Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемcpmss.zouo.ru
1 Белехов Ю.Н., к.м.н., директор ГБОУ ЦПМСС ЗелАО г.Москвы, научный руководитель сетевой ГЭП 2-го уровня «Психолого-педагогическое сопровождение детей 6-10 лет с СДВГ». «Если в вашем классе учится гиперактивный ребёнок. Алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в образовательном учреждении». Зеленоградский ЦПМСС
2 Актуальность феномена СДВГ: функциональная незрелость современных детей дошкольного и младшего школьного возраста или минимальная мозговая дисфункция – этиологическое основание СДВГ, регистрируется в среднем у 20% городских детей 6 – 9 лет. учеба в школе требует от ребенка, начиная с 6,5 летнего возраста, необходимости поддержания произвольного внимания не менее часов в сутки в течение восьми месяцев в году. Причем это требование должно соблюдаться обязательно. Для ребенка с СДВГ эта деятельность практически невыполнима.
3 как медицинская проблема - риск формирования социального инфантилизма и психопатоподобного развития личности; как педагогическая проблема - проблема несформированности позиции ученика, умения учиться; как психологическая проблема – проблема самоосознания и формирования навыков саморегуляции деятельности; как социальна проблема - проблема семейного воспитания и функционирования семьи, как института воспитания личности. Синдром ДВГ - как полидисциплинарная проблема
4 Церебрастенический вариант СДВГ Обусловлен физиологической незрелостью головного мозга, проявляющейся быстрой пресыщаемостью произвольной деятельностью и повышенной утомляемостью, но внешне это проявляется нарастающей неконтролируемой двигательной активностью
5 Дизонтогенетический вариант СДВГ Преимущественно обусловленный нарушениями нейромедиаторного обеспечения работы коры головного мозга и, как следствие этого, избыточной (но компенсаторной по сути) стволовой его активацией, что внешне проявляется в виде «двигательной неутомимости - думать некогда - надо действовать»
6 «Один в поле - не воин»
7 Алгоритм сопровождения детей с СДВГ в образовательном учреждении Шаг первый. СДВГ актуализируется педагогом (психологом) по наличию соответствия поведенческой симптоматики ученика критериям МКБ-10 (гиперактивности, дефициту внимания и импульсивности). Шаг первый. СДВГ актуализируется педагогом (психологом) по наличию соответствия поведенческой симптоматики ученика критериям МКБ-10 (гиперактивности, дефициту внимания и импульсивности).
8 «Диагностический пакет педагога, обучающего ребёнка с СДВГ» В него вошли диагностические критерии СДВГ, представленные в МКБ- 10 В него вошли диагностические критерии СДВГ, представленные в МКБ- 10 Тесты оценки внимания (методика «Построй свой дом»,Тулуз - Пьерона) Тесты оценки внимания (методика «Построй свой дом»,Тулуз - Пьерона) Адаптированная нами для педагогов начальной школы методика Адаптированная нами для педагогов начальной школы методика В.И. Моросановой, оценивающая уровень сформированности в ребёнке способности к саморегуляции поведения и её стилевые особенности В.И. Моросановой, оценивающая уровень сформированности в ребёнке способности к саморегуляции поведения и её стилевые особенности
9 Требования к критериям МКБ Дебют симптомов в возрасте младше 6 лет 2. Постоянное их сохранение как минимум 6 месяцев 3. Симптомы наблюдаются как минимум в двух социальных сферах: например, в детском коллективе и дома 4. Симптомы не являются проявлениями других заболеваний 5. Имеются отчётливые нарушения обучения и социальных функций 6. Диагностическим критерием выступает сочетание не менее 5 симптомов гиперактивности, импульсивности и нарушений внимания, которое отмечается в течение не менее 6 месяцев
10 Критерии СДВГ по МКБ-10 ( Гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность) Критерии СДВГ по МКБ-10 ( Гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность) Гиперактивность: неусидчивость, неспособность длительно сидеть на одном месте( поэтому не любит и не может играть в спокойные игры) неусидчивость, неспособность длительно сидеть на одном месте( поэтому не любит и не может играть в спокойные игры) поведенчески суетлив, беспокоен поведенчески суетлив, беспокоен избыточная (и как правило бесцельная) двигательная активность (бегает, пытается куда-то влезть, совершает многочисленные посторонние движения, которые часто не замечает), либо проявляющаяся и усиливающаяся при утомлении, либо наблюдаемой постоянно вне связи с утомлением («как будто к нему прикрепили мотор») избыточная (и как правило бесцельная) двигательная активность (бегает, пытается куда-то влезть, совершает многочисленные посторонние движения, которые часто не замечает), либо проявляющаяся и усиливающаяся при утомлении, либо наблюдаемой постоянно вне связи с утомлением («как будто к нему прикрепили мотор») чрезмерно болтлив (даже играя с собой, ребёнок может постоянно и громко говорить вслух). чрезмерно болтлив (даже играя с собой, ребёнок может постоянно и громко говорить вслух).
