Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.modernmach.ru
1 О диспропорциях в системе подготовки научных кадров и путях их преодоления А. В. Тодосийчук д.э.н., профессор, действительный член РАЕН ведущий советник Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям 24 июня, 2010 года, Москва
2 2 Диспропорции в системе подготовки научных кадров Рост численности аспирантов и докторантов на фоне снижения численности исследователей; Повышение среднего возраста исследователей на фоне устойчивого роста численности аспирантов (потенциальных молодых ученых); Подготовка кадров осуществляется в основном по специальностям, не востребованных рынком научного труда; Диссертации в большинстве случаев защищаются лицами, профессионально не занятыми в науке и высшей школе; Низкий уровень трудоустройства выпускников аспирантуры и докторантуры по полученной специальности; Снижение соотношения между численностью кандидатов и докторов наук; Рост численности лиц с учеными степенями и званиями не сопровождается адекватным ростом результативности научной и научно-технической деятельности (качество и количество).
3 3 Подготовка научных кадров в аспирантуре Число орга- низа- ций Число аспира нтов Прием в ас- пиран- туру Выпуск из аспира нтуры
4 4 Численность персонала, занятого исследованиями и разработками Всего (тыс.чел.) Исследова- тели Техники Вспомога- тельный Прочие
5 5 Средний возраст исследователей (лет) Исследо- ватели, всего Доктора наук Кандидаты наук
6 6 Структура защищенных кандидатских диссертаций по отраслям науки (2007 г.) естественные науки - 13,1%, технические науки - 17,6%, медицинские науки - 12,4%, сельскохозяйственные науки - 3,4%, общественные науки - 40,1%, гуманитарные науки - 13,4%. В итоге по гуманитарным и общественным наукам доля защищенных кандидатских диссертаций составила 53,5 % от общего числа защищенных кандидатских диссертаций при доле исследователей, занятых в этих областях науки всего лишь 5,3%.
7 7 Публикации российских авторов в научных журналах, индексируемых в web of science Число публикаций Удельный вес России в общеми- ровом числе (%)
8 8 Поступление патентных заявок и выдача патентов на изобретения отечественными заявителями Подано патентных заявок Выдано патентов
9 9 Создание передовых производственных технологий Число передовых производ- ственных технологий Число при- нципиально новых технологий
10 10 Основные причины кризисного состояния в системе подготовки научных кадров низкий социальный статус ученого и преподавателя высшей школы; девальвация ученых степеней и ученых званий; отсутствие эффективной системы подготовки научных кадров вследствие диспропорций в развитии системы высшего и послевузовского профессионального образования, а также эффективной системы государственной аттестации научных кадров; появление и увеличение большой массы «квазиученых», которые так или иначе участвуют в «подготовке» научных кадров; развитие теневого рынка диссертационных услуг «под ключ»; отсутствие эффективной системы научно-технологического прогнозирования; отсутствие эффективных механизмов планирования тематики НИОКР, тематики диссертационных исследований; отсутствие системного законодательства в области науки, высшего и послевузовского профессионального образования.
11 11 Разработка и совершенствование законодательства Для оздоровления ситуации в системе подготовки научных кадров в Федеральный закон от 23 августа 1996 года 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и Федеральный закон от 22 августа 1996 года 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» необходимо внести изменения и дополнения, позволяющие обеспечить сбалансированное развитие науки, образования и рынка труда. Основные законодательные новеллы заключаются в следующем. 1. Подготовку научных и научно-педагогических кадров осуществлять в рамках государственного и муниципального заказа и договоров о целевой контрактной подготовке. Объем подготовки научных и научно-педагогических кадров ежегодно утверждается постановлением Правительства Российской Федерации на основе долгосрочных научно-технических прогнозов и прогнозов потребности рынка труда. 2. Финансовое обеспечение подготовки научных и научно-педагогических кадров должно осуществляться на основе нормативов подушевого финансирования, утвержденных Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по каждой научной специальности из бюджетов соответствующего уровня.
12 12 Разработка и совершенствование законодательства 3. Для повышения ответственности выпускников аспирантуры и докторантуры, а также работодателей в законопроекте предлагаются экономические меры в части возмещения затрат на обучение в бюджет соответствующего уровня при отказе в трудоустройстве в научной организации, наукоемком предприятии, учреждении высшего и послевузовского профессионального образования. 4. Для повышения степени объективности экспертных оценок при рассмотрении диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук предлагается увеличить статус ВАК России, придав ему статус самостоятельного органа федеральной исполнительной власти. Наряду с этим следует принять меры по усилению общественного контроля за деятельностью указанного федерального органа исполнительной власти, ограничению административного ресурса «околонаучных» чиновников во избежание волюнтаристского подхода при формировании ими сети диссертационных советов, защите диссертаций в контролируемых диссертационных советах, их избрании в число членов государственных академий наук.
13 13 Разработка и совершенствование законодательства 5. Для предотвращения «эпидемии» защит диссертаций лицами, профессионально не занятыми научно-исследовательской работой, прием в аспирантуру (адъюнктуру) и докторантуру, а также прикрепление соискателей ученых степеней к научным и образовательным организациям необходимо осуществлять только из числа лиц, чья основная трудовая деятельность непосредственно связана с наукой и профессиональным образованием.
14 14 Заключение Реализация предлагаемых мер не приведет к увеличению расходных обязательств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку за счет реструктуризации сети аспирантур и докторантур при научных организациях и вузах будет обеспечено перераспределение и концентрация средств на подготовку научных кадров, востребованных рынком научного труда в соответствии с закономерностями научно- инновационного развития. Реализация предлагаемых мер также приведет к росту бюджетной эффективности ассигнований, выделяемых на науку и образование из-за повышения уровня трудоустройства выпускников аспирантуры и докторантуры по полученной специальности и результативности научной (научно- технической) деятельности.
15 Информация для связи А. В. Тодосийчук Тел. (495)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.