Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.zavuch.info
1 Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Витязевой Л. М. (Областной конкурс к юбилею Вампилова А.В., уч.г.) Иркутский район, село Хомутово, ул. Кирова, 57. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Ивановская, ул. Красная 129, тел Конкурс научных проектов в рамках краевой научно- практической конференции «ЭВРИКА» Малой академии наук учащихся Кубани Секция «ЯЗЫКОЗНАНИЕ» (русский язык) Научная работа (на материале циклов «РУСЬ», «МАКОВЫЕ ПОБАСКИ») Выполнил Багдасаров Марат Эмильевич, ученик 8 «В» класса МОУ СОШ 18. Научный руководитель Колонтаевская Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ
2 Цветопись в поэзии Есенина Аннотация Поэзия Есенина представляет несомненный интерес как для исследователей в области литературы, так и для исследователей в области русского языка. Каждому, раскрывшему книгу С. Есенина, не может не броситься в глаза красочность его стихотворной речи. Замечательна поэзия С. Есенина и своим многообразием цветов и оттенков. Цветопись его интересна тем, что, по словам А. Блока, есенинская «цветовая радуга приходит на смену декадентским, мрачным краскам».
3 Цветопись в поэзии Есенина Аннотация Задачи данной работы дать характеристику цветообозначениям, встречающимся у С. Есенина, найти общие принципы использования цветописи в творчестве этого поэта, выполнить лингвистический анализ собранного языкового материала, которому посвящена данная работа описать морфологический состав есенинских цветообозначений и их структуру, семантику данных цветообразований.
4 Цветопись в поэзии Есенина Аннотация Языковый материал взят из двух поэтических циклов С.Есенина: «Русь», «Маковые побаски». Выбор объясняется тем, что они являются малоизученными. В тексте работы проанализировано 24 примера. Основным методом исследования является описательный метод с элементами сравнения и сопоставления. При определении значения использовано лексикографическое описание данных слов в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова. В работе применён также и статистический метод. Материал данной научной работы может быть использован при изучении прилагательных и существительных в средней школе и в ВУЗе; при изучении поэтического языка С. Есенина; а также на элективных курсах.
5 Как прекрасна земля и на ней человек. Сергей Есенин
6 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. 2. Цветопись в поэзии С.А.Есенина. Характеристика цветовых групп: 2.1. Красный Синий (голубой) Желтый. 3. Заключение. Библиографический список. Приложение.
7 1.Введение. Статья Блока «Краски и слова» В 1905 году Блок написал статью «Краски и слова», где сетовал, что современные «взрослые писатели» «отупели к зрительным восприятиям»: «Душа писателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лаборатории слов. Тем временем перед слепым взором её бесконечно преломлялась цветовая радуга. И разве не выход для писателя – понимание зрительных впечатлений, умение смотреть? Действие света и цвета освободительно.»
8 1.Введение. Цветописание в русской литературе имеет давние и богатые традиции. Цветописание, как художественный приём, можно найти ещё в произведениях древнерусской литературы («Слово о полку Игореве»). Так что «цветовая радуга» Сергея Есенина появляется не на пустом месте. Предшественниками его можно считать Г.Р.Державина, М.Ю.Лермонтова и других. Сергей Есенин, этот истинный мастер слова, что-то принял из наследия предшественников, но в то же время внёс и нечто новое, что сделало его поэтом неповторимым.
9 1.Введение. Параллель с живописным творчеством К. Петрова- Водкина К.Петров-Водкин, начиная с «Купания красного коня» (1913), ведёт борьбу за новое «цветоощущение», за возвращение к ясности спектрального языка, исходными, азбучными «точками» которого является трехцветная гамма: красный, синий, жёлтый – классическое трёхцветие как европейской готики, так и русской иконописи.
10 2. Цветопись в поэзии С.А.Есенина (на материале циклов «РУСЬ», «МАКОВЫЕ ПОБАСКИ»). Первая книга стихотворений Есенина «Радуница» вышла в свет в начале 1916 года. Первую часть данной книги составляли произведения, собранные под общим названием «Русь», вторую – произведения, озаглавленные «Маковые побаски». Сборник стихов «Радуница» не однороден. Среди стихотворений, в которых чувствуется влияние христианских идей, исповедь смиренного инока, есть стихи, раскрывающие удивительные богатства русской природы, конкретные и правдивые картины быта дореволюционной деревни.
11 Преобладающие цвета в поэзии С. Есенина Проблема основных цветов в творчестве этого поэта затронута в работах целого ряда исследователей: Л. Кателиной, Т. Батуриной, Е.А. Некрасовой, А.И. Марченко и др.
