Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемkfro.karelia.ru
1 Проектирование и реализация вариативной модели организации образовательного процесса в рамках проекта «Безопасная школа» Исследование организационных и педагогических условий, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса в школе
2 Основным принципом формирования индивидуализированного образования является единство содержательной и процессуальной сторон обучения. В соответствии с этим рассматривать возможности индивидуализации обучения только через содержание образования невозможно. Необходимо обратиться и к процессуальной стороне средствам и способам адаптации содержания к индивидуальным особенностям учеников.
3 Поэтому при проектировании будущего школы необходимо решить следующие вопросы 1. Каково нынешнее состояние «технологического оснащения» образовательного процесса в школе? 2. Какие конкретные новые требования к новым технологиям образования предъявляет ситуация в школе и стратегия ее развития? 3. Какие из существующих «на образовательном рынке» технологий по своим концептуальным основаниям и реальным возможностям наиболее адекватны нашим задачам и ценностям? 4. Удается ли обеспечить с помощью новых технологий большую индивидуализацию и дифференциацию обучения, расширение сферы свободы выбора в образовании учащихся, экономию времени, мотивацию учения? 5. Нет ли больших разрывов между технологиями, предлагаемыми для начальной школы и технологиями следующих ступеней обучения? 6. Какой научно-методической работы и других ресурсов потребует введение новых технологий? 7. Как обеспечить максимальный учет предложений пожеланий школьников при выработке различных вариантов педагогических и организационных технологий
4 Проанализируем полный цикл деятельности учащегося в школе 1. Поступление учебного материала. Поступление материала может не соответствовать возможностям организма и психики по переработке этого учебного материала. 2. Резервуар энергии. Если энергии нет, то процесс усвоения информации происходит не эффективно. 3. Восприятие информации. Неуспеваемость иногда начинается с того, что пороги восприятия учащегося слуховой либо зрительной информации не соответствуют расстоянию воспринимающего до доски или до учителя. Возможно, причины связаны с пониманием материала: слабое владение языком, на котором излагается учебный материал; речь данного учителя не соответствует семантическому полю учащегося; у учащегося доминирует зрительная образная сфера, а материал дается с преобладанием на слуховую сферу; нет понимания специальных терминов, и т. д. 4. Учебные умения. Успешность учебной деятельности учащегося зависит от его умений запоминать, понимать и «продавать», то есть публично излагать учебный материал.
5 Проанализируем полный цикл деятельности учащегося в школе 5. Я - концепция. На успешность учебной деятельности влияет Я - концепция учащихся: «... негативно настроенный образ себя и недостаток самодоверия ведут к снижению успеваемости ученика». 6. Мотивация. Отсутствие мотивации приводит к снижению успешности обучения. 7. Воля. Недостаточно развитая воля не позволяет ученику преодолевать препятствия, при усвоении учебного материала проявляется лень. 8. Успешность учебной деятельности. Вышеперечисленные факторы (2-7) влияют в комплексе на успешность усвоения учебного материала. 9. Оценки педагогов. При недостаточно эффективной учебной деятельности ученика или несоответствующем ожиданиям педагогов поведении ученик получает оценки, не соответствующие его ожиданию. Часто эти оценки дублируются родителями и учениками в той или иной форме. 10. Коррекция учеником своей Я - концепции. Под влиянием оценок педагогов, родителей и сверстников ученик корректирует свою Я - концепцию. Оценки Я- концепции влияют на развитие интеллекта учащегося и чаще всего его затормаживают с вытекающими отсюда последствиями. Оценки Я- концепции влияют также на поведение учащегося, которое выражается в форме мести, власти, избегании неудачи, привлечении внимания.
6 Для того чтобы изучать возможности по индивидуализации обучения, следует выявить направления возможной индивидуализации Типология этих направлений 1.Учет характеристик личности: преимущественный тип мышления (логический, ассоциативный); преимущественный вид восприятия и памяти (вербальный, визуальный, моторный); степень сформированности ключевых и предметных компетенций; имеющиеся знания
7 Типология направлений 2. Учет интересов личности: в выборе содержания – в области расширения содержания; – в области углубления содержания; – в области межпредметных связей; в выборе типов деятельности; в уровне творчества – репродуктивный уровень – продуктивный уровень.
