Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемiep.pstu.ru
1 И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
2 С ОДЕРЖАНИЕ Требования Болонского процесса в реализации компетентностного подхода Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы Формирование электронных компетенций, включение в международное образовательное пространство. Совершенствование организации учебного процесса в условиях компетентностного подхода Особенности разработки курса с использованием информационных технологий. Техническая поддержка разработки курса с использованием информационных технологий Опыт использования электронных технологий в европейских университетах.
3 Ф ОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ВКЛЮЧЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВ О Ахметова Светлана Геннадьевна, к.э.н., доцент кафедры МиМ
4 С ОВЕТ Е ВРОПЫ ОПРЕДЕЛИЛ ПЯТЬ ГРУПП КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ЛЮБОЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ : Политические и социальные : ( брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений) Компетенции, касающиеся жизни в много культурном обществе ( понимание различий, взаимоуважение, способность сосуществовать с людьми других культур, языков, религий) Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, в т.ч. владение иностранными языками Компетенции, связанные с возникновением общества информации : ( электронные компетенции). Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
5 Э ЛЕКТРОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Необходимая часть изменений, требуемых Болонским процессом Новый подход к обучению, цель которого – вовлечение преподавателей и студентов в инновационные сценарии обучения, основанные на использовании электронных технологий (e-learning)
6 Основные характеристики современного мира – информатизация и глобализация
7 С ОЦИАЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ – ИНФОРМАЦИОННОЕ НЕРАВЕНСТВО Применительно к образованию возможны два сценария Кастовое информационное расслоение Всеобщее равенство в информационном пространстве Снизить остроту этого неравенства возможно за счет e-learning
8 С ОЦИАЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Появление новых форм образования, которые начинают приобретать черты широкомасштабных систем с размытыми границами. Дистанционное образование (e-learning) относится к этим системам
9 Х АРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО МИРА Общество находится в критическом состоянии (переломном) во многих сферах Ключевая роль для выхода из кризиса принадлежит новой стратегии развития человечества и новым формам образования
10 Т РАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ Конспект – лежит в шкафу (или гараже) Знания – непроверенные, не опробованные (80% теряется в первые 24 часа) Картотека, список литературы – не структурированы, забываются Контакты – приятные, а не полезные Ощущения – забавные, несерьезные
11 В ОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Материалы – доступны 24/7, можно добавить свои собственные (wiki)! Знания – можно проверить, углубить и отточить практикой сразу же! Картотека, список литературы – все формы связей, все виды поиска Контакты – доступны здесь же, общение с «сокурсниками» и преподавателями
12 У НИВЕРСИТЕТЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
13 О СНОВНЫЕ СВОЙСТВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Доступность образования для многих Глобальный характер образовательной среды Превращение образования в мощную отрасль экономики Превращение образования в глобальное культурное явление
14 С ТУДЕНТАМ 21 ВЕКА НЕОБХОДИМО : уметь приспосабливаться к жизни в постоянно меняющемся мире в условиях глобализации; обладать способностью к независимости и самостоятельности; уметь самостоятельно приобретать знания и знать, как необходимо применять полученные знания для блага общества, организаций и предприятий.
15 Ж ИЗНЬ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ВЫДВИГАЕТ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ Современный специалист должен уметь: создавать контент; извлекать знания из данных и информации; создавать и коммерциолизировать свои и привлеченные знания; ставить и решать проблемы; эффективно работать и общаться в сетях; Такими же знаниями должен обладать преподаватель
16 И НФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Роль ИТ в образовании Инструмент для технического усовершенствования традиционного образования Условия для формирования новых образовательных систем
19 П РОГНОЗ ЮНЕСКО НА 21 ВЕК : Очное обучение будет занимать 30 – 40 % времени 40% будет отведено на дистанционное обучение Остальное время на самообразо- вание при поддержке e-learning.
