Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемarmou1.no-ip.org
1 Коррекционно-педагогическое и социально-психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития Презентация подготовлена Жилиной Е.А., учителем МКОУ СОШ 1(По материалам кафедры методики и методологии образования детей с ОВЗ и детей, оставшихся без попечения родителей, ИРО г. Екатеринбург), 2011 год
2 1.Необходимые условия для успешного сопровождения учащихся с ЗПР в образовательном учреждении; 2.Особенности психического развития детей при задержке психического развития; 3.Особенности проектирования рабочей программы для детей с ЗПР; 4.Методические аспекты коррекционной работы учителя; План:
3 Условия успешности сопровождения обучающихся с задержкой психического развития Организация в образовательном учреждении системы психолого-педагогического сопровождения; Учет индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития; Осуществление коррекционной работы средствами учебных дисциплин и силами узких специалистов; Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности;
4 Организация обучения детей с задержкой психического развития на основе индивидуальных образовательных программ; Создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с постепенным повышением уровня сложности заданий; Интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников; Активизация ресурсов семьи ребенка с задержкой психического развития.
5 РАЗВИТИЕРАЗВИТИЕ Х >
6 Понятие задержки психического развития употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации
7 Формы задержки психического развития Задержка психического развития конституционального происхождения; Задержка психического развития соматогенного происхождения; Задержка психического развития психогенного происхождения; Задержка психического развития церебрально- органического происхождения.
8 Особенности психического развития детей при задержке психического развития (школьный возраст)
9 Особенности ощущений и восприятия нарушение предметности и структурности восприятия); нарушение целостности восприятия; замедление процесса переработки информации, поступающей через органы чувств; снижение скорости восприятия при отклонении от оптимальных условий); отсутствие целенаправленности и планомерности в обследовании объекта при использовании любого канала восприятия;; нарушение ориентировки в пространстве;
10 Особенности внимания неустойчивость внимания; сниженная концентрация внимания; снижение объема внимания; сниженная избирательность внимания; сниженное распределение внимания; трудности переключения с одного вида деятельности на другой, отсутствие гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию; повышенная отвлекаемость;
11 Особенности памяти наглядный материал запоминается лучше, чем вербальный; отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания и воспроизведения; сниженный объем запоминания; нарушение порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов; более низкий уровень продуктивности памяти (на 2- 3 года); медленный прирост результативности памяти по объему и качеству на протяжении школьного обучения;
12 отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной задачи; недостаточный уровень сформированности операций обобщения (группировка предметов по родовой принадлежности); уровень развития наглядно-действенного мышления такой же, как в норме, за исключением детей с церебрально- органической формой ЗПР; неоднородный уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления среди детей (у одних может соответствовать норме, у других – находится на очень низком уровне развития); недостаточность, ограниченность и фрагментарность знаний об окружающей действительности; трудности в понимании многозвеньевых учебных инструкций. Особенности мышления
13 Особенности речевого развития недостаточная дифференцированность восприятия речевых звуков; бедный словарный запас, отражающий неточные представления об окружающем мире; нарушения звукопроизношения; несформированность лексико- грамматического строя речи (трудности использования прилагательных, антонимических и синонимических средств языка); наличие аграмматизмов;
14 Рассмотренные особенности развития психических процессов у обучающихся с задержкой психического развития являются основой реализации индивидуально- дифференцированного подхода в процессе обучения и одновременно выступают в качестве «мишеней» психокоррекционной работы
15 Цель коррекционной работы оптимизация интеллектуальной деятельности обучающихся за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность
16 Для достижения обозначенной цели педагогу необходимо четко знать: 1. Какие высшие психические процессы необходимо развивать у ребенка на уроке, при изучении той или иной темы; 2. С помощью каких средств развивать то или иное качество, функцию, психичекий процесс; 3. Взаимосвязь психических функций и процессов; 4. Как осуществлять мониторинг уровня развития психических функций и процессов.
17 Постановка задач Педагог формулирует три типа задач: Образовательные Воспитательные Коррекционные (коррекционно- развивающие)
18 Образовательные задачи Определяют задачи усвоения учебного программного материала, овладение детьми определенных учебных знаний, умений и навыков; Формулировка задач отражает содержание занятия (конкретность).
19 Воспитательные задачи Определяют задачи формирования ценностного отношения к тому или иному предмету, явлению, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.
20 Четко ориентируют педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами; Должны быть предельно конкретными и направленными на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке; Реализация коррекционных задач предполагает включение в урок специальных коррекционно- развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально- волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр. Коррекционные задачи
21 Как определить коррекционные задачи? При планировании уроков, индивидуальных и групповых занятий, проектировании программно- планирующей документации педагогу следует ответить на вопрос: «По каким направлениям будет проходить коррекционная работа на занятии в связи с изучаемым материалом?»
