Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемwww.kollegi.otradny.net
1 Алгоритм внедрения ФГОС в образовательное пространство ОУ Проектирование ООП НОО Разагатова Н.А
2 Введение ФГОС по мере готовности Учебный годКлассы, переходящие на ФГОС 2010/ / / / / / / / / / / / Поэтапное введение ФГОС (Распоряжение Правительства РФ от р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы» Обязательное ведение ФГОС Продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
3 Стратегия управления (5 направлений, 30 задач) Направления: 1. Нормативно-правовое обеспечение 2. Финансово-экономическое сопровождение 3. Кадровая политика 4. Информационное обеспечение 5. Материально-техническое сопровождение
4 1. Нормативно-правовое обеспечение (девять возможных задач): Задача 1.1. Утверждение сетевого графика введения ФГОС НШ (например, 5 направлений и 30 задач, а также сроки и ответственные). Создание рабочей группы по разработке образовательной программы: - определение состава рабочей группы (зам. директора, педагоги начальной и основной школы, психолог, воспитатели ГПД, общественность, консультант и т.д.); - назначение руководителя (зам. директора или руководитель МО); - определение порядка и плана работы группы. - назначение руководителя (зам. директора или руководитель МО); - определение порядка и плана работы группы.
5 Комментарии к Закону РФ «Об образовании» Статья 7. ФГОС. В РФ устанавливаются ФГОС, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального основного, среднего (полного) общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Статья 8. Понятие системы образования Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, ФГОС и ФГТ…
6 Статья 9. Образовательные программы 1. В РФ реализуются общеобразовательные и профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы. 3. К основным общеобразовательным относятся программы: дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования. 6. Основные общеобразовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов и материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся К основной общеобразовательной программе дошкольного образования федеральным органом исполнительной власти устанавливаются ФГТ.
7 Статья 14. Общие требования к содержанию образования 5. Содержание образования в конкретном ОУ определяется образовательной программой (программами), утверждаемой и реализуемой этим ОУ самостоятельно. Основная образовательная программа в ОУ разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе ФГОС или ФГТ примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности Примерные основные образовательные программы могут включать в себя БУП и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
8 Статья 32. Компетенция и ответственность ОУ. 2. К компетенции ОУ относится: 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
9 План деятельности рабочей группы по разработке основной образовательной программы Может строиться на основе структурных компонентов Основной образовательной программы
10 1. Нормативно-правовое обеспечение : Задача 1.2. Создание совета по внедрению ФГОС, обеспечивающего координацию действий педагогического коллектива, информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение Стандарта (возможно, под руководством директора школы).
11 1. Нормативно-правовое обеспечение : Задача 1.3. Принятие решения органа государственно-общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) о введении в образовательном учреждении ФГОС НОО
12 2. Финансово-экономическое сопровождение (две задачи) Введение оснований для премирования: Педагогов начальной школы: - участие в разработке Образовательной программы; - создание рабочих программ учебных предметов, соответствующих требованиям ФГОС НОО; - проведение открытых уроков по формированию универсальных учебных действий; - участие в опытно-исследовательской, методической работе по апробации и введению стандарта второго поколения
13 2. Финансово-экономическое сопровождение (две задачи) Введение оснований для премирования: Заместителей директоров по УВР, ВР: - участие в разработке плана введения ФГОС и организации деятельности рабочей группы; - участие в проектировании и реализации Образовательной программы; создание условий для заключения договоров о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования; -организация системы мониторинга введения ФГОС НОО.
14 2. Финансово-экономическое сопровождение (две задачи) Введение оснований для премирования: заместителя директора по АХЧ: обеспечение материально- технического сопровождения ФГОС НОО; - педагога-психолога, социального педагога: участие в разработке и реализации программ: духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; коррекционной работы – в соответствии с требованиями ФГОС НОО; - библиотекаря: комплектование библиотеки фондом дополнительной литературы (художественной, научно-популярной), справочно-библиографических и периодических изданий, необходимым для реализации ФГОС НОО, создание и пополнение медиатеки.
15 3. Кадровая политика (три задачи) Задача 3.1. Комплектование ОУ педагогическими, руководящими работниками, соответствующими новым квалификационным характеристикам и должностным инструкциям: - ротация (обновление) педагогических кадров; - организация стажировок и прохождение педагогической практики студентов педагогических специальностей высших учебных заведений; - заключение контрактов на подготовку специалистов, повышение их квалификации; - прохождение педагогическими и руководящими работниками аттестации
16 3. Кадровая политика Задача 3.2. Разработка и реализация план- графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников, плана научно- методических семинаров - в связи с введением стандартов второго поколения (с ИПК, муниципальной методической службой). Задача 3.3. Разработка плана и осуществление внутришкольного контроля реализации основной образовательной программы
17 4. Информационное обеспечение (две задачи) Задача 4.1. Организация и проведение публичных отчетов образовательного учреждения Задача 4.2. Использование информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, Интернет-страничка, выставки, презентации и т.д.)
