Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.hse.ru
1 НУГ исследований социологии науки и профессий Проект «Popular Science: к социологическому пониманию пограничных состояний научного знания »
2 Участники Роман АбрамовРоман Абрамов - руководитель проекта, к.социол. н., доцент НИУ ВШЭ Андрей КожановАндрей Кожанов - соруководитель проекта, старший преподаватель факультета социологии НИУ ВШЭ Валерия Волкова - студентка 2 курса магистерской программы КСА факультета социологии НИУ ВШЭ Екатерина Грибова - студентка 2 курса магистерской программы КСА факультета социологии НИУ ВШЭ Марина Сикорская - студентка 2 курса магистерской программы КСА факультета социологии НИУ ВШЭ Иван Куприянов - студент 2 курса магистерской программы КСА факультета социологии НИУ ВШЭ Маргарита Стаф – студентка 3 курса факультета социологии НИУ ВШЭ Александра Лихарева - студентка 3 курса факультета социологии НИУ ВШЭ
3 Popular Science Popular Science - бытование научного, по своему происхождению знания, покинувшего пределы науки и попавшего в широкий общественный и медиа - контекст, а также вовлечение « обычных людей » в научный контекст ; научно - популярная периодика и медиа ; представления « обычных людей » о науке, и их поведение как способ употребления и актуализации научного знания ; система коммуникации научного сообщества, медиа и общества. Партисипаторная модель науки (Massimiano Bucchi) Великобритания - Public Understanding of Science movement – PUS
4 Цель и задачи Цель проекта - релевантное описание феномена Popular Science в контексте классических и современных концепций социологии науки и профессий, а также разработка социологической программы рассмотрения Popular Science на основе анализа тематических кейсов. Задачи определить институциональные и символические рамки, обеспечивающие поддержку и воспроизводство Popular Science как особого типа знания ( разделение труда, роли и специализация в системе Popular Science); реконструировать систему коммуникации и обмена информацией между учеными и экспертами, медиа и широкой аудиторией ; проанализировать трансформацию статуса научного знания и научного языка в системе коммуникаций Popular Science; выявить мотивы создания и освоения Popular Science, а также способы легитимации Popular Science в научном и медийном контекстах ; определить источники формирования и трансформаций тематической повестки Popular Science.
5 Методы и инструменты - экспертные интервью с редакторами и журналистами научно - популярных медиа ; - онлайн фокус - группы и офлайн фокус - группы с потребителями научно - популярной информации ; - включенное наблюдение ; - экспертные интервью с учеными, вовлеченными в популяризацию научного знания ; - аналитические обзоры зарубежных публикаций по теме проекта ; - дискурс анализ содержания научных медиа.
6 Popular Science: проблематизации - превращения языка науки - экспертная власть и автономия профессиональных ученых - экспертиза знания - пограничные состояния научного знания ( от « науки » к « пара » и « лже - науке ») - формы репрезентаций научного знания
7 Доклад Александры Лихаревой « Аналитические модели, характеризующие вовлеченность публики в процесс потребления и производства научно - популярных знаний » Процесс коммуникации между наукой и обществом в России можно охарактеризовать, интегрировав несколько моделей, представленных М. Букки в статье «Of deficits, deviations and dialogues»: Модель диалога и партисипации Позицию россиян нельзя назвать полностью пассивной: к примеру, люди подписывают пикеты против исследований стволовых клеток; собирают базу данных по новому виду генетической болезни, инициируя новое направление научных исследований. Модель дефицита Данные, собранные при помощи экспертных интервью с научными журналистами, показали, что большинство представители медиа принимает патерналистскую точку зрения на процесс передачи знаний от ученых к общественности. +
8 Доклад Маргариты Стаф « Восприятие научно - популярной информации студентами различных факультетов и специальностей : по результатам онлайн - исследования » Онлайн опрос. Выборка: 356 студентов различных специальностей. Наиболее популярные среди студентов области научно-популярного знания: психология (17,4 %), история (10,6%), медицина (9,2%). В основном студенты черпают научно-популярную информацию из интернет-изданий (45%) либо из книг (21%). Из интернет-изданий чаще всего студенты упоминают Википедию, Полит.ру, РБК и сайты, посвященные какой-либо науке, сайты исследовательских институтов. Студенты считают научно-популярную информацию очень полезной для саморазвития, а также для работы или учебы. О пользе научно- популярной информации в обыденной жизни студенты высказываются неоднозначно. Большинство студентов считают, что общество должно поддерживать науку, но не должно при этом вмешиваться в научный процесс.
9 Доклад Марины Сикорской « Феномен медиализации науки : к вопросу о характере взаимодействия науки, СМИ и широкой общественности » Рост представленности науки в растущем многообразии внешних по отношению к ней контекстов – ее распространение за пределы лабораторий медиализация Следствия медиализации возникновение новых образцов осуществления науки: ее целей, задач, темпоральной логики развития, тех навыков, которые ожидаются от ученого в процессе осуществления исследовательской работы. Ученые оказываются перед необходимостью позиционировать себя относительно транслируемых масс-медиа характеристик в работе и в плане профессиональной идентичности. «Научные институты и ученые всё в большей степени ориентируются на общественность и внимание масс-медиа, чем на истину» Медиализация как одна из сил, скрыто управляющих исследовательской работой? Rodder, 2009, p. 454
10 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.