Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемimc-vuralsk.ucoz.ru
1 Методологические и психолого- педагогические предпосылки построения концепции аттестации Машуков Александр Васильевич
2 КОНЦЕПЦИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Предлагаемая концепция включает комплекс ключевых положений, всесторонне и наиболее полно раскрывающих содержательные, процессуальные и организационно-действенные средства проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. В качестве ключевых элементов концепции выделены: 1) цели и задачи аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
3 КОНЦЕПЦИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 2) методологические основания проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; 3) понятийно-категориальный аппарат; 4) критериально-оценочный аппарат; 5) общий план аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
4 Цель аттестации Цели и задачи аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений определены в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». Цель аттестации – установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
5 Задачи аттестации: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; повышение эффективности и качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
6 Задачи аттестации: выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений; определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
7 Основные принципы аттестации коллегиальность, гласность, открытость (обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам) недопустимость дискриминации при проведении аттестации (в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» )
8 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В качестве методологических подходов определены личностно-деятельностный; акмеологический; компетентностный подходы
9 Личностно-деятельностный подход Последовательная его реализация повышает эффективность процесса аттестации педагогических работников по следующим показателям: придание результатам оценки профессиональной квалификации педагогических работников социально и личностно значимого смысла; возможность выделения основных и промежуточных результатов развития профессиональной компетентности педагогических работников, выраженных в терминах ключевых задач, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования их профессиональной деятельности;
10 Личностно-деятельностный подход определение этапного характера процесса развития профессиональной компетентности педагогических работников, каждый этап которого характеризуется определенными новообразованиями, выраженными в форме ожидаемых результатов; осуществление оценки профессиональной компетентности педагогических работников сквозь призму их мотивов, ценностных ориентаций, целей, интересов и перспектив; учет в ходе оценки профессиональной компетентности прошлого опыта педагогических работников, их личностных особенностей в субъект-субъектном взаимодействии.
11 Акмеологический подход Роль акмеологического подхода в процессе проведения аттестации педагогических работников проявляется в следующем: оценивание профессиональной компетентности педагогических работников следует рассматривать в контексте целостного совершенствования их личности, когда их индивидуальные, личностные и субъективно-деятельностные характеристики рассматриваются в единстве;
12 Акмеологический подход в процессе проведения аттестации важно определить движущие силы развития профессиональной компетентности педагогических работников (объективные и субъективные), влияющие на развитие их профессионализма; чем ближе объективные и субъективные движущие силы, тем выше вероятность достижения вершин профессиональной деятельности; оценивание профессиональной компетентности педагогических работников должно основываться на определении степени развития тех проявлений их профессионального саморазвития, которые являются «акмеологическими инвариантами» и обеспечивают успех их профессиональной деятельности.
13 Компетентностный подход Компетенция – комплекс продуктивно приобретенных знаний, умений и навыков, личностных качеств и опыта практической деятельности в профессиональной области. Компетентность – способность применить компетенцию в произвольной внешней ситуации в профессиональной сфере.
14 Компетентностный подход Цель – достижение интегрированного результата – компетентности – через приобретение компетенций. Компетентность специалиста – способность адаптироваться к произвольным профессиональным условиям и изменениям на профессиональном рынке труда.
15 Компетентностный подход Обеспечивает нацеленность критериально- оценочного инструментария на определение профессиональной компетентности педагогических работников наиболее оптимальным образом. Целесообразное использование положений компетентностного подхода позволяет определить место профессиональной компетентности в структуре профессиональной деятельности педагогических работников. Кроме того, появляется реальная возможность выявить критерии и уровни качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также разработать оптимальную содержательно- методическую стратегию дальнейшего развития их профессиональной компетентности.
16 Составляющие компетентности педагогических работников: профессиональная компетентность информационная компетентность коммуникативная компетентность правовая компетентность
17 Профессиональная компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально- педагогических проблем и типичных профессиональных задач; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
18 Информационная компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
19 Коммуникативная компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
20 Правовая компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
21 Понятийно-категориальный аппарат Понятийно-категориальный аппарат включает основные и вспомогательные понятия и обеспечивает упорядочение терминологии, по-разному понимаемой в науке, в соответствии с системообразующей идеей аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
22 Понятийно-категориальный аппарат Компетентность – качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия.