18 Функции управления Планирование Организация Руководство Контроль
19 Последовательность шагов при планировании комплексного проекта введения ФГОС 1.Проанализировать состав изменений в образовательной системе и ресурсах, необходимых для введения ФГОС 2.Определить полный перечень единичных проектов, необходимых для введения ФГОС 3.Интегрировать комплексный проект введения ФГОС в перечень уже реализуемых проектов (портфолио проектов) 4.Разработать содержание и планы реализации единичных проектов: Разбить единичные проекты на отдельные взаимосвязанные по содержанию пакеты работ, которые должны быть выполнены в рамках единичных проектов. Разбить пакеты работ на отдельные действия. Сформировать перечень всех действий, выполняемых по всем проектам Оценить полноту действий, особенно по задачам, относящимся к ресурсам. Определить очередность выполнения пакетов работ (если возможно, полного перечня действий) по всем единичным проектам. Составить план-график реализации ВСЕХ ПАКЕТОВ РАБОТ (если возможно, всех действий), реализуемых в рамках комплектного проекта, то есть всех единичных проектов. 5.Определить последовательность реализации единичных проектов с учетом их содержания, то есть выполняемых в их рамках работ по введению ФГОС 6.Определить сроки реализации плана-графика единичных проектов и всего проекта введения ФГОС в целом с учетом того, что некоторые из проектов и работ будут выполняться параллельно
20 Действия по внедрению ФГОС 1. Составление плана действий: -Создание Совета по введению ФГОС второго поколения - Создание рабочей группы по введению ФГОС второго поколения Что для этого необходимо сделать?
21 Организация 1. Предварительное обсуждение с руководителем ОУ (обсуждение кандидатур, стимулирование работы и т.д.) 2.Подготовка проектов приказов и Положения о Совете 3. Обсуждение и утверждение на педагогическом совете
22 Организация 4. Создание рабочей группы по внедрению ФГОС нового поколения – входят все учителя начальных классов, учитель музыки, физкультуры, иностранного языка, информатики. - Подготовка проекта приказа 5. Заседание рабочей группы, на котором решаются вопросы:
23 этапы разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС: 1. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС. 2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы. 3. Разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы. 4. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы. 5. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения
24 Этап 1 Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС.
25 1. Создание в образовательном учреждении Совета по введению ФГОС нового поколения, призванного обеспечивать координацию действий всего педагогического коллектива, а также осуществлять информационное, консалтинговое и научно- методическое сопровождение инновационного процесса. Деятельность этого временного органа управления предлагается регламентировать специальным Положением о Совете
26 ПРИКАЗ ______от __________ 2010 года «О создании и полномочиях Совета по введению ФГОС общего образования». В целях обеспечения эффективного введения ФГОС общего образования, на основании…. (ссылка на документ, послуживший основанием для принятия приказа) ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Создать Совет по введению ФГОС общего образования в составе: … 2. Поручить Совету информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение Стандарта. 3. Ввести в действие Положение о Совете по введению новых ФГОС общего образования. Директор ОУ ….
27 Задачи Совета формирование состава рабочих групп по введению новых ФГОС общего образования на всех ступенях общеобразовательного учреждения; выдвижение кандидатур руководителей проектов по введению ФГОС общего образования на всех ступенях общеобразовательного учреждения; информационная и научно-методическая поддержка разработки и реализации комплексных и единичных проектов введения новых ФГОС общего образования на всех ступенях общеобразовательного учреждения; экспертиза единичных проектов введения новых ФГОС общего образования на всех ступенях общеобразовательного учреждения; экспертиза комплексных проектов введения новых ФГОС общего образования на всех ступенях общеобразовательного учреждения; утверждение планов-графиков реализации комплексных проектов введения новых ФГОС общего образования на всех ступенях общеобразовательного учреждения; утверждение результатов экспертизы единичных проектов введения новых ФГОС общего образования на всех ступенях общеобразовательного учреждения; представление информации о результатах введения новых ФГОС общего образования на всех ступенях общеобразовательного учреждения. подготовка предложений по стимулированию деятельности учителей по разработке и реализации проектов введения новых ФГОС общего образования на всех ступенях общеобразовательного учреждения.
28 Положение о Совете Данное Положение должно быть обсуждено на Педагогическом совете общеобразовательного учреждения
29 Вопрос для обсуждения: Кто должен входить в Совет по введению ФГОС нового поколения?
30 Формирование рабочей группы Рабочая группа создается для разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. В состав Рабочей группы включаются все педагоги, работающие в начальных классах, а также консультант по введению новых ФГОС. Руководство деятельностью рабочей группы поручается представителю администрации образовательного учреждения или руководителю методического объединения учителей начальных классов. Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждается приказом директора образовательного учреждения
31 Участники рабочей группы должны быть достаточно информированы о концепции, содержании и условиях реализации ФГОС второго поколения.
32 ПРИКАЗ …(проект) от __________ 2010 года «О создании и полномочиях рабочей группы по введению ФГОС НОО» В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с ФГОС нового поколения на основании …. (ссылка на документ, послуживший основанием для принятия приказа, если таковой имеется) ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Создать рабочие группы по введению новых ФГОС общего образования. В рабочую группу по введению ФГОС нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения включить: …… 2. Назначить: - руководителем рабочей группы по введению ФГОС нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения – ….. 3. Поручить рабочей группе провести анализ образовательной системы и подготовить предложения об изменениях, которые представить Совету по введению новых ФГОС начального общего образования … (срок выполнения).