20 И НТЕРЕСНЫЕ ЦИФРЫ В Турецком Дистанционном Университете обучается более половины зарегистрированных студентов страны 81% всех высших заведений США предлагают как минимум один курс дистанционного обучения. 67% учебных заведений США считают дистанционное обучение стратегически важным направлением своего развития
21 С ОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И НСТИТУТА ЮНЕСКО ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (2003 ГОД ) Требования к условиям обучения Доля лиц с актуализированными образовательными потребностями (АОП), выдвигающих данное требование в % КазахстанРоссияУкраина 1Дистанционность4130 2Открытость Индивидуальность программ Гибкость учебного графика
22 МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Модель кейсового обучения Модель с использованием телевизионной технологии Сетевая модель Модель смешанного обучения
23 Кейсовое обучение тьюториалСамостоятельная работа
24 М ОДЕЛЬ КЕЙСОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ЛИНК ЛИНК
25 Т ЕЛЕВИЗИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. П РИМЕРП РИМЕР
26 П РОГРАММА ПЕРЕДАЧ
27 СЕТЕВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Пример Пример
28 СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ (BLENDED LEARNING)
29 Д ИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Светлана Геннадьевна Ахметова Особенности, возможности, проблемы
30 М ИФЫ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ Дистанционное обучение это модное веяние, которое скоро все забудут. Отсутствие живого контакта между преподавателем и учащимися снижает качество обучения. Виртуальное обучение виртуальные знания Качество знаний, полученных при дистанционном образовании ниже, чем при очном обучении. Для того, чтобы учиться дистанционно, нужно освоить специальные программы и хорошо разбираться в компьютере. Дистанционное обучение это лишь чтение текстов на экране. При дистанционном обучении легко писать работы и сдавать экзамены все можно списать и высла ть Дистанционное обучение – заочное обучение
31 Д ИСТАНЦИОННАЯ И ЗАОЧНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ : Ключевым словом дистанционной формы обучения является «интерактивность», т.е. систематическое взаимодействие преподавателя и студента и студентов между собой. В заочном обучении это взаимодействие эпизодическое. Используемые в дистанционном обучении педагогические технологии, организационные формы и средства принципиально отличаются от заочной формы обучения.
32 С ИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ в дистанционной форме возможно создание совместных видов деятельности студентов в малых группах сотрудничества, что в заочном обучении отсутствует (путем создания виртуальных сообществ – студенческий уголок, команды в группах студентов); в дистанционной форме возможно систематическое обсуждение рассматриваемых проблем, возникающих затруднений, просто интересных предложений в интерактивном режиме всей группой в форуме, чате, видеоконференции, что в заочной форме также отсутствует;
33 С ИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) в дистанционной форме могут использоваться такие методы совместной исследовательской, творческой деятельности, как метод проектов, проблемных ролевых или деловых игр, кейс - методов, что при заочном обучении осуществить достаточно проблематично; формы и виды контроля в дистанционной форме значительно разнообразнее, они сочетают как автоматизированный контроль знаний, так и открытые виды контроля совместного результата деятельности
34 О СОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Привнося в процесс обучения свободу и гибкость, Интернет требует ответственного к нему отношения, реальной внутренней мотивации к занятиям и самодисциплины в плане соблюдения сроков и требований, предъявляемых к студентам Студент и преподаватель должны находиться в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля и методов коммуникации с помощью технологий Интернета.
35 П ЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание). Необходима более гибкая система образования, позволяющая не только овладеть определенной суммой знаний, но, что гораздо важнее, овладеть СПОСОБАМИ самостоятельной познавательной деятельности Система контроля за усвоением знаний должна носить систематический характер, и строиться как на основе оперативной обратной связи, так и возможности оперативного обращения к преподавателю
36 О Т ЧЕГО ЗАВИСИТ КАЧЕСТВО ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Качества сетевого курса качество учебно-методического комплекса (УМК), размещенного на сервере качество контрольных ресурсов, размещенных на сервере частота обновления и актуализации содержания курса обратная связь «преподаватель-студент» Качества получившего студентом образования
37 О ЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ( ВОПРОСЫ АНКЕТЫ )
38 Э ЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Светлана Геннадьевна Ахметова Платформы, возможности
39 Интернет Программные оболочки П ЛАТФОРМЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
42 П ЛАТФОРМА M OODLE Светлана Геннадьевна Ахметова Демонстрация возможностей
43 Система МООДУС (Модульная объектно-Ориентированная Учебная Система) является пакетом программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов.