23 Понятийно-категориальный аппарат Качество: а) философские трактовки: видовое отличие, тот пребывающий видовой признак, который отличает данную сущность в ее видовом своеобразии от другой сущности, принадлежащей к тому же роду (Аристотель); тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество (Гегель); б) экономические трактовки существенная определенность вещи, ее отличие от других полезных вещей одного и того же назначения, а также степень, мера полезности продукта труда (Валовой Д. В.); тотальное соответствие характеристик продукции или услуги, включающих маркетинг, разработку, производство и обслуживание, в результате чего использование продукции (услуги) будет соответствовать ожиданиям потребителя (Фейгенбаум А.); в) производственные трактовки совокупность существенных потребительских свойств предмета, значимых для потребителя (производств.) ! Качество – это значение (значения) характеристик (или их совокупности) объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
24 Понятийно-категориальный аппарат Работник: человек, занятый где-нибудь какой-то работой, занимающийся чем-нибудь профессионально (Большой толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова); субъект трудового права, физическое лицо, работающее по трудовому договору у работодателя; правовое положение работника определяется трудовым законодательством, трудовым и коллективным договорами, локальными правовыми актами организации; работник имеет права и несёт обязанности, установленные трудовым законом («Трудовой кодекс Российской Федерации» 197-ФЗ, вступил в силу 1 февраля 2002года); кроме того: творческий работник – профессионал, способный освоить и создать новые технологии и усовершенствования, обладающий высоким техническим потенциалом (Куприяненко А. И.); творческий работник – физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника (Энциклопедический словарь экономики и права, Юридический словарь); работники умственного труда – обобщенная социальная группа работников, занятых преимущественно различными видами умственной деятельности: врачи, учителя и др. (социолог.). ! Работник – человек, занятый где-нибудь какой-либо работой, занимающийся чем-нибудь профессионально.
25 Понятийно-категориальный аппарат Качество действий работника: ! Качество действий работника (как родовое понятие) – это значения, которые приобретает совокупность свойств или признаков состояния (работы) человека, занятого какой-либо деятельностью и осуществляющего его профессионально.
26 Понятийно-категориальный аппарат Вспомогательные понятия Адекватный – соответствующий, подходящий для данных условий. Эффективный – дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный. Готовность – состояние мобилизации психофизиологических систем человека, обеспечивающее эффективное выполнение определенных действий. Ответственность – способность личности контролировать свою деятельность (или ее результаты) в соответствии с принятыми в обществе или коллективе социальными, нравственными и правовыми нормами и правилами, чувством долга.
27 Понятийно-категориальный аппарат Вспомогательные понятия Задача – то, что требует исполнения, разрешения; упражнение, которое выполняется, решается посредством умозаключения, вычисления и т.п. Предметная задача - задача, описывающая реальный объект или процесс; предметная формулировка представляется более продуктивной, чем абстрактная, так как помогает сопоставить физическую задачу с ее математическим описанием, а также показывает общность описания и методов решения задач, имеющих различную природу. Профессиональная значимая предметная задача – это задача, описывающая реальный аспект профессиональной деятельности (или деятельности, осуществляющейся профессионально), сопровождающаяся конкретизацией с точки зрения используемых ресурсов, имеющихся или созданных условий, наличия кадровых возможностей.
28 Оценка персонала в современном менеджменте Система оценки кадров Критерии, определяющие, что должно оцениваться; Методы сбора, обработки и анализа информации; Организационные процедуры оценки, определяющие, какие функции и кто выполняет; Субъекты, осуществляющие оценку.
29 Оценка персонала в современном менеджменте Текущая оценка: осуществляется периодические в течение всего учебного года. Используемые формы этой оценки, как правило, не охватывают всю деятельность учителя, а ориентированы на оценку отдельных участков его работы. Суммарное (итоговое) оценивание: призвано составить суждение о том, насколько учитель отвечает профессиональным требованиям с точки зрения квалификации и качества профессиональной деятельности. Оценка проводится по широкому кругу выработанных и согласованных критериев, охватывающих все стороны деятельности педагога.
30 Оценка персонала в современном менеджменте Показатели оценки Каждый критерий оценивания состоит из оценочного показателя и соответствующей ему шкалы оценивания. Показатели оценки определяют, исходя из содержания выполняемой работы. Обычно их делят на три группы: показатели учебно-воспитательной работы, инновационной деятельности и работы по саморазвитию учителей.
31 Оценка персонала в современном менеджменте Методы построения оценочных шкал 1. Метод градации - метод построения балльных оценочных шкал, в том числе с использованием весовых коэффициентов 2. Метод упорядочения рангов – метод ориентирован на установление между оцениваемыми объектами отношений «лучше - хуже», «больше - меньше» и т.д.
32 Оценка персонала в современном менеджменте Принципы построения эффективной системы оценивания Развитие кадров (в процессе и результате оценки каждый работник должен «усовершенствоваться» независимо от того, работает ли он удовлетворительно, хорошо или отлично) Комплексность (рассмотрение оценки на разных этапах карьеры или оценки с разными целями на одном и том же этапе как взаимосвязанных элементов общей системы) Уважительное отношение к личности оцениваемого (отдельная личность, ее права, интересы и потребности ставятся на ведущее место)
33 Оценка персонала в современном менеджменте Принципы построения эффективной системы оценивания Демократичность (оцениваемые активно вовлекаются в той или иной форме в процесс оценки: в разработку критериев и содержание оценки, согласование сроков и совместное обсуждение результатов, что делает их соучастниками этого процесса и формирует положительное отношение к нему); Дифференцированность (система оценки кадров как совокупность подсистем оценок для разных групп работников); Непрерывность (непрерывный характер оценки, складывающийся из текущей и итоговой оценки и текущего контроля за работой педагогов в течение всего периода со стороны руководства ОУ)
34 Критериально-оценочный аппарат В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений общего образования предлагается осуществлять с использованием трех критериев: владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности; готовность решать профессиональные предметные задачи; способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
35 Эффективный педагогический опыт как объект оценивания в рамках аттестации педагогических работников
36 Педагогический опыт в контексте инновационной культуры Ресурс современного развивающего и развивающегося образования - педагог, обладающий уникальной практико- преобразующей компетенцией, т.е. способный выделить актуальные проблемы, характерные для конкретной образовательной ситуации и определить способы и средства их решения.