33 После издания приказа о создании рабочей группы необходимо провести ее собрание, на котором перед участниками проекта ставятся конкретные цели его разработки и реализации и определяются задачи группы. В начале работы группы должен быть определен и принят всеми участниками порядок ее работы. Наиболее рационально строить работу в групповой и индивидуальной формах. Групповая форма работы осуществляется на совместных заседаниях, периодичность которых определяется на первом заседании, посредством совместных обсуждений определенных вопросов. В промежутке между заседаниями участники рабочей группы индивидуально или в микрогруппах (2 - 3 человека) решают порученные задачи.
34 Результаты этапа. Создан Совет по внедрению ФГОС второго поколения; назначен руководитель рабочей группы; определен список участников рабочей группы; обеспечена подготовка рабочей группы к разработке проекта модернизации начальной ступени образовательного учреждения.
35 2 этап Определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.
36 Задачи этапа. Определить, какие изменения требуется произвести: в образовательных целях; в учебном плане; в содержании учебных программ и программ внеурочной деятельности; в образовательных технологиях; в условиях реализации образовательных программ; в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
37 Основной принцип действий Сравнить предложенную новыми стандартами обобщенную модель образовательной системы с существующей в школе и определить: какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему; какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему; какие элементы существующей системы не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему; какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны
38 Метод анализа и определения необходимых изменений _ Существующие и реализуемые результаты образования Существующий процесс образования: содержание и технологии Существующие ресурсы: кадровые, учебники, программы, оборудование кабинетов Требования ФГОС к планируемым результатам Требования ФГОС к процессу образования: содержание и технологии Требования ФГОС к ресурсам: кадровым, учебникам, программы, оборудование кабинетов _ _ 2
39 Блок-схема для проведения анализа изменений образовательной системы школы 1.Анализ целей образования Результаты анализа: определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей и планируемых результатах по предметам В школеНа муниципальном и региональном уровнях управления Перечень целей, которые не обеспечены ресурсами: ранее не ставились; ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ; ранее ставились, но требуют корректировки. Перечень целей, которые не обеспечены ресурсами: ранее не ставились; ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ; ранее ставились, но требуют корректировки. с указанием или количества школ в муниципалитете; с указанием количества школ в каждом из муниципалитетов региона. 3
40 2.Анализ школьных учебных планов Результаты анализа: определение необходимых изменений в учебных планах школы В школеНа муниципальном и региональном уровнях управления Перечень изменений, которые нужно внести в состав предметов по образовательным областям школьного учебного плана; в компонент учебного плана, формируемый школой; в количество часов, которые отводится на изучение предметов; в организацию учебного процесса в течение учебного года; в содержание воспитывающей деятельности и методы ее организации Количество () школ в муниципалитете или по муниципалитетам в регионе, учебные планы которых будут меняться (предметы и часы) 4
41 3.Анализ учебных программ и учебников Результаты анализа: определение необходимых изменений в используемых программах и учебниках по предметам и для осуществления воспитательной работы. В школеНа муниципальном и региональном уровнях управления 1.Перечень программ по предметам, которые могут быть использованы без изменения; нуждаются в коррекции, с указанием тех тем, которые должны быть откорректированы; перечень программ по предметам, которые нужно разработать заново. 2.Перечень предметов, учебники по которым нужно заменить. Предметы с указанием количества школ, в которых нужны изменения в прежних программах их преподавания: частичная корректировка полная замена на новые программы Перечень изменений, которые требуется внести в программы преподавания предметов и в программы воспитательной работы школ с указанием количества () школ в муниципалитете или по муниципалитетам в регионе. 5
42 4.Анализ технологий Результаты анализа: определение необходимых изменений в технологиях. В школеНа муниципальном и региональном уровнях управления Перечень технологий и форм обучения, которые соответствуют требованиям стандарта и сохраняются при переходе к новой образовательной системе; технологий и форм обучения, которые не отвечают требованиям стандарта и нуждаются в замене; новые технологии и формы обучения, ориентированные на достижение образовательных целей. Перечень новых технологий, которые сохранятся как соответствующие требованиям ФГОС с указанием или количества школ в муниципалитете и по муниципалитетам в регионе должны будут внедрены в школах с указанием или количества школ в муниципалитете и по муниципалитетам в регионе. 6
43 5.Анализ способов контроля и оценки планируемых результатов обучения Результаты анализа: определение необходимых изменений в способах контроля результатов образования В школеНа муниципальном и региональном уровнях управления Перечень: способов и организационных механизмов контроля и оценки планируемых результатов образования, включаемых в новую систему без изменений; способов и организационных механизмов контроля и оценки планируемых результатов образования, требующих корректировки. Перечень школ, их количество в муниципалитете и по муниципалитетам в регионе в которых способы и организационные механизмы контроля и оценки планируемых результатов образования будут меняться 7
44 6.Анализ ресурсов для реализации ФГОС Определяется по каким вопросам требуется обучать кадры каких учебников и др. учебной литературы недостает в школьной библиотеке какого оборудования в кабинетах не хватает для введения ФГОС Результаты анализа В школеНа муниципальном и региональном уровнях управления Перечни тем курсов для повышения квалификации кадров учебников, наименований литературных изданий видов учебного оборудования 1.Перечень новых учебников, требуемых школам с указанием школ и количества учебников в муниципалитете и по муниципалитетам в регионе 2.Перечень видов оборудования для учебных кабинетов с указанием его количества и школ 3.Перечень вопросов, по которым нужна подготовка кадров с указанием их количества по предметам и школам в муниципалитете и по муниципалитетам в регионе 8
