Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.mgpu.ru
1 Тематика научных исследований Направление научной деятельности к.ф.н., доц. Огуречниковой Н.Л. Огуречниковой Н.Л. Исследования аспирантов и соискателей кафедры
2 Общая характеристика научной деятельности Н.Л. Огуречниковой Н.Л. ОгуречниковаН.Л. Огуречникова закончила филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и аспирантуру при кафедре германского языкознания того же факультета. Во время обучения в студенческий период и в рамках аспирантуры Н.Л. Огуречникова занималась в семинарах О.А. Смирницкой. В своих работах Н.Л. Огуречникова придерживается принципов московской лингвистической школы и развивает взгляды ведущих представителей этой школы, в частности, таких крупных лингвистов, как А.М. Пешковский, Ф.Ф. Фортунатов, Д.С. Поливанов, А.И. Смирницкий и др. В работах, связанных с древнегерманской тематикой, Н.Л. Огуречникова придерживается взглядов своего непосредственного учителя, О.А. Смирницкой, и учитывает богатый опыт исследовательской деятельности предшествующих поколений лингвистов (А.И. Смирницкого, М.И. Стеблин-Каменского, Э.А. Макаева).
3 Основные направления научной деятельности историко-типологические исследованияисторико-типологические исследования, изучение базовых языковых свойств лексико-грамматических разрядов в древних германских языках,лексико-грамматических разрядов аллитерацияаллитерация в древних германских языках, английский артикль английский артикль (значение и функции артиклей, статус артиклей в системе языка) исследование грамматических, в основном – глагольных, категорий современного английского языка. В рамках указанных направлений написаны статьи, защищены курсовые и дипломные работы. Тематика, связанная с английским артиклем, отражена в монографии Н.Л. Огуречниковой «Английский артикль. К вопросу о количественности в языковом мышлении». Результаты исследовательской деятельности широко используются в практических занятиях и теоретических курсах современного английского и древних германских языков.
4 Историко-типологические исследования преимущественно связаны с изучением становления и развития категории детерминации в германском ареале. Детерминативы понимаются весьма широко, к их числу мы относим различные типы местоимений и прилагательные. Древнейшее состояние семантической (логико-понятийной) категории детерминации представлено в древнеисландском языке. В настоящее время выполнен ряд работ по изучению категории детерминации в древнеисландском языке; в частности, исследован системный статус лексико-грамматических разрядов сильных и слабых прилагательных в древнеисландском языке, написаны статьи по лексической семантике отдельных прилагательных или групп прилагательных в древнеисландском. Ведутся работы по изучению системы ja-основных прилагательных в древнеанглийском языке. В данный момент существует необходимость в историко-типологических работах, связанных с двумя типами склонения прилагательных в древнеанглийском и древнеисландском языках, а также с системой детерминативов в указанных языках. Кроме того, необходимо изучить состав и системные характеристики (значение и основные функции) детерминативов в современных языках германской группы, – это позволит определить общее направление развития категории детерминации от древнейшего состояния до современности. Данное направление предполагает изучение атрибутивных комплексов разных типов в современных германских языках, в частности порядка слов и синтаксических позиций различных семантических групп прилагательных.
5 Изучение лексико- грамматических разрядов древних германских языков до настоящего времени в основном касалось системного статуса лексико-грамматических разрядов сильных и слабых прилагательных. Поскольку лексико-грамматические разряды в древних германских языках сформировались на базе лексических групп в результате ассимилятивных фонетических процессов, значения разрядов второго типа (см. выше) не были коррелятивны (не были соотнесены по какому-либо признаку), как не были коррелятивны и общие номинативные элементы значения исконных лексических групп, выделявшихся в рамках одной части речи. Тем не менее, некоторые древнегерманские лексико-грамматические разряды имели общий номинативный элемент значения. С точки зрения синхронного описания древних германских языков не каждый разряд имеет значение, наличие такого значения у лексико- грамматического разряда факультативно. Необходимо специальное изучение лексико-грамматических разрядов в древних германских языках, которое уточнит представления о значениях и степени семантической однородности отдельных разрядов, о количестве разрядов, которые могут быть отнесены ко второму типу в том или ином языке или в определенной форме языка, а также о языковом статусе однокорневых разноосновных лексем (морфологические варианты vs. синонимы).
