Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемinfrescenter.ucoz.ru
1 Использование метода проектного обучения как средства развития ключевых компетентностей учащихся
2 Форманчук Людмила Витальевна, учитель изобразительного искусства МОУ «Общеобразовательная Илезская средняя школа»
3 На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Поиск новых средств и методов формирования творческой личности - созидателя нового общества, способного к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии, в обществе - актуальная задача образования.
4 Одним из подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность. Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях. Одним из подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность. Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях.
5 Главная идея проектной деятельности состоит в том, что лишь та деятельность выполняется учеником с большим увлечением, которая выбрана им самостоятельно. Метод проектов – это метод обучения, предполагающий постановку самими учащимися значимой и интересной для них проблемы ( не просто темы, а именно проблемы ), которую необходимо решить, получив конкретный, « осязаемый » результат. Следовательно проектное обучение способствует развитию аналитических, информационных, коммуникативных компетентностей.
6 В ходе проектной деятельности : - Каждый ребёнок может проявить себя как творческая личность. - Каждый ребёнок включен в деятельность, которая ему « по душе ». - Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения – каждый ученик лично заинтересован в получении результата. - У ребёнка развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах. - Ребёнок учится самовыражению, самоопределению, самореализации. - Работа над проектом воспитывает у детей целеустремленность, инициативность, чувства коллективизма и ответственности. - Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания. В ходе проектной деятельности : - Каждый ребёнок может проявить себя как творческая личность. - Каждый ребёнок включен в деятельность, которая ему « по душе ». - Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения – каждый ученик лично заинтересован в получении результата. - У ребёнка развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах. - Ребёнок учится самовыражению, самоопределению, самореализации. - Работа над проектом воспитывает у детей целеустремленность, инициативность, чувства коллективизма и ответственности. - Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.
7 Цели проектного обучения : 1) создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают у себя исследовательские умения ; 2) способствовать повышению личной уверенности ученика, его самореализации и рефлексии ; 3) развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий, развитие коммуникабельности. Цели проектного обучения : 1) создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают у себя исследовательские умения ; 2) способствовать повышению личной уверенности ученика, его самореализации и рефлексии ; 3) развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий, развитие коммуникабельности.
8 В результате использования метода проектного обучения у учащихся развиваются такие компетентности, как В результате использования метода проектного обучения у учащихся развиваются такие компетентности, как А ) коммуникативная компетентность, так как ученик в процессе изготовления « продукта » деятельности постоянно взаимодействует с другими участниками проекта, высказывает свою точку зрения, аргументировано доказывает свое мнение, учиться слушать и уважать чужое мнение ; Б ) информационная компетентность, так как учащиеся учатся самостоятельно находить, анализировать и отбирать различные виды информации, преобразовывать её. В ) социальная компетентность, так как в ходе использования групповой формы учащиеся учатся работать в команде, приобретают навыки работы в группе ; Г ) продуктивная – способность создать свой собственный продукт, что является обязательной целью проектного обучения, принимать решения и нести за них ответственность.
9 Формы проектной деятельности. Проектная деятельность осуществляется в следующих формах : 1) предметные проекты ( исследования ; изделия ; пособия и т. д.); 2) межпредметные проекты ; 3) внешкольные проекты – индивидуальные или групповые. Формы проектной деятельности. Проектная деятельность осуществляется в следующих формах : 1) предметные проекты ( исследования ; изделия ; пособия и т. д.); 2) межпредметные проекты ; 3) внешкольные проекты – индивидуальные или групповые.
10 Виды учебных проектов. 1. По доминирующей в проекте деятельности : а ) исследовательские б ) информационные в ) творческие г ) игровые д ) практические 2. По характеру контактов проекты могут быть : - внутренними или региональными ( т. е. в пределах одной страны ); - международными ( участники проекта - представители разных стран ). 3. По количеству участников проектов можно выделить проекты : - личностные, парные, групповые. 4. По продолжительности проведения проекты могут быть : - краткосрочными (1 – 2 урока ); - средней продолжительности ( от недели до месяца ); - долгосрочные ( от месяца до нескольких месяцев ). Виды учебных проектов. 1. По доминирующей в проекте деятельности : а ) исследовательские б ) информационные в ) творческие г ) игровые д ) практические 2. По характеру контактов проекты могут быть : - внутренними или региональными ( т. е. в пределах одной страны ); - международными ( участники проекта - представители разных стран ). 3. По количеству участников проектов можно выделить проекты : - личностные, парные, групповые. 4. По продолжительности проведения проекты могут быть : - краткосрочными (1 – 2 урока ); - средней продолжительности ( от недели до месяца ); - долгосрочные ( от месяца до нескольких месяцев ).