45 ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ ВВЕДЕНИЕМ ФГОС Таблица для анализа выполнения требований к результатам освоения основной образовательной программы Виды целей *Содержание целей и оценка их достижения в существующей системе Не ставились Не достигались Требуют коррекции Личностные цели Метапредметные УУД: познавательные, регулятивные коммуникативные Предметные: в области филологии в области математики и информатики в области обществознания и естествознания в области основ духовно-нравственной культуры в области искусства в области технологии в области физической культуры Таблица 1 * В таблицу заносятся конкретные цели 9
46 Предметы учебного плана Действующая программа (название, автор) Используемые учебники (название, автор) *Оценка необходимой степени изменений программ и учебников изменения не требуются нужна коррекция нужно использовать новые программы и учебники Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Основы духовно- нравственной культуры народов России Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Часть, формируемая участниками образовательного процесса Воспитательная работа Таблица для анализа учебных программ и учебников начальной школы * В таблицу ставится знак + в соответствии с экспертной оценкой членов рабочей группы школы. Если программы нуждаются в коррекции, то указывается, какие темы программы должны быть откорректированы, чтобы содержание программы стало соответствовать требованиям ФГОС. Таблица 2 10
47 Разделы учебного плана и ООП Используемые технологии *Оценка необходимой степени изменений технологий обучения и воспитания изменения не требуются нужна коррекцияНужно заменить используемую технологию Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Основы духовно-нравственной культуры народов России Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Часть, формируемая участниками образовательного процесса (указать, какая конкретно) Формирование УУД в предметной деятельности Воспитательная работа Спортивно-оздоровительная работа Проектная деятельность Коррекционная работа *В таблице ставится знак плюс в соответствии с заключением о необходимости изменения в технологиях. Могут быть указаны новые технологии. Таблица для анализа технологий обучения и воспитания школьников Таблица 3 11
48 Разделы учебного плана и ООП Виды ресурсов, нуждающихся в изменении Кадровое обеспечение (указать вопросы подготовки кадров) Учебная литература (указать необходимые учебники) Учебное оборудование кабинетов (указать недостающее оборудование) Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Основы духовно-нравственной культуры народов России Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Часть, формируемая участниками образовательного процесса (указать, какая конкретно) Формирование УУД в предметной деятельности Воспитательная работа Спортивно-оздоровительная работа Проектная деятельность Коррекционная работа Таблица 4 Таблица для анализа ресурсного обеспечения введения ФГОС в начальной школе 12
49 Первый шаг анализа Определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей, определяющей модель выпускника начальной ступени образовательного учреждения и включающей цели начальной ступени образования и цели изучения учебных предметов.
50 При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми стандартами необходимо определить: какие из них ранее не ставились; какие ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеурочных программ; какие ранее ставившиеся цели требуют корректировки.
51 Если фактические результаты соответствуют новым стандартам, то цель существующей образовательной системы автоматически включается в систему целей проектируемой образовательной системы как не требующая никаких корректировок. Если же фактические результаты не отвечают требованиям, то средства достижения данной цели ей не соответствуют и должны быть пересмотрены. Причины следует искать в реализуемых учебных и внеурочных программах.
52 Результатом данного шага по определению необходимых изменений в системе образовательных целей должны быть два разработанных списка изменений: список изменений в предметных целях; список изменений в надпредметных целях.
53 Второй шаг анализа Определить изменения в структуре образовательного процесса, определяемой учебным планом начальной ступени школы.
54 Определяются изменения: в перечне предметов и отводимых на их изучение часов в рамках учебной деятельности (ее инвариантной и вариативной части); в перечне программ внеурочной работы (дополнительного образования, социально- творческой деятельности, кружковой работы) и часов на эти занятия.
55 Основные отличия от действующего БУПа 1.Определены направления и отведены часы на внеурочную деятельность. 2.Курс «Информатика» изучается во 2-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебных предметов «Математика» и «Технология» 3.Учебный предмет «Математика» становится интегрированным курсом. 4. Разница в процентном соотношении инвариантной и вариативной частью. 5.Продолжительность урока во 2-4-х классах – минут (было минут)
56 У школы есть возможность учесть образовательные потребности и интересы учащихся, а также потребности и запросы родителей в рамках вариативного компонента учебного плана, а также во внеурочной деятельности. При определении содержания учебного плана в его вариативной части и во внеурочной деятельности (которая может включать дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы) необходимо рассматривать набор дисциплин и форм деятельности с точки зрения максимальной поддержки образовательных целей.
57 Результат: новый учебный план начальной ступени школы; выводы о необходимых изменениях в составе образовательных программ.
58 Третий шаг анализа Определить: Какие необходимы изменения в содержании образовательных программ. Для этого в отношении каждого учебного предмета или курса, включенного в учебный план, должно быть определено, имеется ли программа его реализации.
