Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемgmc.ivedu.ru
1 LOGO Вместе со школьником в поисках смысла жизни Новые подходы и технологии. Н.Е. Щуркова.
2 www.themegall ery.com Щуркова Надежда Егоровна Доктор педагогических наук, профессор МПГУ им. В.И. Ленина. Автор многих исследований и монографий по проблемам педагогической технологии, ведущих принципов воспитания.
3 www.themegall ery.com Воспитание - целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
4 www.themegall ery.com Цель это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Личность. Лик. Социальное лицо человека. Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Когда обретает способность реализовать свои природные силы и задатки, когда реализует себя в соответствии со своим предназначением, когда исполняет миссию Человека на Земле. Это и есть та высота, на которой человек может называться существом разумным, обладающим интеллектуальными способностями (homo sapiens).
5 www.themegall ery.com Другим целевым блоком в концепции Н.Е. Щурковой является моральная составляющая цели воспитания. Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным (homo moralis ). По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага, добра, к тому же преисполненная энергией творить добро. Наконец, творческая составляющая. Человек существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа ( homо creatus - человек творческий или homo faber человек созидающий).
6 www.themegall ery.com Триединство цели: Цель разум Духовность Творчество
7 www.themegall ery.com Субъекты процесса воспитания Ученик – равный учителю Учитель- воспитатель как «предъявитель культуры»
8 www.themegall ery.com Принципы воспитания принцип ориентации на социально-ценностные отношения, принцип субъектности принцип принятия ребенка как данности, Add Your Title
9 www.themegall ery.com Содержание воспитательного процесса Его основу составляют такие направления, как философическое, диалогическое и этическое воспитание
10 www.themegall ery.com Философическое воспитание это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни». Только философическое воспитание может содействовать становлению субъекта поступка («поступания», по М.М. Бахтину), субъекта жизни, т.е. личности, способной к самостоятельному выбору жизненной позиции и отдающей себе отчет в том, какую жизнь она предпочитает.
11 www.themegall ery.com Субъект это хозяин и распорядитель собственной жизни. И наши дети «с молодых ногтей» должны понимать, что есть разные люди: одни «плывут по течению» и оказываются там, куда занес их ветер обстоятельств; другие делают свою жизнь такой, какой она должна быть по их понятиям и представлениям. Философическое воспитание как раз и предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека, добродетельного и волевого. Но оно возможно там и тогда, когда всей жизнедеятельности школьников удалось обеспечить философическую направленность.
12 www.themegall ery.com Пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания. Первое обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями. Второе предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и глубоком значении». Третье находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении. Четвертое упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Это необходимый шаг от «знаю» к «умею». Это организация всей жизни школьников, в которой дети постоянно и осмысленно вступают в реальные отношения с ценностями и видят за каждым предметом и явлением человека. Пятое это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.
13 www.themegall ery.com Диалогическое воспитание это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п.
14 www.themegall ery.com Этическое воспитание при осуществлении педагог «возвышается до ученика», до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.
15 www.themegall ery.com основные направления мысли и педагогических действий в этическом воспитании школьников. 1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей. 2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех. Учитель же призван замечать, видеть эти достоинства и оглашать их перед всеми. Это педагогический постулат всех гуманистически ориентированных педагогов: о достоинствах говорить постоянно и громко о недостатках не говорить или только тихо, «на ушко», как это умеет делать Ш.А. Амонашвили. 3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, не означает плохой.
16 www.themegall ery.com Для достижения определенного уровня духовного развития необходима постоянная духовная деятельность, направленная на осмысление собственного существования на земле, места своего «я» в жизни, на осознания таких связей, как «я и мир», «я и другой», «я и общество», «я и мои близкие»… 16
17 www.themegall ery.com Духовная деятельность 1 Деятельность, имеющая своим объектом жизнь как таковую, интегрирующая в себе ее частные проявления 2 Ценностно- ориентированная деятельность, которая направлена на осмысление социального значения явлений мира и установление личного смысла. 3 Течение жизни человека в духовной сфере, а не в материальной 17
18 www.themegall ery.com Валентин Александрович Серов Портрет артистки М.Н.Ермоловой [1905] 18
19 www.themegall ery.com 19 Н. Ярошенко. «Портрет актрисы П. Стрепетовой». Масло
20 www.themegall ery.com 20
21 www.themegall ery.com Использованная литература Щуркова Н.Е.и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М.: Новая школа, с. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. -М.: Новая школа, с. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми.- 3-е изд., перераб. - М.: Новая школа, с. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. (Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе).-М.: Центр «Педагогический поиск», с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.