Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.novsu.ru
1 Психологические механизмы развития эмоциональных расстройств
2 А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян МНОГОФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ДЕПРЕССИВНЫХ, ТРЕВОЖНЫХ И СОМАТОФОРМНЫХ РАССТРОЙСТВ
3 Среди эмоциональных расстройств все большее значение приобретают депрессивные, тревожные и соматоформные расстройства. По данным Национального комитета по психическому здоровью США к 2020 г. депрессия выйдет на второе место после сердечно-сосудистых заболеваний как причина утраты трудоспособности среди населения. Около 15% населения в США когда- либо на протяжении жизни перенесли тревожное расстройство.
4 Эти нарушения тесно связаны, что нередко затрудняет их дифференциальную диагностику и делает целесообразным их совместное изучение. Современные исследования различных психических заболеваний подтверждают их био-психо-социальную природу или, диатез- стрессовую модель развития этих расстройств.
5 Вместе с тем, внушительная статистика роста депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств не может быть объяснена чисто биологическими факторами и простым учащением количества стрессовых провокаций в результате общего увеличения уровня стрессогенности нашего существования. В современной культуре существуют и достаточно специфические психологические факторы, способствующие росту общего количества переживаемых отрицательных эмоций в виде тоски, страха, агрессии и одновременно затрудняющие их психологическую переработку.
6 Согласно гипотезе авторов, это особые ценности и установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях, как отражение более широкого социума. Затем эти установки становятся достоянием индивидуального сознания, создавая психологическую предрасположенность или уязвимость к эмоциональным расстройствам.
7 Эмоциональные нарушения тесно связаны с культом успеха и достижений, культом силы и конкурентности, культом рациональности и сдержанности Проанализировав и обобщив работы представителей социального психоанализа,(прежде всего работы К. Хорни), данные кросскультурных исследований, доказывающих неравномерность распространенности различных эмоциональных расстройств в разных культурах, опыт психотерапевтической работы с больными, Авторы пришли к заключению, что эмоциональные нарушения тесно связаны с культом успеха и достижений, культом силы и конкурентности, культом рациональности и сдержанности, характерными для нашей культуры.
8 Авторы достаточно условно попытались связать тот или иной тип ценностей и установок с определенными синдромами депрессивным, тревожным, соматоформным. Разведение это достаточно условно, и все выделенные установки могут присутствовать при каждом из трех анализируемых расстройств. Речь идет о тенденциях, но не о жестких причинно-следственных связях определенной установки с определенным синдромом.
9 Эффект обратного действия сверхценной установки: культ успеха и достижения при его сверхценной значимости ведет к депрессивной пассивности, культ силы к тревожному избеганию и ощущению беспомощности, культ рацио к накоплению эмоций и разрастанию их физиологического компонента.
10 Особенности семейных отношений Эти семьи отличаются закрытыми границами и симбиотическими связями, при которых эмоции перетекают от одного члена семьи к другому как по сообщающимся сосудам. Характерен повышенный индекс стрессогенных событий в семейной истории. Таким образом в этих семьях создается благоприятная ситуация для циркулирования, фиксации и индуцирования отрицательных эмоций.
11 «Депрессивные» семейные системы Высокий уровень критики и высокие родительские требования и ожидания в плане достижений. Ребенок в этих семьях редко заслуживает одобрения, так как стандарты очень высоки и поощряют в ребенке стремление к совершенству. Разрыв между притязаниями и реальными достижениями и возможностями обрекает ребенка на постоянное ощущение неудовлетворенности, индуцирует негативные чувства.
12 В этих семьях совершенство из ценности или идеала, к которому можно стремиться, но который невозможно достичь, превращается в цель, которая подменяет выдвижение реалистичных целей. Так постепенно формируются ценности и установки маленького перфекциониста, способствующие негативному восприятию себя, окружающего мира и своего будущего (негативная когнитивная триада по А. Беку).
13 Основной патогенный конфликт перфекциониста это конфликт между потребностью непосредственно воплотить совершенство и невозможностью это сделать в реальности. Ведь в реальности не существует совершенства. Также мучительно для него видеть чьи-то высокие достижения, так как они обостряют чувство собственного несоответствия высоким стандартам.
14 Высокие перфекционистские требования и ожидания по отношению к другим ведут к разочарованиям и разрывам, лишая перфекциониста необходимой эмоциональной поддержки, которая возможна при близких и доверительных отношениях. У перфекциониста складывается особый когнитивный стиль, который условно был назван абсолютизирующим или максималистским: «Если не справился блестяще значит не справился вообще, настоящий друг должен все понимать без слов» и т. д. Таким образом перфекционист обречен на постоянные разочарования, а также на пассивность вплоть до полного «паралича» деятельности.
15 «Тревожные» семейные системы Также типичен перфекционизм. Общий высокий уровень тревоги в семьях, которые по поведению и самоощущению их членов нередко напоминают осажденный лагерь. Корни этого просматриваются в семейной истории, которая изобилует стрессами (ранние смерти, болезни, жестокое обращение). Характерен высокий уровень недоверия по отношению к окружающему миру и высокий уровень контроля и доминирования у родителей, ведущий к подавлению любых форм сопротивления у ребенка и запрету на протест и агрессию.
16 Дети в этих семьях нередко грызут ногти и страдают другими формами навязчивостей и редко позволяют себе открытые проявления агрессии. Тревожные расстройства сопряжены с особенно тяжелыми нарушениями контактов, так как для их носителей характерны негативные ожидания от окружающих и установка на изоляцию. Они редко активно ищут поддержку, а когда ее предлагают, зачастую неспособны принять ее как из- за недоверия, так и из-за страха оказаться в позиции слабого.
17 Характерен преувеличивающий когнитивный стиль, сопряженный с недооценкой собственных сил и преувеличением опасности (тревожная диада по А.Беку). Авторы дополнили эту диаду («я слаб, мир опасен») третьим компонентом - «никто не поможет». Все это приводит к поведению избегания, ощущению беспомощности и страху критического неодобрительного отношения со стороны других.
18 Культ рацио В качестве еще одной причины роста как тревожных, так и депрессивных расстройств, называется культ силы и культ рацио, которые ведут к запрету на переживание и выражение негативных эмоций. При этом резко затрудняется их психологическая переработка, а значит, происходит их постоянное накопление, при этом психика работает по принципу «парового котла без клапана».
19 Культ рационального отношения к жизни, негативная установка по отношению к эмоциям находят выражение в современном эталоне супермена непрошибаемого и как бы лишенного эмоций человека, в призывах типа «Отбросим эмоции в сторону, давайте без эмоций и т. д.». Запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания, а расплата за это невозможность их психологической переработки и разрастание физиологического компонента в виде болей и неприятных ощущений различной локализации.
20 Семьи, где преобладают соматические симптомы эмоциональных нарушений Тенденция к элиминированию эмоций из жизни семьи в виде игнорирования этого аспекта жизни и запрета на выражение чувств. Именно так может развиваться алекситимия, характерная для этих больных неспособность к осознанию и выражению собственных чувств и, соответственно, чувств других людей.
21 Базовый конфликт при этой патологии это конфликт между эмоциональной природой человека и отказом от этой природы попыткой жить «во вне», игнорируя эмоциональную сторону жизни. Результат этого - дефицитарные контакты, отрицающий когнитивный стиль и разрастание физиологического компонента эмоций, которые не осознаются и не перерабатыватся на психологическом уровне. Например, женщина, у которой болен раком муж, жалуется на боли в желудке, но отрицает тяжелые душевные переживания - «Настроение нормальное».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.