59 Учебная программа или программа внеурочной деятельности сравнивается с примерной основной образовательной программой начального образования или – примерной программой внеурочной деятельности. Необходимые изменения в содержании программ по обязательным учебным предметам будут обусловливаться как изменениями в предметных целях, так и наличием надпредметных целей, которые необходимо реализовать в рамках каждого предмета, включив для этого в учебную программу соответствующие модули.
60 Содержание учебных программ вариативной части учебного плана и программ внеурочной деятельности должно определяться таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.
61 Анализ содержания образовательных программ завершается выводами о том: какое содержание образовательных программ не требует изменений; какое содержание образовательных программ требует корректировки; какие образовательные программы отсутствуют в школе, и требуется их найти вовне или разработать.
62 Четвертый шаг анализа Определить необходимые изменения в технологиях обучения и воспитания.
63 По ФГОС второго поколения При обучении рекомендуется использование: уровневой дифференциации; обучения на основе «учебных ситуаций»; проектной деятельности; информационных и коммуникационных технологий; активных форм обучения (организация работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава).
64 Результат анализа: Выявление: технологий и форм обучения, которые соответствуют требованиям стандарта и сохраняются при переходе к новой образовательной системе; технологий и форм обучения, которые не отвечают требованиям стандарта и нуждаются в замене; новых технологий и форм обучения, ориентированных на достижение образовательных целей.
65 Пятый шаг анализа Выявление: достаточны ли внутренние и внешние возможности (материально- технические, временные, кадровые и др.) для обеспечения соответствия модернизированной образовательной системы требованиям ФГОС
66 ФГОС нового поколения определяет требования к различным видам универсальных (например, классная доска, тетрадь, учебник и т.п.) и целевых ресурсов (ориентированных на повышение эффективности важнейших элементов образовательных программ, образовательного процесса и их инновационного содержания, видов деятельности учащихся, внеурочной воспитательной работы и т.п.), которые обеспечиваются на уровне образовательного учреждения, муниципальном и региональном уровнях. Рабочая группа анализирует соответствие имеющихся и требуемых ресурсов на уровне образовательного учреждения
67 система гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ общего образования; систем требований к учебно- материальной базе (перечни рекомендуемой учебной литературы; перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений); требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений.
68 Определение необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса в начальной школе Компоненты образовател ьного процесса Показатели ресурсного обеспечения образовательного процесса Решение Требования новых ФГОС В наличии в ОУ Информационно-методическое обеспечение Обеспечение деятельности учителя информационными ресурсами Наличие электронных ресурсов, Отсутствие электронных ресурсов Создать электронные ресурсы
69 Седьмой шаг анализа Выявляются: способы контроля и оценки знаний и умений учащихся, которые могут быть перенесены из существующей образовательной системы без изменений; способы контроля и оценки, требующие корректировки; способы контроля и оценки, которые не соответствуют требованиям новых стандартов и не могут быть включены в образовательную систему; способы контроля и оценки, которые отсутствуют в существующей образовательной системе и должны быть найдены или разработаны.
70 В процессе анализа необходимо определить: степень соответствия существующей системы оценки результатов освоения учащимися программы начального образования новым ФГОС по всем составляющим оценки (планируемые результаты, показатели и критерии оценки уровня их достижения, используемый инструментарий). Следует обратить внимание на то, что предлагаемая в новых стандартах система оценки не исчерпывается результатами аттестации, а включает в себя информацию, полученную в рамках мониторинговых исследований, для проведения которых необходимо владеть специальными диагностическими средствами.
71 Результат анализа Определение перечня: способов и организационных механизмов контроля и оценки знаний и умений учащихся, включаемых в новую систему без изменений; способов и организационных механизмов контроля и оценки знаний и умений учащихся, требующих корректировки; новых способов и организационных механизмов контроля и оценки знаний и умений учащихся.
72 Результаты анализа представляются Совету по введению новых ФГОС. Задача Совета – определить полноту и согласованность предлагаемых изменений, ответив на вопросы: Достаточно ли предлагаемых изменений в компонентах существующей образовательной системы для приведения ее в соответствие с новыми образовательными стандартами? Соответствует ли характер предлагаемых изменений в компонентах образовательной системы начальной ступени требованиям новых стандартов и возможностям образовательного учреждения? Совет должен также оценить предлагаемые изменения по степени их соответствия миссии образовательного учреждения, потребностям учащихся и их родителей.
73 3 этап Разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы.
74 Содержанием этапа является конкретизация образовательной модели начальной ступени школы, представленной в ФГОС, применительно к данной школе. разработка и реализация единичных проектов
75 Каждая микрогруппа, за которой закреплены определенные образовательные области (перечень образовательных программ и соответствующих им целей), проектирует все необходимые изменения в содержании образовательных программ, технологиях, условиях, способах контроля и оценки результатов. Для каждого из этих изменений определяется, каким образом оно будет осуществляться (будет найдено или разработано в рамках школы). Выбор технологий и форм обучения для замены традиционных в предметных программах проекта осуществляется из списка рекомендуемых стандартом. Результатом работы должен стать перечень технологий, которые предполагается использовать в рамках каждой из проектируемых в рамках единичного проекта учебных (внеучебных) образовательных программ.
