Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемfiles.lib.sfu-kras.ru
1 ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Презентационные материалы к курсу лекций
2 Сибирский федеральный университет Презентационные материалы к курсу лекций « Возрастная физиология и психофизиология » Составители: О.Н. Московченко Л.Д. Ченцова
3 ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ. Лекция 2
4 Факторы, влияющие на рост и развитие
5 ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА – ЦЕЛОСТНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА Лекция 3
6 Схема организма человека как единой целостной системы
7 Схема строения клетки
8 Системы органов человека
9 Основные отделы головного мозга
10 КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ. Лекция 4
11 Что такое кровь? Кровь – это особая жидкая ткань красного цвета, слабощелочной реакции, постоянно движущаяся по кровеносным сосудам живого организма. Кровь состоит из плазмы и клеток.
12 Клеточные элементы крови Эритроциты – красные кровяные тельца Лейкоциты – белые кровяные тельца Тромбоциты – кровяные пластинки
13 Общий вид крови как ткани
14 Клетки крови
15 Эритроциты Двояко вогнутые диски, не имеющие ядра 4,5-5 млн. в мм³ Содержат гемоглобин Переносят кислород
16 Эритроциты
17 Лейкоциты Виды: лимфоциты, моноциты, нейтрофилы шаровидной формы, имеют ядро и способны к активному амебоидному движению 4-8 тыс. в мм³ Вырабатывают антитела, участвуют в фагоцитозе (поглощают и переваривают бактерии)
18 Тромбоциты круглые или овальные уплощенные клетки, окруженные мембраной и обычно лишенные ядра тыс. в мм³ участвуют в свертывании крови
19 Группы крови I (0) I (0) - агглютинины α и β II (А) II (А) - агглютинин β и агглютиноген А II (В) II (В) - агглютинин α и агглютиноген В IV (АВ) IV (АВ) - агглютиногены А и В
20 Классификация групп крови Группа крови Присутствие белков АгглютиногеныАгглютинины 0 (I) нет α и β А (II) Аβ В (III) Вα АВ (IV) АВнет
21 Совмещение разных групп крови Группа сыворотки I (0) II (А) III(В) IV (АВ) I α, β -+++ II β --++ III α -+-+ IV (0) ----
22 Сердечно-сосудистая система Это замкнутая система сердца и сосудов, обеспечивающая непрерывное и однонаправленное движение крови Состоит из 2 кругов кровообращения
23 Схема кровообращения
24 Большой круг кровообращения Обеспечивает газообмен между кровью и клетками. Кровь из левого желудочка (3) под большим давлением выбрасывается в аорту, оттуда переходит в артерии, капилляры (1), собирается в вены и по нижней и и верхней полым венам поступает в правое предсердие (2)
25 Малый круг кровообращения Обеспечивает газообмен между кровью и окружающей средой Кровь переходит в правый желудочек (2), а оттуда через легочные артерии – в легкие, растекается по капиллярам легочных альвеол (1) и через легочные вены возвращается в левое предсердие (3)
26 Расположение сердца в грудной клетке
27 Сердце
28 Сердечный цикл 1. Систола предсердий – 0,1 сек. 2. Систола желудочков – 0,3 сек. 3. Общая пауза - 0,4 сек.
29 Нервы и проводящая система сердца
30 Сосудистая система
31 Кровяное давление – это давление крови на стенку сосуда Зависит от: Работы сердца Объема циркулирующей крови Сопротивления стенок сосуда Вязкости крови Эластичности стенок сосуда
32 Особенности развития сердечно-сосудистой системы у подростка Масса сердца и его размеры прирастают быстрее, чем диаметр сосудов. Сосуды вытягиваются в результате скачкообразного удлинения тела диаметр уменьшается, давление растет
33 Особенности развития сердечно-сосудистой системы у подростка Рост миокарда опережает рост соединительной ткани (клапанный аппарат). Клапаны отстают в развитии появление функциональных шумов
34 Особенности развития сердечно-сосудистой системы у подростка Темпы развития сердца отстают от темпов роста в длину увеличивается систолический выброс крови
35 Особенности развития сердечно-сосудистой системы у подростка Усиливаются половые различия: миокард мальчиков имеет большие функциональные возможности, чем у девочек. АД у мальчиков выше, чем у девочек.