11 Нарушение внимания: с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; не в состоянии выполнить задание до конца, быстро переходит от незавершённого к новому, что не связанно с негативным настроением или непониманием сути задания; не в состоянии выполнить задание до конца, быстро переходит от незавершённого к новому, что не связанно с негативным настроением или непониманием сути задания; имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания (избегает или высказывает агрессивность); имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания (избегает или высказывает агрессивность); имеет различные нарушения избирательного внимания (неспособность надолго сосредоточиться на предмете); имеет различные нарушения избирательного внимания (неспособность надолго сосредоточиться на предмете); проявления забывчивости в повседневных ситуациях; проявления забывчивости в повседневных ситуациях; повышенно отвлекаем (легко отвлекается на постороннее); повышенно отвлекаем (легко отвлекается на постороннее); не может самостоятельно организовать продуктивную деятельность, но если и организует то непоследователен в своих действиях; не может самостоятельно организовать продуктивную деятельность, но если и организует то непоследователен в своих действиях; часто теряет личные вещи и предметы, необходимые для выполнения заданий, в школе и дома; часто теряет личные вещи и предметы, необходимые для выполнения заданий, в школе и дома; имеются существенные колебания показателей внимания (если деятельность детей связана с заинтересованностью, увлечённостью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами); имеются существенные колебания показателей внимания (если деятельность детей связана с заинтересованностью, увлечённостью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами); «не слушают» обращённую речь; «не слушают» обращённую речь; демонстрируют неспособность удерживать внимание на деталях, поэтому не в состоянии следовать инструкциям; демонстрируют неспособность удерживать внимание на деталях, поэтому не в состоянии следовать инструкциям; допускают частые ошибки в сферах своей деятельности. допускают частые ошибки в сферах своей деятельности.
12 Импульсивность: Неряшливость; Неряшливость; Шумные выходки во время уроков (может без разрешения встать и уйти из класса, выкрикнуть что-то с места); Шумные выходки во время уроков (может без разрешения встать и уйти из класса, выкрикнуть что-то с места); Нетерпеливость (никогда не могут дождаться своей очереди, часто влезают в работу и разговор других детей); Нетерпеливость (никогда не могут дождаться своей очереди, часто влезают в работу и разговор других детей); Эмоциональная лабильность(частая смена настроения); Эмоциональная лабильность(частая смена настроения); Не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие); Не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие); Отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав вопрос; Отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав вопрос; Мешает другим детям, взрослым, пристаёт, влезает в игры, разговоры; Мешает другим детям, взрослым, пристаёт, влезает в игры, разговоры; Совершает опасные для себя и окружающих действия, но при этом не ищет острых ощущений или приключений; Совершает опасные для себя и окружающих действия, но при этом не ищет острых ощущений или приключений; Часто вступает в драки, но не по причине агрессивности, а из-за неумения регулировать свои эмоции, неумения проигрывать. Часто вступает в драки, но не по причине агрессивности, а из-за неумения регулировать свои эмоции, неумения проигрывать.
13 Алгоритм сопровождения детей с СДВГ в образовательном учреждении Второй шаг. После предположения наличия у ребенка СДВГ необходимо получить его врачебное и нейропсихологическое подтверждение (направить в ЦПМСС). Второй шаг. После предположения наличия у ребенка СДВГ необходимо получить его врачебное и нейропсихологическое подтверждение (направить в ЦПМСС). Третий шаг. В зависимости от определения варианта СДВГ и уровня его тяжести, а также наличие у конкретного ребенка иных проблем, отягощающих течение синдрома, организовать совместно с родителями и администрацией учебного учреждения обсуждение выбора режима дальнейшего обучения. Третий шаг. В зависимости от определения варианта СДВГ и уровня его тяжести, а также наличие у конкретного ребенка иных проблем, отягощающих течение синдрома, организовать совместно с родителями и администрацией учебного учреждения обсуждение выбора режима дальнейшего обучения.
14 Словесная формула « Уважаемые родители! Наша школа на протяжении целого ряда лет успешно сотрудничает со специалистами ЦМСС, владеющими современными средствами диагностики и методиками эффективного сопровождения развития в ребёнке произвольного внимания и способностей к саморегуляции своего поведения. Это служит фундаментом успешного обучения в современной школе и социальной компетентности в будущем. Поэтому мы предлагаем Вам как можно раньше (в ближайшие две недели) обратиться в Центр с целью уточнения психологических и психофизиологических особенностей Вашего ребёнка. Специалисты Центра также помогут Вам уточнить степень утомляемости Вашего ребёнка предложат оптимальный режим труда и отдыха, необходимый для успешного обучения и развития Вашего ребёнка. ЦПМСС Государственное образовательное учреждение и все услуги оказывает бесплатно. Предварительная запись по телефону Для эффективной работы с Вашим ребёнком необходимо взять из школы заключение школьного психолого-педагогического консилиума, а после обследования принести заключение Центра в школу.»
