Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.171.spb.edu.ru
1 ГОУ СОШ 111 с углублённым изучением немецкого языка Калининского административного района Учебно-исследовательская деятельность на основе концептов русской культуры (в рамках элективного курса «Образ человека, в Слове явленный…») Учитель: Беляева О.В. Санкт-Петербург, 2009
2 Главная задача образования на современном этапе – развитие продуктивных технологий.
3 Основные виды мыследеятельности конструирование проектирование управление исследование (наиболее адекватно соответствует социокультурной миссии образования)
4 Исследовательская деятельность - это деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.
5 Этапы исследования постановка проблемы изучение теории, посвящённой данной проблеме подбор методов исследования и практическое овладение ими сбор собственного материала, его анализ и обобщение собственные выводы
6 Цель исследования производство новых знаний в общекультурном значении приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. учебное исследование научное исследование
7 Эволюция функциональных позиций участников в исследовательской деятельности типичная образовательная ситуация: «учитель – ученик» исследовательская деятельность: «коллега – коллега», «наставник – младший товарищ»
8 Что может служить материалом для исследования? Исследование концептов в рамках элективного курса «Образ человека, в Слове явленный…» - путь к открытиям как в области языковых знаний, так и в художественном тексте.
9 Модель исследовательской деятельности школьника при изучении концептов что знает язык о концепте (внешний контекст) каким предстаёт концепт в художественной картине мира писателей и поэтов (внутренний контекст) моя интерпретация концепта
10 Ход работы 1.выбор концепта 2.выбор темы 3.работа с разными видами словарей 4.составление словарного портрета слова 5.работа с художественным текстом 6.оформление работы 7.составление презентации 8.защита
11 Основные источники моделирования содержания концептов лингвистические словари энциклопедические словари библия мифология, фольклор философская литература современная публицистика русская и зарубежная классика Интернет
12 Работа с концептами даёт возможность: от расширения знаний о слове идти к расширению знаний о мире; средствами предметов «русский язык» и «литература» помогать усвоению системы нравственных ценностей; воспитывать читательскую культуру, позволяющую постигать эстетику слова; учить ориентироваться в сложной социокультурной ситуации;.
13 язык культура исследовательская деятельность концепт культурно-языковая личность
14 Исследовательская работа по литературе «Концепт «пустыня» в русской поэзии 19 – 20 веков» ( на материале лирики А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Блока, И.А.Бродского) Работу выполнила: Ахметшина Айгуль, 11 «Б» класс, ГОУ СОШ 68 Учитель: Беляева Ольга Владимировна Санкт – Петербург, 2008
15 Обоснование темы В художественном тексте слово может приобретать значения, прямо противоположные тем, что зафиксированы в словарях. Тема работы – концепт «пустыня» в представлении русского языка и культуры. Речь пойдёт о переживании и осмыслении этого концепта в художественных мирах русских поэтов ХIХ – ХХ
16 1.Образ пустыни в ранней лирике А.С.Пушкина 2.«Пустыня» во внутреннем контексте поэзии М.Ю.Лермонтова 3.«Мировая пустыня» в лирике А.А.Блока 4. Метафизика пустоты в лирике И.А.Бродского Содержание
17 Образ пустыни используется в соответствии с романтической традицией. Лирический герой лицейских стихов часто назван пустынником. В пейзажных зарисовках как постоянный встречается эпитет «пустынный». Начиная с 1824 года, это слово совершенно уходит из пушкинской лирики. Образ пустыни в ранней лирике А.С. Пушкина
18 Слово «пустыня», «обрастает» множеством новых смыслов, не известных общесловарному контексту. Поэт создаёт словосочетание «пустынное лобзанье». Это прилагательное обозначает для него не отсутствие каких-то предметов, а утрату души, искренности, способности чувствовать. Пустыней может быть назван и мир людей, бездушный свет. «Пустыня» во внутреннем контексте поэзии М.Ю. Лермонтова
19 Слова «пустыня» и «пустынный» появляются там, где речь идёт о трагичности существования человека. Внутренняя опустошённость лирического героя созвучна пустоте города и целого мира. Целая вселенная пустынна. Окружающий мир превращается просто в неопределённое пространство, не имеющее никаких конкретных примет и названное пустыней. Блок создаёт небывалое словосочетание «пустынный вопль скрипок», сопровождающий смертный сумрак. «Мировая пустыня » в лирике А.А. Блока
20 Пространство осмысляется как небытие и как пустота, оставшаяся после ухода тел. Пустыня - безграничное пространство, в котором исчезают не только предметы, но и звук и цвет. Человек - «пространство в пространстве». Он бездомен и опустошён внутренне, и существование его в этом пустом мире совершенно бессмысленно. Пустыня, пустота приобретает космические размеры. Это всемирная пустота, которая находится не только снаружи, но и внутри человека. Метафизика пустоты в лирике И.А. Бродского
21 Слово в поэтическом тексте «живёт» по совершенно иным законам, чем слово в словарях. Очень большое значение имеет контекст (как контекст отдельного произведения, так и общий контекст творчества). В поэтическом тексте возможно уникальное, сугубо индивидуальное словоупотребление, которое нигде больше не повторится. Таким образом, выражается самобытность и неповторимость мироощущения поэта. Поэт может использовать слово на уровне внешнего контекста, но возможно и переосмысление слова в зависимости от личностного восприятия, судьбы. Заключение
22 Исследовательская работа по литературе Исследовательская работа по литературе «Концепты «истина» и «правда» в русском языке и повести А.П. Платонова «Котлован»» Работу выполнила: Целикова Евгения, 11 «А» класс, ГОУ СОШ 68 Учитель: Беляева Ольга Владимировна Санкт-Петербург, 2008
23 Цель исследования представление концепта «истина» в пространстве русского языка (составление лексикографического портрета истины и правды) и в художественной картине мира А.П. Платонова (на материале повести «Котлован»).
24 Лексическое значение (Словарь С.И.Ожегова) Истина – 1) то, что существует в действительности, правда. 2) утверждение, суждение, проверенное практикой. Правда – 1) то, что соответствует действительности, истина. 2) порядок, основанный на справедливости. 3) то же, что и правота.
25 Словообразовательный анализ слова « истина » Истин(а) истин-ный истин-ность Суффикс -ИН- в русском языке имеет значение единичности (горошина, жемчужина).
26 Словообразовательный анализ выявляет исконные различия в значении слов О Основное значение концепта истина состоит в устранении множественности. Правда же, в свою очередь, не исключает наличие нескольких точек зрения на предмет. Правда не перестает быть правдой из-за того, что по тому же поводу существует другая, третья и т.д. правда.
27 Понятия истины и смысла жизни в повести А.Платонова « Котлован » « Вощеву дали лопату, он сжал ее руками, точно хотел добыть истину из земного праха » А истина полагается пролетариату? спросил Вощев. Пролетариату полагается движение, произнес активист, а что навстречу попадается, то все его: будь там истина, будь кулацкая награбленная кофта все пойдут в организованный котел, ты ничего не узнаешь.
28 Заключение В ходе работы найдено подтверждение мысли Н.А.Бердяева о том, что любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру русской интеллигенции парализовала любовь к истине и породила потребность в « правде - справедливости ».
29 Общероссийская детская общественная организация Малая академия наук «Интеллект будущего»
30 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.