37 Объекты инновационных преобразований - собственная педагогическая деятельность и управление образованием.
38 Диссеминация - процесс внедрения результатов проектной деятельности в массовую образовательную практику (В.И. Слободчиков).
39 Феномен диссеминации как достижения инновационной образовательной практики 1. системность нововведений; 2. наличие исследовательской деятельности педагогов и учащихся; 3. системная реализация таких видов деятельности как проектирование, программирование, исследование, стратегирование, экспертиза, рефлексивное управление, и проблемы развивающегося образования: 4. избыток многообразия и его нерегулированность; 5. отсутствие эффективных способов стимулирования инноваций; 6. неопределенность субъектов развития образования и механизмов их поддержки.
40 Историческая реконструкция категории «педагогический опыт» е годы (I этап) Период революционного преобразования педагогической теории и практики, в основе которого лежала социальная задача – создать принципиально новую школу. Поиски и эксперименты в области образования рассматривались как часть государственной политики. Создание опытно-показательных учреждений для поисков новых путей обучения и воспитания. В теории и практике разработка исследовательских методик обучения на основе индивидуального подхода к учащимся (Метод проектов, Дальтон-план и т.д.) и комплексно-целевых программ.
41 Историческая реконструкция категории «педагогический опыт» Новаторский опыт этого периода воплотился в учебно-воспитательные системы авторских школ З.Н. Гинсбурга, А.С. Макаренко, С.М. Ривеса, В.Н. Сорока-Росинкого, С.Т. Шацкого, Н.И. Шульмана, и др. Проблема изучения инновационного опыта нашла свое отражение в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского.
42 Историческая реконструкция категории «педагогический опыт» е годы (II этап) Образование призвано было реализовать социальный заказ – осуществить связь обучения и воспитания с жизнью, трудом. Совершенствование методики отдельных предметов или отдельных приемов и методов работы. Нетрадиционная структура учебного занятия, методика проблемного и программированного обучения, разнообразные формы индивидуальной работы с детьми.
43 Историческая реконструкция категории «педагогический опыт» е годы (III этап) Стремление выделить главное в содержании конкретного опыта, перейти к его концептуальному оформлению и творческому использованию всего нового. Гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, сотрудничество и демократизм.
44 Историческая реконструкция категории «педагогический опыт» 90–2000-е гг. (IV этап) Становление теории распознавания, выявления, изучения, обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта. Оформление современных подходы к изучению опыта, среди которых выделяются психологический подход Л.М. Фридмана, концепция изучения, обобщения и распространения опыта на диагностической основе Я.С. Турбовского, деятельностный подход Ф.Ш. Трегулова. Эти подходы содержат доказательные утверждения, четко сформулированные законы, систему критериев, требований, принципов.
45 Историческая реконструкция категории «педагогический опыт» 2000-е гг. (V этап) Формирование технологического подхода к оформлению педагогического опыта в практике, что повлекло за собой новые проблемы, требующие новых методологических подходов. С одной стороны, технологизация является важнейшей тенденцией развития образования в целом и средством повышения эффективности труда за счет унификации рутинных операций. С другой стороны, появившиеся многочисленные методические рекомендации, содержащие жесткие требования к анализу собственной педагогической деятельности, оформлению авторских педагогических разработок, часто ведут к потере уникальности творческих находок педагогов-практиков, попадающих на этапе их нормативного оформления в жесткие условия технологизации педагогического опыта.
46 Историческая реконструкция категории «педагогический опыт» 2000-е гг. (V этап) Специфическая задача современного этапа развития педагогического опыта состоит в том, чтобы, опираясь на уже имеющиеся теоретические подходы, содержащие закономерности, критерии, принципы его обобщения создать гибкую технологию работы с ним, чтобы, сохранив творческую природу опыта, сделать его технологичным, а это значит воспроизводимым в массовой практике.
47 Педагогический опыт как практико- ориентированная категория Педагогический опытом - реальный педагогический процесс, реальная педагогическая практика, в том числе и её результаты, которые отражаются в качествах учащихся и воспитанников. Педагогический опыт - это средство фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности. Педагогический опыт - совокупность знаний, умений и навыков, которыми педагог овладевает в процессе своей педагогической деятельности. Педагогический опыт в широком понимании - это целенаправленно организованный педагогический процесс, и его результаты – качества личности и знания обучающихся.