22 При проектировании рабочей программы учебного курса для специальных (коррекционных) классов необходимо описание коррекционной направленности обучения; Коррекционную направленность обучения целесообразно излагать по разделам;
23 Основные направления коррекционной работы Совершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития Коррекция отдельных сторон психической деятельности Формирование пространственных представлений Развитие основных мыслительных операций Развитие различных видов мышления Коррекция нарушений в развитии эмоционально- личностной сферы Развитие речи, овладение техникой речи Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
24 Коррекция … путем выполнения … Развитие … через выполнение… Коррекция и развитие … при работе с … Развитие … на основе упражнений … Примеры постановки коррекционных задач:
25 развитие произвольного внимания при выполнении упражнений на соотнесение; развитие зрительного восприятия путем дифференциации букв рукописного и печатного шрифта; коррекция зрительного и слухового восприятия через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур; работа над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при заучивании текста стихотворения; развитие вербальной памяти на основе упражнений в запоминании слов; развитие кратковременной памяти путем выполнения письма по памяти;
26 развитие аналитико-синтетической деятельности при работе с деформированным текстом; развитие связной письменной речи при написании сочинения; развитие навыка связного устного высказывания и монологической формы устной речи при работе над пересказом по плану; коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах; развитие координации движений при выполнении ………. упражнений; развитие умения объективно оценивать поведение одноклассника при выставлении и коллективном обсуждении его оценки;
27 Совершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук развитие навыков каллиграфии развитие артикуляционной моторики развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ
28 Коррекция отдельных сторон психической деятельности развитие зрительного восприятия и узнавания развитие зрительной памяти и внимания формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) развитие пространственных представлений и ориентации развитие представлений о времени развитие слухового внимания и памяти развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
29 Коррекционные приемы узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов парные изображения (найди отличия) незаконченные изображения (дорисуй) фигурно-фоновое различие предметов, букв анализ сложного образца нахождения сходства и различия двух изображений установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор») вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом нахождение заданного элемента в ряду букв перерисовывание фигур по точкам
30 Развитие навыков программирования и контроля собственной деятельности регуляция простейших двигательных актов; формирование умения ориентировки в задании; формирование умения планирования этапов выполнения задания; формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;
31 Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы релаксационные упражнения для мимики лица; игры-драматизации; создание ситуации успеха;
32 Коррекционные приемы по развитию пространственно-временной ориентировки Определи руку по схеме способом наложения; Определи ногу по отпечатку следов на песке; Работа с числовыми рядами; Графические диктанты; Ориентировка в схеме собственного тела; Ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; Определение пространственного расположения элементов букв; Применение карточек-опор с названием дней недели, месяцев, времен года и др.
33 Коррекционные приемы по развитию памяти Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; Найди предмет среди других; Использование опорных схем; Конструирование с закрытыми глазами; Угадай фигуру (на ощупь с закрытыми глазами); Подбери третье слово (яйцо-курица (цыпленок);
34 Коррекционные приемы по развитию мыслительных операций Назови одним словом; Исключи лишнее; Обобщи по видовому понятию; Раскрой объем видового понятия; Установи временные и причинно-следственные зависимости (продолжи предложение: Мама выключила свет, потому что …); Составление рассказов по наблюдениям в природе, по сюжетным картинам; Составление плана текста, экскурсии, похода; Описание предмета по картинному плану;
35 Таким образом, коррекционная работа с обучающимися с ЗПР базируется на следующих составляющих: развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно- моторной координации и др.; обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала; приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, т.к. эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей; формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку (общие (ключевые) компетенции);
36 усиление роли общеучебных и общепознавательных способов деятельности: умения наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать, запоминать произвольно и опосредованно и др.; расширение содержания учебной деятельности, требующего от детей интеллектуального напряжения; адаптация содержания учебного материала, через очищение от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировка заданий в зависимости от коррекционных задач; отбор, комбинация методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов, использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания); обогащение и систематизация словаря и развитие речи средствами всех учебных дисциплин;
37 Требования к методике обучения стимулировать развитие возможно большей самостоятельности при решении поставленных задач; оказывать помощь обучающего, направляющего и стимулирующего характера; формировать умения пользоваться имеющимися знаниями; иметь четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий; cодержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала; соответствовать возрастным особенностям учащихся по содержанию, эмоциональному воздействию;
38 поэтапное распределение учебного материала и аналитико- синтетический способ его преподнесения с целью отработки каждого элемента и обеспечения целостного восприятия (особое внимание – выявлению причинно-следственных связей и закономерностей); акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов; опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт; достаточное количество упражнений для усвоения и повторения учебного материала; включение для самостоятельного выполнения упражнений, заданий разной степени сложности; постоянное обращение к конкретной действительности;
39 Интеграция в общество как конечная цель обучения выпускник, имеющий психофизическое нарушение, должен войти в общество как полноправный гражданин, способный к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности. Достижение конечной цели возможно лишь в том случае, если в массовых образовательных учреждениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку. ЗПР во всех видах может корректироваться в таких условиях, которые соответствуют состоянию школьника.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.