Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmmc.bar.edu54.ru
1 Разработка программы развития в ОУ Селина Т.М., к.п.н.,доцент кафедры управления образованием НГПУ
2 Актуальность В существующих моделях управления качеством в сфере производства продуктов и услуг в качестве обязательного направления деятельности является стратегия и стратегическое планирование. Программа развития рассматривается как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий переход школьного сообщества в новое качественное состояние, и одновременно как инструмент, обеспечивающий управление этим переходом, а значит, способствует повышению качества образования в конкретном учреждении. Сегодня, когда программа развития является обязательным условием участия школ в различных проектах и конкурсах, особенно актуальным становится умение руководителя работать с этим документом.
3 Программа развития модель желаемого инновационного процесса, определяющего: А) исходное состояние (где мы сейчас находимся); Б) образ желаемого будущего (куда мы хотим идти); В) состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему (что мы будем делать, чтобы оказаться там, где хотим).
4 Отличие Образовательная программа отражает только особенности функционирования ОУ (специфику образовательного процесса – конечно же, не в отрыве от миссии и приоритетных целей развития учреждения). Программа развития является стратегическим планом ОУ (стратегия развития учреждения и программа ее реализации). Программа развития существенно отличается от традиционного плана работы школы. Эти отличия связаны, прежде всего, с ее ярко выраженной инновационной направленностью.
5 Наиболее существенные недостатки ПР Программа ошибочно отождествляется с концепцией и разрабатывается только как набор идей. Отсутствие плана действий по реализации основных направлений развития ОУ. Вместо концепции нового состояния ОУ в программах дается сразу перечень инновационных действий. Часто программы не являются прогностичными, в них редко удается сформулировать ожидаемые требования к завтрашнему ОУ.
6 Наиболее существенные недостатки ПР В программах развития нечетко формулируются ключевые проблемы ОУ, проблемы слабо структурируются по степени значимости, наблюдается смешение проблем конкретного ОУ с глобальными проблемами и внешними ограничениями. Отсутствует логическая связь между идеями нового ОУ и его ключевыми проблемами (проблемы – сами по себе, концепция – сама по себе).
7 Наиболее существенные недостатки ПР Программы слабо соотносятся с реальным потенциалом сообщества ОУ Медленно преодолевается основной недостаток – неспособность формулировать четкие, операциональные цели перед всеми участками деятельности ОУ и его подразделениями. Неполнота описания образа нового ОУ часто связана с тем, что далеко не всегда можно увидеть развернутую характеристику системы ценностей и миссии ОУ, обоснованный образ выпускника ОУ, образовательного процесса, управляющей системы.
8 Наиболее существенные недостатки ПР Программы часто слабо характеризуют индивидуальность ОУ, не носят авторского характера. Наряду с описанием планируемых инноваций в программах развития часто присутствуют "сюжеты", касающиеся текущего функционирования ОУ, что для программы развития является избыточной информацией.
9 Требования к ПР: Актуальность – ориентация на решение наиболее значимых для будущего проблем. Значимость проблемы определяется ее влиянием на конечный результат. Прогностичность – отражение в целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к ОУ. Должны быть учтены тенденции развития образования. Рациональность – способность программы так увязать цели и способы ее достижения с имеющимися ресурсами, что это позволит получить максимально полезный результат. Реалистичность – обеспечение соответствия между целями и необходимыми для этого средствами (н-р, временными). Целостность – обеспечение полноты состава действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связей между ними. Контролируемость – операциональное определение цели, наличие способов проверки полученных результатов в соответствии с поставленными целями. Чувствительность к сбоям – свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой.
10 Структура программы развития Краткая аннотация (паспорт) программы. Информационная справка об образовательном учреждении. Проблемно-ориентированный анализ, в котором обосновывается выделение определенного перечня проблем развития. Концепция нового ОУ. Стратегический план перехода к новому ОУ Цель первого этапа реализации программы. План действий. Ресурсное обеспечение программы.
11 Информационная справка Информационная справка о школе представляет собой текст, в котором излагается важнейшая информация об образовательном учреждении. Краткая характеристика социального окружения школы и характер его влияния на образовательное учреждение. Описание роли школы в социуме, в территориальной образовательной системе. Характеристика образовательного процесса и его организационно- педагогическое обеспечение. Структура управления образовательным учреждением. Содержание образования (основное и дополнительное, решение проблем преемственности в образовательной деятельности); учебные программы (базовые, профильные, углубленного изучения предметов, модернизированные, авторские и другие) с указанием, в каких классах реализуются. Режим работы образовательного учреждения (продолжительность уроков, количество учебных дней в неделе).
