - то смышлён, поэтому он забывает, что надо хранить тайну, и поднимает шум, зовёт на помощь, а потом проговаривается отцу про кольцо. Угрозы Кирилы Петровича действуют на Сашу – он боится розог, постепенно уступает и, наконец, выдаёт Машу. Тон его в объяснении с отцом становится виноватым, просительным ; он сбивается, путается, смущается. Главным для него остаётся то, что он подрался с чужим мальчишкой и что надо отобрать у него кольцо. Он забывает о Маше и не думает о том, что предал её. Его больше беспокоят собственные шаровары, « разорванные и замаранные зеленью ».
93 Дворовый мальчик Дубровского Второй мальчик двумя годами старше Саши, оборванный, рыжий и косой, « довольно слабой наружности », выполняет поручение Дубровского. Он поспешил – не выждал, пока у дуба никого не будет, и пришлось защищаться. Митя не говорит много, он действует : ударил кулаком по лицу Сашу, стараясь от него освободиться, поборол Сашу, и если бы не садовник, сумел бы убежать. Митя держит язык за зубами, говорит только то, что безопасно. На вопрос Троекурова назвался « дворовым человеком господ Дубровских ». В этом был определённый вызов – ведь все крепостные Дубровских официально перешли во владение Троекурова. Митя напускает на себя равнодушный вид, безразлично врёт : « Малину крал », прикидывается дурачком. Он не реагирует на посулы Троекурова, на его угрозы.
94 Работа с текстом : 1. Выделим эпизоды XVII главы : - Маша поручает брату опустить кольцо в дупло ; - Борьба за кольцо Саши и Мити ; - Митя попадает в плен ; - Троекуров допрашивает Сашу и Митю ; - Исправник и Троекуров допрашивают Митю и обманывают его ; - Митя бежит в Кистенёвскую рощу. 2. Читаем выразительно по ролям эти эпизоды.
96 Подготовка к свадьбе Кирила Петрович опять ходит взад и вперёд по зале, « громче обыкновенного насвистывая свою песню », мы уже знаем, что это означает « необыкновенное волнение мыслей ». На протяжении романа часто мы заставали его в таком состоянии. Весь дом в движении : слуги бегают, девки суетятся, на дворе толпится народ. В комнате Маши служанки готовят невесту. И только Маша сидит ни жива ни мертва, молчит, « бессмысленно глядясь в зеркало ». Голова её клонится под тяжестью бриллиантов, которые её вовсе не радуют. Она бледна, неподвижна, уже почти покорно ожидает Маша своей участи. Только во время благословения она в отчаянии падает к ногам отца, но уже ни о чём не просит. Её почти несут в карету.
97 Отказ от помощи Священник быстро совершает обряд венчания. Невозвратимые слова произнесены. Надежды Маши на спасение рухнули. Всё происходит для неё как бы в страшном сне. И тут появляется Дубровский. Маша ждала его до последнего момента. Но жизнь её уже « навеки окована », « невозвратимые слова » произнесены священником, она обвенчана. Слишком поздно, ничего не исправить. Маша проявляет твёрдость, верность данному слову. Она готова стать женой разбойника, но преступить клятву она не может.
98 Задание : выбрать наиболее удачное заглавие XVIII- й главы. 1.« Свадьба » 2. « Окована навеки » 3. « Невозвратимые слова »
100 Беседа по вопросам : 1) Какими деталями текста « опровергается » утверждение Пушкина, что крестьяне Дубровского « разбойники »? 2) Против чего взбунтовались крестьяне ? 3) Почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян ? 4) Каково отношение автора к своему герою - разбойнику ? 5) Какова главная мысль, идея произведения ?
101 Ненастоящие разбойники « На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под себя ноги ; он вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкою с искусством, обличающим опытного портного …» Этот человек совсем не похож на разбойника. Другой эпизод : « В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога. « Полно тебе, Стёпка, - сказала она сердито, - барин почивает, а ты знай горланишь ; нет у вас ни совести, ни жалости ». « Виноват, Егоровна, - отвечал Стёпка, - ладно, больше не буду, пусть он себе, наш батюшка, почивает да выздоравливает ». Перед нами – ненастоящие разбойники. Перед нами – крепостные крестьяне, преданные батюшке - барину ; изменились лишь внешние условия их существования.
102 Дубровский и разбойники Вскоре после сражения Дубровский « собрал всех своих сообщников, объявил им, что намерен навсегда их оставить, советовал и им переменить образ жизни ». Правда, он не очень - то доверяет своим сообщникам, не надеется, что они смогут провести « остальную жизнь в честных трудах и в изобилии … Все вы мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло ». Таким образом он отделяет себя от них. Честь, с его точки зрения, - привилегия дворянина. Месть, которой он так жаждал, оказалась не нужной. Машу он потерял. Дальнейшие действия в качестве « благородного разбойника » представляются бессмысленными.
103 Автор и его герой Владимир Дубровский представлен Пушкиным благородным защитником прав личности, защитником справедливости, человеком чести, независимым, отважным человеком, способным глубоко чувствовать. Тон, которым Пушкин пишет о Владимире Дубровском, всегда полон сочувствия, никогда не бывает ироничным.
104 Идея романа Идея произведения в том, что главными человеческими ценностями являются честь, справедливость, верность данному слову. Носителем этой идеи является, прежде всего, Владимир Дубровский, а также Маша Троекурова. В то же время автор осуждает произвол, деспотизм, подхалимство.
105 Темы сочинений : 1) Почему Владимир Дубровский стал разбойником ? 2) Владимир Дубровский и Маша Троекурова. 3) История жизни Владимира Дубровского.
106 Подготовка к сочинению : Владимир Дубровский и Маша Троекурова 1. История героев и их семей : дружба отцов, оба рано лишились матери, были одиноки и впечатлительны. Троекуров когда - то прочил Машу за Владимира Дубровского – гл. I, IX. 2. Владимир отказывается от мести Троекурову, полюбив Машу, и проникает в их дом – гл. XII. 3. Маша понимает, что неравнодушна к Дефоржу : история с медведем – гл. IX. 4. Объяснение Дубровского с Машей, его признание в обмане – гл. XII. 5. Маша боится и самого Дубровского, и чувства к нему : они разные и по происхождению, и по положению в обществе ( Маша – аристократка, Владимир – разорённый дворянин, разбойник ) – гл. XII.
107 6. Сватовство Верейского, угроза замужества. Согласие Маши принять помощь Дубровского – гл. XIV – XV. 7. Свадьба Маши. Маша проявляет твёрдость, верность данному слову. Она готова была стать женой разбойника, но преступить клятву она не может – гл. XVIII. 8. Отчаяние Дубровского. Дубровский оставляет шайку – гл. XIX. 9. Честь и верность данному слову как главные ценности для Владимира и Маши. 10. Моё отношение к героям. Задание : написать сочинение по одной из предложенных тем.
108 Дополнительные сведения о презентации : I. Источники : 1. Н. В. Егорова Книга для учителя « Поурочные разработки по литературе. 6 класс » Москва, « ВАКО », Собственная разработка системы уроков. 3. Художественный фильм Вячеслава Никифорова « Благородный разбойник Владимир Дубровский » « Беларусьфильм », 1988 год II. Автор – учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 518 ЦУО г. Москвы Вахтурова М. Н.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.