Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnsportal.ru
1 Использование мультимедийных разработок, созданных учащимися под руководством учителя, в качестве творческих проектов на уроках биологии и экологии В.Ф.Малец Учитель биологии и экологии МОУ «СОШ 42» Г.Энгельса Саратовской области
2 Обучение на основе творческих проектов Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести 1.умение работать в коллективе, 2.брать на себя ответственность за выбранное решение, 3.анализировать результаты деятельности, 4.способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах изучения.
3 Условия использования МП и определения границ его педагогической целесообразности Теоретические позиции проектного обучения по Т.И.Шамовой, позволяющие выявить существенные отличия от традиционного обучения, роль и место в учебном процессе, определяются следующим образом: образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности; глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях; гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
4 Основные требования к использованию метода проектов (Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для её решения. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы об экологическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы: совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства школы, парка, участка, планировка и обустройство квартиры и т.д.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
5 Использование исследовательских методов, что предполагает : определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов; корректировка; получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проекта и т.д.).
6 структурные элементы проектной технологии: Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы, обсуждение оформления результатов. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих. Выдвижение новых проблем.
7 Использование компьютера значительно расширяет возможности для работы по проектной технологии. В образовании проектное обучение сегодня находится в центре внимания, как ученых, так и педагогов-практиков. Учебный проект является в ряде случаев ведущей образовательной формой. Вместе с тем учебные проекты должны органично сочетаться традиционной системой предметного классно-урочного обучения. Ни в коем случае нельзя противопоставлять метод проектов обычной классно-урочной системе. Правильно говорить о том, что метод проектов дополняет классно-урочную систему, позволяя отработать межпредметные связи, закрепить навыки и т. д. Было бы нерациональной тратой времени использовать проектный метод для объяснения нового материала, первичной отработки навыков и т. п. Использование компьютера в проектной технологии
8 В качестве примера приведу творческий проект «Размножение организмов», созданный совместно с учеником 11 класса Кочетовым Михаилом. Цели: обобщить имеющиеся у учащихся знания о размножении и развитии живых организмов, значении размножения для существования жизни на Земле. Задачи: Развить понятие о способах и формах размножения; подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом и вегетативном размножении. Показать на примере размножения организмов один из основных принципов живой природы – многообразие и единство. Оборудование: компьютеры, таблицы «Митоз», «Мейоз», «Двойное оплодотворение цветковых растений», «Цикл развития одноклеточных и многоклеточных водорослей», «Цикл развития мхов», «Цикл развития голосеменных растений», раздаточный материал «Задание 1 и 2» каждому ученику. План урока: Организационный момент – 1 мин. Обобщение темы с использованием мультимедийных возможностей ПК– 23 мин. Закрепление знаний – а/ выполнение тестовых заданий на персональном компьютере – по 5 минут на ученика; б/ параллельно выполнение задания 1 индивидуально на местах- 15 минут; в случае достаточного времени ученики выполняют задание 2. Подведение итогов урока – 1-2 мин.
9 Разнообразие учебных проектов От проекта на один урок до проекта на весь учебный год. От проектов дополнительного образования до курсового проектирования в предпрофессиональной подготовке. Проектирование может быть индивидуальное, групповое и разновозрастное, общешкольное, межшкольное и международное по составу участников. От проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных
10 Проект на несколько лет Примером такого проекта в нашей школе является разработка темы «Экологическая тропа». Работа эта началась с 2001 года, в ней работали такие ученики как Копылов Леонид, Востриков Александр, Эйвазова Ольга, Кочетов Михаил, Аверьянов Григорий, Головенко Дарья и другие. Это учащиеся разных возрастных групп и каждый из них принимал посильное участие в работе над этим проектом.
11 Экологическая тропа МОУ «СОШ 42» Цели: активизировать деятельность учащихся в направлении эколого-биологического образования и воспитания; воспитывать экологическую культуру в процессе практической деятельности по изучению и сохранению природного наследия своего края; способствовать развитию чувства патриотизма и гражданской ответственности. Задачи: Привлечь внимание учащихся школы и жителей станции Анисовка к проблеме сохранения природного наследия своей малой родины; содействовать экологическому просвещению населения; повысить роль экологической культуры в выборе духовно-нравственных жизненных ориентиров, способствующих социальной адаптации и профессиональному самоопределению школьников.
