Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.bala-kkk.kz
1 «Развитие личности ученика в процессе обучения и воспитания» Подготовила: Алиева Э.М. на кафедре психологии и педагогики личностного и профессионального на кафедре психологии и педагогики личностного и профессионального развития С-ПбГУ; Директор ЦСПС «ДАНА»
2 Необходимо помочь учителям и педагогам познакомиться и проработать понятия и предстоящие преобразования в системе личностно-деятельного подхода и приступить к выполнению рекомендаций Республиканской августовской педагогической конференции «Модернизация системы образования – Главный вектор качественного роста человеческого капитала» Идея семинара
3 Цель семинара Познакомить слушателей с особенностями современной модернизации образования РК Продемонстрировать отличия понятий - образовательная среда; - социокультурная среда; - образовательный стандарт; - образовательная стратегия; - индивидуальное образовательное пространство (ИОП) - индивидуальная образовательная траектория; - индивидуальный образовательный маршрут;
4 Задачи семинара Провести теоретический анализ психолого- педагогической литературы и определить психологическую сущность выше перечисленных категорий. Провести теоретический анализ психолого- педагогической литературы и определить психологическую сущность выше перечисленных категорий. Определить «мишени» для самопознания учителей, выступающие ключевыми характеристиками психологических новообразований в системе модернизации. Определить «мишени» для самопознания учителей, выступающие ключевыми характеристиками психологических новообразований в системе модернизации. Описать особенности преобразований системы обучения и воспитания школьников личностно- деятельного подхода. Описать особенности преобразований системы обучения и воспитания школьников личностно- деятельного подхода. Установить взаимосвязи между психологическими особенностями подростков и формирование ими самосознания личности. Установить взаимосвязи между психологическими особенностями подростков и формирование ими самосознания личности. Разработать программу курса для специалистов образования, подготавливающего к реализации занятий по развитию личности в образовательной среде. Разработать программу курса для специалистов образования, подготавливающего к реализации занятий по развитию личности в образовательной среде.
5 Осознание учителями и педагогами системы необходимости в получении полноценных и качественных знаний, доступных форм разъяснения, внедрения и реализации в рамках программы главы государства «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Востребованность слушателей
6 Главная задача системы образования Создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей; Реализация прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие, на информированность и укрепление здоровья. Особенностью современного подхода в образовании является системное видение процесса воспитания и выделение целостного комплекса необходимых условий и факторов. Как приоритетные ценности выделяются индивидуальное самоопределение, саморазвитие и успешная самореализация.
7 Возникновение новой системы требований общества к развитию личности; Недостаточная состоятельность идеологических ориентиров, позволяющие обозначить цели и приоритетные направления воспитания; Переоценка роли образования и недооценка роли воспитания в становлении новых поколений; Ослабление роли воспитательной роли социального института семьи; Недостаточное научно-методическое обеспечение новой парадигмы воспитания; Недостаточное владение педагогами современными воспитательными технологиями; Утрата системы профессиональной ориентации; Ограниченность сети детских объединений по интересам и недостаточная эффективная их деятельность; Проблемы воспитательного воздействия
8 Требования модернизации образования Современный заказ государства ориентирован на формирование человеческого капитала молодого человека, формирование компетентно и конкурентно способной личности. Переход от традиционной установки формирования на «знания, умения, навыки» к развитию качеств личности, необходимых для жизни в условиях открытого общества, т.е. на субъект-субъектные формы отношения; Актуализация внутренних резервов школьников: приобретение качественного опыта индивидуальных познавательных процессов, развитие логического мышления, закрепление форм поведения, направленных на достижение поставленных целей, проявление самоконтроля и эффективной самореализации.
9 Образование как источник развития личности Проблема формирования личности в новых экономических условиях остается самой насущной и актуальной. Доминирующим подходом в образовательной среде современной психологии выступает деятельностный подход. Развитие учащегося как личности и субъекта деятельности рассматривается в качестве системо образующего компонента: Развитие интеллекта; Развитие эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам; Развитие позитивного отношения к миру; Развитие мотивации саморазвития, самоактуализации и совершенствования;
10 Соотношение систем: Образование и Личность Раньше образование определяло динамику становления развития личности ребенка, то теперь особенности развития личности, обуславливают специфику ее образования. На смену образовательным стандартам приходит понятие индивидуального образовательного пространства. Личностно-ориентированное обучение становится потребностью.
11 Образовательная среда - Одно из самых обширных понятий, описывающих совокупность образовательных условий, в которых происходит развитие личности. Совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, т.е. является его целостностью, специально организованных психолого-педагогических условий развития личности. В основе формирования и создания типа ОС лежат смысловые доминанты восприятия мира. И творческое развитие индивида может одновременно осуществляться в нескольких образовательных средах – школы, культурные кружки, интернет и информационной сети.
12 Образовательное пространство Обеспечение трансляции опыта от поколения к поколению Необходимое соотвествующее информационное обеспечение Соответствующая инфраструктура Социальные условия Чем «уже» образовательная среда, тем скуднее представления ребенка о окружающем мире, беднее опыт, ценностная палитра и поведенческое поведение однообразно и однолико.
