Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.sch42kms27.znaet.ru
1 Современный урок. Деятельность учителя по мотивации учащихся на этапе самоопределения учащихся к учебной деятельности и актуализации знаний. Литвинова Н.А., руководитель МО учителей русского языка и литературы МОУ СОШ г.
2 Проблеме формирования мотивации посвящены работы отечественных (В.П.Асеев, В.К.Вилюнас, В.И.Ковалев, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова) и зарубежных авторов (Дж.Аткинсон, Г.Холл, А.Маслоу, Х.Хекхаузен). Мотив – это направленность обучающегося на различные стороны учебной деятельности. Мотивация учения – это отношение обучающегося к познавательной деятельности, связанной с конкретным предметом познания; направленность на эту деятельность.
3 Мотивы познавательные мотивы самообразования учебно- познавательные мотивы социальные мотивы социального сотрудничества позиционные мотивы мотивы осознания социальной необходимости, долга и ответственности
4 Внешние мотивы долг, обязанность достижение определенного положения среди сверстников давление со стороны взрослых Внутренние мотивы интерес к процессу деятельности интерес к результату деятельности стремление к саморазвитию, развитию каких- либо своих качеств, способностей
5 положительные эмоции, обусловленные отношениями с учителями, другими учащимися положительные эмоции, связанные с осознанием учеником своих больших возможностей и способностей положительные эмоции от получения новых знаний положительные эмоции от самостоятельного добывания знаний, от овладения новых способов добывания знаний положительные эмоции, связанные со школой в целом, пребыванием в ней АТМОСФЕРА ЭМОЦИОНАЛЬ- НОГО КОМФОРТА
6 Универсальная молекула высокой учебной мотивации: познавательные и социальные мотивы на высшем уровне внутренние мотивы мотивы, направленные на достижение успеха
7 Педагогическая задача по формированию мотивации на современном уроке : Поставить обучающегося в такие условия и ситуации развертывания активности на уроке, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося. УЧЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
8 Мотивационные возможности современного урока: 1.Структура и содержание учебного компонента; 2.Методы и средства обучения; 3.Организационные формы ; 4. Стиль взаимодействия учителя и учащегося.
9 МОТИВАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ УЧИТЕЛЯ РАБОТА В КОМАНДЕ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРИЗНАНИЕ РАВНОПРАВНО Й РОЛИ УЧЕНИКА ПОСТАНОВКА ЯСНОЙ, ПОНЯТНОЙ ЦЕЛИ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ
10 Этапы формирования мотивации на уроке. Этап вызывания исходной мотивации: актуализируются мотивы предыдущих достижений, вызываются мотивы относительной неудовлетворенности, усиливаются мотивы ориентации на предстоящую работу, мотивы удивления, любознательности. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации: ориентировка на познавательные и социальные мотивы, вызывается интерес к нескольким способам выполнения задания и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этап завершения урока: усиление оценочной, рефлексивной деятельности учащихся в сочетании с отметкой учителя. психологический комфорт
11 Познавательные ЭмоциональныеВолевыеСоциальные Методы мотивации
12 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности 2. Этап актуализации знаний. Этап вызывания исходной мотивации
13 Этап урока: Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. (1 -3 мин.) Урок открытия нового знания. Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Урок закрепления знаний и умений. Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований коррекционной учебной деятельности, осознание практической значимости применяемых знаний и умений.
14 Этап урока: Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Урок обобщения и систематизации знаний. Цель этапа: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к построению методов, связывающих изученные понятия в единую систему. Урок проверки, оценки и коррекции заний и умений. Цель этапа: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований контрольно-коррекционной деятельности.
15 Этап урока: Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Реализация цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); - создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); - установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
16 ЭТАП МОТИВАЦИИ (САМООПРЕДЕЛЕНИЯ) К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – НАЧАЛО ПРОЦЕССА РЕФЛЕКСИИ.
17 Урок открытия нового знания Этап урока: Актуализация, фиксирование, выявление места и причины индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организация фиксирования и анализа учащимися индивидуального затруднения в пробном действии. Реализация цели: воспроизвести и зафиксировать знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); актуализировать норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»); попытаться самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; зафиксировать возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. проанализировать шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорить вслух, что и как делали; зафиксировать операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); соотнести свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировать, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
18 Урок закрепления знаний и умений. Этап урока: Этап актуализации, пробного учебного действия, локализации индивидуальных затруднений Цель этапа: Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности, осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. Реализация цели: Необходимо: - организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.; - активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); - организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа; - организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок); - уточнить алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке; - на основе алгоритма исправления ошибок проанализировать свое решение и определяют место ошибок - место затруднение; - выявить и зафиксировать способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.
19 Урок обобщения и систематизации знаний. Этап урока: Этап актуализации и воспроизведения и коррекции опорных знаний. Цель этапа: Подготовка мышления учащихся и осмысление методов, связывающих изучаемые понятия в единую систему, методов организации учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Реализация цели: Необходимо - организовать работу по систематизации и обобщению узловых вопросов программы, по формированию у учащихся знаний, отражаемых в виде идей и теорий; - обеспечить переход от частных к более широким обобщениям; - активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); - организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу»).
20 Урок проверки, оценки, коррекции знаний и умений. Этап урока: Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель этапа: Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности. Реализация цели: Необходимо: - организовать повторение контролируемых способов действий (норм); - активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы; - организовать мотивирование учащихся («хочу» - «надо» - «могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа.
21 Действия учителя и ученика на этапе вызывания исходной мотивации Действия учителяДействия ученика Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Напоминает обучающимся, как… Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения… Побуждает к высказыванию своего мнения. И т.д. Озвучивают тему и цель урока. Мотивируют свои действия Обосновывают выбор … Проводят анализ …. Отвечают на вопросы учителя. Озвучивают понятие… Выявляют закономерность… Анализируют… Наблюдают … Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений. И т.д.
22 Осмысленность действий учащихся на этапе мотивации и актуализации знаний решает задачи формирования УУД и ключевых компетенций. Зачем мне это надо?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.