76 При оценке каждого проекта необходимо учитывать: полноту содержания проекта; обоснованность выбора способа осуществления изменений в компоненте образовательной системы; согласованность необходимых связей с другими проектами; распределение обязанностей между исполнителями при реализации проекта и степень их загруженности; наличие и обоснованность оценок, потребных для реализации проекта финансовых и материально- технических ресурсов; конкретность ожидаемых результатов и их обоснованность. Выявленные недостатки единичных проектов должны быть устранены к установленному руководителем рабочей группы сроку. Завершенный проект обсуждается на заседании Совета по введению новых ФГОС, который определяет готовность проекта для перехода к разработке плана-графика его реализации.
77 Результаты этапа Результатом проектирования является образовательная модель начальной ступени образовательного учреждения, соответствующая новым ФГОС, включающая: состав образовательных программ или их частей, подлежащих самостоятельной разработке; состав программ, найденных вовне и подлежащих освоению; состав новых образовательных технологий, которые нужно освоить; перечни конкретных видов ресурсов, подлежащих приобретению; перечень учебных программ повышения квалификации педагогических кадров, которые нужно реализовать, чтобы обеспечить введение новых образовательных программ и технологий; перечень новых методов контроля, которые нужно ввести; перечень новых механизмов контроля, которые нужно разработать и ввести
78 4 этап разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы План-график модернизации образовательной системы школы – это модель, определяющая процесс перехода от существующей образовательной системы к желаемой.
79 Задачи этапа Спланировать: полный состав действий, необходимых для реализации единичных проектов; планы-графики реализации единичных проектов; согласовать по срокам связи между единичными проектами, обеспечив их скоординированность; распределить все единичные проекты во времени.
80 Первый шаг разрабатываются планы-графики реализации единичных проектов. Для этого каждая группа: определяет полный состав действий, необходимых для их реализации; распределяют эти действия во времени.
81 В результате планирования каждый ответственный за разработку и реализацию проекта должен быть уверен, что в его плане: отсутствуют действия, которые не нужны для достижения целей проекта; не упущены действия, которые необходимы для достижения целей проекта; известны действия, задержка которых приведет к срыву намеченного срока завершения всего комплексного проекта. Детальность плана должна быть такой, чтобы позволяла осуществлять контроль его реализации с периодичностью достаточной для того, чтобы обеспечивать своевременное выявление возможных проблем.
82 Основная задача, решаемая на этом шаге, – обеспечить рациональное распределение и координирование всех единичных проектов во времени. Этим, как и полнотой проектов, достигается реалистичность реализации плана по срокам.
83 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ЕДИНИЧНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС Перечень единичных проектовСодержание основных работ, выполняемых в рамках единичных проектов Школьный Формирование УУД учащихся начальной школы Создание информационно-коммуникационной среды школы (электронные журналы и дневники, электронная школа для родителей Школа здорового образа жизни Проектная деятельность учащихся начальной школы Школа успеха (работа по выявлению, поддержке и развитию одаренности) Система работы с одаренными обучающимися Методическая работа с учителями начальной школы Учебные кабинеты начальной школы Библиотека для младшего школьника (в том числе электронная) Обновление системы управления начальной школой Психологическое сопровождение младших школьников в рамках ФГОС Система работы с родителями младших школьников (в том числе совместные детско-взрослые проекты) Повышение квалификации учителей начальной школы, школьных психологов, руководителей школ, методистов начальных классов. Информационное сопровождение введения ФГОС Государственно-общественное управление введением ФГОС Мониторинг введения ФГОС (изучение результатов введения ФГОС, сроков реализации запланированных изменений по всем обновляемым элементам системы) Финансово-экономические аспекты введения ФГОС Анализируется состав изменений и требуемых для их осуществления ресурсов (кадровых, оборудования, учебников и др.) Рекомендуемый перечень единичных проектов
84 Разработка содержания и планов реализации единичных проектов Для определения полного состава действий весь процесс делится на два этапа: этап разработки этап реализации проекта (введения разработанного новшества в образовательный процесс). После этого в рамках каждого этапа выделяется перечень задач (пакетов работ и отдельных работ), решение которых обеспечивает достижение поставленных в проекте целей
85 1.Содержание работ по разработке единичного проекта Пакеты работ, входящие в единичный проект Отдельные работы, входящие в пакеты работ Ожидаемые результаты выполнения работ Ответственн ые 2.Содержание работ, выполняемых в рамках реализации единичного проекта Пакеты работ, входящие в единичный проект. Отдельные работы, входящие в пакеты работ Ожидаемые результаты выполнения работ Ответственн ые
86 Рекомендации по содержанию работ, которые должны войти в единичный школьный проект преподавания учебного предмета в соответствии с требованиями ФГОС 1. Разработка проекта преподавания предмета в соответствии с требованиями ФГОС Пакеты работ, входящие в единичный проект Отдельные работы, входящие в пакеты работ Анализ изменений в образовательной системе и ресурсах в связи с введением ФГОС НО Анализ изменений в целях изучения предмета в соответствии с требованиями ФГОС Анализ изменений в формировании УУД в рамках предмета в соответствии с требованиями ФГОС Анализ изменений в формировании личностных в соответствии с требованиями ФГОС целях в рамках предмета в соответствии с требованиями ФГОС Анализ изменений в содержании образовательной программы по предмету в соответствии с требованиями ФГОС Анализ изменений в технологии преподавания предмета в соответствии с требованиями ФГОС Анализ изменений в оборудование кабинета в соответствии с требованиями ФГОС Анализ изменений в собственной профессиональной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС Модернизация системы преподавания предмета Разработка учебной программы и мероприятий внеурочной деятельности по предмету. Изменение учебного оборудования, учебно- методических ресурсов, методической работы по предмету Разработка содержания методической работы учителей школы по предмету Определение изменений в учебном оборудовании в кабинетах начальной школы Разработка содержания обновления фонда школьной библиотеки в соответствии с требованиями ФГОС Разработка плана-графика реализации проекта Разработка плана-графика Согласование графика реализации данного проекта с другими и с исполнителями Разработка механизмов организации проектных работ Определение и формирование проектной группы Разработка (обновление должностных инструкций руководителей и учителей школы Разработка графика контроля работ по разработке проекта Составление графика предварительного, текущего и итогового контроля процесса разработки проекта.