12 Информационная справка 3. Сведения об обучающихся. Количественная характеристика обучающихся на начало и конец текущего учебного года. Краткая характеристика классов первой, второй и третьей ступеней обучения, их наполняемость. При наличии классов коррекционно-развивающего обучения, лицейских, гимназических, углубленного изучения отдельных предметов - указывается число этих классов и количество обучающихся в них. 4. Уровень обученности школьников по предметам и по классам первой, второй и третьей ступеней обучения за последние три учебных года. Результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Данные об успешности выполнения обучащимися срезовых контрольных работ. Данные об участии обучающихся в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. 5.Оценка воспитательной деятельности за последние три учебных года. Оценка педагогами и родителями состояния и результатов воспитательной работы в образовательном учреждении. Оценка активности обучающихся в жизни школы и класса. Данные об учащихся и семьях, находящихся в социально опасном положении, и о системе профилактической работы с ними. 6. Данные о здоровье детей. Количество практически здоровых детей, детей с ослабленным здоровьем. Распределение по специальным группам физического развития и по группам здоровья. Статистические данные о заболеваниях детей. 7. Характеристика социального статуса семей обучающихся.
13 Информационная справка 8. Характеристика педагогических кадров. Количество учителей и степень укомплектованности образовательного учреждения необходимыми специалистами, соотношение основных работников и совместителей. Данные о квалификации педагогов и их личных достижениях. Краткое описание системы работы с педагогическими кадрами. 9.Характеристика действующего программно-методического обеспечения учебного и воспитательного процессов, описание подходов к диагностике результатов образования. 10.Сведения о материально-технической базе школы и ее состоянии. Количество учебных кабинетов и лабораторий, мастерских, наличие столовой (количество мест), кабинетов специалистов, библиотеки, актового и спортивного залов, стадиона, спортплощадки. Фонд библиотеки. Наличие технических средств обучения. Финансовое обеспечение и его источники (бюджетное, внебюджетное, смешанное финансирование). Взаимодействие школы с различными учреждениями и организациями.
14 SWOT-анализ Один из известных методов анализа среды в рамках стратегического планирования называется SWOT- анализом (по-русски ССВУ-анализом), где первое «С» означает сильные стороны школы по отношению к какому- то вопросу или задаче, второе «С» - ее слабые стороны, «В» означает те благоприятные для нашей школы возможности, которые создает внешняя среда и ее ожидаемые изменения, а «У» - угрозы, опасности, риски для школы, которые несет с собой эта среда.
15 Проблемно-ориентированный анализ какие реальные результаты образования в школе не удовлетворяют нас в свете завтрашних требований и должны быть изменены? В итоге выявляются разрывы между требуемым и реальным, то есть собственно проблемы школы (проблема – это осознание субъектом невозможности решить сложившееся противоречие, возникающее в той или иной ситуации, средствами наличного знания или опыта); из- за каких дефектов образовательных процессов, протекающих в школе, возникли эти проблемы? Что надо изменить в содержании, методах, средствах, формах, чтобы обеспечить достижение требуемых результатов? недостаток каких условий и ресурсов объясняет выявленные дефекты образовательных процессов? Что необходимо изменить в ресурсах системы и в деятельности по ее ресурсному обеспечению, чтобы достигнуть требуемого качества процессов и результатов? Анализ и проблемы должны быть хорошо структурированы, т.е. так представлены, чтобы прослеживались причинно-следственные связи между проблемами, их иерархия.
16 Социальный заказ на образование это отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности образовательного учреждения.
17 Концепция – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности (Философский энциклопедический словарь); относительно целостная и завершенная, структурированная совокупность, система взглядов, представлений, идей. Концепция желаемого будущего состояния школы опирается на результаты проблемно-ориентированного анализа состояния школы на основе связи: проблема школы общая идея ее решения идея конкретного способа решения.
18 Миссия (ответственное задание, роль, поручение) Зачем эта школа учредителям? Зачем это образовательное учреждение обществу (социуму)? Зачем эта школа людям, которые в ней работают? Зачем это ОУ ребенку? Ответы на эти вопросы позволяют миссию ОУ образно представить как «флаг», который нужен для ее презентации внешнему миру, и, в то же время, «знамя», под которое собираются люди, чтобы сплоченной командой воплощать в жизнь дела, которых ждет от школы внешний мир (Хант Р., Базан Т. Как создать интеллектуальную организацию. – М., 2002.). Миссия определяет предназначение именно вашего образовательного учреждения
19 Миссия Миссия всегда индивидуальна, уникальна, неординарна, в ней заключена основная «изюминка», образ «новизны», неповторимости коллектива, предназначение школы в мире в целом, и в мире образования, в частности. Внутренняя функция - миссия направляет работу всех сотрудников школы. Хорошо сформулированная миссия может предотвратить серьезные разногласия в школе по таким вопросам, как методы оценки, использование образовательных технологий и др. Внешняя функция миссии позволяет определить статус школы, ее имидж, так как различные виды и варианты общеобразовательных школ существенно отличаются друг от друга именно по принимаемой на себя миссии.
20 Стратегическое целеполагание Цель - образ желаемого результата, охарактеризованный качественно, а где можно, то и корректно количественно, которого ОУ реально может достичь к чётко определённому моменту времени (что и когда). Идеал – редко достигаемый желаемый результат, к которому можно постоянно приближаться. Миссия, с одной стороны, дает возможность установить, какие цели необходимо поставить, чтобы деятельность учреждения соответствовала его миссии, а с другой – «отсекает» второстепенные цели.
