Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемd19115.edu35.ru
1 Современные подходы к планированию образовательной деятельности в ДОУ
2 Нормативно-правовые документы
3 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ" Приказ министерства здравоохранения и социального развития российской федерации от 26 августа 2010 г. N 761 н Должностные обязанности воспитателя (извлечения) : СодействуетСодействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников. Осуществляетизучениеих склонностей, интересов,, формированию компетентностей.Осуществляет изучение личности воспитанников, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей. СпособствуетСпособствует развитию общения воспитанников. Осуществляет способствуетобеспечению уровня их подготовки соответствующего федеральным государственным требованиям.Осуществляет помощь воспитанникам в образовательной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего федеральным государственным требованиям. ПроводитПроводит наблюдения за здоровьем, развитием и воспитанием воспитанников. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы.Разрабатывает план (программу) воспитательной работы. Ведет актиВедет активную пропаганду здорового образа жизни. с ограниченными возмож здоровьяНа основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога- психолога планирует и проводит с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу. в работе поУчаствует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям. …
4 Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые актыКонвенцию о правах ребенка;приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, индивидуальные и возрастные особенности детей, возрастную физиологию, гигиену; методы и формы мониторинга деятельности воспитанников современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подходаметоды установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работепедагогику, психологию, индивидуальные и возрастные особенности детей, возрастную физиологию, гигиену; методы и формы мониторинга деятельности воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованиемосновы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к квалификации Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы илии дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
5 Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования от На основе настоящих федеральных требований разрабатываются: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на: – формирование общей культуры –развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, –формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность –сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста –коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей
6 Принцип развивающего образования Принципы научной обоснованности и практической применимости Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач Принцип интеграции образовательных областей Программа
7 Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей на адекватных возрасту формах работы с детьми (ИГРА!!!) Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (ИГРА!!!) Программа
8 Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования от Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: –физическому, –социально-личностному, –познавательно-речевому, –художественно-эстетическому. Программа состоит из двух частей: обязательной части, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования; части, формируемой участниками образовательного процесса, которая отражает: видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
9 Обязательная часть включает время на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей.
10 Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно-речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Социализация Труд Безопасность
11 Линии развитияОбразовательные области (ФГТ) Направления развития (Временные требования) 1.Физическое развитиеФизическая культураФизическое развитие и здоровье ребенка ЗдоровьеФизическое развитие и здоровье ребенка 2.Познавательно-речевое развитие КоммуникацияРечевое развитие ребенка Взаимодействие сотрудников с детьми ПознаниеРазвитие элементарных математических представлений Развитие элементарных естественнонаучных представлений Развитие представлений о человеке в истории и культуре Развитие экологической культуры детей Развитие ребенка в конструктивной деятельности Чтение художественной литературы Речевое развитие ребенка Развитие ребенка в театрализованной деятельности Развитие представлений о человеке в истории и культуре Сравнительная таблица образовательных областей ФГТ и соответствующих направлений развития ребенка «Временных требований» (Приказ МО России 448 от от ) Подготовлено Бурим Н.В., ЛОИРО
12 Линии развитияОбразовательные области (ФГТ) Направления развития (Временные требования) 3.Социально-личностное развитие СоциализацияРазвитие игровой деятельности детей Взаимодействие сотрудников с детьми Развитие представлений о человеке в истории и культуре ТрудРазвитие экологической культуры детей Развитие представлений о человеке в истории и культуре БезопасностьРазвитие представлений о человеке в истории и культуре Развитие экологической культуры детей 4.Художественно- эстетическое развитие МузыкаРазвитие ребенка в музыкальной деятельности Развитие ребенка в театрализованной деятельности Художественное творчествоРазвитие ребенка в изобразительной деятельности Сравнительная таблица образовательных областей ФГТ и соответствующих направлений развития ребенка «Временных требований» (Приказ МО России 448 от от )
13 Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками любознательный, активный эмоционально отзывчивый овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками способный управлять своим поведением и планировать свои действия; соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности овладевший необходимыми умениями и навыками
14 Три модели организации образовательного процесса в ДОУ 1. Учебная модель В последние годы она активно используется в ДОУ. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие - методику и приобретает вид учебных пособий. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.
