Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.loiro.ru
1 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9» Г. Тихвина, Ленинградской области ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ» Выполнил: ОХОТНИКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА, УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 2011
2 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. К одной из наиболее распространенных можно отнести технологию проектов, или метод проектов. Изменения в преподавании ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, особенно в старших классах, требуют переосмысления не только содержания материала, так как появилась необходимость привлечения большого объема современной информации, но и методики преподавания. При этом учитель решает поставленные им задачи: педагогические задачи (обучающие, развивающие, воспитательные); практические (реализация компетентностного подхода к результатам обучения); социальные (удовлетворение какой-либо социальной потребности). При работе над проектами по истории, обществознанию можно выделить несколько видов проектов: - научно-исследовательский (имитация научного исследования, обязательно предусматривает эксперимент, данный проект имеет четкую структуру) реферат, доклад, научная статья. - реферативно-описательный (ориентирован в основном на обработку информации, выявление проблем, не предусматривает экспериментальной проверки). - творческий (описание творческой деятельности). - практико-ориентированный (продуктом в результате которого можно воспользоваться) - социально-информационный (где происходит сбор информации об объекте исследования)
3 Тема исследования: Метод проектов как условие становления общеучебных компетенций учащихся. Объект исследования: развитие общеучебных компетенций учащихся через проектную деятельность. Предмет исследования: проектная деятельность, как средство развития общеучебных компетенций учащихся. Цель исследования: развитие общеучебных компетенций учащихся через использование метода проектов во внеурочной деятельности. В ходе исследования решались следующие задачи: - выявить особенности проектной деятельности как одной из инноваций современного образования, в том числе детей (школьников) - организация проектной деятельности учащихся - рассмотреть особенности развития общеучебных компетенций учащихся на материале образовательных областей « История», « Обществознание». Гипотеза: метод проектов поможет развитию общеучебных компетенций (логического мышления; улучшит внимание; повысит интерес к предмету; улучшит навыки работы с источниками и ПК; сформирует навыки работы в группах; способствует развитию устной речи; самостоятельности; мыслительных компетенций - анализа, логики, вывода); при условии, если будут учтены индивидуальные особенности учащихся и степень их включения в проектную деятельность.
4 Глава I. Организация проектной деятельности учащихся. База исследования: 8-А класс, предметы история, обществознание. Исследование проводилось учебном году в несколько этапов: На первом этапе было дано обоснование изучаемой проблеме. Определены исходные теоретические позиции. Разработан понятийно-категорийный аппарат исследования. На втором этапе осуществлялась разработка и организация проектной деятельности учащихся. Обобщение эмпирических данных. На третьем этапе проводилось обоснование выводов и оформление результатов исследования. На втором этапе, в ходе организации проектной деятельности учащихся (создания учащимися проектов) можно выделить следующие этапы: 1.Организационно-подготовительный этап 2.Поисково-исследовательский этап 3.Технологический (оформительный) этап 4.Заключительный этап
5 Глава II. Особенности развития общеучебных компетенций учащихся на материале образовательных областей « История», « Обществознание». В ходе эксперимента необходимо было определить уровень сформированности мыслительных компетенций учащихся. Для этого ( на основе модифицированной методики П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского) были разработаны и проведены входная, текущая и итоговая диагностика: 1.Входная диагностика по теме «Человек и природа». 2.Текущая диагностика по теме «Малая группа». 3.Текущая диагностика оп теме «Самое утреннее из чувств». 4.Текущая диагностика по теме «Связь поколений». 5.Текущая диагностика по теме «Человек и выбор жизненного пути». 6.Итоговая диагностика по теме «Человек. Природа. Общество». типы заданий к входной и итоговой диагностике Выполните задания по тексту: 1.ответить на вопросы по тексту 2.выбрать что-либо, объединённое общим понятием 3.построить логическую цепочку 4.сделать вывод 5.ответить на вопрос обобщающего характера 6.составить рассказ, используя приведённые понятия типы заданий к текущей диагностике Выполните задания по тексту: 1.озаглавить текст 2.составить простой (сложный) план текста 3.продолжить ряд слов, составить схему, объяснить понятия, найти общее и отличия 4.ответить на вопрос 5.сделать вывод
6 Динамика повышения уровня сформированности общеучебных компетенций (в %) в уч.г. уровень повысился
7 Результаты анкетирования учащихся. вопросы ответы учащихся (в опросе участвовали 16 человек) данет 1.нравится работать над проектом?14 ч./88%2 ч./12% 2.испытывали трудности, работая над проектом?9 ч./56%7 ч./44% 3.если да – то, какие? работа с детьми, работа с большим объёмом информации, отбор материала для проекта, отбор материала для презентации проекта, представление проекта перед большой аудиторией, проведение социологического опроса, оформление проекта 4.работая над проектом, смогли улучшить свои умения и навыки? 10 ч./63%6 ч./37% 5. если да – то, какие? оформление проекта, работа с программой Презентация, выступление перед большой аудиторией, умение интересно рассказывать материал, умение работать с младшими школьниками, работа в паре, больше узнал об истории нашего края 6.работая над проектом, освоили новые умения и навыки? 10 ч./63% 6 ч./37% 7.если да – то, какие? работа с программой Презентация, отбор главного из большого количества информации, работа с информацией, усвоил правила работы над проектом 8.больше нравится работать над проектом: а/индивидуально – 1 ч./6% б/в паре – 9 ч./56% в/в группе – 6 ч./37% 9.хотели бы продолжить проектную деятельность в дальнейшем? 12 ч./75% 4 ч./25% 10.какого типа проект хотели бы создать?экскурсия, мультимедийный проект, информационный проект
8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В ходе экспериментальной работы: -С теоретических позиций рассмотрена совокупность критериев и показателей проектной деятельности учащихся. -Определены параметры и факторы формирования основных общеучебных компетенций и личности учащихся. -Определены и обоснованы условия формирования общеучебных компетенций учащихся на основе проектной деятельности. -Охарактеризован проектный метод как способ формирования у учащихся культурно- исторических ценностей. -Исследованы познавательные и воспитательные возможности метода проектов, как условия становления общеучебных компетенций учащихся. -Начато конструирование модели проектной деятельности как одного из способов формирования у учащихся общеучебных компетенций и формирования личности. - Предложены рекомендации по использованию проектов: *На уроках обществознания в 6, 7 классах. *На уроках истории России в 9, 11 классах. *На уроках истории и культуры Ленинградской области в 8, 9 классах. *На классных часах, на общешкольных мероприятиях, экскурсиях по школьному музею.
9 Подтвердились следующие ожидаемые результаты: - для учащихся: развитие общеучебных компетенций (исследовательских, социального взаимодействия, оценочных, информационных) - для учителя: повышение педагогического мастерства в разработке проектов и в организации проектной деятельности учащихся; получение конечного продукта по темам: 1. «Герои битвы за Тихвин» 2. «Занятия жителей Тихвинского уезда в 19 веке (по материалам школьного музея)» 3. «Межличностные конфликты» 4. «Человек и природа» 5. «Человек среди людей (дружба)» 6. «Связь поколений» Таким образом, метод проектов способствует развитию общеучебных компетенций и личности учащихся: *компетенций исследовательских, оценочных, информационных, социального взаимодействия; *повышает уровень мотивации и интерес к предмету; *развивает познавательные, творческие, интеллектуальные, исследовательские способности; *воспитывает такие качества личности как: трудолюбие, сознательность, самостоятельность, волевая саморегуляция, толерантность.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.