48 Педагогический опыт как практико- ориентированная категория Педагогический опыт в «широком смысле» - это такое мастерство педагогов, которое даёт высокие результаты в обучении, развитии и воспитании детей, в подготовке и развитии самого педагога. При этом высокие результаты достигаются благодаря тому, что педагог учитывает действующие закономерности в обучении и воспитании школьников, творчески использует научно- методические рекомендации, педагогически целесообразно учитывает специфику условий педагогического процесса. Педагогический опыт в «узком смысле» означает такую практику, которая творчески использует все лучшее из теории и практики, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному. Стимулирующую и преобразующую свою роль педагогический опыт черпает через точки педагогического роста из массовой педагогической практики, из глубины педагогической реальности. Точка педагогического роста - новая социально-педагогическая дефиниция, обозначающая конкретную деятельность отдельного образовательного учреждения или педагога, направленную на зарождение и удовлетворение образовательных потребностей и детей, и родителей, и социума.
49 Педагогический опыт как практико- ориентированная категория Точки педагогического роста : конкретный педагогический опыт, методическая или воспитательная технология, которые оказывают реальное положительное воздействие как на содержание, так и на результат целостного педагогического процесса; социально-педагогическая инициатива, которая выступает залогом структурных, содержательных, технологических преобразований в системе образования на внутрисистемном, межсистемном региональном уровнях; сплав педагогической инициативы с профессиональной компетентностью педагога или педагогического коллектива.
50 Педагогический опыт как практико- ориентированная категория Основных технологические элементы становления педагогического опыта: 1) обращение отдельных педагогов к коллективному осуществлению профессиональной деятельности; 2) осознание возможности поддержки и помощи себе со стороны других людей (в осуществлении своих личных намерений) как нормы взаимодействия; 3) построение идеального плана, который опирается на рефлексию, направленную на самого себя и свои действия внутри коллективной деятельности; 4) развитие воображения, благодаря которому осуществляется возможность работы человека внутри коллектива; использование его как средства для соединения идеальных планов каждого в общий, коллективный «объем» совместную действительность; 5) постановка целей коллективной деятельности отдельным человеком и осознание ответственности перед другими и собой за эту инициативу (развитие лидерских качеств).
51 Педагогический опыт как практико- ориентированная категория Педагогический опыт - новообразование, которое появляется у педагога в результате рефлексии затруднений в профессиональной деятельности.
52 Типологизация педагогического опыта Личный педагогический опыт, который состоит из азов профессионального мастерства, т.е. включает в себя те элементы педагогической профессии: организация образовательного процесса, разработка календарно- тематического планирования, проверка знаний и умений воспитанников и т.д
53 Типологизация педагогического опыта Массовый педагогический опыт - педагогический опыт, который создается в рамках общепринятых норм и рекомендаций, характеризуется устойчиво высокой эффективностью и положительной результативностью педагогического труда.
54 Типологизация педагогического опыта Передовой педагогический опыт (буквально, «движущийся, находящийся впереди») – это опыт, который, возникая из массового опыта, превосходит его по отдельным параметрам или в целом, отличаясь от него по ряду признаков, важнейшими из которых являются: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильность результатов.
55 Типологизация педагогического опыта Совершенствующий передовой педагогический опыт касается, как правило, какого-либо элемента или нескольких элементов педагогической системы. Для этого типа опыта характерны либо частный уровень новизны (обновление одного из элементов педагогической системы в порядке текущей модернизации.), либо условный уровень (необычное сочетание ранее известных элементов), либо новизна местного уровня (использование в конкретных условиях новшества, уже применявшегося на других объектах).
56 Типологизация педагогического опыта Преобразовательный педагогический (новаторский) опыт затрагивает саму суть педагогической системы – ее цели, отрицает сложившиеся стереотипы, вступает в конфликт с действующими нормами. Новаторский (творческий) педагогический опыт – это высшая степень проявления передового педагогического опыта, характеризующаяся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса. Преобразовательный опыт связан с разработкой и реализацией новых педагогических систем обучения и воспитания или, во всяком случае, систем, содержащих существенные элементы новизны.
57 Типологизация педагогического опыта Инновационный педагогический опыт. Его принципиальное отличие заключается в том, что он создается чаще всего в искусственных условиях, живет как некая «модель», которая затем переносится в практику при создании там определенных условий. Носителями данного типа опыта выступают не отдельные педагоги, а целые коллективы – проектные команды. Наиболее перспективным способом становления инновационного педагогического опыта на современном этапе является проектный эксперимент, ибо проектирование в образовании это базовый процесс выращивания новых форм общности педагогов и учащихся; новых содержаний и технологий образования; новых способов и техник педагогической деятельности и мышления.
58 Инновация и инновационный педагогический опыт Инновация педагогическая (нововведение) – 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; 2) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. Таким образом, инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Диссеминации подлежит такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.