8 Типология направлений 3. Учет индивидуального педагогического прогнозирования: в образовании; в воспитании; в развитии
9 Направления исследования Анализ образовательной программы школы, с точки зрения возможностей ИОП (индивидуальная образовательная программа) Диагностика готовности школьников к ИОП Изучение готовности педколлектива к педагогической поддержке ИОП учащихся Изучение возможностей педколлектива к педагогической поддержке ИОП учащихся Изучение готовности родителей к обучению учащихся по ИОП Изучение возможности создания условий для реализации ИОП в школе
10 Показатели достижения результата Наличие возможностей организации ИОП, наличие разработанных ИОП Доля учащихся старших классов, мотивированных на ИОП, потенциально готовых к ИОП Доля учителей, мотивированных на овладение компетенцией тьютора Доля учителей, обладающих компетентностью тьютора, консультанта и т.п. Соответствие стремлений учащихся, мотивированных на ИОП, с пожеланиями их родителей Наличие «технических» условий для реализации ИОП учащихся разных возрастных ступеней
11 Индивидуализация программы участия в проекте Направления исследования Школы - заявителиФактические исследования 4.1. Анализ образовательной программы школы Лицей 1, Лицей 40, СОШ 42, Петровская школа, СОШ 1 г. Кондопога Петровская школа 4.2. Диагностика готовности школьников к ИОП Лицей 1, Лицей 40, Петровская школа, СОШ 1 г. Кондопога, Лицей им. Пушкина Лицей 1, Лицей 40, Петровская школа, Лицей им. Пушкина, СОШ Н.Вилга 4.3. Изучение готовности педколлектива к педагогической поддержке ИОП учащихся Лицей 1, Лицей 40, Петровская школа, Лицей им. Пушкина г. Кондопога, 4.4. Изучение возможностей педколлектива к педагогической поддержке ИОП учащихся Лицей 1, Лицей 40, Петровская школа 4.5. Изучение готовности родителей к обучению учащихся по ИОП Лицей 1, Лицей 40, Петровская школа, Державинский лицей, СОШ 1, г.Костомукша Петровская школа, 4.6. Изучение возможности создания условий для реализации ИОП в школе Лицей 1, Лицей 40, Петровская школа Лицей 1, Лицей 40, Петровская школа, СОШ 3 г. Костомукша
12 Школьные предметы, в изучении которых учащиеся испытывают трудности
13 Факторы неуспешности обучения (по мнению учащихся)
14 Факторы успешности обучения (по мнению учащихся)
15 Ориентация учащихся на индивидуализацию обучения
16 Отношение учителей к организации индивидуального обучения
17 Опыт учителей в организации индивидуального обучения (по уровням)
18 Готовность учителей к организации индивидуального обучения (по уровням)
19 Предпочитаемые формы повышения квалификации
20 Условия обеспечения готовности школы к индивидуализации обучения
21 Целесообразность введения ИОП
22 Оценка степени готовности школы и учащихся к введению ИОП
23 Индекс готовности к индивидуализации
27 Индивидуальная образовательная программа Среди новых форм одной из наиболее эффективных представляется обучение способных и высокомотивированных детей по индивидуальной образовательной программе. Обучение по индивидуальной программе не противоречит освоению школьником базового компонента в рамках классно-урочной системы. Возможна организация неклассно-урочной системы обучения Возможно обогащение общей программы всех или отдельных конкретных курсов новым содержанием, которое ученик осваивает самостоятельно, регулярно отчитываясь учителю в своем продвижении. Неотъемлемой частью индивидуальной образовательной программы является планирование ожидаемых результатов, сроки и форма их предъявления. Например, составление аннотированного списка библиографии по данной проблеме, подготовка реферата, представление результатов наблюдений или экспериментальных данных, данных проведенного опроса, составление и уточнение топографического плана местности и т. п.
28 Индивидуальная образовательная программа В масштабах страны развитие системы образования старшеклассников на основе выбора индивидуального учебного плана в настоящее время сдерживается, главным образом, отсутствием необходимого учебно-дидактического обеспечения. Необходимо проработать в методическом отношении и закрепить в нормативных документах перечень профильных и непрофильных курсов, развивать в этом направлении учебное книгоиздание. Особенно остро стоит вопрос с разработкой емких, доступных для учащихся и небольших по объему учебных курсов и учебников по непрофилирующим дисциплинам (например, интегрированных курсов естествознания и математики для гуманитариев, курса русской словесности или обществоведения для выбравших естественно- математическое направление образования и т.д.).
29 Индивидуальная образовательная программа К особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы, относятся способности: 1) обучаемость, включающая в себя общие и специальные умственные способности; 2) учебные умения; 3) обученность, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков 4) познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации) 5)проектируемая профессия.
30 Учитель-тьютор Выступает как консультант учащегося, который помогает 1.понять и определить интересы, 2. подобрать соответствующие способы, обеспечивающие его достижение, 3.определиться с местами получения дополнительной информации. 4.определиться по отношению к тому, как дальше использовать полученные результаты
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.