87 2. Реализация проекта преподавания предмета в соответствии с требованиями ФГОС Пакеты работ, входящие в единичный проект Примеры отдельных работ, входящих в пакеты работ Реализация новой (откорректированной) учебной программы преподавания предмета Разработка и реализация календарно-тематического и поурочного планирования учебной программы преподавания предмета Использование нового оборудования Проведение родительских собраний по анализу успешности освоения учащимися содержания новой программы по предмету Выработка рекомендаций для родителей по возникающим у обучающихся затруднениям. Введение новой технологии преподавания предмета Разработка и реализация календарно-тематического и поурочного планирования с учетом использования новой технологии Определение новых методов работы, которые должны освоить учащиеся для работы в новой технологии Обучение учащихся методам работы в новой технологии Проведение самостоятельного анализа успешности освоения работы в новой технологии Подготовка сценариев мероприятий по анализу успешности освоения учащимися работы в новой технологии для родителей и учащихся. Проведение учебных занятий по анализу успешности освоения учащимися методов работы в новой технологии Проведение родительских собраний по анализу успешности освоения учащимися содержания и технологии работы по новой программе Реализация с обучающимися нового (откорректированного ) плана воспитательной работы Разработка сценариев воспитательных мероприятий, запланированных в рамках проекта Подготовка и проведение воспитательных мероприятий, запланированных в рамках проекта. Анализ результативности воспитательных мероприятий с точки зрения целей ФГОС Внесение изменений в план воспитательной работы Разработка системы оценки планируемых результатов по предмету Разработка содержания портфолио обучающегося по предмету Разработка (или их отбор) системы и текстов текущих и итоговых контрольных работ по предмету. Разработка комплексных контрольных работ по предмету Разработка системы контроля за выполнением проектных работ по предмету Реализация новой системы контроля результатов и проекта введения ФГОС Подготовка и проведение с родителями мероприятий информационного характера по новым формам и методам контроля Проведение запланированных контрольных работ Анализ результатов выполнения работ и коррекция
88 Шаг второй Проект и план-график введения ФГОС нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения принимается Советом по введению новых ФГОС и утверждается Приказом директора школы
89 Вспомогательная таблица для разработки содержания плана ресурсного обеспечения проекта Организационные условия Информационные условия Кадровые условия Мотивационные условия Программно- методические условия Материально- технические условия Нормативно- правовые условия Финансовые Распределить, поручить, изменить, создать, организовать работу, организовать подготовку кадров, сбор информации, доставку оборудования и т. д. Собрать, изыскать, найти, выявить, проанализировать, обработать, создать, проинформировать, получить информацию, проконтролировать, проверить, установить. Назначить, протарифици- ровать, принять на работу, привлечь, обучить, осуществить переподготов ку, закрепить материально- ответствен- ных Выявить заинтересован- ность, сопротивление, оценить качество работы, привлечь, заинтересовать, стимулировать, вознаградить по итогам Разработать, создать, обобщить, распечатать, привлечь, заключить договор Заказать, доставить, установить, проинвентаризиро- вать, списать, отремонтировать, обновить, построить, вести в эксплуатацию, распределить Разработать, внести изменения, согласовать, утвердить, издать, установить, ввести, заключить, составить. Разработать, утвердить, проконтролиро вать, изыскать
90 Последовательность шагов по планированию комплексного проекта 1.Формирование перечня действий, выполняемых в рамках единичного проекта. 2.Формирование перечня всех действий, выполняемых по всем проектам 3.Оценка полноты действий, особенно по задачам, относящимся к ресурсам. 4.Определение очередности выполнения полного пакета работ, а, если возможно, то полного перечня действий по всем единичным проектам. 5.Составление плана-график реализации каждого единичного проекта. 6.Составление плана-графика реализации перечня единичных проектов в рамках комплексного проекта. *Разработанные планы-графики единичных проектов проходят экспертизу на предмет скоординированности с планами-графиками других проектов. Ресурсы для отдельных единичных проектов могут создаваться в других самостоятельных проектах, и соответственно работы по созданию условий должны опережать работы по введению новшеств
91 Форма представления плана-графика реализации единичного проекта п/п Этапы единичного проекта и решаемые задачи СрокиОтветственные исполнители Ожидаемые результаты началаокончания Разработка проекта осуществления изменений Задача 1 … Реализация проекта осуществления изменений Задача 1 ….