12 Работа по созданию Экологической тропы проводится на экологических экскурсиях, начиная с 5 по 11 классы. Собранный материал изучается на лабораторных и практических работах, используется в урочной и внеурочной работе по биологии, экологии, географии. Учащиеся выполняют по этой проблеме ежегодно много творческих работ разного уровня сложности. В предлагаемой работе представлена лишь незначительная часть материала, собранного на тропе, описание видов животных, встречающихся на маршруте продолжается.
13 Использование информационных и коммуникационных технологий повышает эффективность объяснения и качество обучения, так как позволяет применять различные подходы и методы обучения, которые были бы невозможны без ИК-технологий. К числу таких методов, приносящих положительные результаты обучения, относятся совместная работа учащихся с использованием компьютера, поиск информации в Интернете, применение различных дополнительных учебных пособий, письменные задания, основанные на электронной обработке текста, практические занятия по конкретным темам и обучение с использованием компьютера. Кроме того, ИК-технологии обеспечивают уникальные возможности обучения для детей с ограниченными физическими способностями, удаленное обучение через Интернет или использование видеоконференций;
14 способствует повышению качества обучения, обеспечивая быстрый анализ его результатов и обратную связь. Благодаря этому школы могут оперативно учитывать результаты работы школьников при составлении учебной программы и в процессе объяснения материала. Гибкая обратная связь, отвечающая индивидуальным особенностям учеников, является неотъемлемой чертой интегрированных систем обучения (пакетов программ, включающих учебный материал, уроки и оценку знаний учащихся). Такие методы применяются, прежде всего, для оценки простых навыков, однако по мере развития технологий искусственного интеллекта в будущем станет возможной оценка результатов обучения более сложного уровня.
15 Следует особо подчеркнуть, что подобные улучшения носят условный характер. В принципе, применение ИК-технологий может не оказывать никакого положительного влияния на обучение или даже вредить. Связано это с тем, что не ИК- технологиям отводится центральное место в образовательном процессе. Скорее, результат их применения зависит от того, насколько правильно они используются в образовательном процессе. Рассмотрим основные положительные моменты, которые привносят информационные и коммуникационные технологии в проектно-ориентированное обучение.
16 В модели обучения на основе проектов информационные технологии используются для доступа к информации, которая в ином случае может оказаться недоступной. ИКТ позволяют ученикам эффективно собирать данные, анализировать их и представлять в четком виде с визуальным сопровождением. Так, ИКТ используются для сбора информации и решения задач. Важно научить детей использовать традиционные источники информации (книги, энциклопедии, справочники и словари). Но не менее важно сформировать навыки работы с электронными энциклопедиями (БСЭ на трех дисках, языковые словари на дисках; например, см. сайт и библиотеками на дисках.
17 Актуальна еще и другая задача: сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, научить проверять ее достоверность, понимать уровень компетентности использованных источников и обязательно сопоставлять несколько источников, прежде чем воспользоваться информацией. Использование ИКТ для организации и анализа информации часто бывает намного более эффективным, чем более традиционные способы. Хранение данных в электронной таблице или базе данных позволяет не только осуществлять централизованный сбор информации, но и дает средства для управления данными и подготовки прогнозов на основе этих данных. Использовать закладки на сайты или хранить документы на диске гораздо удобнее, чем записывать информацию в блокнот.
18 литература Журнал «Управление школой», 9 (348), Школьные проекты. Метод проектов как творческая работа педагога. Б.Валясэк. 1-7 марта 2004г. Журнал «Завуч», 6, 2003 г. Теория и практика организации учебного процесса. Метод проектов: история и практика применения. Сиденко А.С. С.П. Вассер. Съедобные и ядовитые грибы Карпат. Ужгород: Карпаты, 1990г. Жизнь растений. Т.2. Грибы. М.:Просвещение, М. Кундзинь, Э. Вимба. Грибы. Фотоальбом. «Лиесма» Рига, Т.А.Козлова, В.С.Кучменко. Биология в таблицах кл. Справочное пособие. Дрофа. Москва, Общая биология.: Учебник для кл. общеобразовательных учреждений /Д.К.Беляев, В.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; М.: Просвещение, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.Н.Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа,2002. Н.Н.Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа,2001. Среда разработки «Macromedia Flash 5.0» учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя.- 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.