11 При организации проектного обучения необходимо придерживаться следующих этапов работы: 1) проблематизация и целеполагание; 2) планирование; 3) аналитический этап; 4) этап обобщения информации, оценки; 5) этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).
12 Метод проектного обучения может применяться как в урочной деятельности, так и во внеурочной. Однако его использование в начальной школе обладает рядом особенностей. 1. Роль учителя на первых этапах работы над проектом носит более руководящий характер по сравнению со средней школой, так как самостоятельность и волевая регуляция младшего школьника развиты еще недостаточно. 2. В 1-2 классах введение всех этапов создания проекта нерационально и невозможно ввиду того, что психические процессы еще недостаточно развиты, поэтому здесь возможно использование лишь элементов проектной деятельности. 3. Проекты носят в большей степени практическую значимость, чем теоретическую ( теоретическая база рассматривается в старшей школе ). 4. Сроки выполнения проекта значительно меньше, чем в старшей школе, ввиду того, что интересы еще не стойкие.
13 1. « Золотая осень » ( г.) - проект предметный ( в рамках предмета « Технология »), творческий, внутренний, групповой, краткосрочный (2 урока ) Форма обучения – коллективная. Метод обучения - эвристический, « звездочка обдумывания ». Средства обучения – визуальные ( технологические карты ), аудиальные ( А. Вивальди из цикла « Времена года » тема « Осень ») Приведу характеристику тех проектов, которые были реализованы мною на практике.
14 3. «Панно «День Святого Валентина» ( г.) (внекл. деят.)- межпредметный (ИЗО и технология), творческий, внутренний, групповой, продолжительность (4 дня) Форма обучения – групповая. Метод обучения – эвристический. Средства обучения – визуальные (примеры работ в технике «квилинг») 2. «Изготовление панно в технике коллажа «Заюшкина избушка» ( г.) - проект предметный (в рамках предмета «Технология»), творческий, внутренний, групповой, краткосрочный. (2 урока). Форма обучения – групповая Метод обучения – эвристический, «звездочка обдумывания». Средства обучения - визуальные (иллюстрации к сказке)
15 4. « Телевизор - это друг или враг ?» ( автор Таваков И.) - межпредметный проект, информационный, внутренний, личностный, долгосрочный (1,5 мес.) Форма обучения – индивидуальная. Методы обучения – проблемный, исследовательский, социометрический. Средства – визуальные ( газеты для анализа программы передач, журналы по теме ), беседа с логопедом, аудиовизуальные ( просмотр мультфильма « Том и Джерри »)
16 5. « Полезные свойства растений Архангельской области » ( автор Силинский Юр.) - межпредметный проект, информационный, внутренний, личностный, среднесрочный (1 мес.) Форма обучения – индивидуальная. Методы обучения : проблемный, исследовательский, социометрический. Средства обучения – визуальные ( книги, журналы по теме, лекарственные этикетки )
17 6. Альбом « Пословицы, поговорки, загадки Севера » ( г.) (5 кл.) - межпредметный ( ИЗО и литература ), информационный, внутренний, групповой, средней продолжительности (2 недели ) Форма обучения – групповая. Метод обучения эвристический, исследовательский. Средства обучения – визуальные ( сборники русского фольклора, учебники по литературе, окружающему миру )
18 7. « Оценка загрязнения атмосферного воздуха школьного помещения Илезской средней школы и прилегающей к ней территории » ( г.) (3 класс ) - предметный ( окружающий мир ), исследовательский, внутренний, групповой, среднесрочный (1 мес.) Форма обучения – групповая. Методы обучения – проблемный, исследовательский. Средства обучения – визуальные ( энциклопедии растений, карточки для сбора пыли, наблюдение за проходящим транспортом, наблюдение за усыханием хвои сосны, наблюдение за ростом и положением лишайников ), практическая работа по измерению площади деревьев на территории школы ).
19 С целью проверки результативности данного метода перед началом работы мною были проведены две диагностики ( обе после уроков по технологии в традиционной форме ), затем эти же диагностики были проведены после уроков с использованием метода проектного обучения : 1) Оценка школьной мотивации. Автор Лусканова Н. Г. 2) Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности. Авторы Г. В. Репкина, Е. В. Заика. Анализ результатов обеих диагностик показал, что использование метода проектов в обучении младших школьников позитивно влияет на повышение уровня мотивации, а также положительно влияет на развитие познавательного интереса, как структурного компонента учебной деятельности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.