Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемuranium-ca.net
1 Опыт Казахстана в решении институциональных проблем управления радиоактивными отходами и урановыми хвостохранилищами МООС РК Абишева А.Б.
2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ Закон РК «О радиационной безопасности населения» Закон РК «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Закон РК «О использовании атомной энергии» Закон РК «О недрах и недропользовании» Экологический кодекс РК
3 Основные подзаконные акты Радиационная безопасность обеспечивается соблюдением требований действующих нормативных актов НРБ 99 Санитарные правила и нормы "Санитарно-гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности", Cанитарно-эпидемиологические правила и нормы «Санитарно- эпидемиологические требования к обеспечению радиационной безопасности объектов нефтегазового комплекса» Санитарные правила ликвидации, консервации и перепрофилирования предприятий по добыче и переработке радиоактивных руд (СП ЛКП - 98) Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-97) Правила консервации земель
4 Полномочия гос. органов Комитет по атомной энергетике МЭМР РК осуществляет: - надзор за осуществлением государственного контроля за радиационной обстановкой на территории Республики Казахстан; - осуществляет государственный учет и контроль ядерных материалов и источников ионизирующего излучения; - утверждает результаты оценки радиационной безопасности; - осуществляет лицензирование видов деятельности в соответствии с действующим законодательством; -осуществляет лицензионный контроль;
5 выдачу лицензий на право ведения работ с радиоактивными отходами, в том числе на работы: 1) сбор и сортировка радиоактивных отходов; 2) дезактивация (очистка от радиоактивного загрязнения) помещений, оборудования и материалов; 3) транспортировка радиоактивных отходов; 4) переработка радиоактивных отходов; 5) хранение и захоронение радиоактивных отходов. выдачу заключений о возможности дальнейшего использования радиоактивных отходов из захоронений, за исключением отходов радиоактивных забалансовых руд в отвалах, принадлежащих горнорудным и разведочным предприятиям урановой отрасли.
6 Полномочия гос. органов Комитет геологии осуществляет выдачу лицензий: -на право недропользования юридическим и физическим лицам, осуществляющим строительство приповерхностных и глубинных пунктов хранения/ захоронения радиоактивных отходов; -- лицензий на участки недр, выделяемые под рекультивацию отвалов горноразведочных, горнодобывающих и горноперерабатывающих работ; выдачу заключений заинтересованным юридическим и физическим лицам о возможности использования горнорудных отвалов на предмет извлечения полезных минеральных компонентов.
7 Полномочия гос. органов Министерство охраны окружающей среды РК осуществляет: государственную экологическую экспертизу проектов пунктов хранения/ захоронения радиоактивных отходов; выдачу экологических заключений на работы, связанные с деятельностью по хранению/ захоронению радиоактивных отходов на предмет получения лицензии; выдачу разрешений на захоронение радиоактивных отходов; экологический контроль пунктов хранения/ захоронения радиоактивных отходов;
8 Полномочия гос. органов Министерство здравоохранения РК осуществляет: государственную санитарно-гигиеническую экспертизу проектов на строительство пунктов хранения/ захоронения радиоактивных отходов; санитарно-гигиенический контроль за пунктами хранения/ захоронения радиоактивных отходов; выдачу санитарных паспортов на пункты хранения/ захоронения радиоактивных отходов.
9 Полномочия гос. органов Министерство по чрезвычайным ситуациям РК осуществляет согласование: использования отработанных подземных выработок, естественных подземных полостей; проектов строительства пунктов хранения/ захоронения, в которых предусматривается проходка горных выработок, бурение скважин и другие работы; технологий переработки радиоактивных отходов с применением взрывных работ и сильнодействующих ядовитых веществ; на стадии проектирования и надзор за технической безопасностью при эксплуатации специализированного технологического оборудования (подвижной состав, сосуды под давлением, тара, электрооборудование и другие), а также за обеспеченностью контрольно-измерительными приборами.
10 Полномочия гос. органов Министерство внутренних дел Республики Казахстан осуществляет: согласование проектов строительства пунктов хранения/ захоронения радиоактивных отходов; организацию защиты и охраны строительства пунктов хранения/ захоронения радиоактивных отходов с позиции, исключающей возможность хищения изделий, сырья и других радиоактивных веществ.
11 Местные исполнительные органы (областные, районные) осуществляют: оформление акта на земельный участок оформление решения об изъятии и предоставлении земельного участка под пункт хранения/ захоронения радиоактивных отходов. Полномочия гос. органов
12 Радиоактивные отходы Радиоактивные отходы были образованы на территории Казахстана в результате: - деятельности бывшего Семипалатинского испы- тательного ядерного полигона; - ядерных взрывов, выполненных для решения народнохозяйственных задач; -деятельности предприятий атомно-промышленного комплекса, использующих в своей деятельности радиоактивные материалы, - деятельности предприятий горнодобывающих и нефте- добывающих комплексов.