44 СТРУКТУРА СДО МОДУССДО МОДУС
45 Э ЛЕМЕНТЫ КУРСА Учебно-методические Лекция Презентация Ссылка на ресурс Интернета Ссылка на электронный учебник Дополнительный материал Контрольные ресурсы Тесты Опрос Рабочая тетрадь Задания Коммуникации Форум Чат
46 Р АЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА Светлана Геннадьевна Ахметова Особенности разработки электронного курса и электронного учебника
47 Э ЛЕКТРОННЫЙ КУРС И ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК. О СОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ Четкое структурирование по модулям (темам) Выделение по каждому модулю учебно- методических и контрольных ресурсов Включение в каждый модуль дополнительного материала, в том числе ресурсов Интернета
48 Р ЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ КУРСА 1 условно аудиторный час при дистанционной форме = 1 лекционному часу при очной форме Если объем учебного курса обозначить Х, то все остальные нормативы будут зависеть от этого базового показателя: объем основного текста (лекции + презентации + дополнительный материал + список литературы) не должен превышать в страницах 4Х; число тестов (вопросов) должно быть не менее 1Х; число заданий должно быть не менее Х/8 число вопросов к экзамену (зачету) должно составлять не более 1Х объем других текстов (приложения, ссылки) не ограничивается
49 В ОСПРИЯТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ТЕКСТА В электронном виде оптимальный объем воспринимаемой информации в единицу времени – два-три экрана. Поэтому лекции не должны превышать пять-шесть страниц традиционного текста Некоторые примеры и иллюстрации целесообразно включать в виде гиперссылок При необходимости более объемный текст лекции можно разделить на части, отделив одну от другой либо заданиями, либо опросом или другим способом
50 П РИМЕР ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСА ОБЪЕМ ЧАСОВ 85, 17 НЕДЕЛЬ, 5 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ, ИЗ НИХ 3 ЧАСА – ЛЕКЦИИ объем основного текста 4*85= 340 страниц. Из них страниц объем текста лекций (51 час*4 стр.) и около 100 страниц дополнительного материала. Число вопросов в базе тестов 85; число заданий - 11 (85/8) число вопросов к экзамену 45
51 П РИМЕР СТРУКТУРИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Модуль (тема)Неделя учебного процесса Папка Общая информацияMod0 1. Построение организационных моделей 1, 2Mod1 2. Программные решения для организационного моделирования 3Mod2 3. Основные понятия процессного управления 4Mod3 4. Классификация бизнес процессов 5, 6Mod4 5. Описание бизнес процессов 7, 8Mod5 6. Моделирование бизнес процессов 9, 10Mod6 7. Показатели бизнес процессов 11Mod7 8. Выбор первоочередных для совершенствования процессов 12, 13Mod8 9. Исследование выбранного процесса 14, 15Mod9 10. Совершенствование процесса 16, 17Mod10
52 Пример структурирования дисциплины по модулям
53 ПРИМЕР ФАЙЛОВОЙ СИСТЕМЫ (фрагмент)
54 П РОГРАММЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ Программа exelearning firefox Программа Courselab
55 П РИМЕРЫ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ Управление проектами Обложка к учебнику Управление качеством (фрагмент)
56 Фрагмент электронного учебника (программа Courselab )
57 Фрагмент электронного учебника (программа exelearning)
58 П ЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА Задание 1. Планирование курса Задание 2. Разработка структуры курса по модулям Задание 3. Разработка структуры контрольных ресурсов
61 Рекомендуемый шаблон для разработки структуры курса по модулям
62 О ПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЕВРОПЕЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ Steffi Engert, M.A. University Duisburg-Esse, FRG
63 I NTRODUCTION : I NTERNET -B ASED L EARNING Дистанционное обучение в Европейских университетах Steffi Engert, M. A., Solingen (FRG)
64 С ТРУКТУРА ЛЕКЦИИ Дистанционное обучение на основе Интернет. История зарождения Распространение по всему миру Электронное обучение в ЕС Технологии Концепции и модели Преимущества Риски
65 1. И СТОРИЯ 19 век Корреспондентские курсы 1980 –е гг. CBT – обучение с использованием компьютера 1990-е гг. WBT - Обучение с использованием Web технологий
