Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.koipkro.kostroma.ru
1 Проект по технологии « Народный костюм - связующее звено между прошлым, настоящим и будущим нашего народа. Изготовление сценического костюма Костромской Снегурочки на основе народного костюма XVIII века ». Выполнила : учащаяся 11 « Б » информационно - технологического класса МОУ СОШ 24 г. Костромы Соколова Анна Сергеевна Руководитель : учитель технологии МОУ СОШ 24 г. Костромы Одинцова Наталья Анатольевна г. Кострома 2011 год
3 Звёздной пылью украшен наряд, На сапожках снежинки блестят, Я из сказки к вам в гости пришла, Легкий иней с собой принесла. Хороша я собой, хороша, Только снегом застыла душа. Пусть растает в груди моей лёд, И она запоет. Каждый в жизни о сказке мечтает И с надеждой глядит в небеса. И Снегурочка в миг не растает, Если верите вы в чудеса ! ( Г. К. Кадыкова )
4 Изучить художественный образ Снегурочки, историю происхождения, изготовить сценический костюм Снегурочки. Мой проект, посвященный образу Снегурочки, актуален тем, что Снегурочка является брендом Костромской области, и её образ напрямую связан с истоками нашей культуры. Сейчас всё чаще мы обращаем своё внимание к истории свей родины. Не случайно начались работы по воссозданию деревни берендеев, там ведутся реставрационные работы, а Щелыково привлекает ежегодно туристов на родину Снегурочки.
5 1. Пробудить познавательный интерес к созданию современных костюмов, на основе народных традиций и промыслов ; 2. Расширить и укрепить знания и умения по технике работы с различными материалами, показать различные способы изготовления изделий ; 3. Воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа, к изучению истории возникновения русского народного костюма ; 4. Развивать творческие способности детей, развить кругозор детей через знакомство с традициями наших предков, показать красоту и самобытность обрядов, оберегов. 5. Разработать проект изготовления костюма « Костромская снегурочка », состоящего из косоклинного сарафана, рубахи, шапочки, кафтана, пояса, ожерелья из бисера.
6 Русский традиционный костюм начал складываться в XI – XII веках, еще в домонгольский период российской истории. Костюм определял пол, возраст, происхождение, религиозную принадлежность, семейное положение, достаток и даже количество детей. С х принципы и приемы народного костюма оказываются, востребованы экостилем : пропагандируются натуральные ткани ( особенно « народный » лен, чистая шерсть и т. д.), естественный цвет и комфорт. Молодежь начинает носить павловопосадские платки, валенки и пуховые варежки. Очень часто кутюрье обращаются в своем творчестве к теме народного костюма. Я учусь в 11 классе, и в этом году мне предстоит сделать выбор будущей профессии. С детства я мечтала стать модельером одежды. Я продолжу обучение специальности « Дизайн костюма ». Поэтому выбор темы моей научной работы не случаен.
7 В результате изучения литературных описаний и произведений художников мы точно определились с темой проекта : изготовление костюма Снегурочки, но появилось несколько идей …
8 1 идея : накануне празднования нового года изготовить сценический костюм Снегурочки для проведения творческих мероприятий в нашей школе и постановки школьного новогоднего спектакля. В журналах мод, на новогодних открытках, в карнавальных костюмах Снегурочка часто представлена в коротенькой шубке, высоких сапожках и кокошнике, украшенном бисером и бусинами.
9 2 идея. Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны эскизы художника М. А. Врубеля, В. М. Васнецов выполнил декорации для постановки оперы « Снегурочка » Н. А. Римского - Корсакова на сцене Большого театра. Н. К. Рерих четыре раза обращался к оформлению пьесы « Снегурочка » на оперной и драматической сценах. У нас возникла 2 идея сшить костюм на основании анализа картин известных русских живописцев
10 3 идея. Изучив историю народного девичьего костюма, произведение великого драматурга А. Н. Островского « Снегурочка » мы решили осуществить попытку соединения истории и современности. Так родилась идея создать костюм Снегурочки на основе народного костюма XVIII века.