6 Аллитерация одно из интереснейших явлений древнегерманского поэтического языка. Аллитерация изучается на материале древнегерманских (западногерманских и северогерманских) памятников, однако это явление само по себе не ограничено германским ареалом. Нам хорошо известна аллитерация в индоевропейских сакральных формулах, впервые замеченная Рудольфом Турнейзеном. В большинстве древних индоевропейских языков просодика как межуровневый фактор неотделима не только от морфологии и синтаксиса, но и от фонологии (говоря о просодике, в данном отзыве я пользуюсь терминологией Э.А. Макаева, рассматривавшего просодику как межуровневый фактор). Указанная специфика языковой структуры, характерная для древних языков и связанная с формой бытования языка в бесписьменный период (изустная передача текстов), проявилась, в частности, в таком явлении как аллитерация, или созвучие инициалий корневых морфем. Вопрос о специфике языковой структуры в условиях бесписьменного существования языка низменно привлекает внимание индоевропеистов со времени появления работы Якоба Вакернагеля (Über ein Gesetz der Indogermanischen Wortstellung), обратившего внимание на участие просодики как межуровневого фактора в формировании морфологических и синтаксических структур классических языков. Аллитерация как явление поэтического языка, безусловно, связана со всеми уровнями организации поэтического текста, в том числе и с морфо-синтаксическим, однако первое, что замечает любой, даже самый неискушенный исследователь – это связь аллитерации со звуковым строем языка (на современном уровне научного знания у нас отсутствуют достаточные основания, чтобы говорить о связи аллитерации с фонологическим уровнем языка), лежащая на поверхности, поскольку именно осязаемые на слух созвучия и есть тот реальный объект, с которым работает исследователь. В этой связи совсем не удивительно, что после выхода в начале века знаменитой работы Соссюра об анаграммах, вопрос о принципах фонетической организации речи и факторах, лежащих в основе аллитерации, сделался еще более заманчивым.
7 Английский артикль Вопрос о языковом статусе английских артиклей имеет важное значение для понимания общих принципов детерминации имени в английском языке и для описания ряда речевых структур, спектр которых не ограничен именными группами. Что есть артикль? Является ли артикль самостоятельной частью речи, или особым типом вспомогательной грамматической единицы (служебной морфемой или служебным словом), функцией которой является выражение определенной грамматической категории другой части речи, например, существительного? Эти вопросы интересуют языковедов на протяжении всей истории изучения английского артикля и до настоящего времени не получили однозначного ответа. Характеристика языкового статуса английских артиклей включает в себя три аспекта: абсолютные свойства артиклей (или их значение), реляционные свойства артиклей (или их функции) и место артиклей в общей классификации слов. Работы Н.Л. Огуречниковой, а также курсовые и дипломные работы, написанные под ее руководством, посвящены проблеме языкового статуса английских артиклей в совокупности трех указанных аспектов. При этом большее внимание уделяется онтологии объекта исследования и значению артиклей.
8 Исследования аспирантов и соискателей кафедры Арефьева Ольга Николаевна «Концепт предложить в языковой картине мира» (Научный руководитель - д.ф.н., проф. Сулейманова О.А.) Белайчук Оксана Сергеевна «Семантика отказа – отрицания (на материале шведского и английского языков)» (Научный руководитель - д.ф.н., проф. Сулейманова О.А.) Волченко Виктория Валерьевна «Концепт чужой в языковой картина мира» (Научный руководитель - д.ф.н., проф. Сулейманова О.А.) Гришина Катерина Ивановна «Система представления пространственных отношений в естественном языке (на примере предлогов)» (Научный руководитель - д.ф.н., проф. Сулейманова О.А.) Макарова Ирина Васильевна «Концепт говориние» (Научный руководитель - д.ф.н., проф. Сулейманова О.А.) Никуличев Михаил Юрьевич «Структуры с вторичной предикацией в английском словообразовании» (Научный руководитель - д.ф.н., проф. Сулейманова О.А.) Паршукова Светлана Сергеевна «Релевантные признаки для описания концепта согласие» (Научный руководитель - д.ф.н., проф. Сулейманова О.А.) Селезнева Галина Александровна «Концепт начинание в языковой картине мира» (Научный руководитель - д.ф.н., проф. Сулейманова О.А.) Фомина Марина Аркадьевна «Концепт пустой в языковой картине мира» (Научный руководитель - д.ф.н., проф. Сулейманова О.А.)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.