12 Преобладающие цвета в поэзии С. Есенина А. Марченко пишет в своей книге следующее: «Первое впечатление от пейзажа Есенина – непосредственность видения, свобода от «бесчисленных наслоений истории и религии», т.е. та конкретная выразительность, которую Блок считал присущей воображению, «орудующему» красками или словами как красками». А. Марченко говорит и о классическом трёхцветии поэта, о нюансах и оттенках основных авторских цветов: «Однако чаще всего один из основных, красный или жёлтый, а иногда и красный и жёлтый, складывается из множества оттенков…», о «свойстве своего любимого синего»..
13 Преобладающие цвета в поэзии С. Есенина исследователь, Л. Кателина, в своей статье «О Русь – Исследователь Л. Кателина в своей статье «О Русь – малиновое поле…» обращает внимание на особое пристрастие Есенина к некоторым эпитетам. Она приводит результат наблюдения Е. Галкиной-Федорук, которая сумела подметить, что излюбленными для данного поэта являются определения голубой, синий, золотой. С.А. Некрасова в своей статье «Синее, голубое у С. Есенина» пишет о гамме сине-голубых тонов: «О любви С. Есенина к синему и голубому цвету писали многие исследователи творчества поэта. Эта особенность художественного почерка детально проанализирована в специальных работах. Можно считать, что сине-голубой цвет преобладает в его поэзии».
14 Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого» Обратимся теперь к конкретному языковому материалу и охарактеризуем цветовую группу названных цветов. Каждый из них представлен у поэта целым рядом вариантов, выраженных различными частями речи. Примечательно, что в этом сборнике стихов присутствуют оттенки всех цветов, сами основные цвета творчества Есенина, даже золотой и серебряный. Автором использованы все цвета радуги. Вызывает интерес соотношение вариантов наиболее часто встречающихся групп «красного», «синего» и «жёлтого». (14:10:6)
15 Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Красный Наибольшим количеством вариантов представлена группа «красного» - 14 вариантов (красный костёр окровил таганы, зардевшийся мак, огненный язык, красное монисто, пролил пальцы багрянец, ярче розовой рубахи, малиновые меха, есть тоска весёлая в алостях зари, осень рощи подожгла, яблоки зари, полыхают зори, скирды солнца в водах лонных, в пятнах зари, маком влюблённое сердце цветёт).
16 Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Красный Горек запах чёрной гари, Осень рощи подожгла. Собирает странник тварей, Кормит просом с подола. («Микола») Рассвет рукой прохлады росной Сшибает яблоки зари. Сгребая сено на покосах, Поют мне песни косари. («Пойду в скуфье смиренным иноком»)
17 Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Красный Полыхают зори, курятся туманы, Над резным окошком занавес багряный. («Задымился вечер…») Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. («Край любимый!..) Красный костёр окровил таганы, В хворосте белые веки луны. Тихо, на корточках, в пятнах зари Слушают сказ старика косари. («Чёрная, потом пропахшая выть!»)
18 Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Красный Поэт употребляет в своём творчестве и приём сравнения: Злые скорби, злое горе Даль холодная впила; Загораются, как зори, В синем небе купола. («Микола») Белая свитка и алый кушак, Рву я по грядкам зардевшийся мак. Маком влюблённое сердце цветёт, Только не мне она песни поёт. («Белая свитка…»)
19 Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Красный В двух исследуемых циклах стихов Есенина употребления красного (алого) и его вариантов отмечается 32 раза. По наличию данного цвета первенство принадлежит стихотворениям «Русь!», «Чёрная, потом пропахшая выть!», «Белая свитка и алый кушак». В последнем из названных произведений уже в самом названии заключён цвет.
