Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.econ.msu.ru
1 Научная конференция «ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» МГУ им. М.В. Ломоносова Экономический факультет Стратегии модернизации институциональной среды для развития креативного потенциала России Александр Аузан 18 апреля 2012 года
2 1. Предмет и специфика подхода Эти факторы могут создавать как возможности, так и препятствия для инновационного развития Креативность – необходимый «ресурс» инновационной экономики – причем не сама по себе, а ее «КПД» Человек ограниченно рационален и склонен к оппортунистическому поведению Трансакционные издержки ненулевые, существуют внешние эффекты Изменение постановки проблемы выбора Человек действует в неформальной среде : необходимо учитывать специфику социального и культурного капитала Социальный капитал определяется динами- кой уровней доверия – замеряется социологи- ческими и экспертными инструментами Культурный капитал может быть замерен посредством кросскуль- турных характеристик (Хофстедe, Инглхарт)
3 2. Развилки на пути креативного человека в России Накопление креативного потенциала Реализация креативного потенциала Развилка 1Развилка 2Развилка 3Развилка 4 Школьное образование: универсальное vs. предметное Жизненные планы: уехать vs. остаться Где работать: малая компания vs. крупная Применение разработок: в России vs. за рубежом Начальная и средняя школа Высшая школаКарьера и ее результаты
4 3. Развилка 1: Универсальное или предметное образование «Предметный подход» лишает окружающий мир целостности, не привлекает должного внимания к связям между событиями и явлениями Институционально это поддерживается за счет: развития межпредметных групповых форм работы в формате как классной работы, так и внеклассовой активности: кружки, секции, школы юных; стимулирования «учителей-гуру» (межпредметников), в том числе за счет двух-трехлетних грантов «по совокупности заслуг». Решение – в поддержании универсализма системы школьного образования Креативность накапливается в семье и начальной школе, но гасится системой среднего школьного образования
5 4. Развилка 2: Уехать из страны или остаться Как изменить ситуацию? простого решения не существует, изменения почувству- ются только в долго- срочном периоде, на результативность воздействует множе- ство факторов Институционально решения могут быть связаны с: созданием «упреждающих» процедур рекрутинга, основанных на двусторонней конкуренции; поиском более современного баланса между германо-российской и англосаксонской образовательными системами; Созданием процедуры компенсационного трансферного платежа. Низкое качество институциональной среды подталкивает креативных людей к получению высшего образования и построению карьеры за рубежом Решение – в мягком и точечном «выравнивании» институциональной среды там, где это особенно значимо для креативных людей
6 5. Развилка 3: Работа в малой или в крупной компании Креативность, особенно в России, противоречит таким характеристиками, как уважение к стан- дарту, склонность к долгосрочному планированию. Институционально решения могут быть связаны со стимулированием кооперативности за счет: разработки школьных программ гуманитарного цикла с элементами игрового обучения для повышения ценностей уважения к стандартам и законам, договороспособности и т.д.; создания межвузовских площадок для кооперативной работы студентов разных специальностей (инженеров, экономистов, менеджеров и т.д.): например, проведение межвузовских коллективных научно-исследовательских семинаров; создания в крупных корпорациях возможностей работы в малых группах на базе сети персонифицированных контактов. Культурные установки российских работников скорее способствуют карьере предпринимателей на малых инновационных предприятиях, чем исполнителей в крупных корпорациях Решение – развитие инноваций в малом бизнесе и креативных индустриях, где работу можно организовать в малых группах, а результат «представим» и «продаваем».
7 система прав регистрации интеллектуальной собственности медлительна и неэффективна; судебная система не обеспечивает эффективную защиту прав интеллектуальной собственности; сложность прохождения таможни и таможенные пошлины на компоненты Институционально решения могут быть связаны с: на первых этапах – с созданием специальных «институциональных шлюзов», стимулирующих получение роялти за использование российских инноваций зарубежом и приток новых инвестиций; балансировкой стимулов (организационных, налоговых, тарифных и проч.) российских инноваторов, производителей инновационной продукции и регуляторов. Нынешняя институциональная среда «выталкивает» серийное производство на основе инновационных разработок за рубеж Решение – создание «искусственных сред» («Сколково») с особым правовым режимом и постепенное распространение наработанных практик «вширь» 6. Развилка 4: Использование разработок: в России или за рубежом
8 7. Стратегии модернизации институциональной среды Развилка 1. Школьное образование: универсальное или предметное Развилка 2. Жизненные планы: уехать или остаться Развилка 3. Где работать: в малой компании или в крупной Развилка 4. Применение разработок: в России или за рубежом Ключевые субъекты Школы и внешкольные организации досуга и образования Вузы, разнообразные площадки для прохождения стажировок, реализации собственных «учебных» проектов, междисциплинарной работы Институты развития, как ключевой интересант и «венчурный» предприниматель в этом процессе Инновационный бизнес и совместные площадки для развития новых проектов Исследовательские центры для выработки методологии, мониторинга, уточнения экономической политики и проч. Вызовы