59 Что такое «инновация» - Innovation (англ.) - введение новаций (новшеств); - инновация есть результат трансформации идей, исследований, разработок, новое или усовершенствованное научно-техническое или социально-экономическое решение, стремящееся к общественному признанию через использование его в практической деятельности людей
60 Инновационная деятельность охватывает создание и внедрение: - новой продукции; - новых технологических процессов и форм организации производства; - нового рынка; - новых процессов управления и решения социально-экономических задач, соответствующих им финансовых инструментов и организационных структур; - новых предпочтений человека в духовной сфере.
61 Терминологический анализ Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса) (А.А.Адамский).
62 Терминологический анализ - инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества); - инновации служат для удовлетворения новой потребности; - инновации - это целевые изменения; - инновации - это внесение в среду новых стабильных элементов, вызывающих переход системы в новое состояние; - инновации - процесс сопряжения с новшеством изменений в других (взаимосвязанных с данной) сферах; - инновации - новая (для конкретного лица) идея.
63 Появление инноваций Потребность рынка, то есть имеющийся спрос на определенный продукт (товар, услугу). Его можно также назвать эволюционным. К эволюционным также относятся, естественно, различные изменения в имеющихся на рынке продуктах (товарах, услугах). Например, изменения, приводящие к снижению издержек на производство или приданию более «товарного» вида продукции. «Изобретательство», то есть интеллектуальная деятельность человека по созданию нового продукта, направленного на удовлетворение спроса, который отсутствует на рынке, но может появиться с появлением этого нового продукта. Это радикальный, революционный путь.
64 Инновационный процесс - мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям; - направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.
65 В основе инновационных образовательных процессов - проблема изучения педагогического опыта; - проблема доведение до практики достижений психолого-педагогической науки.
66 Факторы развития инноваций - объективные факторы - создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результатов; - субъективные факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступают ученые- педагоги, учителя и другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность.
67 Классификация инноваций Технологические инновации. Методические инновации. Организационные нововведения. Управленческие нововведения. Экономические инновации. Социальные нововведения. Юридические инновации.
68 Сущность педагогической инновации введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и ребенка
69 Инновации в дошкольном образовании Необходимость ведения активного поиска путей решения существующих в дошкольном образовании актуальных проблем. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить конкурентоспособность каждого ДОУ. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большому, значимому для всех делу. Стремление недавних выпускников педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные новые знания. Возрастающие запросы отдельных групп родителей на уровень образованности своих детей. Конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями.
70 Особенности инновационной деятельности в образовании субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги; необходимость системного охвата возможно большего числа педагогических проблем.
71 Критерии инновации новизна; оптимальность; результативность; возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
72 Декомпозиция приоритетных направлений в тематике проблем инновационной деятельности ДОУ 1. Повышение качества дошкольного образования: реализация современных образовательных программ по дошкольному образованию; использование парциальных программ дошкольного образования; использование современных педагогических технологий в дошкольном образовании; здоровьесберегающие технологии в образовании детей дошкольного возраста; метод проектов как одна из современных технологий развивающего обучения.
73 Декомпозиция приоритетных направлений в тематике проблем инновационной деятельности ДОУ 2. Осуществление здоровьесберегающего дошкольного образования: - условия построения здоровьесберегающего образовательного пространства; - использование здоровьесберегающих образовательных технологий; - система взаимодействия участников здоровьесберегающего образовательного процесса; - построение здоровьесберегающего развивающего предметного пространства и др.
74 Декомпозиция приоритетных направлений в тематике проблем инновационной деятельности ДОУ 3. Гражданское образование детей дошкольного возраста: - ознакомление с городом Челябинском и его достопримечательностями; - ознакомление с природой Урала, ее особенностями; - ознакомление с прикладным искусством Урала; - знакомство с русскими народными праздниками и обрядами; - гражданское образование средствами музыки; - отражение знаний о Родине в детской продуктивной деятельности и др.
75 Перечень позиций, по которым можно оценить готовность педагогов к новым видам деятельности: - степень ответственности по отношению к делу; - мотив педагогической деятельности; - приоритеты в организации работы; - отношение детей и родителей; - отношение коллектива; - воспитанность; - позиция на педсоветах, совещаниях; - степень профессиональной открытости; - моральные правила; - коммуникабельность.
76 Описание опыта Раздел 1. Основывается актуальность данного опыта работы, формулируется основная идея опыта. Раздел 2. Реферативный обзор научной и методической литературы, а также существующей практики по теме опыта. Суть данной работы – вычленение научной идеи, лежащей в основе вашего опыта.
77 Раздел 3. Описание собственного опыта работы, т.е. сущность опыта, его результативность, условия использования. актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильность результатов, новаторство, характеризующееся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса) Отразите факторы успешности представленного опыта работы в следующем порядке: название фактора успешности (что?); с какой целью вы его применяете и в какой последовательности (для чего?); что дает применение этого фактора (результат); за счет чего вы получаете высокие результаты? (условия эффективности). Раздел 4. Приложение. Прилагается иллюстративный материал, подтверждающий аналитическое описание опыта.