36 Особенности развития сердечно-сосудистой системы у подростка Гиперреактивность частоты сердечных сокращений (ЧСС) и АД на любые нагрузки; замедленное восстановление ЧСС и АД после нагрузки.
37 Сердечный цикл
38 СИСТЕМА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ Лекция 5
39 Дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих потребление организмом кислорода и выведение углекислого газа. Дыхание делится на три этапа: 1.Внешнее – обмен газа с окружающей средой. 2. Перенос О2 и СО2 кровью. 3. Тканевое – обменные процессы в клетках организма.
40 Внешнее дыхание 1 - полость носа; 2 - глотка; 3 - полость рта; 4 - надгортанный хрящ; 5 - складка преддверия; 6 - желудочек гортани; 7 - голосовая складка; 8 - щитовидный хрящ; 9 - гортань; 10 - трахея; 11 - раздвоения трахеи; 12 - главный правый бронх; 13 - главный левый бронх; 14 - верхняя доля правого легкого; 15 - верхняя доля левого легкого; 16 - средняя доля правого легкого; 17 - нижняя доля левого легкого; 18 - нижняя доля правого легкого О2О2 СО 2
41 1 - гортанный выступ (кадык); 2 - щитовидный хрящ; 3 - перстнещитовидная связка; 4 - перстнетрахеальная связка; 5 - дугообразные трахейные хрящи; 6 - кольцевые связки трахеи; 7 - пищевод; 8 - раздвоение трахеи; 9 - главный правый бронх; 10 - главный левый бронх; 11 - аорта
42 Дыхание состоит из двух фаз: вдох- инспирация (сокращение мышц) выдох- экспирация (расслабление мышц)
43 продолговатый мозг
44 ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Лекция 6
45 Строение пищеварительной системы
46 НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СВОЙСТВА. ФИЗИОЛОГИЯ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА Лекция 8
47 НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА: 1- головной мозг 2- мозжечок 3- спинной мозг 4- межреберные нервы 5- локтевой нерв 6- лучевой нерв 7- бедренный нерв 8- седалищный нерв
48 Общий вид нервной клетки
49 Типы нейронов 1- пирамида 2- звездчатые 3- веретено
50 Нейрон – структурная и функциональная единица нервной системы.
51 Нейрон
52 Потенциал действия нервного импульса Состояние покоя (от -40 до -70 м Вольт заряд мембраны нейрона) 0 6 мл сек +30, +40 мл Вольт
53 Рефлекс - это ответная реакция организма на любое внешнее или внутреннее воздействие, осуществляемое посредством ЦНС. Классификация рефлекса Высшая нервная деятельность Условный Безусловный Расположение рецептора Интеро- Экстеро- Проприо-
54 Классификация рефлекса В зависимости от центра замыкания рефлекса Спинальные Бульбарные По биологическому значению (пищевые, оборонительные…) В зависимости от исполнительного органа Пищеварительные Сосудистые дыхательные
55 Схема строения вегетативной нервной системы
56 ОРГАН ЗРЕНИЯ Лекция 11
57 Схема строения анализаторов
58 Строение глазного яблока
59 Преломление лучей: в норме (1), при дальнозоркости (2), при близорукости (3)
60 Глаз и его приспособления
61 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ. СОН И БОДРСТВОВАНИЕ. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СТРЕССЫ. Лекция 16
62 Периоды сна человека
63 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДАПТАЦИИ Лекция 17
64 Уровни функциональной активности
65 Динамика потребления кислорода в процессе циклической мышечной работы умеренной мощности
66 Различие в динамике частоты сокращений сердца при легкой и тяжелой работе
67 Суточная динамика умственной работоспособности
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.