21 Требования к цели Цель- потребность: всякая цель соответствует какой-то потребности, Цель должна быть актуальна. Цель – возможность: содержание цели должно соответствовать имеющимся ресурсам, т.е. должна соответствовать требованиям реалистичности. Цель – результат: цель должна быть такой, чтобы можно было сравнить с фактически достигнутым результатом, требование – контролируемость (операциональность) цели. Цель – место – всякий желаемый результат должен быть получен в том или ином месте пространства, требование – определённость в пространстве. Цель – время: должен быть определён момент, когда цель должна быть достигнута, свойство – временная определённость.
22 Правила формулировки целей: цель начинается с глагола неопределенной формы в повелительном наклонении. конкретизирует требуемый конечный результат; конкретизирует заданный срок достижения цели; оговаривает только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали – «как» это должно быть сделано; понятна всем, кто будет работать для ее достижения; реальна и достижима, но не легка; реализуема с точки зрения ресурсов.
23 «Дерево целей» генеральная цель не складывается из частных, более конкретных целей. Она формулируется администрацией школы, а затем «распадается» на более частные цели; ни одна цель высшего уровня не достигается сама по себе, а лишь посредством достижения более частных целей, на которые она распадается; расчленение генеральной цели прекращается по достижении элементарного (мероприятийного) уровня «дерева целей»; если стратегическая цель достаточно сложна, то она распадается на целый ряд уровней целей, причем, чем ниже уровень, тем конкретнее цель; при переходе на нижние уровни системы целей повышается не только их конкретность, но и количественная определенность целевых нормативов и показателей.
24 Описание нового управляемого ОУ Теоретико-методологическая база концепции: основные понятия, теории, положенные в основу формирования образа будущего ОУ, принципы организации образовательного процесса, модель выпускника, педагога. Направления развития ОУ: изменения в содержании, технологиях, формах работы. Критерии достижения результатов
25 Структура комплексно-целевой программы: Комплексно-целевая программа – система мер, направленная на решение единой проблемы, отличающейся особой сложностью и требующей объединения усилий как внутри самого ОУ, так и его окружения. В КЦП входят краткое описание состояния проблемы, формулируются исходные научно - теоретические положения; определяются цель и задачи. Цель программы выступает в качестве основы «дерева целей», которая декомпозируется на задачи, средством решения которых являются определенные действия. сроки и исполнители; вид информационного обеспечения управления процессом решения задач; сведения о контроле за ходом выполнения программы, текущем и итоговом анализе, регулировании и коррекции программы. Далее определяются показатели, характеризующие успешность достижения цели.
26 Структура проекта Краткая аннотация проекта Описание учреждения Постановка проблемы Цель и задачи проекта Методы реализации проекта Календарный план реализации проекта Ожидаемые результаты Оценка качества реализации проекта Практическая значимость проекта
27 Управляющая система новой школы: характеристика направленности, главных свойств управляющей системы (методы и средства управления); Организационная структура управляющей системы, состав основных субъектов управления и связей между ними, функциональные обязанности, полномочия;
28 Разработка стратегии и задач перехода к новому ОУ Разработка целей первого этапа построения нового ОУ План действий Условия реализации программы Программа реализации концепции
29 Условия реализации программы Обеспечение нормативно-правовых условий – это подготовка документов регламентирующего характера (положений, уставов, решений, приказов и т.д.) Обеспечение кадровых условий – действия, связанные с подбором, повышением квалификации, стажировкой, переобучением работников, обучением их новым технологиям и т.п. Обеспечение материально-технических условий – все действия, связанные с созданием и оборудованием кабинетов, мастерских-лабораторий, специализированных производственных участков, рабочих мест учащихся, преподавателей и т.п. Обеспечение организационных условий – это изменение режима работы школы. Обеспечение научно-методических условий – все действия, связанные с разработкой учебных планов, программ по предметам, перспективно- тематических планов, модулей по профессиям и курсам и т.д. Обеспечение мотивационных условий – это действия, призванные сформировать заинтересованность исполнителей в достижении поставленных целей. Обеспечение финансовых условий – это не деньги, которые нужны для реализации целей, а действия, которые нужно совершить, чтобы это финансирование иметь.
30 Организация работы по разработке программы Разработкой занимается творческая группа, состоящая из представителей администрации, педагогов, ученых, специалистов. Затем необходимо определить состав привлекаемых к разработке отдельных разделов педагогов. Распределить функции и содержание работы каждого члена творческой группы. Прежде, чем приступить к совместной деятельности, все члены творческой группы должны познакомиться с технологией разработки программы. Проведение семинаров, опросов, мозговых штурмов и т.п. с целью выявления и обсуждения инновационных идей, этапов. Способов и условий их реализации. Написание первого варианта программы. Взаимное устное рецензирование частей программы.
31 Организация работы по разработке программы Координация содержания частей программы. Предпочтительно, чтобы в конце эту работу выполнил опытный участник группы. Подготовка чистового варианта программы. Ознакомление педагогов с программой, обсуждение в коллективе, внесение поправок, утверждение на педсовете. Организация внешнего рецензирования. Устранение ошибок и недостатков по рецензии.
32 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.