78 Описание инновационного педагогического опыта представляет собой целостное описание актуального для развития системы образования образовательного ресурса, включающее следующие обязательные компоненты: 1.тема; 2.источник изменений; 3.идея изменений и ее содержание; 4.новизна педагогического опыта; 5.трудоемкость, риски и ограничения; 6.условия реализации изменений; 7.результат изменений (продуктный и субъектный); 8. заключение.
79 1.тема опыта Особые требования предъявляются к формулировке. Она должна отражать основную идею опыта, быть конкретной, четкой, лаконичной, доступной, достаточно информативной. содержать указание на причину (педагогическую проблему), вызвавшую появление данного опыта быть привязанной к определенным этапам и условиям педагогического процесса.
80 Примеры тем Если анализируемый опыт имеет системный характер, то полученную последовательность можно назвать «Система работы…» Если вы предполагаете описать только отдельное направление, то найдите для этого адекватное название, например, «Опыт литературно-краеведческой работы…», «Технология организации малых форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками» и т.д.
81 Определение источников противоречий, отраженных в проблеме (теме) опыта
82 2.Источник инновационных изменений несоответствие реальных возможностей обучающихся тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны образовательного учреждения и педагогов; несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни; несоответствие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса; расхождение между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; несоответствие определяющего значения деятельности в развитие личности и преобладание репродуктивных, объяснительно- иллюстративных методов обучения и мероприятийных форм воспитания; расхождение между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и технократизацией педагогического процесса.
83 3.Идея изменений Специфика педагогической идеи состоит в том, что в ее содержании имеются конкретные представления о назначении, сущности, способах воплощения идеи в будущую образовательную реальность. Содержание идеи рассматривается в единстве его составляющих: социопрактического, ценностно-смыслового, дятельностного, прогностического.
84 3.1.Социопрактическое содержание идеи обобщенные характеристики субъектов педагогической деятельности: социальное происхождение воспитанников, возраст педагогов, уровень их мастерства, психологические характеристики педагогов и воспитанников, категории преподавателей, способных к восприятию и принятию данной идеи, а также региональные и культурно- исторические характеристики, временные и пространственные возможности реализации идеи, социальные, педагогические, материальные и другие условия обучения и воспитания.
85 3.2.Ценностно-смысловое содержание идеи принятие педагогом на себя ответственности за смысловую составляющую своих мыслей и действий и ее соотнесенность с теми или иными ценностями, разделяемыми отдельными индивидами, группами людей (сообществами) или обществом в целом. Уход от этой ответственности означает ослабление внимания к философскому, методологическому и теоретическому осмыслению педагогической науки и практики, расширение границ стихийных влияний на педагогический процесс, укрепление конформистских позиций, умножение негативных фактов, факторов и отрицательных результатов в образовании.
86 3.3.Деятельностный аспект содержания идеи связан напрямую со способом ее реализации. Какой бы замечательной, перспективной и привлекательной ни была педагогическая идея, она останется пустой декларацией, если не будет ясен механизм ее реализации. И если по каким-то причинам эффективный и реалистичный способ воплощения идеи в практику не найден, то значит, время для этой идеи еще не наступило.
87 3.4.Прогностический аспект педагогической идеи является существенным фактором управления ее функционированием и развитием. Особую значимость приобретает разработка прогностического аспекта для тех идей, которые еще только готовятся для распространения в широкой педагогической практике. Основательный анализ возможных последствий воплощения этих проектов в жизнь направлен на предупреждение опасных и тяжелых ошибок, на предотвращение скороспелых и непрофессиональных действий в области реформирования образования. С позиции гуманистической идеологии образования разработка прогностического аспекта педагогической должна содержать указание на то, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах ее реализации в конкретной практике.
88 4.Новизна педагогического опыта В зависимости от глубины (масштабности) представляемых изменений можно выделить следующие уровни новизны инновационного педагогического опыта: глобальный уровень новизны - внесение новых положений в науку, кардинальное преобразование образовательного процесса от постановки новых целей до новых подходов к образовательной диагностике; локальный уровень новизны - обновление одного из элементов педагогической системы в порядке текущей модернизации; условный уровень новизны - необычное сочетание ранее известных элементов; частный уровень новизны - использование в конкретных условиях новшества, уже применявшегося на других объектах.
89 классификация уровней новизны, соответствующая педагогическому опыту, имеющему характер педагогического исследования: уровень преобразования, характеризуемый принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, коренным образом отличающимися от известных представлений в данной области; уровень дополнения – открытие новых граней уже известных теоретических и практических положений в области обучения и воспитания; уровень конкретизации – уточнение, конкретизация отдельных теоретических и практических положений, касающихся обучения, воспитания, методики преподавания
90 5.Трудоемкость инновационного педагогического опыта Трудоемкость – условия (нормативно- правовые, материально-технические, финансовые, программно-методические, организационные и другие), которые требуются для внедрения опыта. Трудоемкость ИПО связана с проектированием содержания, форм и способов организации образовательного процесса в рамках конкретных образовательных ступеней как факторов развития личности, способной к стремительному, гибкому изменению способов своей жизнедеятельности.
