Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.mgul.ac.ru
1 1 Доклад Пинягиной Натальи Борисовны Директора ОАО «Архангельский ЦБК» по взаимодействию с госорганами власти д.э.н., профессора МГУЛ Роль экономической науки в формировании кадров и лесной политики Российской Федерации.
2 2 фанера, шпон древесные плиты конструкционные материалы ЦБК Бумага Картон Газетная бумага Целлюлоза товарная Лесозаготовка Древесина низкой степени переработки Древесина высокой степени переработки Дровяные балансы 30-50% Опилки 8-10% Щепа 10-15% 40-50% 50-70% Круглый лес Пиловочник Необрезные пиломатериалы Горбыль Обапол Обрезные пиломатериалы Отделочные Строительные Шпала 50-60%10-20% Сырьевые товары (commodity) Товары, обладающие индивидуальными характеристиками Балансы ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВОЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО Технологические связи структурных составляющих лесного сектора
3 Динамика научного обеспечения развития лесного сектора экономики России % Численность научных кадров, чел ,0 из них: Кандидатов наук ,8 Докторов наук ,8 Объёмы финансирования НИОКР в ЛПК тыс. руб. 69,622,118,025,7
4 к 1990,% Вывозка древесины, млн. м 3 304,078,095,0113,1175,5111,336,6 Пиломатериалы, млн. м 3 75,018,620,022,019,220,126,8 Фанера, тыс. м ,53003,0188,0 Древесностружечные плиты, тыс. м ,5 Древесноволокнистые плиты, млн.м ,7442,091,0 Целлюлоза тыс. т ,57360,797,8 Бумага и картон, тыс. т ,07602,591,3 4 Динамика объемов производства основных видов лесобумажной продукции по Российской Федерации
5 5 Роль лесного сектора России в национальной экономике и на мировом рынке (2011г.) Доля лесов России в мире Площадь лесов 22% (1183,7 млн. га) Запас древесины 23% (83,4 млрд. м 3 ) Объем рубок 5% (173,6 млн. м 3 ) Доля лесного комплекса в валовом внутреннем продукте Доля в мировом экспорте лесобумажной продукции Экспортная выручка, млрд. долларов
6 6 Средний выход продукции на 1 куб. м. заготовленного леса ( доли. ед.)
7 Лесозаготовки1941,7–6 165, 5–7 387, 04–3 281,2–3 876, 2 Обрабатывающие производства , , , , , 1 Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели 8 889, 4–7 349,3–9 239,2466, 9–1 110, 4 Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них , , , , , 9 Производство мебели2 049, 61139,01 268,84 437,05 958,0 Прибыль (убыток) крупных и средних предприятий и организаций в 2007–2011гг., млн. рублей
8 8 Основные проблемы, сдерживающие развитие лесного сектора
9 9 Принципы формирования системы стратегического планирования Методологические принципы формирования системы стратегического планирования в лесном секторе Российской Федерации. Непрерывность Научность Приоритетность КомплексностьЭффективностьОптимальность Принцип холизма: -взаимная увязка и координация -интеграция Непрерывность - планирование охватывает все этапы работы и распространяется и на длительную перспективу и на более короткие сроки. Научность - планирование осуществляется на научной основе, т.е. опирается на достоверную информацию, выполняется научно обоснованными методами, для этого широко применяются математические модели, компьютерная техника и т.д.. Приоритетность - необходимость правильного выбора ведущих (приоритетных) звеньев, от реализации которых зависит общий успех дела. Комплексность - количественное или качественное изменение хотя бы одного из плановых показателей, образующих комплексную систему, приводит к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных структурных составляющих единицах, так и в лесном секторе в целом. Эффективность - разработка такого варианта плана, который при ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Оптимальность- необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив. Принцип холизма состоит из двух частей: координация и интеграция. Взаимная увязка и координация - необходимость охвата всех структурных составляющих лесного сектора с целью обеспечения сбалансированности результатов и показателей стратегических планов и программ. Интеграция - планирование, осуществляемое на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо единство методических подходов к планированию на других уровнях.
10 10 Разработка федеральной программы развития лесного сектора. Разработка программ инновационного развития лесных отраслей и производств Разработка региональных программ развития лесного сектора Разработка стратегических программ лесопромышленных компаний Формирование национальной лесной политики и её приоритетов Определение внутренних факторов, социальных, экологических, инфраструктурных ограничений. Определение внешних факторов и ограничений. Оценка перспективной ёмкости внутреннего и внешнего рынка лесопродукции Анализ состояния и трендов лесного сектора. Мониторинг тенденций рынка продуктов, услуг и полезностей леса Совершенствование лесного законодательства Исследование состояния и тенденций развития лесного сектора, формирование концепции НЛП Мониторинг наличия и уровня использования лесных ресурсов. Определение конкурентных преимуществ российского лесного сектора Предлагаемая система стратегического планирования в лесном секторе.