92 Ленточная диаграмма Гантта для планирования графика разработки и реализации перечня единичных проектов в рамках проекта введения ФГОС Единичные проекты Годы и месяцы 2011 год2012 год … Продолжительность работы Резерв времени План-график реализации комплексного проекта введения ФГОС Единичные проектыСрокиОтветственные исполнители Ожидаемые результаты НачалоОкончани е
93 Результаты этапа состав единичных проектов, необходимых и достаточных для достижения поставленных целей их введения (что должно быть сделано); ожидаемые результаты единичных проектов (что будет получено в результате их реализации); сроки начала и окончания реализации единичных проектов и сроки реализации действий в рамках каждого из них (когда должны быть выполнены действия); ответственных за реализацию единичных проектов (кто исполнитель).
94 5 этап Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения
95 Для эффективной реализации программы модернизации образовательной системы начальной ступени школы необходимо создать систему организационных механизмов управления его реализацией, способную контролировать соответствие фактического хода работ запланированному и вырабатывать решения по корректировке в случае возникновения несоответствия между ними.
96 Задачи этапа разработать и ввести в действие организационный механизм управления реализацией единичных проектов, включающий: организационный механизм контроля хода разработки и реализации системы единичных проектов; организационный механизм анализа состояния работ по комплексному проекту; организационный механизм выработки решений по корректировке планов.
97 На первом шаге проектирования организационного механизма управления реализацией системы единичных проектов должен быть построен организационный механизм контроля, элементами которого являются: цели (какая информация собирается в процессе контроля), субъекты (кто контролирует), объекты (что контролируется), процедуры (каким образом осуществляется контроль), периодичность (как часто). Прежде всего, требуется определить цели контроля. В результате контроля должна быть получена информация о том, насколько ход реализации единичных проектов и их результаты соответствуют плану.
98 При осуществлении контроля требуется получить следующую информацию: какие работы должны были быть завершены к установленному моменту времени и какие из них завершены реально; в какие сроки предполагается выполнить своевременно не завершенные работы; какие решения и от кого требуются, чтобы ускорить выполнение работ; ожидается ли завершение ведущихся работ в сроки, установленные в единичных проектах, или по каким-то работам уже возникло напряженное положение.
99 Принципы контроля 1. Принцип минимума причин - только небольшое число факторов процесса реализации проектов оказывает существенное влияние на конечный результат. 2. Принцип точки контроля - наиболее эффективен контроль, осуществляемый в точке приложения усилия.
100 Периодичность контроля должна соответствовать детальности планов реализации действий, выделенных в единичных проектах. В результате работы механизма контроля руководитель рабочей группы будет иметь информацию о каждом участнике проекта модернизации образовательной системы начальной ступени школы: какую именно работу выполняет каждый участник в данный промежуток времени; когда и каким результатом он должен завершить выполняемую им работу; сколько и каких работ выполнил данный участник проекта за все время и какими результатами они были завершены.
101 Эффективный контроль должен поддерживать у педагогов желание достигать необходимых результатов в реализации проектов нововведений. Для этого: контроль не должен быть неожиданным. Неожиданный контроль может использоваться как средство выражения недоверия сотруднику. контроль должен быть объективным. Требования и критерии оценки должны быть четко определены и известны контролируемым. результаты контроля должны сообщаться контролируемым и обсуждаться с ними. исполнители должны знать, что нужно делать, чтобы исправить недостатки, выявленные в процессе контроля, и не сомневаться в возможности этого.
102 Результаты этапа Результатом реализации запланированных изменений является модернизированная образовательная система начальной ступени образовательного учреждения: соответствующая новым ФГОС; обеспечивающая ожидаемые изменения в результатах образовательного процесса, по сравнению с ранее действующей системой.
103 Этап 1 Процедура 1 Издание приказа о создании Совета по введению ФГОС и рабочей группы Процедура 2 Постановка задачи перед рабочей группой и распределение обязанностей в ней
104 Этап 2 Процедура 3 Определение необходимых изменений в образовательных целях Процедура 4 Выбор варианта учебного плана и определение изменений в составе образовательных программ и распределении учебного времени Процедура 5 Определение необходимых изменений в содержании образовательных программ
105 Этап 2 Процедура 6 Определение необходимых изменений в технологиях обучения и воспитания Процедура 7 Определение необходимого ресурсного обеспечения и изменений условий образовательной деятельности Процедура 8 Определение необходимых изменений в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
106 Этап 3 Процедура 9 Формирование групп проектирования изменений в образовательной системе и постановка перед ними задач Процедура 10 Разработка проектов изменений в образовательной системе школы Процедура 11 Экспертиза проектов изменений в образовательной системе школы
107 Этап 4 Процедура 12 Разработка планов-графиков реализации проектов изменений в образовательной системе школы Процедура 13 Экспертиза планов-графиков реализации проектов изменений в образовательной системе школы Процедура 14 Построение общего плана графика модернизации образовательной системы школы
108 Этап 5 Процедура 15 Формирование организационного механизма контроля процессов модернизации образовательной системы Процедура 16 Осуществление изменений в образовательной системе школы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2018 MyShared Inc.
All rights reserved.