91 6.Риски инновационного педагогического опыта Риски – угрозы внедрения опыта, которые создаются во внешней среде и которые должны быть устранены или минимизированы на этапе разработки внедренческого проекта. Риски ИПО объясняются экспериментальным статусом направления инновационного развития школы, трудностью соорганизации людей при распределенной, полицентристской системе управления, фактически выделяющейся в самостоятельный, достаточно сложный и ответственный участок работы
92 7.Ограничения инновационного педагогического опыта Ограничения – тенденции изменения внешней среды, которые необходимо обязательно учитывать в процессе внедрения опыта, чтобы обеспечить его воспроизводимость и максимальную эффективность в других условиях. Ограничения ИПО определяются тем, что вопрос о преемственности содержания, форм, методов школьного образования может решаться только на основе консолидации педагогического сообщества вокруг инновационной идеи, диалога с органами управления образованием, целенаправленной работы с возможными социальными партнерами на принципах кооперации и сотрудничества.
93 8.Условия реализации изменений Описание конкретных условий, в которых формировался инновационный педагогический опыт и которые должны быть созданы в рамках внедренческого проекта с целью распространения инновационного опыта в массовой практике. Ориентировочная продолжительность внедрения, объемы потребных трудозатрат на внедрение, потребность в специальной подготовке педагогов и возможности ее получения; потребности в материально-техническом обеспечении, общий объем потребного финансирования на внедрение.
94 Условия, обеспечивающие эффективность инновационных изменений образовательных систем общесистемные условия - задают норму функционирования образовательной системы учреждения в целом, т.е. позволяют дооформить и нормировать взаимодействие образовательного учреждения с органами управления и социальными партнерами разного уровня (обеспечить ее нормальное функционирование); внутрисистемные условия - определяют уровень и качество функционирования системы, позволяют неограниченно совершенствовать функционирование учреждения; вне (меж -) -системные условия - определяют ресурсы развития системы, отвечают за преобразование самого типа функционирования учреждения и осуществление шага ее дальнейшего развития.
95 условия, обеспечивающие наибольшую эффективность использования передового педагогического опыта должны давать ответы на следующие вопросы: 1. Каковы цели педагога? На развитие, каких личностных качеств, способностей обучаемых сориентирована педагогическая деятельность? 2. Какие типы деятельности осваиваются обучающимися (исследовательская, проектная, творческая, эвристическая и т.д.)? 3. Формирование, каких общеучебных и предметных умений обеспечивает предлагаемая в опыте технология? 4. Каковы особенности организации образовательного процесса? 5. Каковы особенности педагогической деятельности (методы, приемы, техники, их взаимообусловленность и целесообразность)? 6. Каковы особенности деятельности обучающихся (как обеспечивается мотивация, как происходит процесс учения, каков объем самостоятельной работы, как организуется рефлексия и т.д.)? 7. Каковы критерии и способы оценивания промежуточных и конечных результатов? 8. Какими дидактическими материалами и учебной литературой обеспечен процесс? 9. Каков адресат данного опыта?
96 8.Результат изменений Результативность опыта означает его действенность, возможность добиваться при его использовании полезного эффекта, высокого результата в обучении и воспитании и определяется двумя основными показателями: надежностью - устойчивостью, стабильностью положительных результатов, получаемых в практике. перспективностью - длительностью сохранения актуальности результатов, получаемых за счет освоения опыта, их способностью оставаться новыми, не устаревать
97 Результат инновационных изменений имеет продуктный и субъектный характер. Продуктный результат связан с качеством произведенного продукта (результата решения педагогической проблемы). Материальными продуктами инновационного педагогического опыта могут быть образовательные программы, дидактические материалы, видеоматериалы, учебно-методические пособия, алгоритмы учебных действий по предмету; технология организации деятельности или элементы технологии; авторская программа (учебного курса, воспитательная); система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки обучающихся и др.); эффективные средства обучения и воспитания (пособия, карточки, тренажеры); реализация принципов обучения и воспитания(креативности, комфортности, ва¬риативности и др.); эффективная система оценки знаний и др. Субъектный результат проявляется на уровне изменения человеческих свойств, качеств, проявлений, отношений. К таким изменениям относятся развитие типов мышления, воображения, приобретение новых знаний, умений и навыков, формирование различных личностных качеств, освоение различных способов деятельности
98 субъектные результаты внешние, т.е. те которые диагностируются с помощью аттестационных процедур: динамика обученности, качество знаний, участие в предметных олимпиадах и конкурсах и т.п., и внутренние, диагностируемые с помощью психолого-педагогических методов: познавательный интерес, учебная мотивация, сформированность учебной деятельности, мыслительные навыки, рефлексивные качества и т.п.
99 9.Заключение о предполагаемом масштабе и формах распространения изменений Масштаб распространения изменений определяется уровнем практической значимости опыта. По степени влияния инновационного педагогического опыта на образовательную систему в целом выделяют: отраслевой (общепедагогический) уровень означает, что влияние данного опыта распространяется на многие предметы, на образовательный процесс в целом. общеметодический уровень предполагает, что результаты опыта важны для решения общих вопросов методики преподавания, обучения и воспитания. частнометодический уровень характеризует опыт, который важен для решения частных вопросов практики обучения и воспитания.