13 Образовательный стандарт Нормативный документ, отражающий содержательный аспект образования, который государство гарантирует своим гражданам. Отражение социального заказа и согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. Совокупность трех систем требований: - к структуре образовательных программ, - к результатам усвоения и - условиям реализации.
14 Индивидуальная образовательная траектория Программа образовательной деятельности старшеклассника, разработанная вместе с педагогом и Имеет несколько направлений реализации: - содержательный (вариативные учебные планы), - деятельностный (специальные педагогические технологии),п -процессуальный (организационный аспект)
15 Индивидуальный образовательный маршрут Субъективно-уровневый учебный план, составленный с учетом сформированности познавательной базы, образовательных потребностей, способностей, особенностей и склонностей ученика, с выполнением необходимого минимума требований учебной программы. Образовательные предпочтения ученика, способствующие формированию ИОП и реализации познавательной активности личности в процессе самоопределения и саморазвития.
16 Индивидуальное образовательное пространство Сфера активности ребенка, имеющая свою протяженность (границы) и плотность (множество), в котором он получает комфортные условия своего индивидуального развития, закрепляет знания и приобретает уверенность в надежности со стороны взрослых, и готовность получения знаний независимо от оценочности. Окружающая действительность (сверстники, учителя, семья, кружки, секции, творческие школы, консультации, познавательные увлечения, интересы и занятия) способствующие обучению ( формированию новых компетенций), воспитанию (привитию норм, ценностей и гражданских обязательств) и развитию индивидуальных особенностей ребенка. Смысл жизни каждого человека состоит в наиболее полной самореализации, полноте максимально успешно развить свои способности, использование социальных условий для раскрытия одаренности и привнесения пользы близким и обществу.
17 Основное и необходимое условие гуманистической парадигмы в психологии Смысл жизни каждого человека состоит в наиболее полной самореализации, полноте максимально успешно развить свои способности, использование социальных условий для раскрытия одаренности и привнесения пользы близким и обществу.
18 Cодержание тренинга по формированию ИОП и самопознания подростков Цель тренинга Обеспечить подростков необходимым методическим инструментарием, способствующим ознакомлению, восприятию и рефлексированию субъективного осмысления подростками новых и возможно неожиданных знаний о себе. И помочь младшим подросткам найти ответы на вопросы, актуально востребованных в сознании детей о личностной и социальной позиции. Первое занятие: «Знакомство». Занятие второе: « О представлении и внимании». Занятие третье: «О мышлении». Занятие четвертое: « Речь и восприятие». Занятие пятое: « Эмоции». Занятие шестое: « Различные чувства». Занятие седьмое: понятие «Мотивационно –волевая сфера». Занятие восьмое: « Саморегуляция». Занятие девятое: «Способность к позитивному осознанию к действию». Занятие десятое: « Цели. Временная перспектива».
22 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО сфера активности ребенка, имеющая свою протяженность (границы) и плотность (множество), в котором он получает комфортные условия своего индивидуального развития, получения и закрепления знаний, и уверенности, в надежности, комфортности со стороны взрослых людей и готовности их передачи знаний независимо от оценочности и вычленения ее из общения в этом пространстве окружающая действительность, (сверстники, учителя, семья, кружки, секции, творческие школы, всевозможные формы консультаций, познавательные увлечения, интересы, занятия и т.д.), способствующая обучению (формированию новых компетенций), воспитанию (привитию норм, ценностей, моральный и гражданских обязательств и др.) и развитию индивидуальных особенностей ребенка
23 р 0, «+» корреляции «+» корреляции «-» корреляции
27 До Посл е
28 До После
29 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Модуль - 1. Образование и развитие личности Тема 1. Образовательные категории в системе обучения и воспитания Тема 2. Программы индивидуальной организации обучения. Тема 3. История исследования развития. Формы и цели развития личности. Понятия факторов психического развития. Принципы развития. Тема 4. Теории психического развития ребенка. Механизмы психического развития ребенка.
30 Тема 1. Изучение особенностей личности подростка в когнитивной и эмоциональной сферах. Тема 2. Изучение особенностей ценностной и мотивационно-волевой сферы личности подростков. Определение когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента структуры Я-концепции. Тема 3. Практический инструмент оказания помощи подросткам в развитии самопознания. Правила проведения тренинга. Тема 4. Интерактивные методы работы с подростками. ТРКМ, Конструктор задач. Тема 5. Продолжение обучения интерактивным методам обучения. Веб квест, кейс, дебаты. Модуль 2. Психологические особенности подростка. Интерактивные модели взаимодействия в процессе самопознания
31 Тема 1. Принципиальные позиции педагога, для работы с подростками. Тема 2. Формирование целей проведения занятий с подростками по самопознанию. Тема 3. Апробирование методического инструментария в работе по самопознанию. Тема 4. Апробирование методического инструментария ценностной и мотивационно-волевой сферы в работе по самопознанию. Тема 5. Составление портрета собственной личности Модуль 3. «Практическое применение методик, способствующих расширению самопознания личности».
32 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.