9 Российская (немецкая, французская) школа – дедуктивный метод обучения; англо-саксонская – индуктивный метод. Отсюда – ГРШ - фундаментализм образования, приоритет математики - АСШ – проектный метод, кейсы, значительно меньше математики (французы придумывают – англичане делают). Российская (советская) мат. школа: Лобачевский, Лузин, Колмогоров, Александров, Гельфанд, Понтрягин, Шафаревич, Манин, Арнольд, Новиков и др.; французская мат. школа: Декарт, Абель, Паскаль, Коши, Ферма, Галуа, Пуанкаре, Лагранж, группа Бурбаки и др.; немецкая мат. школа: Гаусс, Лейбниц, Гильберт, Якоби, Гёдель, Риман, Фалтингс и др. Гипотеза: системы права – кодифицированное vs. прецедентное ---- школа отражение более общих парадигм сознания (Гарвардская школа бизнеса создана (1928) по образу и подобию Гарвардской школы права). Гипотеза: германо-российская школа – большая тоталитарность сознания Университетская система: динамика креативного потенциала * Слайд из «ответной» презентации Т.Л. Клячко от 11 февраля 2012 г. на доклад А.А. Аузана на семинаре «РОСНАНО» 24 декабря 2011 г. Школа – кого, как и зачем учим *
10 1.Положительная связь между долей выпускников специальности «Экономика и Управление» (Business and Administration) и маскулинностью (0,47); 2.Положительная связь между долей выпускников специальности «Математика и статистика» (Mathematics and Statistics) и культурной характеристикой «избегание неопределённости» (0,42); 3.Положительная связь между долей выпускников специальности «Журналистика» (Journalism and Information) и восприятием дистанции по отношению к власти (0,37) и избеганием неопределённости (0,39) и отрицательная связь с индивидуализмом (-0,38); 4.Положительна связь между долей выпускников педагогических специальностей (Education) и дистанцией по отношению к власти (0,35) и отрицательная связь с характеристикой «индивидуализм» (-0,43); 5.Отрицательная связь между долей выпускников специальности «Технологии производства и обработки» (Manufacturing and Processing) и индивидуализмом (-0,57); 6.Отрицательная связь между долей выпускников по специальности «Медицина и здравоохранение» (Health and Welfare) и маскулинностью (-0,61), избеганием неопределенности (-0,56) и дистанцией по отношению к власти (-0,45); 7.Отрицательная связь между долей выпускников по специальности «Услуги» (Services) и культурным измерением «терпимость» (-0,63) Университетская система: динамика креативного потенциала Источник: отчет студенческого научно-исследовательского семинара «Взаимосвязь культурного и социального капиталов с характеристиками социально-экономического развития: выявленные зависимости» (АНЦЭА - МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010 г.) Выявленные зависимости между структурой выпускников и характеристиками культурного капитала (коэффициенты Г. Хофстеде):
11 8.3. Университетская система: динамика креативного потенциала Влияние культурного капитала страны происхождения на распределение работников по видам деятельности (на основе данных Бюро статистики США) Источник: отчет студенческого научно-исследовательского семинара «Взаимосвязь культурного и социального капиталов с характеристиками социально-экономического развития: выявленные зависимости» (АНЦЭА - МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010 г.) Управление, профессии интеллектуального/ умственного труда, свободные и смежные профессии Профессии работников сферы услуг Профессии, связанные с производством, транспортом и доставкой материалов Дистанция по отношению к власти -0,390,390,48 Индивидуализм 0,52-0,52
12 8.4. Университетская система: динамика креативного потенциала ЭМШ – бесплатная вечерняя школа, существующая с 1968 года при экономическом факультете МГУ. Школьникам 9-11 классов предлагается набор курсов по экономике, математике и «третьему пути» Современная ЭМШ Активные «старики»Более 100 чел. Преподаватели (студенты и аспиранты) чел. (30-40 курсов в год) Выпускники (в год)30-40 чел. Учащиеся чел. Абитуриенты (в год) чел. Основные отличия ЭМШ-обучения: Ориентированность на работу с выпускниками Постоянное обновление курсов за счет обновления преподавателей Совместные проекты школьников, преподавателей и «стариков» Поддержка курсов и проектов, ориентированных на «универсальный» подход к образованию Историческое значение ЭМШ Социальный лифт и межпоколенческое комьюнити Площадка для общения между различными группами экономического сообщества Экономико-математическая школа
13 8.5. Университетская система: динамика креативного потенциала Двусторонний отбор: студент выбирает центр для стажировки, а центр выбирает студента Ассоциация независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) – объединяет более 50 ведущих институтов, занимающихся актуальными вопросами социально-экономической политики и стратегии Университетский проект АНЦЭА – программа стажировок и научных семинаров для студентов старших курсов социально-гуманитарных специальностей 2007 / Раунд / Раунд / Раунд / Раунд / Раунд 5 Центров- участников Заявок студентов Принято на стажировку В 2011 году участвовали 9 вузов и 18 центров экономического анализа в 6 городах Университетский проект АНЦЭА
14 8.6. Университетская система: динамика креативного потенциала Накопление креативного потенциала Реализация креативного потенциала Развилка 1Развилка 2Развилка 3Развилка 4 Школьное образование: универсальное vs. предметное Жизненные планы: уехать vs. остаться Где работать: малая компания vs. крупная Применение разработок: в России vs. за рубежом Социальные лифты и межпоколенческое комьюнити (опыт ЭМШ) Механизм двустороннего отбора для включения в исследовательскую кооперацию (опыт АНЦЭА) Позиционирование креативного потенциала в системе мирового разделения труда (поиск симбиоза германо-российской и англо-саксонской системы -?) Предварительные итоги
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.