100 Формы диссеминации инновационного педагогического опыта участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков; стажировки на базе лучших школ; консультации, практикумы, открытые уроки и внеклассные мероприятия; обучающие и деловые игры мастер-классы, педагогические мастерские, авторские школы и семинары конференции, аукционы педагогических идей, презентации, выставки, форумы, ярмарки, фестивали, публикации, выступления в СМИ.
101 Формы диссеминации инновационного педагогического опыта Семинар-практикум, игра. Руководит «школой» учитель, чей опыт изучается. Педагогическая студия. Во главе студии педагог-наставник, чей опыт изучается. Учителя знакомятся с достижениями педагога-новатора, обмениваются мнениями по поводу педагогических поисков и строят гипотезы. Педагогические мастерские, мастер-классы. Мастерские используются при нестандартных педагогических системах и педагогических технологиях, присущих мастеру. Аукцион «педагогических идей». Весь коллектив готовится к нему. Учителя получают задания и показывают накопленный опыт. Творческие группы – основные формы распространения педагогического опыта. Они создаются с целью поднять качество образования через изучение и распространение инновационных идей обучения и образования школьников. Банк педагогического опыта. Тема. Проблема. Разрешение. Результат. Все данные вносятся в компьютер. Печатные способы распространения педагогического опыта: методический бюллетень, брошюры, книги, альбомы.
102 Формы диссеминации инновационного педагогического опыта Авторские школы инновационного опыта. В программы Школ могут включаться наряду с мастер-классами (занятиями с взрослой аудиторией), открытыми уроками (занятиями с детьми) такие формы работы, как практикумы по разбору методических приемов, рассмотрению дидактического материала с точки зрения его целевого назначения, методические и практические тренинги и пробы и др. Социально-общественная презентация образовательных учреждений, победителей ПНПО. Целью таких презентаций является привлечение внимания общественности, родителей к достижениям и проблемам образования, повышения престижа образовательного учреждения, что достигается открытостью, гласностью, предоставлением широких возможностей непосредственного наблюдения образовательно-воспитательного процесса на уроках с использованием современных информационно- коммуникационных технологий.
103 Портфолио профессиональных достижений высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние пять лет; высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету; создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта; обеспечение современного качества организации образовательного процесса на основе достижений педагогической науки и практики, в том числе современного уровня развития информационно- коммуникационных технологий; наличие собственной тиражируемой методической системы учителя; представление педагогическому сообществу системы и результатов педагогической деятельности учителя; обеспечение непрерывности собственного профессионального развития.
104 Методическая система педагога - совокупность взаимосвязанных компонентов: цели, методический стиль учителя и организационные формы, необходимые для создания целенаправленного и строго определенного педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами и на реализацию образовательного процесса.
105 Что должна описывать модель методической системы педагога? познание образовательного процесса как объекта конструирования; изучение конкретных технологий; создание информационного «банка» способов, приемов решения психолого-педагогических задач; осознание основных идей педагогики, психологии и методики преподавания; осознание педагогом самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей в профессиональной деятельности. Гносеологическая функция
106 Гуманистическая функция направлена на утверждение в педагогическом процессе ценности личности ребенка, установление позитивной концепции «Я- профессиональное», осознания личного педагогического опыта.
107 Проектировочная функция проявляется в операционном, процедурном, технологическом обеспечении образовательного процесса, т.е. в проектировании содержания, форм, методов и практической деятельности участников педагогического процесса, выборе наиболее эффективных педагогических, методических приемов разрешения конкретных ситуаций.
108 Нормативная функция поддерживает соблюдение педагогических норм, выполняющих функцию ценностей в педагогической деятельности, обусловливает учет определенных требований, предписаний, правил к проектированию образовательного процесса, к созданию и осуществлению конкретных педагогических технологий, обеспечивает целенаправленную деятельность по реализации образовательного стандарта.
109 Рефлексивная функция обеспечивает осмысление педагогом основ своей деятельности, в ходе которой осуществляется оценка и переоценка своих способностей, ошибок и возможностей; создание условий для развития рефлексии.
110 типы методических систем педагога 1.«творческий» К первому типу будем относить такие методические системы, в которых ведущими являются цели-ценности, индивидуально-творческий и рефлексивно-оценочный элементы в методическом стиле; инновационные оргформы; 2.«ищущий» ко второму типу те, где ведущими являются цели-ценности, содержательно-операционный элемент и методический опыт в методическом стиле; комбинирование инновационных оргформ с традиционными; 3. «нормальный» к третьему типу такие методические системы, в которых ведущими являются цели-результаты; мотивационный и содержательно- операционный элементы и методический опыт, входящие в методический стиль педагога; преобладает использование традиционных оргформ; 4.«проблемный» к четвертому типу те, в которых ведущими являются цели- результаты; когнитивный элемент методического стиля; превалирует традиционные оргформы образовательного процесса.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.