20 Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Синий (голубой) К наиболее встречающимся относится и синий (голубой) цвет. В группу «синего» (голубого») входят цветообозначения, выраженные именами существительными – 5 вариантов и именами прилагательными – 5 вариантов. Цветовые прилагательные данной группы : синее небо, просиничный плат, вечер голубой, лазоревые ткани, лиловая парча. Интересно, что цветовое прилагательное синий (без оттенков) употребляется большое количество раз (8):
21 Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Синий (голубой) Загораются, как зори, В синем небе купола. («Микола») По кустам зелёным лугом Льнут охлопья синих рос. («Микола») Топи да болота, Синий плат небес. («Топи да болота») Выйду на озеро в синюю гать, К сердцу вечерняя льёт благодать. («Чёрная, потом пропахшая выть!») Васильками сердце светится, Горит в нём бирюза. Я играю на тальяночке Про синие глаза. («Заиграй, сыграй…»)
22 Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Синий (голубой) Я смотрел из окошка на синий платок, Кудри чёрные змейно трепал ветерок. («Подражанье песне») Роща синим мраком Кроет голытьбу… Помолюсь украдкой За твою судьбу. («Дымом половодье…» Я надену красное монисто, Сарафан запетлю синей рюшкой. Позовите, девки, гармониста, Попрощайтесь с ласковой подружкой. («Девичник»)
23 Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Синий (голубой) Цветовые существительные данной группы: голубизна, синь, синева, в просини, бирюза. Посмотрим на примерах: Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосёт глаза. (Гой ты, Русь, моя родная…») С голубизны незримой кущи Струятся звёздные псалмы. («Не ветры осыпают пущи»)
24 Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Синий (голубой) Я странник убогий, Молюсь в синеву. («Я странник убогий») Как снежинка белая, в просини я таю Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю. («Матушка в Купальницу») Васильками сердце светится, Горит в нём бирюза. Я играю на тальяночке Про синие глаза. («Заиграй, сыграй, тальяночка…»)
25 Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Синий (голубой) В циклах стихов «Русь», «Маковые побаски» частота употребления излюбленного Есениным синего (голубого) цвета и его вариантов составляет 18 раз. Этот цвет присутствует во почти во всех стихах данных циклов.
26 Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Желтый Перейдём к рассмотрению цветовой группы «жёлтого». Она представлена прежде всего именами прилагательными (6 вариантов): рыжеватая борода, с золотой повети, огненный язык, жёлтые поводья, рыжие стога, позолоченные бляхи. В группу «жёлтого» входят и цветовые существительные (3 варианта): хвойная позолота, золото солнца, злотравье.
27 Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Желтый Приведём примеры употребления Есениным цветовых существительных: Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес. («Топи да болота») Лижут сумерки золото солнца, В дальних рощах аукает звон… («По дороге идут богомолки»). Высоко стоит злотравье, Спорынья кадит туман… («Микола»)
28 Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Желтый Наряду с именами прилагательными и существительными в эту цветовую группу входит и глагол златит. Не ветры осыпают пущи, Не листопад златит холмы, С голубизны незримой кущи Струятся звёздные псалмы. («Не ветры осыпают пущи…») Сочетание «звенящей рожью борозде» также несёт в себе жёлтый цвет.
29 Характеристика цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого». Желтый В рассматриваемых циклах Есенин прибегал к использованию цветообозначений жёлтого 11 раз. Можно отметить, что в цикле «Маковые побаски» слова данной цветовой группы встречаются только 4 раза, в этом цикле преобладают другие цвета и оттенки.
30 Подведём итоги Цветообозначения у Сергея Есенина могут быть выражены как именами прилагательными, так и именами существительными, глаголами и причастиями. Цветовые прилагательные выполняют своё прямое назначение: указывают на признак предмета; цветовые существительные несут в себе значение «овеществлённого» цвета, а цветовые глаголы и причастия заключат в себе значение некоего процесса, связанного с цветом. По частоте употребления в этих циклах лидирует красный цвет (32 раза), синий был использован 18 раз, жёлтый – 11 раз.
31 ДИАГРАММА Частота употребления цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого » 18 раз 32 раза 11 раз
32 ДИАГРАММА Частота употребления цветовых групп «красного», «синего», «жёлтого» ( % )
33 Подведём итоги Согласно собственным наблюдениям и подтверждая эти наблюдения результатами поисков других исследователей, мы выделили доминирующие в творчестве данного автора цветовые группы и определили, какими частями речи могут быть выражены цветовые варианты этих групп. Выполненное исследование позволяет сделать вывод, что цветопись С. Есенина восходит своим корнями к давним и богатым традициям цветописания в русской литературе. Но в то же время поэту удалось создать свой колорит. Это делает его поэзию самобытной и оригинальной.
34 Подведём итоги Проанализировав языковой материал, приходим к заключению, что С. Есенин – поэт многих красок. С. Есенин с помощью цветовых слов может передавать не только цветовое значение, но и тончайшие эмоциональные оттенки, может изображать самые интимные движения души. Здесь можно наблюдать такое явление, как приращение семантики у цветообозначений. Они получают помимо цветового ещё и символическое значение.
35 Подведём итоги Выполненный анализ может быть продолжен. В данной работе мы лишь касаемся вопроса об есенинских окказионализмах. Это явление можно рассмотреть на более широком объёме языкового материала. Не менее интересна перспектива сопоставить окончательный текст стихов и их варианты, чтобы пронаблюдать работу С. Есенина над подбором единственно уместного в данном контексте слова.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.