66 2.1. Э ЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Согласно данным ОЭСР количество студентов, обучающихся с помощью Интернет технологий возрастает. Но все же в 2005 г. средняя численность таких студентов составляла не более 5%. Однако в этой цифре есть варианты отклонений от значительно меньше 5% до 20-30% Source: OECD, E-Learning in Tertiary Education, 2005,
67 2.2. Г ЛОБАЛЬНЫЕ РЫНКИ И НТЕРНЕТ ОБУЧЕНИЯ Ожидается, что общий глобальный и региональный рынок Интернет обучения будет увеличиваться в среднем с темпами прироста от 15 до 30 %. США сохраняют свое господство на корпоративном рынке Интернет обучения с долей более 60%. Европа – второй по величине рынок с долей менее 15 %. Глобализация могла бы привести к более быстрому принятию таких технологий Азией, рынок которой по прогнозам экспертов в среднем будет расти на % до 2010 года Source: В России подобное обучение начало внедряться и развиваться на стыке тысячелетий. По данным исследования Ассоциации менеджеров 2004 года (40 компаний, 5000 опрошенных): 36 % уже использовали Интернет обучение; 38 % - планировали; 26 % - ответили отрицательно. Source: review-for-russia.htmlhttp://elearningfutures.blogspot.com/2006/01/elearning-market- review-for-russia.html
70 4. Т ЕХНОЛОГИИ Web технологии Инструменты разработки и доставки учебных курсов Обучающие платформы (LMs) Анимация и игровые методы Передача данных в реальном времени Видео конференции И многое другое
71 4.1. И НСТРУМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ Ежедневные инструменты: Word, esp. PowerPoint; Imaging Ежедневные Интернет инструменты: Websites/HTML, Forum, Chat, Muds/Moos (formerly), Newsgroups; Blogs, WIKIs, Podcasts Web редакторы Анимация: Flash CBT/WBT Authoring Tools: Director Специальные инструменты: e.g. Camtasia for Screen- and Podcasts Интегрированные обучающие платформы
73 П РЕИМУЩЕСТВА Гибкость обучения Независимость в выборе места и времени Простое обновление Простой доступ Стоимость (частично)
74 Р ИСКИ Самообучение подходит не всем Социальная изоляция при недостаточной поддержке Скука, если содержание не интересно Дорогое содержание
75 П РЕДСТАВЛЕНИЕ : ПЛАТФОРМЫ И НТЕРНЕТ ОБУЧЕНИЯ Электронное дистанционное обучение в ЕС Steffi Engert, M. A., Solingen (FRG)
76 Ф УНКЦИИ
77 П ЛАТФОРМЫ ПРОТИВ СТАНДАРТНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ( СРАВНЕНИЕ )
78 В ЫБОР ПЛАТФОРМЫ ( ФАКТОРЫ ВЫБОРА ) Функциональность Гибкость Простота использования (для преподавателей, обучаемых, администраторов) Восприятие преподавателями и обучаемыми Лежащие в основе парадигмы Общие затраты Совместимость с существующими технологиями
79 П РЕИМУЩЕСТВА M OODLE Открытые коды Использование мировым сообществом Высокие оценки пользователей Педагогические парадигмы Пологая кривая обучения Разнообразие обучающих видов деятельности Гибкость и варьируемость размеров
80 Европейский опыт поддержки преподавателей при разработке курса с использованием электронных технологий
81 А ГЕНТСТВО E -C OMPETENCE (У НИВЕРСИТЕТ D UISBURG -E SSEN ) 1 фаза: гг. Создание агентства с поддержкой университета и администрации региона. В течение трех лет около 850 консалтинговых семинаров. 2 фаза: с 2006 г. создание агентства, как постоянный сервис университета для распространения информации об электронных технологиях, консультаций и обучения преподавателей
82 А ГЕНТСТВО E - C OMPETENCE. З АДАЧИ Индивидуальное или в малых группах консультирование и обучение преподавателей (чаще индивидуальное) Персональные консультации по электронной почте и телефону On-line тьюториалы на сайте Производство мультимедиа курсов (вместе с преподавателями)
83 П ОДДЕРЖКА ЭЛЕКТРОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ( ОПЫТ УНИВЕРСИТЕТА D UISBURG - E SSEN –ФРГ) Обучающий портал для преподавателей, разрабатывающих свой курс по дистанционной технологии (расписание on-line семинаров) Обучающий портал Разделы портала Разработка сценария учебного курса Использование Powerpoint, электронных досок, ноутбуков и т.п. Обучение moodle Дидактический раздел: как правильно планировать свой курс Оформление динамичных web страниц и т.п.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.