Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmsosh.ucoz.ru
1 Опыт работы учителя физики МОУ «Мошокская средняя общеобразовательная школа» Климовой Л.Н.
2 Теоретическая база опыта: 1. Розгов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.,Владос-пресс, Журнал «Физика в школе», 1,3,4, г. 3. Буров В.А., Иванов А.И., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. М., Просвещение, 1987 г. 4. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М., Просвещение, 1988 г. 5. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. М., Просвещение, 1990 г. 6. Шахмаев Н.М., Шилов В.И. Физический эксперимент в средней школе. М., Просвещение, 1990 г. 7. Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. МГУ, 1981.
3 Актуальность Российское образование сегодня переживает ответственный этап своего развития. В новом тысячелетии принята попытка реформирования общего образования через обновление его структуры и содержания. Залогом успеха в этом деле служат глубокая концептуальная, нормативная и методическая проработка вопросов модернизации общего образования, вовлечения в работу широких кругов учёных, учителей, а также учащихся.
4 Задача физики Важнейшая задача школьного курса физики – в максимальной мере способствовать становлению научного мировоззрения учеников, формированию в их сознании единой физической картины мира.
5 Аналитическая работа по изучению, систематизации и прогнозированию учебного процесса выявила, что современная школа испытывает потребность в учителе, не только знающим свой предмет, и способным объяснить учащимся новый материал, но и умеющим управлять учебной деятельностью учащихся. Качественное образование обеспечивает удовлетворение собственных образовательных потребностей человека, обусловленных личностными способностями и лежащих в рамках социально значимых или необходимых. Управление качеством образования осуществляется на основе создания условий и организации образовательного процесса, обеспечивающего желательные характеристики полученного школьником образования. Характеристики образования выявляются в ходе социологических исследований, уточняются в мониторинге текущих результатов и задаются как конкретные измеряемые и корректируемые цели. Чтобы процесс обеспечения качественного обучения физики был контролирующим и управляемым по всем составляющим деятельности, необходимо разработать программу управления качеством обучения физики.
6 Основополагающими принципами данного опыта являются: системность; коллегиальность; научность; учёт индивидуальных особенностей учащихся; перспективность.
7 Условия возникновения и становления опыта эрудиция, высокий научно-методический и профессиональный уровень учителя; изучение нормативных документов органов образования (ГУО, УО, НМЦ, РОО, МО); изучение психолого-педагогической, методической литературы по вопросам педагогического менеджмента, системы внутришкольного мониторинга образования; наличие оснащённого учебного кабинета; коллектив учителей, работающих творчески, помогающих друг другу в этой работе.
8 Сущность - успешно реализуется модель системы обучения физики по проблеме; - разработана стратегия деятельности учителя, создающая условия для личностных достижений учащихся; - изменены подходы к организации учебного процесса; - разработаны ориентиры личностной системы качеств для реализации модели выпускника.
9 Основные компоненты опыта программа деятельности учителя по управлению качеством обучения физики; информационно- аналитические материалы, мониторинг, диагностические исследования результативности личностных достижений учащихся и работы учителя; модель выпускника школы.
10 Новизна данного опыта продиктована следующими факторами: - изменениями ценностей современного образования; - изменением подходов к организации УВП: ученик – главная фигура УВП; активная роль ученика в учебном процессе; учитель умело управляет совершенствованием учебно-личностных качеств; деятельность учителя ориентирована на индивидуальные особенности ученика; эталоны и стандарты выступают как конечные ориентиры обучения, пути к которым сугубо индивидуальны; в центре внимания учителя – выявление индивидуальных возможностей и интересов каждого ученика; сравнение происходит только с самим собой и оценивается как продвижение; продвижение ученика оценивается по личностным и поведенческим параметрам (интеллектуальное (развитие), коммуникативное (общение), социальное (ответственность)); контроль, тестирование предполагает помощь учителям, родителям и самому ученику в выявлении его способностей в различных областях, как реальной основы для повышения качества обучения и обучаемости; оценка является средством стимуляции, поощрения успехов; основными формами обучения являются групповые и индивидуальные; максимальное включение опыта ребёнка во все формы его активности и расширение реального опыта; обращение к мышлению, к индустрии, фантазии, выдумке, ассоциациям; возрастание роли учителя в создании системы мониторинга по предмету как основного инструмента в управлении качеством обучения на уроках физики.
