Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователем16207s021.edusite.ru
2 Концепция школы как воспитательной системы Актуальность Современная школа осуществляет свою деятельность в сложных социально- экономических условиях, в обществе с кризисом нравственного сознания. В этих условиях школа призвана оставаться для детей вторым домом, второй семьей, в которой не только дают знания, но и созданы условия для формирования, развития и реализации личности (Из Фед. Прог. Раз.СО)
3 Нормативные основы Концепции Концепция построена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, Уставом школы.
4 Структура Концепции Концепция воспитательной системы может состоять из таких разделов, как: Краткая психолого-педагогическая характеристика ОУ Цель и задачи воспитательной системы ОУ. Перспективы и принципы жизнедеятельности школьного сообщества. Механизм функционирования и построения воспитательной системы школы (системообразующий вид деятельности, годовой круг традиционных дел в школе, самоуправление в классном коллективе, основные внутренние и внешние связи и отношения членов школьного сообщества, этапы становления и развития воспитательной системы). Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы ОУ.
5 Ключевые идеи Концепции Основными идеями концепции воспитательной системы школы, являются идеи гуманизма, гуманной педагогики и педагогики сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного пространства. (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, В.А.Караковский, Н.Е.Щурковой и др.)
6 Основные понятия, используемые в Концепции Воспитание - целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляемое в учебной и внеучебной деятельности педагогическим коллективом. Управлять развитием личности - значит создавать условия для развития ребенка, включать его в разнообразную деятельность, в систему отношений, стимулировать самопознание, саморазвитие, самореализацию (Л.И. Новикова, В.А. Караковский. Н.С. Селиванова). Управление процессом развития личности должно быть не столько воздействием субъекта на объект, сколько взаимодействием субъектов. А если все же воздействие, то оно должно быть «мягким», «гибким, опосредованным воздействием на личность. Каждый воспитатель призван не столько «воспитывать», сколько осуществлять педагогическую поддержку развивающейся личности.
7 Цель Воспитательной Системы Основная цель воспитательной системы школы ориентация ребенка на вечные общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности каждого воспитанника с учетом национальной культуры, народных традиций и потребностей современного общества. Общечеловеческие ценности являются основой единого воспитательного процесса (по В.Л. Караковскому)
8 Семья - начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его обитания и развития, где закладываются основы будущей личности. Чтобы в сознании людей семья вновь стала величайшей нравственной ценностью, начинать надо со школы. Человек - абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». Сегодня, когда из средства развития цивилизации человек становится ее целью, личность ребенка из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания, становится действительно реальной ценностью. 2
9 Труд Труд - основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни». Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Задача педагога - одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитать уважение к людям, достигшим успехов в жизни честным трудом, учить благотворительности, бескорыстию, добротворчеству. Вместе с тем сегодня актуальным является воспитание в детях деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнерства, овладение ими основами экономических знаний, современного менеджмента.
10 Знания Знания - результат разнообразного и, прежде всего, творческого труда. Знания учащихся - мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели - развитию личности ученика. Учебный же процесс, происходящий в школе, не всегда способствует развитию человека. Воспитывают лишь знания, что являются для ученика субъективной ценностью, имеют нравственную направленность.
11 Культура Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих, сил и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразным. Задача педагога - помочь воспитанникам приобщиться к культуре своего народа, к ее мировым сокровищам. При этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характера - высокая духовность, нравственные постоянные искания, возвышающие человека. Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность.
12 Отечество Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Задача педагога - воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни своих современников - соотечественников, личным вкладом во благо Отечества.
13 Земля Земля - общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Земля –место обитания людей и живой природы. Будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Если они сумеют почувствовать себя землянами, овладеют планетарным мышлением, они сумеют уберечь планету от катастроф и катаклизмов, предрекаемых в новом веке. Если же нет – то это…! Сегодня важны интегрированные процессы в образовании, способные создать целостный образ мира. Неоценимо экологическое воспитание, формирование устойчивого интереса к общечеловеческим проблемам.
14 Мир Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами - условие существования Земли, человеческой цивилизации. В этом смысле актуальными задачами воспитания являются: преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям, отказ от образа врага. развитие миротворческой деятельности, включение детей и взрослых в народную дипломатию, а главное - создание в школе атмосферы гражданского мира и национального согласия.
15 Воспитание в начальной школе Задачи: Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности. Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности. Формирование потребности в творческой деятельности. Развитие художественно-эстетических способностей. Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.
16 Продолжение Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире. Продолжить формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений. Воспитывать любовь к чтению, развивать любознательности. Формировать любовь к природе, стремление к здоровому образу жизни.
17 Воспитание в основной школе Задачи: 1. Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки. 2. Оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и развитии их ответственности за конечные результаты любой деятельности. 3. Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей. 4. Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся. 5. Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно- эстетических умений и навыков. 6. Формирование самоидентификации личности школьника.