11 11 Миссия, цели и приоритеты национальной лесной политики Миссия: максимальное удовлетворение потребностей экономики и населения России в продуктах, услугах и полезностях леса. Главная цель Создание на государственном уровне условий, обеспечивающих эффективность, устойчивость и динамичное развитие лесного сектора. Устойчивость имеет четыре аспекта (подцели), выступающие в органическом единстве: экономический, социальный, экологический и культурный. Приоритетные направления 1.Повышение конкурентоспособности российской лесобумажной продукции. 2.Увеличение глубокой переработки древесины, производства продукции с высокой добавленной стоимостью. 3. Совершенствование лесопользования и лесного хозяйства, интенсификация лесопользования, переход на рентные платежи. 4.Строительство лесных магистралей и дорог 5.Ускорение интеграционных процессов в лесном комплексе, стимулирование создания крупных ВИС 6. Сохранение биоразнообразия лесных экосистем, лесов высокой природоохранной ценности 7.Развитие лесного машиностроения на территории России 8.Совершенствование научно-технического и кадрового обеспечения
12 12 Комплекс целей стратегии развития лесного сектора Генеральная цель - Устойчивое развитие лесного сектора экономики, обеспечивающее максимальный валовый доход с учетом социальных и экологических потребностей населения России Целевая функция - является критерием оптимального варианта размещения новых лесоперерабатывающих мощностей («схемы точек роста»).: (V - З) i х n max ВВПлес; i n где: Vi – валовая добавленная стоимость i-той структурной единицы (КЭР) лесного сектора; Зi - затраты i- той структурной единицы (КЭР) лесного сектора на содержание лесов; х n - ресурсные и инфраструктурные лимиты, экологические и социальные ограничения; n - количество ресурсных и инфраструктурных лимитов и ограничений; ВВПлес – внутренний валовый продукт лесного сектора России. Подцель - обеспечение максимального дохода государства в виде наибольшего суммарного объёма налоговых платежей. N = п i max Б; i где N – общая сумма налоговых платежей в консолидированый бюджет от структурных единиц лесного сектора; пi - налоговые поступления в бюджет от i-ой структурной единицы лесного сектора; Б – объём налоговых поступлений в бюджет от деятельности лесного сектора. Экологические цели – сохранение среды обитания и биоразнообразия лесных экосистем - производство экологически безопасной продукции - использование экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий Социальные цели – максимально полное удовлетворение потребностей населения России в качественной лесобумажной продукции; - высокий жизненный уровень работников лесного сектора; - полное и качественное социальное обеспечение работников лесного сектора
13 13 Методические подходы к разработке инновационных программ Практическая целесообразность и реализуемость программ характеризуется: а) наличием заинтересованных в разработке и реализации программы хозяйствующих субъектов ; б) наличием готовых или потенциально возможных научных, проектно-конструкторских, технологических разработок, их патентной чистотой, возможностью закупки необходимых лицензий; в) наличием или возможностью создания производственной базы технологического оборудования, других элементов материально-технической базы, включая сырье, материалы, энергию, комплектующие изделия; г) масштабами и источниками требующихся финансовых ресурсов; д) наличием и возможностью создания недостающих инфраструктурных элементов (транспорт, связь, другие виды коммуникаций, социальные и жилищно-коммунальные объекты, энерго-, водоснабжение); е) отсутствием ограничений, вытекающих из экологических требований производства продукции. Генеральная цель программы - повышение эффективности производства на основе использования прогрессивных высокопроизводительных технических средств и технологий, максимально возможного замещения импортных машин и оборудования конкурентоспособной отечественной техникой. Главные целевые параметры – суммарное увеличение прибыли и уровня рентабельности в смежных отраслях –лесном машиностроении, лесопромышленном производстве, в потребляющих отраслях. Основные задачи: -повышение конкурентоспособности отечественного оборудования для производства продукции глубокой переработки древесины в результате достижения более привлекательных для лесопромышленных предприятий цен и технико-технологических характеристик; -рост производства конкурентоспособных технических средств и оборудования до объемов, способных удовлетворить потребности лесопромышленных предприятий; - увеличение объёмов производства и ассортимента качественной лесобумажной продукции глубокой переработки с улучшенными потребительскими свойствами; - снижение импорта технических средств и оборудования для лесного сектора, а также наукоёмкой лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью.