11 Проект должен соответствовать следующим критериям : – крой и технология изготовления костюма снегурочки должны соответствовать традиционным технологиям изготовления народного костюма ; – костюм снегурочки должен включать в себя основные элементы девичьего костюма 18 века ; – при необходимости освоить прикладные технологии для изготовления того или иного элемента костюма ; – подбор материалов, элементов отделки, фурнитуры произвести в соответствии с разработанным нами эскизом костюма снегурочки, основываясь на произведениях литературы и творчестве различных художников ; - использовать творческие подходы к разработке эскиза костюма Костромская Снегурочка.
12 В 1873 году А. Н. Островский пишет одно из самых задушевных и поэтических произведений - весеннюю сказку " Снегурочка ". А. Н. Островский в годах ездил в Щелыково через Ярославль и проезжал станцию Берендеево, безусловно, слышал он легенду о Берендеевом царстве, предания о Ярилиной долине. Снежная девушка, приходящая к нам под Новый год – явление уникальное. Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа ! А между тем, мы сами мало что о ней знаем … Говорят, она слеплена из снега …
13 Сравнивая традиционный сказочный образ Снегурочки и образ героини « весенней сказки » Островского, можно отметить традиционные сказочные черты Снегурочки и переосмысленные, привнесенные Островским. Снегурочка смирна, стыдлива, скромна, трудолюбива, грустна … Не потому ли обречена Снегурочка, что она обязательно должна погибнуть под лучами жаркого Солнца. Только горячая любовь может её погубить. Следовательно, опасность грозит Снегурочке изнутри. Сохрани она « холодное сердце », гибель бы ей не грозила. Островский наделил Снегурочку сложным внутренним миром, показав трагичность и драматизм её переживаний. Снегурочка - это символ всепобеждающей любви, символ победы любви над эгоистичной, корыстной моралью, победы Ярилы Солнца над Морозом, жизнью над смертью. Произведение Снегурочка это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Сказка Снегурочка с увлечением читается в любом возрасте. Снегурочка сказочный персонаж, существо очень противоречивое.
14 Кострома – четырежды родина Снегурочки. Первое рождение – возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшей название городу ; второе рождение – в весенней сказке А. Н. Островского « Снегурочка » – писателя и драматурга, создававшего свои творения на костромской земле ; третье рождение – съемки фильма « Снегурочка » режиссером П. Кадочниковым в Берендеевке ; четвертое рождение - 6 апреля 2009 г. завершена процедура регистрации торговой марки « Сказочная Кострома – родина Снегурочки ».
15 Множество конкурсов и фестивалей, связанных с именем Снегурочки, ежегодно проводят в старинной Костроме. Самым ярким мероприятием можно назвать общероссийский конкурс « Русская краса – Снегурочка ». Традиционно он проводится в преддверии главного праздника зимы – Нового года. Победительнице присваивается звание « Русская краса – Снегурочка ».
16 Цель бренда « Сказочная Кострома – родина Снегурочки » – привлечение туристов со всего мира на признанную родину Снегурочки – в Кострому. Приобретение бренда позволит выглядеть Костроме достойно не только на региональном, но и на федеральном уровне. Реализация торговой марки также будет направлена на развитие сферы туристических и бытовых услуг, социальной отрасли нашего города. Ведь именно туризм является одной из перспективных отраслей экономики города. Каждое новое осмысление обогащало образ Снегурочки, делая его любимым в народе. Сегодня сказочная Снегурочка – это любимый образ из детства, который привлекает как детей, так и взрослых.
17 Народный костюм Костромской Снегурочки, разработанный в данном проекте, включает праздничную рубаху с широкими рукавами, сарафан косоклинный распашной, декорированный перламутровыми пуговицами, головной убор - шапочку – шестиклинку с оторочкой из лебяжьего пуха, « челку » из бусин, шугай, бусы.
18 В Костромском уезде был распространен сарафан, являющийся одним из старинных видов косоклинных сарафанов бытующих на территории Севера и Центральной части нашей страны. Из дорогих тканей шили себе такие сарафаны городские мещанки, купчихи г. Костромы. В среде зажиточныхъ крестьян близлежащих селений - Саметь, Шунга – особым спросом пользовалась штофная ткань. Это очень плотная ткань ярких расцветок с крупным цветочным рисунком. Такой сарафан дополнительно украшался золотой или серебряной позументной лентой или бахромой, которая нашивалась на подол сарафана.
