Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.nfpk.kspu.ru
1 ГОУ ВПО Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Факультет естествознание Методические рекомендации к уроку по теме «Биотические связи в природе» с использованием учебного электронного издания «Экология» Выполнили: Бабанцева Л.В., Брацук Н.В., Дубин Г.А. Красноярск, 2007
2 Система понятий Биотические связи, трофические связи, сеть питания, хищничество, паразитизм, собирательство, пастьба, мутуализм, симбиоз, комменсализм, нахлебничество, квартиранство. Учебно-воспитательные задачи: Образовательная: Сформировать у учащихся знания о биотических связях в природе, научить различать разные межвидовые отношения, продолжить формирование умений работы с тетрадью, учебником и УЭИ на компьютере; Развивающая: Продолжить формирование мыслительной деятельности учащихся: анализ новых знаний о биотических связях в природе, сравнение межвидовых отношений и способов питания, вывод о отношениях между организмами. Продолжить развитие любознательности и внимания учащихся при просмотре видеофрагментов, фотоиллюстраций на компьютере, аккуратности при работе с натуральными средствами. Воспитательная: Продолжить формирование научно- материалистического мировоззрения, познакомив с биотическими связями в природе. Продолжить экологическое воспитание, продолжить политехническое воспитание при работе на компьютере.
3 Тип урока по дидактическим задачам: изучение нового материала; Вид урока -смешанный. Средства обучения: компьютер и учебное электронное издание «Экология», © Московский Государственный институт электроники и математики, 2004 (далее УЭИ); учебник «Основы общей экологии» для учащихся 9 класса; Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.; 2001; Натуральные средства наглядности: чучела, коллекции тушек, и др.
4 Методы ведения урока Словесные- объяснение Наглядные: демонстрация чучел, коллекций; видеофрагментов, фотоиллюстрации, схем, рисунков и др. –в УЭИ; и др.. Практические: работа на компьютере.
5 Структура урока 1. Организация класса. 2. Актуализация опорных понятий. 3. Постановка познавательной задачи. 4. Изучение нового материала. 5. Закрепление. 6. Домашнее задание.
6 Ход урока 1. Организация класса. Приветствие учащихся, перекличка, проверка рабочего состояния компьютеров Учащимся будет предложено открыть УЭИ по следующей схеме: «пуск» ->«программы» ->«МИЭМ» - >«Экология»
7 Регистрация ученика Рисунок 1. Экран Регистрация для пользователя "Ученик"
8 Для регистрации пользователей "Классного руководителя", "Преподавателя" и "Родителя" заполняются следующие пункты: Фамилия, Имя, Отчество, пароль и подтверждение пароля Рисунок 2. Экран Регистрация для пользователя "Преподаватель"
9 ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ После регистрации учащиеся перейдут к работе с электронным изданием Рисунок 3. Главный экран учебного электронного издания "Экология"
10 Стандартные кнопки На экранах учебного электронного издания имеются стандартные кнопки, выполняющие следующие функции: - свернуть экран; - закрыть активное информационное окно; - переход к следующему информационному элементу; - возврат к предыдущему информационному элементу; - копирование информации; - перенос информационного элемента в "Альбом"; - открыть окно комментария;
11 2. Актуализация опорных понятий. Для актуализации опорных понятий будет предложен просмотр видеофрагментов с комментариями (два варианта) в разделе «Коллекция, видео» *для просмотра видео в презентации кликните мышью по рисунку
12 «Лес –пример экологического сообщества» *Для просмотра видеофрагмента кликните мышкой по рисунку. кнопки управления видеопроигрывателя в УЭИ: - воспроизведение видео- или аудиофрагмента; - пауза в воспроизведении видео- или аудиофрагмента; - остановка воспроизведения видео- или аудиофрагмента.
13 «Пруд –пример экологического сообщества» *Для просмотра видеофрагмента кликните мышкой по рисунку.
14 3. Постановка познавательной задачи. Что такое биотические связи в природе? Что представляет собой пищевая сеть в биоценозах?
15 4. Изучение нового материала. 4.1 Изучение нового материала начнется с объяснения ключевых понятий и их записи на доске (возможен поиск их определений в тексте параграфа самими учащимися, либо в разделе «хрестоматия» УЭИ) и в тетрадях учащимися в виде конспекта.
16 Задание для учащихся и предполагаемое решение из УЭИ Изучение понятий, обозначающие различные способы добывания пищи Соотнесите понятия, обозначающие различные способы добывания пищи, с их определениями. Решение: Паразит - Организм (имеющий, как правило, небольшие размеры), который использует живые ткани и клетки другого организма в качестве источника питания и среды обитания. Фильтратор – Водное животное, процеживающее через себя воду с многочисленными мелкими организмами, которые служат ему пищей. Хищник – Организм, который активно разыскивает и убивает относительно крупные жертвы, способные убегать, прятаться или сопротивляться. Собиратель – Организм, который разыскивает и поедает относительно мелкие, неспособные убегать и сопротивляться пищевые объекты. Пасущийся организм – Организм, который поглощает многочисленные пищевые объекты, как правило, растительного происхождения, на поиск которых он не тратит много сил.
17 4.2 работа с УЭИ Учащимся будет предложен просмотр видеофрагментов с примерами о разных и наиболее ярких взаимоотношениях между животными в дикой природе, и дано задание: определить каким типом отношений являются эти явления? *для просмотра видео в презентации кликните мышью по рисунку
18 видео 1 видео 2
19 видео 3 видео 4
20 После просмотра видеофрагментов выделить такие понятия, как -хищничество, -комменсализм (нахлебничество – на примере поедания серебристой чайкой остатков рыбы, оставленной медведем); -внутривидовая конкуренция
21 4.3. Работа с натуральным и коллекционным материалом Учащимся будут показаны коллекции и чучела разных животных, являющихся звеньями пищевых цепей. Задание по этой работе –составление схемы на доске/в тетради пищевой цепи.
22 5. Закрепление. На закрепление будет предложена работа в УЭИ в разделе «Задачник»
23 5.1.Изучение пищевых цепей Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей: Решение: Нектар цветов - муха - (паук) – синица - (ястреб) Древесина - (короед) – дятел Листья - (гусеница) – кукушка Семена - (мышь) – гадюка – аист Трава – кузнечик - (лягушка) – уж - (змееяд)
24 5.2. Изучение правила экологической пирамиды на примере пищевой цепи растения-крупные жуки-гигантская вечерница Какое количество растительной биомассы (приблизительно) сохраняет одна особь гигантской вечерницы (вид летучих мышей, занесенный в Красную книгу России), весящая около 50 г и питающаяся крупными растительноядными жуками? Решение: Согласно правилу экологической пирамиды в пищевой цепи: растения – крупные жуки – гигантская вечерница биомасса будет изменяться следующим образом: РАСТЕНИЯ - КРУПНЫЕ ЖУКИ - ГИГАНТСКАЯ ВЕЧЕРНИЦА 5000 г 500 г 50 г
25 6. Домашнее задание. §53, вопрос и задания в конце параграфа
26 Желаем Вам отличного урока!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.