11 Система работы учителя по проблеме «Пространственное образное мышление на уроках физики». Многообразие физических явлений, обилие связей между ними, их взаимное влияние обуславливают необходимость применения к изучению природы разнообразных моделей, методов познания, ракурсов наблюдения. Синтез приёмов исследования, каждый из которых ограничен и не может претендовать на универсальность, обеспечивает качественно более высокий уровень понимания мира. Многие учителя сталкиваются с такой проблемой: учащимся предлагается решить задачу на построение электрической цепи; несколько человек быстро справляются с ней, а другие не могут этого сделать. В чём причина трудностей? В процессе обсуждения задачи со школьниками обнаруживаем, что у них не возникает образ, позволяющий начертить требуемую схему. Поэтому приходим к выводу: у учащихся недостаточно развито пространственное образное мышление. Для преодоления возникших затруднений надо развивать у учащихся данный вид мышления. Следуя известному канону психологии, мышление должно быть обратным. Безусловно, ребята строят какие-то образы, но у «успешных» и «неуспешных» учащихся они разные. Некоторые учащиеся не могут справиться с такими заданиями, несмотря на то, что всеми необходимыми знаниями они обладают. Основная трудность заключается в неспособности создать требуемый образ, т.е в недостаточном для решения данной проблемы уровне развития пространственного мышления. Но причины затруднения у детей бывают различны, и, следовательно, устранять их у разных детей надо по-разному. Для этого очень важно понять, как мыслит ученик.
12 Структуру пространственного мышления можно рассматривать как пересечение пяти основных подструктур: - топологическая – обеспечивает замкнутость, связанность создаваемых пространственных образов, мысленное «выращивание», «вылепливание» в представлении требуемого объекта; - порядковая – отражает постоянное стремление школьников располагать объекты последовательно, в соответствии с определённым предписанием; - проективная – позволяет изучать объект или его изображение с определённого положения; - метрическая – с её помощью человек вычленяет в объектах и их компонентах количественные величины и отношения; - алгебраическая – с её помощью человеку удаётся осуществлять не только прямые и обратные операции по преобразованию пространственных образов, но и заменить несколько операций одной, выполнять операции над образами в любой последовательности.
13 Указанные подструктуры существуют не изолированно, а пересекаются друг с другом. При этом их «представительство» в пространственном мышлении неодинаково, и всегда существует ведущая подструктура. которая выражена в действиях человека ярче других. Наличие ведущей подструктуры является общим правилом организации пространственного мышления в процессе решения задач, требующих пространственных манипуляций. В мышлении имеется связь ведущей подструктуры с разнообразными ситуациями её применения. Следовательно, для развития пространственного мышления школьников учитель должен предлагать им решать не любые задания на пространственные преобразования, а лишь те, которые формируют недоразвитую у них подструктуру.
14 Формированию многоаспектности «видения» физических явлений и процессов способствуют: 1. Применение вариативных методов, приёмов, подходов; 2. «Видение» разных функций изучаемого объекта; 3. Получение неоднозначных ответов при решении задач. Один из приёмов развития пространственного мышления – выполнение специальных заданий поискового характера. Такие задания могут играть и большую роль в формировании положительной мотивации к изучению физики, если они будут посильными, личностно-значимыми для учащихся и направленными на усвоение основных знаний и умений. Развитию пространственного мышления способствует также выполнение поисковых заданий, решение которых основано на использовании нетрадиционной функции объекта.
15 Для формирования пространственного физического мышления школьников целесообразно: показывать на конкретных примерах, что многие явления невозможно объяснить в рамках одной теории; побуждать учащихся высказывать разнообразные точки зрения на изучаемый объект, обсуждать положительное и отрицательное влияние явления на жизнедеятельность человека. составлять всевозможные пространственные образы, связанные с тем или иным объектом; открывать в знакомых технических объектах физические закономерности.
16 Реализуя модель данной системы работы, я добиваюсь того, что с каждым годом повышается качество знаний учащихся по физике. Это можно увидеть из мониторинга эффективности работы за три учебных года
17 Результативность работы
18 Класс 9 (физика ) Выбрали 25% Подтвердили 85% Сдали выше годовой 15% Сдали ниже годовой 0% Класс 9 (математика ) Обязательный экзамен Подтвердили 100% Сдали выше годовой 0% Сдали ниже годовой 0% Класс 9 (геометрия) Выбрали 5% Подтвердили 100% Сдали выше годовой 0% Сдали ниже годовой 0% Класс 9 (физика ) Выбрали 7% Подтвердили 0% Сдали выше годовой 100% Сдали ниже годовой 0% Итоговая аттестация
19 11-е классы
20 Выпуск медалистов уч. год 2 чел. (11%) уч. год 0 чел. (0%) уч. год 3 чел. (13%)
21 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.