19 Праздничный сарафан богато украшался. Для этого использовались всевозможные нашивки : ленты, полосы ткани, тесьма, кружево, шнуры, пуговицы. Количество, богатство украс зависело от назначения сарафана, от состоятельности владелицы. Расположение украс на косоклинном сарафане было традиционно. Обязательно украшался подол - несколько горизонтальных рядов нашивок завершались обшивкой подола плетеным шерстяным шнурком. Украшался и верх сарафана - проймы, лямки. Распах сарафанов украшался несколькими рядами нашивок по вертикали ( ленты, тесьма, позумент, шнур ), красивыми пуговицами для застежки.
20 К шелковым сарафанам надевали галантную ленту или выплетенный из золотосеребряных и шелковых нитей поясок, использовали также узкую полоску шелковой ткани, расшитой золотыми нитями. Концы поясов украшались разнообразными кистями, подвесками, декоративными полосками с шитьем, вставками разноцветной фольги и так далее.
21 Рубаха является главным предметом женского крестьянского костюма ( ведь известно, что у девочек и старых женщин рубаха была часто единственной домашней одеждой ). Основой костромского женского костюма была рубаха, которая одновременно могла быть нательной и верхней, на которую надевали сарафан. Традиционно все детали рубахи кроились из равновеликих прямоугольных кусков ткани. Это был очень практичный и экономичный крой, при котором не оставалось ни одного обрезка.
22 В праздничной рубахе рукава шили широкими, пышными, длинными и шили их из тонко тканного, белоснежного батиста или кисеи. При широком рукаве на плече и у запястья он собирался в сборку. Сборка могла быть простой или декоративной. Такой рукав заканчивался или узкой обшивкой или широкой пышной оборкой, край которой обшивали полоской фабричного кружева. В Костромском уезде господствующим цветом праздничных рубах и сенокосниц является – белый.
23 Неотъемлемой чертой народного костюма был головной убор, он занимал особое место в жизни женщины, нес на себе задачу оберегового характера от разного рода зла. На их изготовление употребляли дорогие ткани, их богато украшали вышивкой, драгоценными камнями, жемчугом, бисером. В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки оставлять непокрытыми.
24 Очелья дополняли выплетенные жемчужными поднизями в виде сетки, овальных зубцов. Предназначался дл Девичий головной убор дополнялся « пушками » - шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также « кудрями » - яркими селезневыми перышками. я больших праздников. Иногда к парадным « челкам » у висков крепились цепочки или ленточки, завершавшиеся полукруглыми полыми « колтами »- подвесками. На колтах в древности любили изображать символы семейного счастья птиц - сиринов.
25 На праздничный сарафан с белоснежной рубахой в праздничные дни надевалась красивая короткая распашная одежда – шугай. В конце XVIII века шугай входил в комплект праздничной одежды провинциальных городов, был известен в Костроме среди купчих и богатых мещанок. обычно украшался по воротнику, подолу, краю рукавов и пол бахромой или мехом. В XIX веке шугаи бытовали на территории Вологодской, Новгородской, Костромской, Владимирской, Нижегородской и в других губерний. Одетый на сарафан шугай дополнял костюм, поддерживал его общий колорит.
26 Мне удалось воплотить свою творческую идею в современном произведении декоративно - прикладного искусства. Я постаралась внести в образ Снегурочки больше черты русского костюма. Работа была очень трудоемкая и сложная. Но проект так захватил меня, что остановиться было невозможно. Может не всё получилось, как изначально планировалось, но эмоции и удовольствие при работе и от полученных результатов непередаваемы. Костюм Костромской Снегурочки с украшениями, выполненный мной, получились красивые. Мне пришлось проработать много дополнительного материала. Работа над проектом заняла у меня много времени, но я очень довольна своим результатом. И уверенна, что те знания, умения и навыки, которые я приобрела, пригодятся мне в дальнейшем, т. к. я хочу свою жизнь связать с дизайном одежды. Используя тот материал, который предложен в проекте можно изготовить платье на фестиваль « Костромская снегурочка » и многие другие торжественные мероприятия. Я уверена, что с задачей, которую поставила перед собой, я справилась.
27 Современная мода периодически возвращается к источникам древнерусского декора. Элементы национального костюма вдохновляют Кутюрье на создание настоящих шедевров современной моды. Для самых известных модельеров русский народный костюм – это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов. В дальнейшем в своей будущей профессии, я использую знания и навыки, полученные мною при изготовлении этого сценического костюма Снегурочки.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.