18 Воспитание в старшей школе Задачи: 1.Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся. 2.Создание необходимых условий для завершения общеобразовательной подготовки и профильного обучения, необходимой для дальнейшей профессиональной учебы, выполнения гражданских обязанностей, успешной жизни и деятельности в сложных экономических условиях. 3.Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределения. 4. Дальнейшее физическое развитие личности. 5.Дальнейшее развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.
19 Воспитательная система школы строится на принципах ориентации на общечеловеческие ценности как основу здоровой жизни; содействия педагога развитию способностей ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и всей жизнедеятельности; принятия ребенка как данности, признания его права на данное поведение и производимый им выбор.
20 Основные направления развития воспитательной системы школы * организация интересной, содержательной внеурочной деятельности; * развитие творческой инициативы детей и взрослых; * развитие ученического самоуправления; * развитие коллективно-творческой деятельности; * организация работы по профилактике асоциального поведения учащихся; * организация работы с одаренными детьми.
21 Образ выпускника * Человек, в деятельности которого преобладают мотивы самосо вершенствования. * Человек, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни, постоянно занимающийся самообразованием. * Человек свободный, осознающий свои права и признающий права других людей. * Человек, знающий свою родословную, малую Родину и Родину, уважающий и чтящий обычаи, традиции предков, их веру. * Человек, в основе поступков которого превалируют гуманистические ценности. * Человек, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испыты вающий постоянную потребность в саморегуляции и физическом совершенствовании. * Человек, осознающий личную и общественную ценность труда, проявляющий творчество в труде. * Человек, живущий интересами всей планеты.
22 Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое. (А. Шопенгауэр)
23 Что же такое воспитательная система класса? Из каких компонентов она состоит? Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
24 Компоненты Такими составляющими являются пять компонентов: 1. Индивидно-групповой компонент 2. Ценностно- ориентационный компонент 3. Функционально- деятельностный компонент 4. Пространственно- временной компонент 5. Диагностико- аналитический компонент
25 Первый компонент: - это ИНДИВИДНО-ГРУППОВОЙ, представляющий собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвую щих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса.
26 Второй компонент воспитательной системы класса - это ЦЕННОСТНО- ОРИЕНТАЦИОННЫЙ, который представляет собой совокупность следующих элементов: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности
27 Цели классного руководителя Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность. целенаправленность. В теории и практике воспитания различают три основные цели! идеальная цель это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог; результатная цель - это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника (учащегося) и который планируется достичь за определенный промежуток времени; процессуальная цель - это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника (учащегося).
28 Третий компонент, воспитательной системы класса ФУНКЦИОНАЛЬНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ, который складывается из таких элементов, как: системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества. Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей.
29 Четвертый компонент воспитательной системы класса - это ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ. Он состоит из таких элементов, как: эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда; связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых; место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения; этапы становления и развития воспитательной системы.
30 Каждая воспитательная система имеет среду - свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации.
31 Пятый компонент воспитательной системы класса - это ДИАГНО-СТИКО- АНАЛИТИЧЕСКИЙ, включающий в себя следующие элементы: критерии эффективности воспитательной системы; методы и приемы изучения результативности воспитательной системы; формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
32 Критерии Следует также заметить, что в педагогической науке проблема ис следования эффективности учебно- воспитательного процесса остается в значительной степени неразрешенной. Нет у ученых и общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса.
33 Критерии На наш взгляд, «мерилом» эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие критерии: воспитанность учащихся; защищенность и комфортность ребенка в классе; удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе; сформированность классного коллектива; репутация класса; проявление индивидуальности («лица») класса;
34 Методики изучения уровня зрелости воспитательной системы В качестве методов изучения результативности воспитательной системы класса в соответствии с названными критериями целесообразно использовать такие методики как: Тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте» (Новое в воспитательной работе школы / Сост. Е.Н. Щуркова, В.Н. Швырева.– М., 1991, с ); Методика М.И. Шиловой «Изучение воспитанности учащихся» (Шилова М.И. Учителю о воспитании школьников.–М., 1990, с ); Методика БП. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника» (Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. - М., 1989 с );
35 Методики Методика А.А. Андреева Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью (Воспитательная система школы: аспект моделирования. – Псков, 1994,с ); Анкета «Я и моя школа» (Воспитательная система сельской школы / под ред. Е.Н. Степанова. – Псков, 1997, с ); Методика эмоционально-символической аналогии (СКЭСА) А.Н. Лутошкина (Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1986, с ); методика социально-психологической самоаттестации коллектива (СПСК) Р.С. Немова (Воспитательная система сельской школы/ под ред. Е.Н. Степанова. – Псков, 1997, с ).
36 Выход
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.