14 14 Система мероприятий для программ технологического развития лесоперерабатывающих производств Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и технологических разработок, экспериментальное подтверждение их результатов, выпуск конструкторской и технологической документации, необходимой для организации и освоения производства данного вида продукции, освоение производства опытных образцов продукции и первых серий (инновационная подпрограмма). Меры по обеспечению материальными средствами производства, включая строительно-монтажные работы, замену и доукомплектование существующего технологического оборудования, приобретение сырья, комплектующих изделий, материалов, энергии, полуфабрикатов, доставку материалов, обеспечение складирования и хранения (производственная подпрограмма). Мероприятия по организации производства запланированного количества продукции требуемого качества в сроки, намеченные программой, найму рабочей силы, подготовке, переподготовке и обучению работников новым специальностям. Перечень и наименование мероприятий по развитию транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры, обусловленные выполнением программы. Мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды или снижения её к минимуму, охране природы, связанные с реализацией программы. Мероприятия по стандартизации и метрологии, необходимые для разработки образцов, производства, эксплуатации и утилизации продукции, организации технологических процессов и других работ, предусмотренных программой.
15 15 Оценивается с учётом разных масштабов производства и вариантов реализации программы с использованием следующих показателей: а) ожидаемый уровень прибыли и рентабельности по периодам осуществления программы с учетом всех определяющих видов издержек, расходов и колебаний рыночных цен на продукцию программы; б) ожидаемый срок окупаемости программы, рассчитанный с учетом дисконтирования затрат и доходов; в) мультипликативный эффект от реализации программных мероприятий, который оценивается суммарным показателем увеличения рентабельности и прибыли как на программном производстве, так и в смежных производствах и отраслях; г) импортозамещение, определяемое расчётным объёмом снижения импортной зависимости закупок данной или аналогичной продукции за рубежом, затрат валютных ресурсов; д) бюджетная эффективность программы развития, которая оценивается увеличением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды; е) социально-экономическая эффективность программы развития, характеризуемая мультипликативными показателями увеличения рабочих мест, роста квалификации работников и повышения их заработной платы. Реализация пилотной Программы технологического развития производства фанеры доказала эффективность применяемой методики: темп роста выручки участвующих в программе предприятий за 5 лет составил 167,7%, рост рентабельности производства - 11,6%, темп роста платежей в бюджет - 166,9%. Экономическая эффективность программ технологического развития
16 16 Этапы стратегического планирования в лесопромышленной корпорации РАЗРАБОТКАРЕАЛИЗАЦИЯПРОИЗВОДСТВО Анализ продукции и рынка Обзор отрасли Предварит ТЭО ТЭО Основное проектиро- вание закупки материалов и оборудования строительство пусконаладка пуск Подготовка к производству получение разрешений в рамках проекта, результаты на данных трёх этапах проектирование Повышение эффективности эксплуатации Инвестиционное решение Окончат решение Дата приемки Идея бизнеса
17 17 Механизмы формирования и реализации стратегических программных документов в лесном секторе. Механизмы и инструменты Организационный механизм, институциональные преобразования Правовой механизм Экономические инструменты и регуляторы 1. Признание Правительством РФ лесного сектора в качестве официальной структурной единицы Российской экономики. 2. Формирование единых госорганов по управлению лесным сектором по вертикали. 3. Создание в лесном секторе Научно-образовательного центра с участием государства, а также представителей лесного бизнеса и общественных организаций. Разработка и оценка проектов, организация их реализации, мониторинга и корректировки. 4. Создание при содействии государства крупных ВИС 1. Совершенствование лесного законодательство, изменение Лесного кодекса РФ. Введение рентного подхода к плате за лесные ресурсы. 2. Совершенствование законов, связанных с инвестиционной деятельностью. 3. Корректировка налогового законодательства в целях стимулирования инвестиционных процессов для инновационной модернизации лесного сектора. 4. Совершенствование Корпоративного права: закона Об акционерных Обществах, О банкротстве, с целью надёжной защиты собственности и прав акционеров и инвесторов. 1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. 2. Гармонизация отношений с естественными монополиями. 3.Стимулирование создания крупных интегрированных структур. 4. Субсидирование банковских процентных ставок по инвестиционным кредитам, и на кредитование межсезонных запасов. 5. Предоставление государственных гарантий в виде доп. залогового обеспечения инвестиций. 6. Формирование инвестиционных Соглашений между крупными корпорациями и государством, где в обмен на обязательства бизнеса создавать мощности по глубокой переработке древесины, государство будет предоставлять преференции и льготы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.