13 Программы Казахстана Программы развития урановой промышленности Республики Казахстан на годы Программа консервации уранодобывающих предприятий и ликвидации последствий разработки урановых месторождений на гг. (ПП РК 2001)
14 Программы развития урановой промышленности РК на годы До 2006 года: Строительство пунктов захоронения РАО. Создание и оснащение сети лабораторного наблюдения за условиями труда и состоянием окружающей среды в южных рудоуправлениях с включением в республиканскую сеть мониторинга Организация системы самоконтроля радиоактивного загрязнения кожных покровов и спецодежды персонала. Создание собственной системы измерения индивидуальных доз внутреннего и внешнего облучения.
15 Программы развития урановой промышленности РК на годы До 2012 года: Строительство системы хвостохранилищ с прудами испарителями достаточной испарительной мощности для самовосстановления на ОАО "УМЗ". Рекультивация отработанных блоков добычи урана в южных рудоуправлений. Строительство полигонов захоронения промышленных отходов. Разработка и введение единой системы управления окружающей средой. Обеспечение предприятий компании нормативно-технической документацией. Проведение экологического аудита и разработка ОВОС для предприятий компании.
16 Программа консервации уранодобывающих предприятий и ликвидации последствий разработки урановых месторождений на гг. Целью Программы является реабилитация территории бывших уранодобывающих предприятий - снижение степени радиоактивного загрязнения до уровня, обеспечивающего максимальную защиту здоровья населения.
17 Программа консервации уранодобывающих предприятий и ликвидации последствий разработки урановых месторождений на гг. Для достижения основной цели Программы предусматривается: - консервация уранодобывающих предприятий, производство на которых прекращено в связи с экономической нецелесообразностью отработки месторождений горношахтным способом; - ликвидация уранодобывающих предприятий, производство на которых прекращено в связи с полной отработкой балансовых запасов руды. Для решения задач по реабилитации территорий бывших уранодобывающих предприятий предусматриваются: - захоронение радиоактивных отходов; - дезактивация радиационно загрязненных объектов; - рекультивация нарушенных земель.
18 В качестве первоочередных объектов для принятия мер по нормализации экологической ситуации на участках месторождений экспертами по степени опасности выделены: - открытые горные выработки (карьеры, провалы, шахты); - отвалы кучного выщелачивания, забалансовых руд и пустых пород; - поля фильтрации; -промплощадки. - источников ионизирующих излучений, подлежащих захоронению и находящихся на балансе 342 предприятий и организаций
19 Распределение радиоактивных отходов Наименование объектов Единица измерения Всего Месторождения шт 65 Рудопроявления шт 61 Хвостохранилица Шт 3 тыс.м ,0 Отвалы тыс.м ,4 Итого тыс. м ,4
20 Из бывших урановых объектов было выделено по наиболее радиационно опасным факторам 13 объектов, требующих принятия срочных рекультивационных мер: - хвостохранилище УМЗ (г. Усть-Каменогорск); - хвостохранилище ГМЗ ЦГХК (пос. Заводской, Акмолинская обл.) - хвостохранилище ПГМК (оз. Кошкар-Ата, г. Актау); - месторождение Панфиловское (Алматинская обл.) - месторождение Курдай (Жамбылская обл.) - месторождение Ишимское (пос. Красногорск, Акмолинская обл.) - месторождение Косачиное (пос. Сартубек, Северо-Казахстанская область); - месторождение Бота-Бурум (пос. Аксуек, Жамбылская обл.); - месторождение Восход (Акмолинская обл.); - месторождение Маныбай (г. Степногорск, Акмолинская обл.); - месторождение Глубинное (Акмолинская обл.); - месторождение Балкашинское (Шантобе, Акмолинская обл.); - рудопроявление Маякское (с. Красный Яр, Акмолинская обл.).
21 Программа консервации уранодобывающих предприятий и ликвидации последствий разработки урановых месторождений на гг. Сроки реализации Санация объектов первой очереди в гг., второй - в гг. Выделены средства из РБ На 1 этап – свыше1 500 млн тенге; На 2 этап –1 600 млн тенге; Основной исполнитель Программы Республиканское государственное предприятие "Уранликвидрудник«
22 Уранликвидрудник Создано Постановлением Правительства Республики Казахстан 1998 года РГП «Уранликвидрудник» Основным назначением Предприятия - определить консервацию и ликвидацию недействующих урановых рудников, захоронение техногенных урановых отходов и рекультивацию нарушенных земель с целью восстановления экологического равновесия окружающей природной среды в Республике Казахстан, а также осуществление пострекультивационного (ликвидационного) мониторинга и охрану законсервированных урановых рудников, за счет средств республиканского бюджета,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.