15 Зависимость содержания маршрутов сопровождения от тяжести СДВГ Церебрастенический вариант Дизонтогенетический вариант 1 степень2 степень3 степень1 степень2 степень3 степень Обучаемы в массовой школе + программ а «ЗК» в Центе Обучаемы в массовой школе, но с дифф-ным лечебно- охр. Режимом + программ а «ЗК» в Центе Надомное обучение по программ е массовой школы + занятия в Центре в «Школе родителей » + Мед. помощь Обучаемы в массовой школе + программ а «ЗК» в Центе Обучаемы в массовой школе + дополни- тельные режимные мероприя- тия + Программ а «ЗК» в Центе Надомное обучение по программ е массовой школы + занятия в Центре в «Школе родителей » + Мед. помощь
16 Маршрут сопровождения – ядро системной помощи ребенку с СДВГ Система прямых договоров с ГОУ округа с Центром ПМСС позволяет в течение 3 недель от момента обращения семьи в Центр получить индивидуальный маршрут сопровождения, где фиксируется объем помощи, сроки и участники сопровождения. ЦПМСС ГОУ округаСемьяПоликлиника
17 Ключевые метастратегии саморегуляции деятельности, формируемые в ребенке с СДВГ в процессе сопровождения целеполагание – стратегия, связанная с постановкой цели деятельности; моделирование – стратегия, опосредующая порождение в уме целевого замысла; планирование - стратегия, определяющая процедуру построения алгоритма деятельности с учетом имеющихся для этого условий; самоконтроль – стратегия, анализа продуктивности своей деятельности – необходимости сопоставления получаемых результатов с целевым замыслом; самокоррекция - стратегия, связанная с определением уровня и объема рассогласованности цели и результата, а также с организацией самокоррекции результатов для повышения эффективности деятельности.
18 - это комплекс образовательных программ, в котором реализуется потенциал доктрины сопровождения: комплексность, профессионализм, нахождение на стороне ребенка и деятельность до достижения стойкого изменения его поведенческого статуса. Комплекс программ психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ «Золотой ключик»
19 направлена на поэтапное формирование ключевых стратегий саморегуляции деятельности: целеполагания, моделировния, планирования и самоконтроля. Продолжительность программы – 1,5 месяца. Общая численность групп - 40 детей (со второй степенью тяжести СДВГ). Она позволяет за 1 учебный год оказать помощь 240 человек. 1. Психолого-педагогическая программа - трениг «Золотой ключик»
20 2. Программа «Мудрые родители» - психолого- педагогический тренинг родителей, воспитывающих детей с СДВГ.
21 3. Программа психолого-педагогического тренинга «Оптимист» для воспитателей детских садов округа, а также педагогов начальной школы, воспитывающих и обучающих таких детей.
22 Процесс сопровождения завершается лишь тогда, когда достигаются устойчивые показатели качественного изменения ситуации по следующим параметрам: Качественные показатели эффективности работы окружной системы сопровождения детей с СДВГ ребенок из позиции играющего в школу переходит в «позицию учащегося: становится эффективным участником образовательной деятельности, т.е. овладевает основными учебными компетентностями; родители ребенка способны самостоятельно выстраивать систему сопровождения психолого-педагогической развития своего ребенка; воспитатели ДОУ и педагоги начальной школы владеют приемами ранней диагностики СДВГ и методами их коррекции. В процессе занятий (труд, ИЗО, «Окружающий мир» и др.) активно используют элементы, стимулирующие закрепление в детях ключевых стратегий саморегуляции деятельности, которые они получили, обучаясь по программе «Золотой ключик» и дома.
23 Основные факторы, снижающие эффективность системы сопровождения детей с СДВГ 50% не достаточной успешности сопровождения обусловлено сочетанием тяжести СДВГ с различными вариантами задержки психического развития (ЗПР) и/или выраженного аффективного поведения (требующих специализированных программы сопровождения) 30% случаев причиной снижения эффективности сопровождения связано с трудностями «переноса» педагогами и родителями полученной информации («теперь я знаю, что это») в навык действий («теперь я знаю и могу помочь»). 20% случаев, снижения эффективности сопровождения, связано с игнорированием строгого выполнения требований программ и предписаний маршрута сопровождения (наличие своей точки зрения на воспитание таких детей) педагогами (трудный характер, невоспитанность) и родителями («я таким рос и ничего страшного не случилось»).
24 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.