Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.pravo.org.ua
1 Роль системы правосудия в защите прав национальных меньшинств: доступность правосудия и преодоление недостаточной представленности национальных меньшинств в судейском корпусе Роман Куйбида, к.ю.н., Центр политико-правовых реформ, Украина
2 Факторы обострения межэтнических отношений в Кыргызстане … 2. Неправильная кадровая политика государства 60,9% … 4. Судебная власть, деятельность правоохранительных органов 28,2% А. Б. Элебаева, Академия управления при Президенте КР А. Р. Алишева, Институт региональных исследований Аналитический отчет по результатам социологического исследования, проведенного ОО «Институт региональных исследований» в рамках проекта «Усилия НПО по примирению, в целях общественной сплоченности и стабилизации в Кыргызской Республике» (октябрь-декабрь 2011 г.)
3 Ключевые направления, которые следуют из международных обязательств: 1. Обеспечение доступности правосудия для представителей национальных меньшинств 2. Укрепление доверия к судебной системе за счет представленности меньшинств в судейском корпусе
4 Доступность правосудия для представителей национальных меньшинств: 1. Независимая судебная система 2. Эффективная юридическая помощь 3. Наличие внесудебных механизмов защиты 4. Преодоление языкового барьера 5. Процедуры защиты от дискриминации 6. Специальное обучение судей
5 Независимость судебной системы … вопросы, относящиеся к национальным меньшинствам, могут быть удовлетворительным образом решены только в демократических политических рамках, основанных на верховенстве закона, в условиях функционирования независимой судебной системы. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г.
6 Центр правовой помощи в ромском поселении в Мукачево (Украина). С ромами работает бывшая жительница ромского табора Рената Балог, получившая высшее юридическое образование с помощь стипендии от Международного фонда Возрождение. Эффективная юридическая помощь
7 Наличие внесудебных механизмов защиты Внесудебные механизмы и институты, такие, как национальные комиссии, омбудсмены, советы по межэтническим или «расовым» отношениям и т.д., также могут играть важную роль, как об этом говорится в пункте 27 Копенгагенского документа, в пункте 2 статьи 14 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и в пункте 36 Венской декларации и программы действий, принятой Всемирной конференцией по правам человека в 1993 году. Лундские рекомендации об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни. Пояснительные примечания (ОБСЕ, 1999)
8 В регионах и местах нахождения представителей национальных меньшинств в значительном количестве и там, где было выражено желание этого, представители национальных меньшинств должны иметь право объясняться на своем языке в течение судебных процедур, при необходимости с бесплатной помощью переводчика. В регионах и местах проживания значительного количества представителей национальных меньшинств и там, где такое желание выражено, государства должны уделять соответствующее внимание возможности осуществления всех судебных процедур, затрагивающих такие лица, на языке меньшинства. Ословские рекомендации о правах национальных меньшинств в области языка 1998 г. Преодоление языкового барьера
9 Всем жертвам дискриминации должен быть предоставлен свободный и легкий доступ к судебному и/или административному разбирательству, в том числе к процедурам примирения сторон. Если лицо, считающее себя жертвой дискриминации, представит суду или любому другому компетентному органу власти факты, дающие основание полагать, что в отношении данного лица имела место прямая или косвенная дискриминация, то бремя доказывания отсутствия дискриминации лежит на ответчике. Общеполитическая рекомендация Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью 7 «О национальном законодательстве по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией», 2002 г. Процедуры защиты от дискриминации
10 Такие организации, как ассоциации, профессиональные союзы и другие юридические лица, обладающие законными интересами в отношении борьбы с расизмом и расовой дискриминацией, должны иметь право подавать судебные иски и жалобы без упоминания о конкретных жертвах правонарушения. Следует гарантировать бесплатную правовую помощь, а при необходимости, и назначение судом адвокатов для потерпевших, желающих предстать перед судом в качестве заявителей или истцов, но не располагающих требуемыми для этого материальными средствами. В случае необходимости услуги переводчика также должны быть предоставлены бесплатно. Общеполитическая рекомендация Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью 7 «О национальном законодательстве по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией», 2002 г. Процедуры защиты от дискриминации
11 Государство организует специальную подготовку для лиц, работающих в системе правосудия, включая сотрудников правоохранительных органов, в том числе судей, прокуроров, адвокатов, для повышения уровня их осведомленности о положениях национального законодательства и международных обязательств Кыргызской Республики в сфере борьбы с дискриминацией по этническому признаку. Толерантность и информированность о культурных особенностях этнических групп, проживающих в стране, рассматриваются как критерий в оценке уровня профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов. Концепция этнической политики и консолидации общества Кыргызской Республики и План действий до 2015 года (одобрено на Внеочередном VII Курултае Ассамблеи народа Кыргызстана 2011 г.) Специальное обучение судей
12 Доверие к судебной системе за счет представленности меньшинств в судейском корпусе 1.Квотирование и / или 2. Содействие в получении квалификации, необходимой для занятия должности судьи
13 … государства-участники обязуются … обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в особенности в отношении осуществления следующих прав: с) … права принимать участие в управлении страной, равно как и в руководстве государственными делами на любом уровне, а также права равного доступа к государственной службе… Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ООН, 1965) Каждая из Договаривающихся Сторон обязуется обеспечивать лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на участие в общественной и государственной жизни, особенно в решении вопросов, касающихся защиты их интересов на региональном уровне. Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (СНГ, 1994)
14 Государство создает условия для представительства различных социальных групп, определенных законом, в государственных органах и органах местного самоуправления, в том числе на уровне принятия решений. Конституция Кыргызской Республики 2010 г.
15 Кыргызстан имеет опыт введения квот в законодательство, в частности: - о парламентских выборах (гендерная квота, возрастная квота, национальная квота, квота лиц с ограниченными возможностями) Ст. 60 Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" - об отборе судей Верховного Суда (гендерная квота). Ст. 15 Конституционного закона РК «О статусе судей» Квотирование
16 Пример «мягкий» формулы из законодательства Украины: В секретариате Уполномоченного образуется структурное подразделение по вопросам предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. К работе в этом структурном подразделении с соблюдением равного представительства мужчин и женщин и представительства национальных меньшинств привлекаются специалисты разных специальностей… Закон Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» Квотирование
17 Представительство меньшинств в судейском сообществе В целом представляется желательным, чтобы состав судейского сообщества отражал состав общества в целом. Для повышения представительства меньшинств в судейском сообществе следует поддерживать представителей недостаточно представленных групп в их стремлении к приобретению квалификации судей. Рекомендации Киевской конференции по вопросам независимости судебной власти в странах Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии - Судебное управление, отбор и подотчетность судей (2010 г.) Содействие в получении квалификации судьи
18 Примеры способов содействия: 1) введение квот для представителей национальных меньшинств при поступлении в вуз либо академию судей 2) предоставление грантов на обучение представителям национальных меньшинств 3) предоставление помощи в овладении государственным и официальным языками в процессе обучения
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.