15 2. Комплексно-тематическая модель В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (проживание ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.
16 3. Предметно-средовая модель Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори. Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого. Вывод: особенности этих моделей–прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно- средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
17 Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ) Учебный блок Блок совместной деятельности взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Основная форма – занятие (в соответствии с сеткой занятий) Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.) Предметно- развивающую и игровую среду создает педагог (уголки, зоны и др.)
18 Вчера: Модель организации образовательного процесса Специально организованные занятия Совместная деятельность взрослых с детьми Свободная самостоятельная деятельность детей Занятия (фронтально или по подгруппам) Праздники, досуги, вечера развлечений Экскурсии Беседы Чтение художественной литературы Рассматривания картин, иллюстраций и пр. Слушание музыки Игры Физкультурные упражнения Художественно- продуктивная деятельность Элементарная трудовая деятельность Элементарное детское экспериментирование Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и др. игры) Художественно-творческая деятельность (лепка, рисование, конструирование и пр.)
19 В соответствии с ФГТ предлагается следующая модель организации образовательного процесса Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей 1)Непосредственно образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 1)Решение образовательных задач в ходе режимных моментов Разнообразная, гибко меняющаяся предметно- развивающая и игровая среда
20 Сегодня: Модель организации образовательного процесса СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ Организация разных видов детской деятельности: игровая коммуникативная трудовая познавательно- исследовательская продуктивная музыкально- художественная чтение художественной литературы двигательная Организация утреннего приема детей, сна, питания и прогулки Создание условий для самостоятельной детской деятельности Организация различных форм сотрудничества
21 Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели Исключение учебного блока (но не процесса обучения!); Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность; Изменение содержания понятия совместная деятельность взрослого и детей с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков; Изменение объема и содержания понятия непосредственно образовательная деятельность.
22 Структура образовательного процесса В образовательном процессе включено два основных составляющих блока: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей. Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет). Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом усвоения содержания в видах деятельности (Д.Б. Эльконин.) Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка
23 Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми ( Н.А. Короткова) 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.) 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.) 4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.) Коснемся еще одного важного момента, к которому должны стремиться сегодня практики: мы должны заменить привычное для современной дошкольной педагогики разделение игра учебные занятия, приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности.
24 Общий объем образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) Определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН); федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования; типа и вида учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности; рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса.
25 Изменения 1 к СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН XII. Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям 4 г.ж.5 г.ж.6 г.ж.7 г.ж. Включая занятия по дополнительному образованию Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки 2 часа 45 минут 4 часа 6 часов 15 минут 8 часов 30 минут Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку не более 15 минут не более 20 минут не более 25 минут не более 30 минут Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут 30 минут40 минут45 минут1,5 часа Максимально допустимый объем образовательной нагрузки во второй половине дня-- Не чаще 2-3 в неделю, не более минут в день
26 Непосредственно образовательная деятельность Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. В соответствии с возрастом детей, наличием приоритетных направлений образовательной деятельности и спецификой осуществления образовательного процесса рекомендуется учитывать следующие параметры:
27 Непосредственно образовательная деятельность общий объем непосредственной образовательной деятельности в неделю; продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня; распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину); перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности; основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, недели и их чередование; образовательные области, задачи которых решаются в каждый из конкретных периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; формы работы, в которых осуществляется непосредственно образовательная деятельность.
28 Формы непосредственно образовательной деятельности Детская деятельность Примеры форм работы Двигательная Подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения, соревнования Игровая Сюжетные игры, игры с правилами Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов Чтение художественной литературы Чтение, обсуждение, разучивание
29 Формы непосредственно образовательной деятельности Детская деятельность Примеры форм работы Познавательно- исследовательская Наблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры (сюжетные, с правилами) КоммуникативнаяБеседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Игры (сюжетные, с правилами)
30 Установлена следующая педагогическая документация (п.2): воспитателейДля воспитателей план воспитательно- образовательной работы с детьми на день или неделю (по их усмотрению) и ежедневное ведение табеля посещаемости детей. ПланированиеПланирование своей работы воспитатели … ведут в произвольной форме. «О документации детских дошкольных учреждений» Приказ Министерства народного образования РСФСР от
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.